Классный час гражданский долг

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Классный час по теме «Гражданская позиция школьников: что это значит?». 7-й класс

Цель: формирование гражданской позиции личности.

— рассмотреть основные понятия “гражданин”, “гражданская позиция”;

— формировать знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину;

— мотивировать на проявление инициативы в реализации себя как гражданина.

Оборудование: ватман, маркер, цветная бумага.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе мы поговорим о гражданской позиции школьников.

Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нём умелых людей – каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников…

Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но – самое главное – все эти Мастера были людьми добрыми и отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И ещё они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.

Но вот однажды на город напали чёрные рыцари, промышлявшие разбоем, налётами на города и селения. Их вожак – старый хромой воин – объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жёны самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. На сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане.

Вооружившись, кто чем мог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.

— Что значит быть гражданином?

Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, он любит свою страну, вместе с неё переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордится.

— У каждого гражданина должна быть сформирована гражданская позиция. Это ваши личностные качества.

— Какими качествами должен обладать настоящий гражданин?

Чтение рассказа “Не твоё дело”.

— Что должно включать в себя понятие “гражданская позиция”? (на доске вычерчивается схема в виде круга, где в центре –“гражданская позиция”, а от этого понятия идут лучи с записью личностных качеств гражданина).

— Итак, гражданская позиция это – любовь к родителям; любовь к школе, любовь к малой родине, любовь к стране, уважение к старшим, к труду, к учёбе, отношение к своему здоровью и т.д.

— Давайте определим гражданскую позицию вашего класса.

— Кто из вас уважительно относится к труду, не обидит ближнего, поможет пожилому человеку – поднимите белый квадрат (на доске приклеивается белая полоса).

— Кто из вас говорит правду, старается хорошо учиться, поднимите синий цвет (на доске приклеивается синяя полоса).

— Кто из вас любит своё Отечество, свой город, свой дом, родителей – поднимите красный квадрат (на доске появляется красная полоса).

— Что у нас получилось?

— Российский флаг – один из символов нашего государства, где белый цвет – благородство, синий – верность и честность, красный – любовь, мужество и смелость. Значит вы настоящие граждане России.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!

На данном классном часе использовалась технология “Кейс-стади”.

Являясь приоритетным направлением общественного воспитания, воспитание гражданина ориентировано на непосредственное приобщение юношей и девушек к жизни в обществе через формирование их гражданской позиции. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека. То есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим, содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего поколения к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте.

Классный час «Державы верные сыны»

  1. Воспитание у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.
  2. Формирование активной жизненной позиции, развитие самоуправления, умение работать в команде, чувства ответственности и организаторских способностей.

Задачи: создание условий:

– позитивного общения, творческой атмосферы, проявления индивидуальных качеств личности в рамках совместной деятельности учащихся класса;
– успешного формирования, сохранения и развития патриотических чувств гордости за свою страну, способности встать на защиту государственных интересов страны.

1. Воздушные шары.

2. Мультимедйные средства:

На экране высвечивается:
– тема классного часа;
– девиз;

По ходу мероприятия:
– пейзажи русской природы;
– правила турнира.

3. Видеоматериал: кадры из к/ф “Офицеры”.

4. Мясорубка – 2 шт.

5. Цветная бумага.

7. призы, подарки.

Долг каждого – любить Родину,
быть неподкупным и смелым,
хранить ей верность, даже ценой жизни…

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались с вами в этом зале накануне замечательного праздника. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодняшнее название – День защитника Отечества – даёт повод поздравить и вас, уважаемые воины, и вас, будущих солдат и офицеров. Я надеюсь, наш праздник создаст вам, присутствующим, хорошее настроение и поможет ещё больше понять что такое Родина, каким должен быть настоящий защитник Отечества.

На фоне лирической мелодии звучат строки из стихотворения М.Пляцковского “Родина”. На экране слайды с изображением русских пейзажей.

Родина, мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим!

Так уже вышло, что история России – это история военного подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.

Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву.

Кадры из фильма “Офицеры”.

23 февраля – День защитника Отечества отмечается в нашей стране с 1918 года. Этот день – дань уважения всем поколениям героического воинства. А поскольку испокон веков защитникам были мужчины, то это воистину “мужской день”, в который все представители сильного пола принимают поздравления и получают подарки.

