Как смерть давление ребенка

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Что вам нужно знать о СВДС — синдроме внезапной детской смерти

Синдром внезапной детской смерти — один из самых распространенных кошмаров современных родителей. Согласно названию, СВДС — это внезапная и необъяснимая смерть от остановки дыхания внешне здорового младенца во сне. До сих пор непонятно, чем конкретно он провоцируется, но есть целый ряд рекомендаций, которые помогут сделать сон вашего ребенка максимально безопасным.

Статистика

В 2016 году Американская академия педиатрии опубликовала статистику: только в США от СВДС ежегодно умирает 3,5 тысячи детей. Что касается России, Википедия приводит статистику за 1999 год: тогда от СДВС умирало 4 ребенка из 10000. В Англии и Уэльсе в 2014 году от СВДС умерли 212 младенцев.

Большая часть младенцев, умерших от СВДС, находились в возрасте от одного до четырех месяцев, и 90 процентов всех случаев приходились на детей возрастом до полугода. Почти в половине случаев – в 43 процентах – в смерти детей в возрасте до года виноват СВДС (на удушье, например, приходится 25 процентов смертей детей до года).

Раньше считалось, что количество смертей от СВДС выше в зимние месяцы, но сейчас это утверждение опровергнуто.

Причины СВДС

На самом деле, никто точно не знает, откуда берется СВДС — по определению, у этого явления нет известной и понятной причины. Однако существует предположение, что у детей, которые умирают от СВДС, есть определенные аномалии в тех частях мозга, которые отвечают за дыхание, пульс, давление и пробуждение. «Мы предполагаем, что когда младенец оказывается в положении, в котором к нему не поступает достаточное количество кислорода, приводится в действие (или наоборот, не приводится) некий неизученный механизм», — говорит педиатр и соавтор книги «Heading Home With Your Newborn» Лаура Джана.

Факторы риска

СВДС может случиться с любым младенцем, но исследователи определили несколько факторов, которые повышают риск его развития. Их приводит Mayo Clinic:

Пол. Мальчики чаще умирают от СВДС.

Возраст. Самый уязвимый возраст — второй и третий месяц жизни.

Раса. По непонятным причинам СВДС более подвержены выходцы из Африки, коренные американцы и аборигены Аляски.

Пассивное курение. Младенцы, которые живут с курильщиками, чаще умирают от СВДС.

Подобные случаи в семье. У детей, чьи родные или двоюродные братья и сестры умерли от СВДС, риск СВДС выше.

Недоношенность. Недоношенные и маловесные дети чаще становятся жертвами СВДС.

Риск СВДС также зависит от матери. Он повышается, если она моложе 20 лет, во время беременности курила сигареты, употребляла алкоголь или наркотики или получала недостаточную медицинскую помощь.

Как предотвратить СВДС

Существует несколько способов снизить риск СВДС, о которых должен быть осведомлен каждый родитель.

Поза для сна. Самая безопасная поза для сна младенца — на спине, поэтому всегда кладите его спать на спину, а не на живот или на бок. Это не касается тех случаев, когда ребенок бодрствует или уже умеет переворачиваться в обе стороны без посторонней помощи. Не стоит думать, что окружающие (бабушки или няни) знают о правильности сна на спине. Настаивайте на том, чтобы вашего ребенка клали спать именно так, даже если им кажется, что лежание на животе его успокаивает.

В кровати не должно быть ничего лишнего. Мы уже писали о том, что бортики опасны. Матрас должен быть жестким. Не укрывайте малыша толстыми теплыми одеялами. Не оставляйте в кроватке подушки, мягкие игрушки — они могут мешать младенцу дышать, если он уткнется в них во сне. Минимализм против уюта, который младенец не оценит – вот главный принцип организации спального места.

Не перегревайте ребенка. Чтобы согреть его, пользуйтесь детским спальным мешком, а не стопкой одеял. Если у вас одеяло, оно должно быть максимально легким. Заткните одеяло под матрас, оставив достаточно длины, чтобы укрыть младенца до плеч. Ни в коем случае не накрывайте голову.

Сделайте так, чтобы ребенок спал с вами в комнате до года. По крайней мере — до шести месяцев. Младенец должен спать один в специальной детской кроватке. Кровать родителей — небезопасное место для него: он может задохнуться, если застрянет между подушками или в пространстве между матрасом и стеной. Еще один возможный сценарий — родитель придавит младенца во сне.

Кормите ребенка грудью, если это возможно. Грудное вскармливание снижает риск СВДС.

Не пользуйтесь дыхательными сигнализациями, которые рекламируют себя как защиту от СВДС. Американская академия педиатрии не рекомендует покупать эти устройства, поскольку они неэффективны.

Предложите младенцу соску. Есть данные, согласно которым дети, которые сосут во сне пустышку, менее подвержены риску СВДС. Предостережение: если вы кормите грудью, подождите до момента, когда ребенку исполнится три-четыре недели, пока у вас наладится лактация. Если младенец не берет пустышку, не настаивайте. Если пустышка выпадает изо рта ребенка, когда он спит, не нужно вставлять ее обратно.

Не кладите ребенка спать на диван или софу. Американская академия педиатрии утверждает, что это повышает риск СВДС.

