Какие суды осуществляют правосудие по уголовным делам

05.11.2018 Выкл. Автор admin

1.5.8. Осуществление правосудия по уголовным делам только судом

В ст. 118 Конституции записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закреплено, что суды учреждаются только в соответствии с Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», не допус­кается.*

*ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // РГ. 1997. 6 янв.; СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции Рос­сийской Федерации, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо ви­новным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом не огра­ничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответ­ствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отме­на или изменение судебных решений допускается, не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отме­нено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: всту­пившие в законную силу решения суда обязательны для органов государственной власти, физических и юридических лиц.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уго­ловных дел, какими не располагает ни одна иная форма государ­ственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наиболь­шие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Проведение судебной реформы включает внесение изменений в определение содержания самой функции отправления правосу­дия. Судебная власть — хранительница правды, справедливости, прав и свобод личности — должна быть полностью очищена от действий обвинительного уклона. Судьи не должны совершать действия, которые входят в осуществление функции обвинения — вручать подсудимому копию обвинительного заключения и огла­шать его в судебном заседании (ст. 237, 278 УПК), первыми допрашивать подсудимого, потерпевшего, свидетелей на судебном следствии, принимать меры к восполнению доказательств обвине­ния путем направления дела на доследование, возбуждать дело по новому обвинению и в отношении других лиц. Все эти, как и многие другие, действия, выполняемые судом в силу требований действующего УПК, вносят в деятельность суда элементы обвини­тельного уклона, что несовместимо с требованием объективности и беспристрастности суда.

Граждане Российской Федерации участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных заседателей в поряд­ке, предусмотренном Федеральным законом (ст. 8 Закона «О су­дебной системе Российской Федерации»).

Осуществление правосудия только судом

Правосудие — это осуществляемая в соответствии с законом деятельность судов по рассмотрению дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только независимой судебной властью, в том числе посредством уголовного судопроизводства. Никакие другие органы или должностные лица, кроме суда, не могут устанавливать уголовно-правовую ответственность лица и применять уголовное наказание.

Судебная власть реализуется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Судьи осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо, подчиняясь только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию (ст. 8 УПК).

Процедура вынесения судом приговора, исключающая какое бы то ни было постороннее воздействие, с соблюдением тайны совещательной комнаты, является характерным признаком правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью помешать осуществлению правосудия является преступлением.

Рассматриваемый принцип включает в себя положение ч. 3 ст. 8 УПК, согласно которому подсудимый не может быть лишен нрава на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено уголовно-процессуальным законом. Право человека па рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК, является важной демократической гарантией правосудия.

В 2013 г. УПК был дополнен принципом независимости судей. Этот принцип, тесно связанный с принципом осуществления правосудия только судом, основывается на конституционном положении о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ).

Одним из элементов принципа независимости судей является правило о том, что судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность вплоть до уголовной (ст. 294-298.1 УК).

Пункт 1 ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что не допускается внепроцессуальное обращение к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда. При этом под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.1 УПК информация о внепроцессуальных обращениях подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети Интернет и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.

Необходимо иметь в виду, что наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по уголовному делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи (ч. 3 ст. 61 УПК).

Принцип уважения чести и достоинства личности впервые нормативно закреплен в УПК и базируется на положениях Конституции РФ (ст. 21) и нормах международных договоров. Он состоит в обязанности суда, прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания при выполнении своих процессуальных функций по уголовному делу не осуществлять действия и не принимать решения, унижающие честь участника уголовного судопроизводства, а также в запрете обращения, унижающего человеческое достоинство участника уголовного судопроизводства либо создающего опасность для его жизни и здоровья.

Значение этого принципа определяется необходимостью защитить личные права и свободы человека в сфере уголовного судопроизводства.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 164 УПК при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, а в ч. 4 и 5 ст. 179 УПК закреплен запрет унижать честь и достоинство граждан при проведении освидетельствования. В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон допускает проведение закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 214 УПК), считает возможным ограничение гласности при проведении предварительного расследования (ч. 3 ст. 161 УПК), а также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашать данные предварительного следствия.