В нашем зале присутствуют гости…

Идёт представление гостей, звучит музыка…

Мы приветствуем всех в нашем зале и желаем будущим и настоящим защитникам Отечества счастья безграничного, здоровья богатырского, любви вечной.

Когда-нибудь настанет мир во всём мире. Мы переработаем все ядерные заряды, и всё оружие пойдёт в утиль. Человек, наконец, исправится.

Но, увы, пока есть люди, которые только и мечтают о перекройке границ, среди нас гремят взрывы и льётся кровь. Можно ли тут забывать о сильной армии, военной службе и физической подготовке.

Слово предоставляется (офицеру).

Наш народ любит русского воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь! О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нём – русском солдате, который воюет отлично, “дымом греет, шилом бреется”, а при случае и кашу из топора сварит – пальчики оближешь! И сегодня вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, предоставляется возможность показать свою силу, ловкость и смекалку в турнире. А помогать мне в качестве ведущих будут Лера и Маша.

Команды приглашаются на сцену.

Оценить эрудицию, находчивость, ловкость и сноровку предстоит вам, многоуважаемое жюри, почётные гости, и вам, наши зрители.

Прошу жюри занять почётное место, а командиров отделений построить свои команды и доложить нашему жюри, какой род войск представляет ваша команда.

Турнир – традиционное состязание между мужчинами, рыцарями в честь прекрасных дам. Помните, что любой турнир проводится по особым правилам. И вы тоже, уважаемые игроки, должны помнить о них.

  1. Играем не ради корысти, а ради удовольствия – своего и других.
  2. Играем честно. Обидно когда проигрываешь, но всё равно не мухлюй и не злись.
  3. Будь стойким, не унывай при неудаче и не злорадствуй.
  4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
  5. Не упрекай партнёра за промахи, но старайся поправить своими успехами.
  6. Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.

Итак, начинаем игру.

I конкурс “Служит Родине солдат”.

Командам поочерёдно предстоит очень быстро ответить на вопросы.

  1. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма.)
  2. Армейское наказание. (Наряд вне очереди.)
  3. Как называется трубка для патронов? (Магазин.)
  4. Гусеничная военная машина. (Танк.)
  5. С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов? (Противогаз.)
  6. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбой. (Снайпер.)
  7. Склад военного снаряжения. (Арсенал.)
  8. Какие головные уборы носят солдаты? (Фуражки, пилотки, каски.)

II конкурс “Отгадай слово”.

А теперь поиграем в слова.

У меня в руках связка шаров. Каждой команде я вручаю по три шара, в каждом шаре по две буквы. По моему сигналу вы протыкаете шары, извлекаете из них буквы, составляете слово. Та команда, которая раньше составит слово – побеждает.

Ответ: слово “Родина”.

III конкурс “В походе”.

Сами знаете, что в походе пищу варят в котелках. А вот ложку солдату хорошо иметь свою, с ней и еда вкуснее покажется. Да вот беда – в походе порой ложка то потеряется то сломается. Одна надежда, что поможет солдатская смекалка. Вот вам, ребята, по несколько бумажных листочков – каждой команде своего цвета. Требуется сложить из них походную ложку и стаканчик. Листочки можно разрывать, складывать по своему усмотрению.

На конкурс отводится 2 минуты.

IV конкурс – конкурс болельщиков.

А пока команды выполняют задания, я приглашаю поиграть болельщиков.

Перед вам рисунки (так называемые друдлы). Определите, чтобы это значило? За правильный ответ – жетон, кто получит больше жетонов – получит приз.

Итак, команды выполнили задание, прошу жюри оценить работу команд.

А сейчас я приглашаю командиров на сцену.

V конкурс – конкурс капитанов.

Конкурс командиров пройдёт в два этапа.

1-й этап. Каждому командиру я вручаю по листу бумаги, нужно как можно дальше его бросить.

2-й этап. Каждый воин должен умело управлять не только с оружием, но и предметами домашней утвари. Вы должны как можно быстрее и правильно разобрать и собрать мясорубку. Звучит быстрая музыка.

Жюри оценивает работу капитанов.

На службе бывают минуты отдыха, и солдат берёт в руки музыкальный инструмент и поёт.

Слово нашим гостям. Гости исполняют песню.

VI конкурс “Собери сестрёнку в школу”.