За несколько дней до трагедии у мальчика поднялась температура и он пропустил занятия

В Екатеринбурге следователи продолжают проверку по факту смерти ученика 47-й гимназии. Директор учебного заведения Алена Крюкова рассказала E1.RU о том, что предшествовало трагедии.

17 сентября на уроке в школе пятикласснику стало плохо, ему вызвали неотложку. Мальчик говорил, что у него сильно болит голова. К сожалению, спасти ребенка не удалось.

За несколько дней до трагедии у школьника была температура, из-за нее он на один день пропустил занятия в школе. По словам директора гимназии, информация о том, что у мальчика было отравление медицинским препаратом, неверна: на территории школы ребенок ничего не принимал.

— Я была там с самого начала, со мной были пять педагогов. Откуда у вас такая информация о медицинских препаратах? Это недостоверные данные, — посетовала директор в разговоре с E1.RU.

В прошлый четверг мальчик не пошел в школу, так как приболел, у него поднялась температура до 37,2. Его мама написала записку с просьбой освободить его от учебы из-за плохого самочувствия. Но уже на следующий день, в пятницу, школьник вышел на занятия. На первый взгляд ребенок был здоров и в день трагедии, 17 сентября.

— На математике поднимал руку, на музыке, на истории. Физкультуры вчера не было, — вспоминает директор школы.

По словам Алены Крюковой, ребенку стало плохо во время шестого урока. Тогда у его класса были труды. Дети занимались лепкой.

— Это было за 15 минут до конца шестого урока, где-то в 14:20. Педагог увидела, что ребенок плачет. Она подошла, спросила, что случилось. Ребенок ответил, что у него очень сильная головная боль. Тут же прибежала врач, забрала его в медкабинет. Померила давление, оно было 190 на 90. Вызвали скорую и маму. Мама приехала раньше, чем скорая, — рассказала директор.

Алена Крюкова уточнила, что звонок в скорую был в 14:26, а к дверям учебного заведения неотложка приехала в 14:50.

— Дальше скорая начала оказывать помощь. Сначала ее оказывали в медкабинете, потом перенесли ребенка в машину реанимационной бригады. Потом из нее вышел врач, в этот момент мы стояли у скорой с мамой и школьным медиком. Он спросил, кто мама, — пояснила директор.

Врач скорой на месте назвал предварительную причину смерти мальчика.

— Он сказал: «К сожалению, ничего сделать не смогли. Отек легких». Мама после этих слов окаменела. Я спросила у врача, что случилось, какая причина. Он ответил, что, возможно, это аневризма аорты, но точную причину установит вскрытие, — рассказала директор 47-й гимназии.

По словам врачей, такое заболевание очень сложно диагностировать.

Результаты вскрытия ребенка первыми увидят специалисты следственного комитета, которые, как и прокуратура, начали проверку из-за случившегося.

Ученые определили признаки приближающейся смерти

При замедлении физиологических механизмов при приближении смерти у человека начинает постепенно снижаться артериальное давление.

Это следует из результатов исследования, которое провели ученые из Медицинской школы Университета Эксетер в Великобритании .

В ходе исследования его авторы проанализировали медицинские записи 46 634 британских граждан, которые умерли в возрасте 60 лет и старше. Выборка включала данные по двум группам.

Первая включала показатели людей, которых можно было бы назвать здоровыми и которые умерли от естественных причин. Вторая группа состояла из людей, которые имели такие заболевания, как, например, нарушение сердечно-сосудистой системы или слабоумие.

В ходе исследования ученые обнаружили, что снижение артериального давления было самым крутым у пациентов с деменцией, сердечной недостаточностью, потерей веса и тех, у кого было высокое кровяное давление. Показатели умерших из первой группы также показали отчетливое снижение давления, но оно было более плавным и равномерным.

Главное, что объединяло и тех, и других, это то, что давление в любом случае снижалось. А процесс этот начинался за 14 лет до смерти человека. Кроме того, данное исследование в чем-то опровергает гипотезу, согласно которой снижение артериального давления может быть связано с лечением гипертонии.

Профессор Дэвид Мельцер из Медицинской школы Университета Эксетер пояснил результаты исследования:

В нашем крупномасштабном исследовании впервые было показано, что артериальное давление — важный индикатор в жизни человека. И что он говорит не только о показателях собственно давления, но и является, скажем так, предвестником смерти. Теперь нам нужно провести еще ряд исследований, чтобы понять, почему это происходит. А для врачей важно понять как можно больше о старении и артериальном давлении, чтобы персонализировать лечение.

При этом еще один из авторов исследования, профессор Джордж Кучел , директор Университета по проблемам старения в Коннектикуте, подчеркнул, что был бы очень обеспокоен, если бы кто-то интерпретировал итоги эксперимента как то, что в поздней жизни тогда и нет смысла лечить гипертонию:

— Это не так, разумеется! Но при этом стоит учитывать итоги нашего исследования. В любом случае, наша работа подчеркивает важность проведения подобных открытий.

Полученные результаты должны заставить врачей тщательнее рассматривать показатели артериального давления, оно говорит о состоянии здоровья пожилых пациентов гораздо больше, чем кажется».

