Классный час о защите прав потребителей

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Классный час «Каждый правый имеет право»

Цель:

  • повышение социально — правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.

Ожидаемый результат в субъекте:

  • осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества;
  • усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан;
  • приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.

Классный час проводится в несколько этапов

Предварительная работа.

Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:

  • Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;
  • Жилищный Кодекс;
  • Кодекс об Административных правонарушениях;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Семейный Кодекс;
  • Уголовный Кодекс РФ;
  • Ф. Закон “Об образовании”;
  • Закон РФ “О защите прав потребителей”;
  • Федеральный Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;
  • Закон РФ “Об общественных объединениях”, Правила дорожного движения;
  • Правила поведения в общественных местах.

Разработка хода деловой игры (I).

Проведение деловой игры (классный час)

В ходе игры:

  • определение социальных ролей подростков;
  • определение круга взаимодействия в рамках этих социальных ролей;
  • определение законов и нормативных документов, регламентирующих эти взаимоотношения;
  • знакомство с выдержками из законов и нормативных документов;
  • разработка и проигрывание ситуаций согласно правилам “Этики делового общения”.

Взаимодействие с правозащитными организациями города.

  • Управление образования, начальник.
  • Управление образования, инспектор по охране детства .
  • Управление внутренних дел ГИБДД.
  • Военкомат.
  • Комитет по защите прав потребителей.
  • Молодежная биржа труда.
  • Управление по делам молодежи и спорта.

Цель взаимодействия:

  • определение прав и обязанностей в конкретной социальной роли;
  • выявление механизмов защиты прав подростков;
  • выявление и составление статистики реализации прав и нарушения прав в отношении подростков и самими подростками в городе

Оформление полученной информации:

  • механизм защиты прав: куда и к кому непосредственно обращаться в случае нарушения прав подростка, адрес организации и телефоны должностных лиц, образцы заявлений;
  • оформление в таблицах и графиках статистики нарушения прав и обязанностей подростками и в отношении подростков.

Возможный сценарий проведения деловой игры (этап II).

1. (Звучит запись первого крика ребенка. Ведущие – старшеклассники.)

— Получит свой первый документ – свидетельство о рождении. Станет полноправным гражданином своей страны.

— Человек растет. Общается с окружающим его обществом (социумом).

— А общество живет по правилам.

— А для чего люди придумывают правила?

— Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

— Затем эти правила превратились в Законы, в которых прописаны права и обязанности. Эти законы охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами.

— Но как же узнать, в каком случае, какой закон защищает ваши права?

Учитель. Каждый человек в своей жизни выполняет множество различных социальных ролей. Например: сейчас мы с вами в школе, где моя социальная роль – учитель, ваша – учащиеся. После школы мы идем домой. Наши социальные роли меняются. Ваша социальная роль – сын (или дочь), внук (внучка). Я в свой семье — мама и жена.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить и назвать все социальные роли, которые вы выполняли в своей жизни или те, которые вам предстоит выполнять.

(Все предложенные варианты записываются на доске, объединяются по направлениям. На доске чертится таблица )

Классный час (8 класс) по теме:
классный час «Права потребителей»

· Классный час в 8 классе посвящен знакомству учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, формированию элементарных умений защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом. Учащиеся знакомятся с понятием «потребитель», законом «О защите прав потребителя».

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«ПАНАЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 8б класса

Классный час «Права потребителей»

  1. познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.
  1. сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом, учить учащихся грамотному поведению на рынке товаров.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

Где мы приобретаем товары, и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд (ответы учащихся):

Товар приобретается в магазинах:

  1. магазины продовольственные;
  2. магазины промтоварные;
  3. магазины хозяйственные;
  4. магазины радиотоваров;
  5. торговые центры, гипермаркеты.

Назовите предприятия, где могут оказать услуги?

Представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «»Увы, — отвечает продавщица, — я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.

Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Кто же такой потребитель ? (ответы учащихся)

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

В каких случаях герои сказок были потребителями?

  1. Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К.Чуковский)? (Да);
  2. Старик, по отношению к золотой рыбке (А.С.Пушкина)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);
  3. Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д.Дефо)? (Нет, он же ничего не покупает).
  4. В каких случаях книга может быть товаром?:

— Если вы ее продаете (да);

— Дарите маме (нет);

— Даете почитать учителю (нет).

Работа с законом «О защите прав потребителя»

Потребитель защищен законом «О защите прав потребителя». Этот закон довольно строг. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году , когда президент США сказал: «Потребители, по определению, это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». На высшем уровне было дано понятие потребитель . Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:

  1. Право на информацию
  2. Право на безопасность
  3. Право на выбор
  4. Право быть услышанным

Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.