Я приглашаю по одному бойцу из каждого отделения. В конкурсе нам будут помогать девушки. Прошу двух девушек выйти на площадку.

Представьте, уважаемые бойцы, у вас маленькая сестрёнка или дочка, которую надо собрать в школу. И, прежде всего, заплести косички.

Вот это вам и предстоит сделать. Кто красивее и быстрее заплетёт 2 косички, тот и выигрывает конкурс.

Жюри оценивает работу.

VII конкурс “Перепляс”.

У кого душа не узкая,
Все, кто любит пляску русскую,
Выходит, не ленись.
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов.

Команды пляшут барыню в современной аранжировке.

Ведущий во время танца подсказывает движения, комментирует:

Танцуй веселей! Молодцы!
Пляшем да подсвистываем!
Вприсядку отплясываем!
Девицы! Платочками помахиваем!

Все участники получают призы.

Подведение итогов турнира. А пока жюри подводит итоги, девушки 6 класса исполняют песню “Синий платочек”.

Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. Как красивые картинки калейдоскопа сменялись конкурсы. Но, к сожалению, всё интересное быстро заканчивается.

Мы хотим поблагодарить наших гостей и поздравить их с приближающимся замечательным праздником – Днём защитников Отечества.

Мужчины – дар божий для слабого пола.
Мужчина – защитник, мужчина – опора.
И есть ещё всяких немало причин,
Чтоб женщины славили нынче мужчин.
А нам лишь и надо, чтоб пушки молчали…
Чтоб женщину вы берегли от печали…
Тепло излучали, волнуя нам кровь…
И вместе бы мы защищали…
Нашу ЛЮБОВЬ!

Спасибо вам, уважаемые гости за то, что вы пришли к нам. Мы ещё раз говорим:

Классный час – диспут: «Что значит быть патриотом сегодня?» 10–11-й классы

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Цели:

    выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
  • определить роль патриотизма в жизни современного общества;
  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”

«Патриотизм», «любовь к Родине», «Отчизны верные сыны»… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов — возвышенных, благородных и одновременно — из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что «проблема патриотизма» стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их «эксклюзивная» любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: «Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?» Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что «патриотизм — это любовь к своему народу, а национализм — ненависть к другим», и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

1. Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.

Кто-то из мудрых сказал: «Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации».

Действительно, историческое прошлое — это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

  • Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

2. Участие граждан в голосовании.

По Библейскому писанию, свобода — один из самых священных даров, которые Бог дал человеку. В Библии мы многократно встречаем описание того, как Бог стремится научить человека пользоваться свободой. Может ли быть для отца большая радость, чем та, которую он испытывает, видя, как его сын умело пользуется возможностью выбора? Почему мы, люди, боимся делать выбор, а если совершаем, — то плохой?

Часто свобода, которую дал нам Бог, может быть истолкована как слабость со стороны Бога. Однако Он предпочитает такое положение вещей. Он мог бы создать нас роботами, запрограммированными на подчинение, но не сделал этого. Он мог бы лишить нас возможности грешить, однако тогда мы не были бы свободны, оставаясь рабами добра, а Бог не хочет, чтобы мы были рабами даже хороших дел, даже добра. Это противоречит Его сущности.

Во многих иностранных школах дети еще со школьной скамьи изучают политический процесс, осознают то, что они граждане и должны принимать активное участие в жизни общества. Для этого проводится целенаправленная работа по политическому просвещению учащихся. Это очень правильно, потому что люди начинают осознавать себя гражданами своей страны, чего нет, к сожалению, у нас. И только чувство личной ответственности, глубокого патриотизма и осознание непосредственной причастности к общественной жизни страны заставляют сознательных граждан идти на выборы.

  • Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?

Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

Для того чтобы сделать участие граждан в выборах обязательным, потребуется изменение Конституции. В некоторых странах предусмотрено обязательное голосование. В частности, в Австралии неучастие в выборах влечет административную ответственность в виде штрафа. Однако большинство демократических государств признают, что участие в выборах является исключительно правом граждан. В России и старшее, и молодое поколение часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.

3. Служба в армии.

Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

  • “Армия – это напрасная трата времени”.
  • “Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
  • “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
  • “Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
  • Дедовщина в армии.
  • “Там один беспредел”.
  • “Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим:

  • “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
  • “Это долг каждого мужчины”.
  • “Армия учит жизни”.
  • “Ребята должны защищать Родину”.
  • “Армия дисциплинирует”.
  • “Армия делает человека сильным”.
  • “Парню стыдно не служить!”.
  • А какого мнения придерживаетесь вы? Должна ли служба в армии быть обязательной? Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?