У среднего человека кровяное давление с возрастом возрастает. Однако нормальное кровяное давление (120 на 80) у пожилых людей должно насторожить. особенно если снижение артериального давления отмечается без веских причин, например, без приема специальных препаратов от гипертонии.

Ранее ученые из Стокгольмского университета в исследовании с участием 1774 шведов в возрасте от 40 до 90 лет выяснили, что показателем приближающейся смерти часто бывает также потеря чувства запаха . Люди, которые в зрелом и более старшем возрасте теряют чувство запаха, должны насторожиться.

Ученые считают, что бляшки, которые засоряют клетки мозга при болезни, скорее всего, повреждают обонятельные нервы в головном мозге, что в первую очередь и дает намек на то, что приближается смерть.

И наоборот — способность точно определять запахи является прямым свидетельством нормальной работы мозга.

При этом авторы исследования сразу предупреждают: люди, которые теряют чувство запаха временно, не должны сразу же кидаться в панику, поскольку это может быть результатом других условий, таких как, например, синусит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Нормы артериального давления, разработанные ВОЗ:

Пониженное нормальное — 115-110/70 мм рт. ст .

Оптимальное — 120/80 мм рт. ст.

Верхняя граница нормы — 130-139/85 мм рт. ст.

Артериальная гипертония — от 140/90 мм рт. ст. и выше.

Как снизить давление без лекарств

Если ваш врач поставил вам диагноз «гипертония» и назначил соответствующее лечение, вы можете попытаться снизить давление и естественным путем. Вот семь простых и надежных способов (подробности).

Внезапная смерть – на физкультуре. Из-за чего на уроках умирают дети?

Министр образования Ольга Васильева озвучила статистику: за прошлый год на физкультуре погибли 211 детей. Если вычесть из 273 учебных дней каникулы, праздники и выходные дни, получается, что ежедневно в одной из российских школ умирал ребёнок.

Рассказывает врач выс­шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами – как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет­ским садом) и 6–7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования – эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование – суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем – 3–5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант – взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу – состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема – особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд­це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно – сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Как смерть давление ребенка

Так вышло, что основная моя деятельность связана со смертью, бывает с криминальной, бывает с обычной, а бывает и с детской, к сожалению.

И вот еду я сегодня с очередного разбора случая очередного мертвого ребенка. Так банально и вульгарно, все эти оправдания – не знала… не говорили… всю жизнь вся семья так делала и нормально жили… тошно аж. Очередная мамочка заснула с живым ребенком, а проснулась с трупиком. Бывает… А кто виноват? За последний месяц трое таких. Сколько будет до конца года – интересно детсадовская группа наберется?

Об этом и хочу сегодня поговорить с вами. О самом главном, о детях. Ибо доколе?

Все эти форумы для молодых и успешных, группы вконтакте — «в помочь твоему тугосере». Ну, когда вы поймете, что 2/3 того что там публикуют чистой воды мракобесие? Даже материалы подбирать не буду, благо всякий маразм с подобных ресурсов сюда завозят регулярно.

Буквально неделю назад прочитал, дескать для улучшение эмоциональной связи матери и ребенка рекомендуем вам почаще спать со своим маленьким чудом – в итоге мамочки чаше спят, а дети чаше умирают. Закономерно правда?

Сколько раз надо повторить, что новорожденный ребенок должен спать один?! Сколько раз сказать, что ребенка нельзя туго пеленать!? Да да — будет хуже засыпать, зато будет живой – выгодный обмен, как по мне.

Еще и правоохранители в последнее время все настойчивее выясняют обстоятельства таких смертей. Действительно случайно? а вдруг помогла, надоел вот и решила поспать с ним? Проблем у мамок выше крыши. Будьте внимательны.

На самом деле все просто — слушайте специалистов и не слушайте всякие охуительные истории с форумов и от бабушек (да, этих, с их жизненным опытом, тоже надо как огня опасаться). Это моя главная мысль.

Доверяйте людям, которые специально учились для этого. Мне тоже не доверяйте, я не участковый педиатр, лучше при следующем посещении просто спросите про все вышеизложенное у своего педиатра. И жизнь ваша станет проще, а самое главное безопаснее.

Берегитесь сами, берегите своих детей и спасибо за 30 секунд вашего внимания.

Как рассказать ребенку о смерти?

Как рассказать о смерти родного человека? Любимого животного? Что делать, если ребенок стал свидетелем несчастного случая? Или нашел мертвую птицу или мышку в парке? Отвечает психолог.

Часть 1. Ребенок в зоологическом музее

Собираясь вести малыша в зоологический музей, родители начинают заранее нервничать и беспокоиться. Они беспокоятся о том, что ребенок увидит мертвых животных, беспокоятся о том, что ребенок спросит, почему животное не двигается. И больше всего они беспокоятся о том, как они будут отвечать на эти деликатные вопросы. Говоря психологическим языком, это все родительские проекции. Проекция – механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям. То есть, переживания об убитых животных – это в первую очередь переживания родителей. Потому что мы, взрослые, в первую очередь видим животных, которых усыпили или убили ради того, чтобы мы на них смотрели…

В мире детей все иначе. Дети до 3-4 лет (и даже старше) воспринимают реальность как данность. Дети не задаются вопросом «кем было это животное раньше» или «почему животное не двигаются». Эти вопросы задают себе взрослые, когда думают о посещении ребенком музея. Для малыша 3-4 лет, а тем более для ребенка 1-2 лет, посещение зоологического музея ничем не отличается от посещения зоопарка. Ребенок с удовольствием и интересом будет смотреть на животных. Кстати, и посещение российских зоопарков нередко травмирует взрослых, которые видят льва или волка в клетке, в то время как ребенок радостно наблюдает за животным, не обращая внимания на бытовые условия.