В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) — Всемирная организация потребителей . Организация работает более 50 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International:

  1. Право на информацию
  2. Право на безопасность
  3. Право на выбор
  4. Право быть услышанным
  5. Право на возмещение ущерба
  6. Право на здоровую окружающую среду
  7. Право на потребительское образование
  8. Право на удовлетворение базовых потребностей

Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.

9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт , Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус .

Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года : «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей».

Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

Какие права имеет потребитель?

1. Право на просвещение. (Знание своих прав как потребителя)

2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).

3. Право на качество.

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

— безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

— замены на товар аналогичной модели, марки;

— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

— соразмерного уменьшения цены;

— расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.

Скажите, вы как потребитель, какие вещи стремитесь приобрести?

А продавец какие цели преследует ?

Как правильно поступить, если купленная в магазине, обувь оказалась с дефектом, что мы можем предпринять?

Необходимо обратиться в магазин, где приобретался товар и:

  1. заменить товар на товар аналогичной марки;
  2. заменить товар на товар другой марки с перерасчетом цен.

Или магазин должен:

  1. возместить расходы на устранение недостатков;
  2. возвратить деньги, уплаченные за товар;
  3. безвозмездно устранить недостатки.

Однако не все товары подлежат обмену.

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:

  1. предметы личной гигиены;
  2. парфюмерно-косметические товары;
  3. посуда, столовые и кухонные принадлежности;
  4. товары бытовой химии;
  5. изделия из серебра и золота;
  6. автомобили;
  7. прогулочные суда;
  8. мотовелотовары;
  9. лекарственные препараты.

Вы работники комитета по защите прав потребителей. К вам пришли посетители со своей проблемой: их права нарушены. Разберитесь в ситуации и предложите выход из нее.

Гражданка Иванова И.В.купила сотовый телефон 27 декабря в ООО «Контакт» с гарантией на 6 месяцев. Спустя месяц в телефоне стали проявляться недостатки: он стал отключаться, отсутствовала блокировка кнопок, пропадали данные на дисплее. С требованием устранения недостатков телефона Иванова И.В. обратилась с магазин. Ей была выдана квитанция, согласно которой ремонт сотовых телефонов может производиться до 40 дней. По истечении данного срока Иванова И.В. пришла в магазин за телефоном, но оказалось, что его потеряли, предложили зайти через неделю. В условленный срок Иванова И.В. вновь зашла за телефоном. Ей сообщили радостную новость: телефон отыскался, будет доставлен из Москвы, куда его отправляли для ремонта, но гарантийный срок на него закончился и ремонт необходимо будет оплатить.

Выход в данной ситуации – написать исковое заявление в суд.

Выполните коллаж из вырезок из журналов и газет, цветной бумаги, используя маркеры, чтобы отразить тему «Современный потребитель – какой он?».

Каким должен быть потребитель?

  1. должен знать законы;
  2. уметь пользоваться этими законами;
  3. быть неравнодушным человеком;
  4. не терпеть, когда тебя обсчитывают, хамят;
  5. сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.

Чтобы противостоять некачественным товарам нам необходимо знать положения Закона «О защите прав потребителя» и действовать в соответствии с этими положениями. И если вы обнаружили некачественный товар и у вас возникли проблемы с заменой товара, вы всегда можете обратиться в соответствующие организации:

Северина О.В. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. – Волгоград: Панорама, 2007

Сценарий классного часа «Права потребителя»

Классный час приурочен к Всемирномудню защиты прав потребителей, который проводится ежегодно 15 марта. Тема защита прав потребителей актуальна и интересна не только студентам, которые обучаются по специальности 38.02.01«Коммерция (в торговле)», но и широкому кругу лиц, которые являются потребителями товаров и услуг. На занятии в игровой форме с использованием мультимедийной презентации учащиеся знакомятся со статьями Закона «О защите прав потребителей» и простыми жизненными правилами, которые позволят избежать многих неприятных ситуаций.

Цель: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве.

Задачи: сформировать правильные действия в случае нарушения прав потребителя, элементарные умения защиты своих прав в этой области; воспитать грамотного потребителя.

Copyright © 2010—2018
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Поддержка
(495) 589-87-71

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Классный час на тему «Защита прав потребителей»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

«ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Подготовила: Доля Виктория Александровна

Оснащение: компьютер, проектор, экран, музыкальные колонки, классная доска

Тип мероприятия: комбинированное

познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом, учить учащихся грамотному поведению на рынке товаров.