Уголовный закон предусматривает уголовную ответственность за принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, путем причинения физических или нравственных страданий, соединенных с применением насилия, издевательств или пытки (ч. 2 ст. 302 УК).

Унижение чести и достоинства личности, а также страдания, причиненные человеку в связи с посягательством на эти высокие человеческие ценности, создают основания для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст. 123 УПК), а также предъявления иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Осуществление правосудия только судом

Принцип осуществления правосудия судом регламентирован ст. 8 УПК и определяет роль и значение суда при разрешении уголовных дел по существу.

Правосудие по уголовным делам — осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность, связанная с рассмотрением и разрешением уголовных дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Правосудие по уголовным делам является одним из средств осуществления судебной власти, наряду с конституционным, гражданским и административным судопроизводством. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд — единственный из всех государственных органов — может признать лицо виновным и вынести ему приговор от имени Российской Федерации. А лицо, признанное виновным, может быть подвергнуто наказанию не иначе как по приговору суда, вступившему в законную силу.

Принцип осуществления правосудия только судом распространяется не только на разбирательство дела в суде первой инстанции, а на все судебные стадии уголовного процесса: апелляционное и кассационное производство, производство в порядке надзора, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Это означает, что отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом и только в порядке уголовного судопроизводства.

Исключительное право суда осуществлять правосудие обусловлено особой ролью и статусом судей как носителей судебной власти, обеспечивающих их независимость и подчинение только закону, а также процессуальной процедурой осуществления правосудия, предусматривающей особые гарантии вынесения по делу законного и справедливого решения.

Суть принципа осуществления правосудия по уголовному делу только судом тесно связана с положениями презумпции невиновности, предусмотренными ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, и заключается в том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Вина каждого совершившего преступление должна быть неопровержимо доказана в суде в порядке, предусмотренном УПК, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те уголовные дела, которые отнесены к его подсудности. Подсудность заключается в определении конкретного суда, который должен рассматривать данное дело и обусловливается признаками уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать дело в качестве суда первой инстанции. При определении подсудности сопоставляются свойства подлежащего рассмотрению уголовного дела и компетенция судов. В зависимости от характера преступления, места его совершения, субъекта преступления выделяют родовой, территориальный и другие признаки подсудности.

Независимость судей

Принцип независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов и регламентирует положение лиц, осуществляющих правосудие (ст. 20 Конституции РФ). Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, если судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия.

Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в Российской Федерации, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны. В соответствии с принципом независимости судей они подчиняются только закону и действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.

В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей и т.д.

§ 1. Правосудие по гражданским делам и право на судебную защиту

Судебная власть (правосудие) в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Содержанием правосудия по гражданским делам является рассмотрение и разрешение гражданскоправовых споров и других дел, связанных с защитой прав и охраняемых Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации»[1] (далее — Закон о судебной системе РФ) интересов граждан и организаций.

В Конституции РФ гарантируется каждому право на судебную защиту (ст. 46), данное право является субъективным правом личности.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ. Судебную систему в Россий- ской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд РФ;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные, городские, межрайонные суды;

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

В систему арбитражных судов входят арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, специализированные арбитражные суды.

Защита права представляет собой деятельность уполномоченных лиц по применению способов защиты, предусмотренных отраслевым законодательством (гражданским, трудовым, семейным, земельным и др.). Защита гражданских прав осуществляется в различных формах, т. е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключительный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Наибольшее распространение получил общий порядок защиты прав.

Внесудебные процедуры представлены третейскими судами и медиацией. Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым Законом о судебной системе РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных Законом о судебной системе РФ. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Самозащита гражданских прав осуществляется самим управомоченным лицом. Судебная власть при защите гражданских прав судами осуществляется посредством гражданского судопроизводства, что является особой процессуальной деятельностью суда. Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданского дела урегулирована нормами ГПК РФ. Деятельность же иных органов по защите нарушенных прав и интересов регулируется отдельными законами.

Деятельность суда (гражданское судопроизводство) и иных специально уполномоченных Законом о судебной системе РФ органов по защите гражданских прав, осуществляемая в особой процессуальной форме, именуется гражданским процессом. Гражданско-процессуальная форма используется судами и для разрешения иных дел (административных, финансовых, налоговых и др.). В основе таких дел лежат уже не частные, а публичные интересы. Эти дела также получили наименование гражданских.