Не нужно бояться вести ребенка в зоологический музей. И не нужно ничего объяснять ребенку до того, как он задаст какие-то вопросы. Один папа, зайдя в музей, сразу начал рассказывать четырехлетнему ребенку про искусство таксидермии (изготовления чучел), чем поверг ребенка в ужас. Ибо ребенок как-то не задумывался о том, откуда и каким образом появились в музее животные.

Если же ребенок задается вопросом, каким образом животные попали в музей, кем они были раньше (обычно это происходит лет в пять-шесть), вы можете идти двумя путями. Если вы уверены в том, что ваш ребенок готов принимать тяжелую информацию, вы можете честно рассказать ребенку все, как есть. Рассказать о том, как делают чучела и т.д. Или же вы можете ограничиться информацией о том, что в музей привозят животных, которые уже умерли. Тогда, конечно, встанет вопрос о смерти и вы будете вынуждены рассказать о том, что все животные и люди смертны.

Однако не нужно бежать впереди паровоза. Обычно в зоологическом музее дети настолько увлечены рассматриванием животных, композиций, что они не задаются «взрослыми» вопросами. Они просто познают то, что видят.

Часть 2. Первые встречи со смертью

Они обычно происходят на улице либо дома, когда умирает домашний питомец. Мертвая птица, раздавленная машиной кошка на дороге, мышка, которую принес кот… Как рассказать маленькому ребенку о смерти? Как объяснить, что такое смерть? Во-первых, родителям нужно быть очень внимательным и стараться сдерживать свои эмоциональные реакции.

Маленький Миша (2,5 года) с бабушкой гуляют. Миша неспешно идет, задумчиво ковыряя лопаткой землю. Он занят собой и созерцанием того, как земля падает с лопатки. К действительности его возвращает бабушкин истошный крик: «Миша, не ходи туда. Не смотри туда!». Миша недоумевает. Бабушка хватает Мишу за руку и начинает тащить в сторону. Оказывается, на обочине лежит мертвый голубь. Миша чувствует, что ему не дают увидеть что-то важное и интересное, он начинает вырываться, крутит головой по сторонам и тоже замечает голубя. На бабушку выливается потом вопросов: «Почему птичка не летает? Зачем она лежит? Давай поднимем птичку и посадим на ветку. Птичка заболела?». Бабушка в отчаянии, она сильнее тащить Мишу в сторону, не отвечая на вопросы, Миша рвется назад, посмотреть на птичку…

В данном случае, если бы бабушка не акцентировала бы внимание Миши на птице, он бы и не заметил ее, прошел мимо. Однако бабушкино «не смотри» породило интерес и Миша долго еще размышлял над тем, почему все птички летают, а та птичка лежала на земле… Не стоит обманывать ребенка и говорить, что «птичка спит» или «котик лег отдохнуть». Ребенок чувствует фальшь в словах взрослого, понимает, что его обманывают. Такое поведение взрослого только травмирует ребенка. Ребенок начинает задумываться о том, что и почему от него скрывают. Недостаток информированности в этих вопросах пугает ребенка.

Что же делать, если ребенок задает вопросы о смерти? В этом случае придется начать рассказывать о жизни и смерти, не смотря на травматичность темы. Мы должны рассказать дошкольнику о том, что животное может умереть от старости, что оно может погибнуть в результате несчастного случая. Но не стоит это делать превентивно. Рассказывать стоит тогда, когда ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией

На даче кот поймал мышку и принес жертву хозяйкам: Кате (6 лет) и Вале (4 года). Девочки, выросшие в городе, знали, что кошки едят мышей, но они впервые столкнулись с этим явлением в жизни. Им стало жалко мышку, они заплакали. Постепенно они плакали все громче и громче, заражаясь друг от друга. Слезы грозили превратиться в истерику. Тогда папа взял девочек на руки и начал говорить с ними. Он рассказывал о мире животных. О том, что есть травоядные животные и есть хищники. Рассказывал о волках, которых называют «санитарами леса». О том, что в лапы хищников обычно попадают больные животные, о том, что в природе все устроено логично и эти животные, если бы их не съели, могли бы заразить других. Папа рассказал девочкам простыми словами о том, что если, например, лягушки не будут есть насекомых, то этих насекомых станет слишком много. Папа рассказывал долго и спокойно. Девочки молча слушали, иногда всхлипывая. Такой рассказ помог им принять реальность, в которой, увы, одни животные едят других…

Так уж получилось, что девочки столкнулись с ситуацией в разных возрастах: Кате было 6 лет, а Вале всего 4 года. Однако обе девочки смогли понять рассказ папы и принять полученную информацию, хотя она и не была приятной для них.