Ход классного часа

Читает ученица 8 класса:

Пускай сегодня миром правят деньги,

Доверие на них нельзя купить.

Не стоит забывать про честь и совесть

И на одной волне с клиентом надо быть.

Чтоб репутацию случайно не запачкать

И на успех свой не накликать тень,

О потребителях забота, однозначно,

Должна быть главной средь других идей!

Вступительное слово классного руководителя

Ребята, сегодня у нас необычный классный час, а открытый, с присутствием дорогих гостей. Поприветствуйте их!

Дорогие учащиеся, мы с вами знаем, что сегодня, 15 марта, празднуется Всемирный день защиты потребителей. А что же такое — потребности? (дети отвечают)

Да, действительно! Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести. Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями, то есть обладаем определенными правами и обязанностями

История: Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта, начиная с 1983 года, однако в России основания для его празднования появились почти на десятилетие позже, а именно – в 1992 году, когда был принят федеральный закон «О защите прав потребителей».

Учитель: Где мы приобретаем товары, и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд? (ответы учащихся) :

Товар приобретается в магазинах:

магазины промышленных товаров;

магазины бытовой техники;

торговые центры, гипермаркеты и т.д.

Назовите организации, где могут оказать услуги?

Каждый из нас должен знать, что

ПОТРЕБИТЕЛЬ – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя? (написано на доске)

Потребитель чаще всего не профессионал

Потребитель чаще всего юридически безграмотен

В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

Мы имеем право на: (написано на доске)

качество (т.е. продавец должен продать вам качественный товар, а исполнитель предоставить качественно выполненную услугу)

безопасность (т.е. вы имеете право на то, чтобы товар или услуга не были опасны для жизни, здоровья, имущества или даже окружающей среды. Основные нормы и требования к качеству товаров и услуг зафиксированы в федеральном законе «О защите прав потребителей».)

информацию (т.е. каждый потребитель имеет право на достоверную информацию о том что, когда, как и кем произведено, кто продает, а также где, на каких условиях и когда он сможет этот товар или услугу приобрести.)

возмещение ущерба (одно из важнейших, кстати, прав, потому, что чаще всего взывают именно к нему. Это право означает, что за нарушение прав потребителя, продавец, исполнитель или изготовитель несет ответственность , предусмотренную законом и договором (если таковой имеется).

Право быть услышанными

Учитель: А скажите мне, существуют ли товары, которые невозможно обменять в течение положенных 14-ти дней. Правильно, конечно существуют (написано на доске)

Товары не подлежащие обмену:

Предметы личной гигиены

Посуда, столовые и кухонные приборы

Товары бытовой химии

Изделия из драгоценных металлов

Упражнениея с детьми, показ видеороликов о достойном и отрицательном обслуживании в магазинах. ( Видеоролики – 5 мин., обсуждение – 5 мин.)

Учитель: А давайте вспомним наши русские сказки , в каких случаях герои сказок были потребителями?

Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К.Чуковский)? (Да);

Старик, по отношению к золотой рыбке (А.С.Пушкина)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);

Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д.Дефо)? (Нет, он же ничего не покупает).

В каких случаях книга может быть товаром?:

— Если вы ее продаете (да);

— Дарите маме (нет);

— Даете почитать учителю (нет).

Хорошо, а сейчас вы видете у себя на столе листок и ручку. Вам необходимо в течении 3-х минут вспомнить сказки, произведения, мифы, легенды и т.д., в которых между героями присутствуют товарно – денежные отношение, либо использование какой – нибудь сферы услуг (дети пишут в течении 3-х мин.)

Подводим итог: 1. Кто такой потребитель?

Какие права имеет потребитель?

Почему необходимио защищать права потребителей?

Анекдот об обмене детей в роддоме мужчиной

В конце цитата: «Смыслом существования становится производство все возрастающего числа материальных ценностей. При этом человек сам превращается в вещь, а обладание — в смысл жизни. «Иметь» теперь важнее, чем «быть». Тентаро Судзуки

Учитель: Дети, мы всегда обязаны помнить, что тоже должны быть вежливыми, обходительными, внимаательными. Да – мы потребители, но в первую очередь мы – люди!