Вывод: Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.

4. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы — многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Мигранты — не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы — это в основном граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин — политических, техногенных, может быть, даже климатических — вынуждены были покинуть территорию своей страны.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Иначе будет непонятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо — какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти. Без грамотно построенной и осмысленной национальной политики не понять, что собрало воедино на такой огромной территории представителей разных национальностей.

Много проблем сейчас и у наших сограждан за рубежом. Представителями российской гражданской нации, проживающими за пределами Российской Федерации, являются граждане России и соотечественники. Соотечественник — лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность).

“Я родилась и живу в Латвии, но всей душой люблю Россию. С замиранием сердца читаю новости, голосую за русских артистов и так далее. Я патриотка России. Я не виню эту страну за то, что она не смогла меня «пригреть», как Россия, я виню политику. Я никогда не смогу считать «домом» страну, в которой меня считают оккупанткой, не смогу любить ту часть населения, которая ненавидит русских. Я не говорю от имени всех русских живущих в Латвии, я говорю за себя. Я просто очень несчастна тут, это не то место на Земле, которое хочется назвать Родиной, домом.”

  • Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Как вы её разрешили или какие способы её разрешения могли бы предложить? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Вывод: Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Власть должна немало сделать для того, чтобы в России окончательно сложилась новая политическая гражданская общность, объединяющая все народы страны. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте — Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау. Патриотизм — это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина — Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

5. Поддержка отечественного производителя.

Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты ( всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничениие ввоза импортных товаров.

Столь же дружно жители страны призывают государство поддерживать нашу нефтегазовую отрасль(91%) и самолетостроение (88%).

Большинство россиян, а именно 70% опрошенных, уверены: государство должно обеспечить защиту отечественного автомобильного производства и ограничить доступ на российский рынок иномарок.

Ратуя за государственную поддержку отечественных товаропроизводителей – будь то производство мебели, одежды или бытовой техники, – россияне в большинстве случаев готовы мириться и с ростом цен, и с не всегда высоким качеством «родной» продукции.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле.

По его оценке, запрет ввоза иностранной продукции — это «самый простой, но самый опасный путь. Стоит только перестараться, и цены сразу заметно поползут вверх».

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: «Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей». Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.

  • Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотического начала? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?

Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.

6. Вера в возрождение России как сильной державы.

«Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом “Геймер”. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются русские солдаты (или советские это дела не меняет), а таких игр сейчас достаточно. Так вот мой друг их расхваливал замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и.т.д. После того, как он спросил мое отношение к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых нужно убивать русских солдат. Я понимаю, что это глупо (это всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, я так считаю. Так вот мой друг ответил на это совершенно неожиданно, он сказал, что патриотизм это глупость, какая разница кого убивать. На что я ему ответил, что в игре тебе может быть все равно кого убивать, но патриотизм – это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что “защищать родину глупо, а гордость за страну — тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья” меня сразила наповал. Это ужасно.

Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить.

Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть я в чем-то не прав, не знаю…….»

  • Как вы думаете, патриотизм сегодня — это реальность или утопия? Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

/В ходе диспута на доске под словом ПАТРИОТИЗМ размещаются формулировки обсуждаемых вопросов, что, в конечном итоге, выражается в следующей схеме:/

ВЫВОД: С точки зрения этики “патриотизм” — это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, — значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

План-конспект занятия (7 класс) на тему:
Классный час, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших гражданский долг за пределами Отечества

Ровно 25 лет отделяет нас от тех памятных дней, когда советские войска покинули землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг тысячи солдат и офицеров, отважных сынов нашей Родины. Война коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей. Теперь день 15 февраля является в России Днём памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день мы чествуем воинов-интернационалистов, которые самоотверженно решали возложенные на них боевые задачи в «горячих точках». В этот день мы преклоняемся перед семьями, не дождавшимися своих родных.