А что же делать, есть несчастье произошло с любым домашнем питомцем? Самое главное – нельзя лгать ребенку. если взрослые говорит, что «котик ушел погулять и скоро вернется», то ребенок каждый день ждет возвращения и в конце концов отчаивается. Совсем маленькие дети иногда быстро забывают домашнего питомца и разве что иногда вспоминают про кису. Дело в том, что они, в силу возраста, не успели еще эмоционально привязаться к животному и поэтому не испытывают печали. В таких случаях взрослым достаточно не вести бесед о животном, лишний раз не вспоминать. Малыши порой даже не обращают внимания на то, что клетка с хомячком вдруг пропала из комнаты или что аквариум пуст. Дети постарше, которые успели полюбить собаку, кошку или хомячка, конечно же, заметят исчезновение животного.

В семье пятилетней Маши жил кот. Кот был старый, любимый всеми домочадцами. Его смерть была травмой для всех членов семье. Взрослые не плакали, но грустили. Поэтому они решили ничего не говорить Маше. Точнее. Бабушка сказала ей, что Пушок подружился с лисичкой и ушел жить в лес. Маша недоумевала: как же так, ведь они так любили пушка, а он ушел к лисичке? Каждый день она требовала водить ее гулять не на площадку, а в лесопарк рядом с домом. Маша искала Пушка. Но не нашла…

Каждая утрата должна быть прожита. Для человека важно горевать, важно печалиться, испытывая утрату. Взрослее, которые сами горевали, потеряв любимого кота, лишили этой возможности ребенка. Безусловно, поступали они исключительно из лучших побуждений, так как не хотели травмировать девочку. Однако в реальности они травмировали ее значительно сильнее, не дав пережить утрату любимого кота.

Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…

Немногие из нас являются вегетарианцами. По статистике, в мире примерно 2 % совершеннолетних — вегетарианцы. Правда, в разных странах количество вегетарианцев варьируется: в Индии их от 20 до 40 %, в европейских странах значительно меньше. Проблема, о которой я хотела бы поговорить с вами, родителей-вегетарианцев не касается. Все остальные в один (не)прекрасный день должны будут вести с ребенком беседу о том, что мы, люди, убиваем животных и едим их мясо…

Маленький ребенок ест и мало задумывается, что же конкретно он ест. Однако постепенно кругозор ребенка расширяется. Ребенок узнает, что яблоки растут на яблоне, ягоды собирают в лесу, овощи выращивают в огороде, корова дает молоко, курочка снесла яйцо и т.д. Тут все более-менее понятно и даже относительно просто. Взрослые обычно стараются рассказать ребенку, откуда берутся на столе различные продукты и как готовятся разные блюда. Поэтому даже маленькие дети обычно знают, что сыр, масло и сметану делают из молока, а молоко дает корова. Дети в курсе, что хлеб печется из муки, а муку делают из зерен, которые, в свою очередь, получаются, когда молотят колосья. Мы рассказываем ребенку о том, как получается каша (как растут злаки и как их обрабатывают). И только мясные блюда обычно подаются без комментариев. Некая данность. Просто котлета, фрикаделька, мясо или просто кура. При этом взрослые обычно комментируют, что «мясо обязательно нужно есть, так как белок полезен для организма». И, конечно же, в какой-то момент ребенок, когда ему говорят: «Кушай рыбку», начинает задумываться о том, откуда же появилась рыбка в супе и не та ли это самая рыбка, что плавает в аквариуме…

Главное, что важно, это не бежать впереди паровоза. Нет нужды заранее беспокоиться, а также специально рассказывать дошкольнику подробности, детализировать. В раннем возрасте дети не могут соотнести кусок мяса в тарелке и корову, пасущуюся на лугу. Городские дети, которые привыкли лишь к домашним животным, не могут отождествлять котлету с поросенком и провести причинно-следственные связи между ними… И именно поэтому современным детям достаточно сложно понять, почему же люди едят мясо.

Впечатлительные дети, узнав правду, иногда перестают есть мясо или рыбу. В моей практике встречался случай, когда ребенок, посмотрев мультфильм «В поисках Немо», отказался есть рыбу и морепродукты. «Рыбки наши друзья, их нельзя убивать», — мотивировал малыш. Также в редких случаях дети перестают есть мясо. Хочется обратить внимание, что не стоит заставлять ребенка есть продукты, от которых он отказывается. В современном мире, имея возможность получать полноценное и разнообразное питание, ребенок, даже не употребляя мясо или рыбу, получит достаточно белка, витаминов и аминокислот, если будет потреблять яйцо и молочные продукты. Тем более, через некоторое время дети все-таки возвращаются к употреблению продуктов, от которых ранее отказывались.

Что же делать родителям? Как только ребенок начинает задаваться вопросами типа «А почему мы едим коровок, уточек, заек, рыбок?» или «А разве можно есть …», «Мне жалко есть …», мы должны постепенно начать рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Мне бы хотелось только предостеречь родителей от двух противоположных ошибок, которые они иногда совершают. А именно, одни родители слишком рано, не дожидаясь вопросов, начинают рассказывать ребенку о подробностях питания животных. Другие же, наоборот, стараются всячески избежать вопросов и выдумывают сказки о том, что жареная рыба растет на рыбном дереве, а котлеты на котлетном, проводя аналогии с хлебным деревом.