Кл. час. Грамотный потребитель.docx

Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Агротехнический техникум»
Методическая разработка
классного часа
«Грамотный потребитель»
Автор работы:
Лариса Владимировна Ухина ­
мастер производственного обучения,
Валентина Геннадьевна Ольховская ­
преподаватель биологии и химии

Камень – на – Оби
2017

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
3. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ: «ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»
5. ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка:
Все люди когда­либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к
врачу. Но не задумывались, что в этих случаях они являются потребителями и что при этом
обладают определёнными правами, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не
устраивает качество покупки или услуги.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и
интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского
законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными
правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Наш классный час рассказывает, кто такие потребители, каковы основные права
потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные
интересы потребителей.
Классный час был разработан для обучающихся по профессии:
«Продавец, контролер­кассир» и приурочен к Всемирному дню защиты
прав потребителей.
Цели и задачи классного часа:
1. Привитие потребительской грамотности обучающимся.
2. Познакомить обучающихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и
способы их защиты.
3. Сформировать элементарные умения защиты своих прав.
4. Учить находить выход из ситуаций, используя знания законов;
5. Учить обучающихся грамотному поведению на рынке товаров.
Оформление:
Экран с презентацией, плакаты, раздаточный материал.
Подготовительная работа:
­ подбор материала, разработка сценария, подбор участников, ведущих;
­ подготовка презентации, подбор фильма;
­ техническое оформление мероприятия: компьютер, экран, проектор;
­ оформление кабинета: плакаты, образцы товаров, раздаточный материал.

Ход мероприятия:
Преподаватель
Ребята, обратите внимание на оформление кабинета, проанализируйте фильм, который вы
просмотрели и скажите: «Как вы думаете, чему будет посвящен сегодня наш классный
час?»
Выслушиваются предположения детей.
Слайд «Тема и цели»
Преподаватель
Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго
индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение
отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то,
что все мы потребители.
Кто же такой потребитель?
Выслушиваются ответы ребят.
Слайд «Определение ­ потребитель»
Закон РФ «О защите прав потребителей» гласит:
«Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо
заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно
для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности»
Преподаватель
Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы
выступали в роли потребителя, отмечайте этот факт.
Ребята рассказывают.
Преподаватель
Во всех этих случаях вы были потребителями.
Ведущий 1
Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего
дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности,
работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом
неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители,
родственники, друзья.
Ведущий 2

Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно
совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку,
поздравительную открытку, расплатиться за обед
в школьной столовой, приобрести билет в кино.
К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как
потребителей были нарушены.
Разыгрывается ситуация (2 учащихся)
 Катя, здравствуй! Откуда ты?
 На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
 Ну и как успехи?
 Обуви на рынке очень много. Долго искала что­нибудь подходящее, но все­
таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
 Покажи, пожалуйста.
 Ой, что же это такое?
 А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
 Что же мне делать?
Ведущий 1
Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько
огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях
пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права
нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а
уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране в
1992 году, т.е. 25 лет назад был принят Закон «О защите прав потребителей».
Преподаватель
Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше?
Ведущий 2
Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций
15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день в 1962
году впервые в мировой истории президент США Джон Кеннеди сказал: «Потребители, по
определению, это все мы. Потребители ­ это крупнейший экономический слой, который
воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но
это единственный голос, которого зачастую не слышно». На высшем уровне было дано
понятие потребитель.
Ведущий 1

Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых права потребителей:




Право на информацию
Право на безопасность
Право на выбор
Право быть услышанным
Позже они легли в основу закона: «О защите прав потребителей» во многих странах,
включая Российскую Федерацию.
Преподаватель
Все мы являемся покупателями, в той или иной мере приобретая товар в магазине. Но по
окончании нашего техникума, мы станем еще и квалифицированными специалистами:
продавцами. Поэтому мы как никто другой, должны знать Закон регламентирующий
отношения между продавцом и покупателем. Знать свои права и обязанности на
приобретения и продажу товара. На уроках учебной практики мы с вами начали изучение
закона: «О защите прав потребителей». Давайте вспомним основные моменты:
Ведущий 2
Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять
потребителю полную и достоверную информацию. Если какие­то существенные для вас
товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как
можно больше информации из различных источников ­ из специальных журналов,
Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную
документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке.
Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.
Ведущий 1
Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности. Поэтому покупая их
обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации. Никогда не покупайте
товар, срок годности которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене.
Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление
или иное серьезное заболевание.
Ведущий 2
Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания
услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу
никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата
продажи.
Ведущий 1
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на
аналогичный товар, если этот товар не подошел по форме, размеру, фасону, расцветке,
габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.
Потребитель имеет право на обмен лишь в течении 14 дней , не считая дня его покупки.
Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится , если указанный
товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства

,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек выданные потребителю вместе с
проданным указанным товаром.
Ведущий 2
Однако не все товары подлежат обмену.
Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:
 предметы личной гигиены;
 парфюмерно­косметические товары;
 посуда, столовые и кухонные принадлежности;
 товары бытовой химии;
 изделия из серебра и золота;
 автомобили;
 мотовелотовары;
 лекарственные препараты;
 животные и растения;
 оружие и т.д.
Ведущий 1
Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное
право потребовать:
­ безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
­ замены на товар аналогичной модели, марки;
­ замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
­ соразмерного уменьшения цены;
­ расторжения договора купли­продажи и возврата уплаченных денег.
Ведущий 2
Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в
другую ­ есть определенная последовательность действий, которой следует
придерживаться. И не забывайте, что ваша опора ­ это Закон «О защите прав
потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Ведущий 1
Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное ­ старайтесь
не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы
потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только
себя, но прав и интересов множества других граждан.
Преподаватель
Давайте теперь вернемся к ситуации, которую нам показали Катя и Таня.
И ответим на вопрос: «Что же делать Кате в этой ситуации?»
Выслушиваются ответы ребят

Преподаватель
Давайте рассмотрим ещё несколько ситуаций:
Ситуация “ Спортивный костюм “
Покупатель: Добрый день. В подарок от бабушки я получила вчера спортивный
костюм, приобретенный в вашем магазине, но он мне не подошёл по
размеру. Пожалуйста, обменяйте мне этот костюм на такой же, но
моего размера.
Продавец: Извините, но я вас не видела в нашем магазине, и костюм покупали не
вы, а значит, я вам не поменяю товар.
Покупатель: Но у меня же сохранился чек, и обратилась я к вам сразу же. Вы
обязаны обменять товар.
Продавец: Ничего не знаю. Не буду обменивать.
Преподаватель
Прав ли продавец?
Ситуация “Недоброкачественная колбаса”
Покупатель: Добрый день.
Продавец. Здравствуйте.
Покупатель:
Сегодня в вашем магазине я купил батон колбасы “Дорожный
сервелат”. Дома я обнаружила, на разрезе, в колбасе обрывки
шпагата.
Продавец: А вы можете подтвердить, что колбаса была куплена именно в нашем
магазине?
Покупатель: Да у меня даже чек сохранился. Вот, пожалуйста “Троицкие
колбасы и чек сегодняшний
Продавец: Хорошо, мы вам вернём деньги за товар, а некачественном продукте,
поговорим с поставщиком. Поскольку закон о защите прав
потребителя, на вашей стороне.
Покупатель: Большое спасибо.
Продавец: До свидания. Извините за инцидент.

Преподаватель
Правильно ли в этом случае поступил продавец?
Викторина « Вопрос­ ответ» на знание статей Закона « О защите прав потребителей»:
1. Кто такой «потребитель»?
2. Какой закон защищает покупателя?
3. Что надо помнить покупая колбасу, консервы, соки ?
4. В какой срок покупатель может вернуть товар, не подошедший по размеру, фасону,
цвету?
Ведущий 2
Мы покупаем что­то каждый день,
Мы платим деньги и хотим, чтоб честно
Происходил наш бартер, наш обмен,
Чтоб были все довольны повсеместно!
В День потребителя хотим всем пожелать,
Чтоб обязательства все знали и права все,
Чтобы услуги качество для нас
Превосходило ожидания любые
Ведущий 1
Все – от народа до правителей,
Хотим мы точно знать свои права,
И в день защиты права потребителей,
Организаторам движения хвала.
Они помогут отстоять нам интересы,
Научат, как обманутым не стать.
Помогут избежать нам стресса,
И то, что нужно отыскать.
Ведущий 2
Потребитель прав всегда!
Это всем давно известно.
Но бывает иногда
К нам относятся не честно!
И поэтому сейчас,
Потребителям желаю,
Знать права свои всегда,
И, конечно. Поздравляю!
Преподаватель
Подведение итогов.

Участникам вручаются памятки потребителя.
Памятка потребителя:
избежать неприятностей.
продавец.
1.Соблюдайте правила самозащиты и это позволит
2.Относитесь внимательно к выбору продавца.
3.Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
4.Следите за информацией, которую вам предоставит
5.При покупке обязательно возьмите чек.
6.Проверьте правильность оформления технического
7.Обязательно сохраните чеки, ведь это
паспорта, наличие печати и подписи продавца.
единственное доказательство, что вы совершили
покупку в данном магазине.