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших гражданский долг за пределами Отечества

Наименование ОУ: МБОУ Николо- Березовская СОШ

Ф.И.О. автора, должность: Адамова С.А., учитель химии

Возраст участников: 7 класс

Ведущий: Ровно 25 лет отделяет нас от тех памятных дней, когда советские войска покинули землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг тысячи солдат и офицеров, отважных сынов нашей Родины. Война коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей. Теперь день 15 февраля является в России Днём памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день мы чествуем воинов-интернационалистов, которые самоотверженно решали возложенные на них боевые задачи в «горячих точках». В этот день мы преклоняемся перед семьями, не дождавшимися своих родных.

Чтец:
Нам задают один вопрос:
«А вам бывает страшно?»
Никто не хочет умирать,
Об этом знает каждый,
Но, если просят нас помочь
И защитить от смерти,
То, подавляя страх в душе,
Мы в бой идем, поверьте.

Чтец:
Глоток тишины между жизнью и боем,
И видится мир абсолютным покоем,
Но вот раскаляется ствол автомата,
И падают в братское небо ребята,
И падают в небо, и падают в небо.

Чтец:
Не знаем, что писать домой,
Чтоб маму не тревожить.
Зачем летаем мы сюда,
Понять она не может.
В слезах мечтает лишь о том,
Чтобы живым вернулся,
Обнял ее, сказал: «Не плачь!»
И просто улыбнулся.
Чтец:
Здравствуй, мама, я опять пишу письмо.
Здравствуй, мама, все как прежде хорошо.
Все нормально, светит солнце, над горой встает туман.
Знаешь, мама, здесь не страшно, просто здесь идет война.
Мать читает, а в глазах стоит туман,
Мать не знает, все здесь правда, иль обман.
Мать не в силах оторваться от могильного холма.
Сын в земле, а на ладони листик этого письма.

Чтец:
Мать не в силах оторваться от могильного холма.
Сын в земле, а на ладони орден «Красная звезда».
Лишь вчера с осенним ветром горе стукнуло в окно,
А сегодня на рассвете почтальон принес письмо.
В нем живой он, он смеется и так хочет долго жить.
Здравствуй, мама, здравствуй, вечность.
Мы не в праве их забыть.

Чтец: Не вылечить память, кровавую память
На братских могилах, что в наших сердцах,
Она словно камень, кровавая память,
Нам снится, нам снится война без конца…
Чтец: Мы мальчишек своих не навек провожали,
Мы им письма писали, бранили порой.
И не знали еще, что их смерть ожидает
В той стране роковой, что зовется Чечней.

Ведущая: Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет? В свои 20 с небольшим лет, наши погибшие земляки, не дожили, недолюбили, недоучились, не осуществили свои мечты, но успели при этом стать солдатами с большой буквы, и оставить в наших сердцах светлую, благодарную память о себе.

Минута молчанья — это много иль мало?
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.

Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья,
Погибших мальчишек,
Чтит в эту минуту страна.

Ведущий: Память живет в стихах,
В мемориальных плитах,
Мы пронесем, как стяг,
Память о сотнях убитых.

Классный час на тему: «Что такое гражданственность, патриотизм?»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Открытый классный час в 7 классе на тему

«Что такое гражданственность, патриотизм?»

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать

выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;

составить вопросы для обсуждения;

подобрать цитаты по теме;

выступление по вопросам;

подготовить презентацию по теме.

Подготовленный ученик читает стихотворение (Терехов Данил)

С чего начинается родина? Вряд ли найдется однозначный ответ на этот вопрос. Для кого-то родина – это свой город, дом, родителя, школа. Для кого-то это друзья, по которым скучаешь в разлуке. Для других родина – это вся наша страна, с её городам, селами, озерами и реками.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России !

И если б меня спросила,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

Учитель : Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “ Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

“ Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

“ Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

“ Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

— Что такое патриотизм?

Что такое Родина?

— Кого можно назвать гражданином?

ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране : Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

«Гражданин — это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он — Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Учитель: — Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

Боль за родную природу

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом?

Ученик Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили

Считаете ли вы себя патриотом?

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели ли вы уехать из России?

Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

Есть ли пример для подражания? Кто?

Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник — это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“ Быть гражданином” — это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута — и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка — за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

— Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

“ Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа — герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Маша Бехер читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Родина” — мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений ребят о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём — прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Гомулина Ольга).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Мугель Никита).

“ Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, — пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” — так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … — писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (Барбарош сергей).

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

— Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это — Гражданин.

— Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное — объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Настя Карпова)

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня — мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной — единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться — ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» — поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.