Что же будем делать мы? Мы будем честны с ребенком и будем постепенно рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Сначала достаточно рассказать о короткой цепочке: трава-заяц-волк. Потом цепочку можно усложнить: капуста-гусеница-синица-ястреб. Естественно, при желании можно составить и достаточно сложную цепочку, в 10-14 звеньев. В общем-то, устройство мира, возможно, не слишком гуманно. Однако известно, что дети, которые выросли в деревне относительно просто принимают тот факт, что люди выращивают животных специально для того, чтобы потреблять в пищу мясо. Совершенно нормально с детства брать ребенка на рыбалку. Ребенок, который с детства видит, что рыбу ловят и едят из нее уху, будет уже подготовлен к пониманию проблемы мясоедения. Также можно показать ребенку птиц, которые ловят мошек в воздухе (насекомых дети обычно не жалеют) и, конечно же, обязательно почитать рассказы о природе и о животных классиков: Пришвина, Чарушина, Толстого.

А теперь давайте поговорим о том, чего мы делать не будем. Опять же, наибольший вред приносят крайности, в которые иногда впадают взрослые. Излишняя трепетность взрослых порой формирует у детей сверхчувствительность и чувство вины.

Бабушка пятилетней Светы очень утонченная дама. Когда Света нечаянно наступила на червяка и даже не заметила этого, бабушка остановила внучку и прочитала ей нотацию о том, что надо быть внимательной и не убивать живых существ. После этого девочка стала бояться кого-то нечаянно убить. Даже прихлопнув комара на руке, она заплакала, поняв, что убила насекомое. До этого Света гостила у другой бабушки в деревне и там собирала дождевых червей в баночку, а потом скармливала их курам. Теперь Свете стало казаться, что она ужасная девочка, которая погубила червяков.

В этом случае бабушка сама создала проблему «на пустом месте». Конечно, не стоит учить ребенка отрывать крылья бабочке или специально давить червяков. Но не стоит и акцентировать внимание ребенка на червяке, которого он нечаянно раздавил велосипедом.

А теперь о другой крайности. Не стоит водить ребенка в зоопарк на кормление животных. Иногда бывает, что зоопарки устраивают шоу кормления питонов живыми грызунами и т.д. Современным детям и взрослым, выросшим в условиях мегаполиса, такое зрелище может быть травматичным…

Часть 4. Если родители вегетарианцы…

А что делать, если родители по принципиальным соображениям не едят мяса, рыбы, молочных продуктов? Как объяснить детям о своих принципах и давать ли детям пищу, которую вы не едите сами?

Основной спор вегетарианцев и невегетарианцев находится в сфере обсуждения проблемы полноценности питания. Сторонники белковой диеты обращают внимание на необходимость получения ребенком мясной и молочной пищи. Вегетарианцы нередко приводят в качестве аргумента сведения о том, что дети-вегетарианцы развиваются лучше, более спокойны, нежели дети, употребляющие в пищу мясо. Однако достоверных доказательств ни одной из упомянуты точек зрения в научной литературе не представлено. Точнее, есть исследования, доказывающие, что у ряда детей, находящихся на строго вегетарианской диете выявлен рахит, анемия, задержка психического развития и другие заболевания. Однако в данном случае дети, находящиеся на вегетарианской диете, получали неполноценное, несбалансированное питание, что и стало причиной проблем. Поэтому эти исследования не доказывают именно вреда вегетарианства, а в большей степени свидетельствует о необходимости сбалансированного питания для детей. Тем более, что как известно, есть разные виды вегетарианства. В России наиболее распространен отказ от красного мяса, при этом многие вегетарианцы потребляют рыбу, яйцо, молочные продукты, а некоторые даже белое мясо. Такая диета не вредна для ребенка. Сложнее дело обстоит с более строгими вегетарианскими диетами. Если ребенок не употребляет в пищу молочные продукты, яйцо, риск недополучения питательных веществ существенно повышается. В научной среде немало специалистов, которые отмечают вред вегетарианства для детей. Однако ряд ученых придерживаются мнения, что растительная диета может быть полезной для детей. Специалисты Американской диетической ассоциации, Ассоциации диетологов Канады, Британского института питания и другие считают, что хорошо сбалансированная вегетарианская диета обеспечивает нормальный рост и развитие детей. Таким образом, можно говорить, что если родители достаточно ответственно подходят к организации питания ребенка, делают это под руководством врача-диетолога, то вреда для здоровья ребенка нет. При этом, доводы вегетарианцев о вреде мяса также не являются научно доказанными. Аргументы о том, что дети-вегетарианцы более развиты, лучше развиваются, не являются научно обоснованным фактом. Не смотря на то, что в литературе встречаются ссылки на исследования, доказывающие, что IQ взрослых и детей-вегетарианцев выше, нежели невегатрианцев, нельзя утверждать, что причина более высоко интеллекта именно не использование в пищу продуктов животного происхождения. Вегетарианство для взрослых – это осознанный шаг, к которому человек приходит в процессе жизни. И вегетарианство это не только образ питания, в определенной степени – это идеология и образ жизни. Поэтому достаточно закономерно, что вегетарианцами становятся люди как минимум со средним интеллектом и уровнем образования, либо более высоким. И следствием, конечно же, будет то, что у родителей с более высоким уровнем интеллекта, дети будут иметь точно так же более высокий уровень интеллекта. Таким образом, говорить о непосредственном положительном влиянии растительной пищи на интеллект нецелесообразно.