Задачами гражданского судопроизводства, согласно ст. 2 ГПК РФ, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ)[2].

Таким образом, правосудие по гражданским делам представляет собой рассмотрение и разрешение судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ, гражданско-правовых и иных споров, связанных с защитой прав и охраняемых Законом о судебной системе РФ интересов граждан и организаций.

3. Осуществление правосудия только судом

Правосудие — это осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению уголовных дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.
Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Осуществляя правосудие, суд реализует судебную власть, единственным носителем которой он является.
Правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) . Согласно этому Закону (ст. 4) в России не допускается создание чрезвычайных судов (например, судов ad hoc — для рассмотрения конкретного дела) и каких-либо иных судов, не предусмотренных указанным Законом. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825.

Исключительное право суда на осуществление правосудия по уголовному делу обусловлено тем, что деятельность суда осуществляется в особом правовом режиме, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Ни одна форма государственной правоприменительной деятельности не заключает в себе такого числа правовых гарантий для вынесения по делу законного и справедливого решения, нежели правосудие.
Особенности правового порядка рассмотрения и разрешения дела при осуществлении правосудия определяют содержание многих принципов уголовного судопроизводства.
Рассмотрение уголовного дела при осуществлении правосудия происходит в форме открытого, устного судебного заседания. Процедура судебного заседания предполагает непосредственное исследование всех доказательств, собранных по уголовному делу: допросы свидетелей, осмотр вещественных доказательств, оглашение документов и т.д.
Важной чертой судебных заседаний является участие сторон обвинения и защиты, наделенных равными процессуальными правами. Состязание сторон, каждая из которых наделена правом представления доказательств, помогает суду всесторонне рассмотреть дело и вынести по нему обоснованный приговор (постановление, определение).
Процедура вынесения судом приговора, исключающая какое бы то ни было постороннее воздействие, с соблюдением тайны совещательной комнаты, также является характерным признаком правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью помешать осуществлению правосудия является преступлением.
Разрешая уголовное дело, суд оценивает представленные сторонами доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК).
Только в рамках такой процедуры лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию, что и определяет содержание принципа презумпции невиновности.
Правосудие осуществляется не только при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а охватывает собой производство по делу во всех судебных инстанциях. В каждой из них правосудие осуществляется в особенной форме, соответствующей назначению этой стадии процесса.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П подчеркивается, что «правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости. » . В Постановлении от 20 апреля 1999 г. N 7-П Конституционный Суд РФ отметил, что возложение на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование, «препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует ст. 120 (ч. 1) Конституции Российской Федерации» . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П отмечается, что «наделение суда полномочиями по возбуждению уголовного преследования не согласуется с конституционными положениями о независимом правосудии» . Именно поэтому в новом УПК из круга полномочий суда исключены все те полномочия, которые ориентированы на осуществление уголовного преследования и реализуются следователем, дознавателем и прокурором.
———————————
СЗ РФ. 1996. 7. Ст. 701.
СЗ РФ. 1999. N 17 Ст. 2205.
СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

Граждане России участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей в порядке, предусмотренном УПК (до 2003 г. сохранено участие в отправлении правосудия народных заседателей) .
———————————
См.: ст. ст. 8, 9 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». От участия в отправлении правосудия народных заседателей законодатель отказался, поскольку опыт показал, что народные заседатели не подготовлены к тому, чтобы решать вопросы факта и права, пассивны в судебном заседании. Временное сохранение этого института объясняется кадровыми и экономическими трудностями, препятствующими введению рассмотрения дела тремя профессиональными судьями.

Рассматриваемый принцип включает в себя положение ч. 3 ст. 8 УПК РФ, согласно которому подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено уголовно-процессуальным законом. Это положение воспроизводит аналогичное правило, закрепленное в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Касаясь этого вопроса, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 марта 1998 г. N 9-П признал не соответствующим Конституции РФ произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и при отсутствии прямо указанных в законе оснований и условий для этого.
———————————
См.: СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1458.