Теперь вернемся к началу нашей беседы. А именно, к детям. Как поступать родителю-вегетарианцу? Давать ли ребенку те продукты, которые родитель не ест сам?

Первое, что я хочу сделать, это задать родителям-вегетарианцам вопрос о том, когда, почему и как они сами пришли к вегетарианству? Это был их осознанный выбор или этот выбор они сделали под чьим-то давлением? Есть ли у них сейчас потребность есть мясо или молоко? А как было раньше? Предполагаю, что большей частью имел место сознательный выбор и потребности в мясной и молочной пище взрослый вегетарианец не испытывает. Напротив, многим вегетарианцам неприятен даже вид мясной пищи. Правильно? Иначе он бы отказался от вегетарианства. Следовательно, неплохо, если и выбор ребенка будет осознанным. И сразу же я буду предвосхищать возможные возражения. Разве мы во всем должны следовать за ребенком? А если он вообще не будет есть? Или захочет есть только конфеты? А если не хочет спать днем? Разве мы во всем даем ему возможность выбирать? Нет, конечно, далеко не всегда мы даем ребенку возможность выбирать. Большей частью за ребенка выбирают родители, руководствуясь здравым смыслом. Давайте и в вопросах питания руководствоваться именно здравым смыслом. Для человека, всеядного, не является ненормальным потребление мяса. Значит, не смотря на то, что родители ДЛЯ СЕБЯ приняли вегетарианство, им стоит уважать и собственного ребенка, ожидая от него принятия собственного решения. Вышесказанное в большей степени касается тех взрослых-вегетарианцев, которые стали таковыми уже после рождения детей. Детям, которые привыкли есть мясо, порой довольно сложно отказаться от привычных продуктов. В случае, если ребенок никогда не видел на столе родителей мясных продуктов, проблемы не возникнет вообще. Ребенок будет есть то, что едят все. Не забывайте только сбалансированном питании.

Следующий важный вопрос родителей: что делать в детском саду, в гостях, в кафе? То есть там, где ребенок видит, как другие едят что-то, что не ест он. Как объяснить ребенку, что родители не едят некоторых продуктов? Если до это мы в большей степени обращали внимание на аспект медицинский и говорили о вреде и пользе вегетарианской диеты, то сейчас будет затронут психологический аспект проблемы.

Нередко родители-вегетарианцы, понимая, что в школе или детском саду ребенку предложат на обед котлеты или гуляш, начинают вести с ребенком серьезные беседы о вреде мяса. Естественно, детям, которые дома не видели определенных продуктов, может быть интересно попробовать что-то, что едят остальные дети. В детском возрасте ребенку достаточно сложно понять, почему родители считают, что мясо есть вредно или неэтично. Получается, что большинство людей поступают плохо? Такие нормально-нравственные вопросы еще сложны для ребенка. Он не может ответить на них. Поэтому не стоит говорить ребенку, что есть мясо плохо или вредно. Давайте все-таки помнить, что это не неестественно для человека. Лучше просто сказать, что все люди очень разные. Некоторые люди не едят некоторые продукты, например, мясо. Расскажите ребенку о том, что вы сделали свой выбор. А свой выбор ребенок сделает сам. Не забудьте также рассказать ребенку, в каком возрасте вы сделали свой выбор. Не настаивайте, чтобы он категорически не ел невегетарианской пищи вне дома. В таких случаях дети обычно чувствуют, что родители лишают их чего-то важного и от этого желание становится только сильнее. Мало того, если ребенок все-таки попробовал вожделенную сосиску, он потом будет испытывать чувство вины. А если он скроет этот факт от родителей, то чувство вины еще более усилится.

Самая большая опасность детского вегетарианства с психологической точки зрения – это отказ ребенка от мясной пищи в угоду родителям, чтобы «быть хорошим». Если ребенок слышит дома, что мясо есть плохо (вредно, жестоко, неестественно), то он может отказаться от этой пищи только потому, что не хочет поступать плохо. Не стоит вводить идеологическую составляющую в питание ребенка. Поэтому не нужно хвались ребенка, если он отказался от мяса, не нужно рассказывать об этом знакомым-вегетарианцам. Возможно, его отказ был преждевременным и ребенок еще не готов разделить ваши взгляды на питание. Дайте возможность ребенку сделать выбор без вашего напора. Не менее важен отказ от информационной бомбардировки собственного ребенка. Не стоит рассказывать детям, что котлета – это поросенок, который бы бегал, если бы его не убили, что цыпленок на тарелке был живым и т.д. Таким образом легко добиться вегетарианства, основанного на страхе ребенка. Однако потребность ребенка останется неудовлетворенной. Я специально написала «потребность», но не обозначила, какая именно потребность не будет удовлетворена. А речь идет о двух потребностях. Во-первых, это потребность в белковой пище. В некоторые периоды жизни дети с огромным удовольствием едят мясные блюда. Во-вторых, это потребность в принятии самостоятельного решения. Позвольте вашему ребенку сделать выбор самостоятельно. Так, как сделали его вы.

Отдельного внимания заслуживают бабушки и дедушки, не разделяющие взглядов родителей. Они нередко стараются накормить ребенка мясной пищей, опасаясь за его здоровье. Иногда тайком, особенно если родители запрещают кормить ребенка мясом. На что стоит обратить внимание в этом случае? Если ребенок дома не ест мяса, а у бабушки ест его достаточно много, то велика вероятность, что его домашний отказ (даже добровольный) вызван желанием сделать родителям приятное. Обратите внимание на этот факт. Возможно, вам стоит быть лояльнее по отношению к ребенку.

И последнее, о чем мы поговорим – это взаимодействие с бабушками и дедушками, которые опасаются за здоровье собственного внука или внучки. Естественно, вести дискуссию с ними приходится родителям. Я не буду вдаваться в теорию диетологии, хочу только обратить внимание, что на самом деле, в рационе большинства современных детей присутствует больше мяса, нежели требуется ребенку. А именно, ребенку в возрасте 1-3 лет требуется — 75 г. мяса, 4-6 лет – 100 г., 7-10 лет – 120 г. Стоит обратить внимание беспокоящихся родных на этот статистический факт. То есть, ребенку достаточно в обед съесть небольшую котлету, чтобы потребность организма в животном белке была удовлетворена. Таким образом, можно однозначно сказать, что ребенок, который съел обед в детском саду или школе однозначно без ущерба для организма в другое время может не есть мясной пищи. Если вы не запрещаете ребенку есть мясо в детском учреждении или в гостях, то беспокойство прародителей однозначно беспочвенны.

В заключение, хочется ее раз обратить внимание на необходимость уважения к ребенку. все мы хотим, чтобы наш выбор уважали. Давайте уважать и чужой выбор, в том числе детский.

Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека

Очень сложная тема. Хотелось бы ее не касаться. Но, к сожалению, все мы однажды столкнемся с необходимостью рассказать ребенку о смерти близкого человека.

Самая первая и серьезная ошибка родителей – это стремление скрыть от ребенка правду. Тяжелое переживание взрослыми утраты часто приводит к тому, что взрослые хотят уберечь ребенка от тех негативных эмоций, которые они переживают в связи с утратой. Поэтому взрослые нередко не сообщают ребенку о смерти близкого, выдумывая какую-то историю. Например, говорят, что бабушка уехала в гости в деревню и т.п. Ребенок чувствует, что что-то произошло, понимает, что взрослые что-то не договаривают. И это на самом деле так. Взрослые обмениваются многозначительными взглядами и странными фразами. Они находятся в напряжении и это напряжение передается ребенку. Ребенка захватывает тревога.

Представьте, что вам не сообщают о смерти близкого. Думаю, вы бы не хотели, чтобы от вас скрывали эту новость. Правда?

Ребенку, как и взрослому, важно знать, что происходит вокруг. И точно так же, как и взрослому, ребенку важно пережить горе. Взрослые, пережившие утрату, знают, что пережить горе легче не одному. Ребенок же, которому не сообщили о смерти близкого, лишен этой возможности.

Мне кажется, что проще всего рассказать ребенку о смерти близкого верующим людям. Помните Пеппи Длинный чулок? Она верила, что ее мама – ангел, живет на небе и смотрит на дочь в дырочку. Пеппи иногда смотрела на небо и махала маме рукой. Верующий человек может рассказать детям о Боге, о том, что умершие люди попадают в рай. Сторонники индуизма могут рассказать ребенку о реинкарнации душ. Атеистам придется сложнее.

Брать ли ребенка на похороны? Не обязательно, но и не нужно всеми силами избегать этого. Взрослые обычно боятся травмировать ребенка, поэтому стараются оставить его дома к кем-то из близких. Маленький ребенок, который еще не очень понимает суть происходящего, не будет травмирован. Ребенку более старшего возраста может быть важно проститься с близким человеком точно так же, как и взрослым. В любом случае, принимая решение, брать ли ребенка на похороны, оцените ситуацию с разных сторон. С кем останется ребенок и где? Если есть возможность оставить ребенка дома с близким ему человеком? Или придется оставить ребенка с малознакомым человеком? В последнем случае лучше ребенка взять с собой.

Ребёнок и опыт смерти. Размышления митрополита Антония Сурожского

Подумайте о детях, которые слышат слово «смерть». Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть, большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. «Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!» И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: «Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!» Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был убит вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален. Это один пример.

Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, – или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: «Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей». – «Но почему?» – «Они знают, что такое смерть». – «И что же они знают о смерти?» – спросил я. – «На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть». Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба – в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: «Так что же случилось с бабушкой?» Я сказал им: «Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло». – «Так она счастлива?» – спросил один из детей. Я сказал: «Да». И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: «Так вот что такое смерть!» И другой прибавил: «Как прекрасно!» Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?

В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба, рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она – часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: «Это печать смерти». Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.