Как правильно оформить дтп самому

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Как оформить ДТП с 1 июня 2018 года

Европротокол: Вот как правильно оформлять аварию с 1.06.2018 года.

С 1 июня 2018 года расширяются возможности оформления аварии без участия сотрудников ГИБДД (так называемый европротокол). Теперь согласно новому закону «Об ОСАГО» участники ДТП могут оформить аварию при наличии разногласий, а также если сумма ущерба не превышает 100 000 рублей. Ранее, напомним (до 1 июня 2018), оформить ДТП без сотрудников ГИБДД можно было только при отсутствии разногласий между участниками аварии, а также если сумма ущерба не превышала 50 000 рублей.

К сожалению, несмотря на явное упрощение процедуры оформления аварии, большинство автомобилистов испытывают сложность при выборе способа оформления ДТП (Прим. авт.: но почему в нашей стране, когда что-то хотят упростить, получается все наоборот?!).

Все дело в том, что при выборе способа оформления аварии каждый водитель обязан знать, в каких случаях можно оформлять ДТП без сотрудников ГИБДД, а в каких случаях их присутствие обязательно. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области уже сегодня есть возможность оформления ДТП по европротоколу без лимита выплат (если ущерб в аварии не превышает 400 000 рублей).

Правда, для того чтобы оформить ДТП без ГИБДД, при сумме ущерба более 50 000 рублей, сегодня необходимо, чтобы в аварии не было пострадавших, между участниками ДТП отсутствовали разногласия, а также чтобы автомобили были оснащены спутниковой системой ЭРА-ГЛОНАСС. Также при превышении суммы ущерба в 50 000 рублей участники ДТП могут оформить европротокол, используя специальное мобильное приложение для смартфона.

С 1 же июня 2018 года эта сумма ущерба увеличивается до 100 тыс. рублей.

Также с 1 июня 2018 года участники аварии могут оформить ДТП по европротоколу даже при наличии разногласий. То есть без сотрудников Госавтоинспекции вы можете оформлять ДТП по европротоколу при отсутствии пострадавших, при наличии разногласий и при сумме ущерба автотранспорту (один автомобиль) не более 100 000 рублей.

При превышении этого лимита ущерба аварию можно оформить без сотрудников ГИБДД только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и только используя кнопку в машине ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью специального приложения.

Например, с помощью мобильного приложения ДТП.Европротокол (официальное приложение Российского союза автостраховщиков).

К сожалению, по состоянию на 22 мая 2018 года раздел оформления ДТП в этом приложении пока находится в разработке. Но, как обещают страховщики, с 1 июня 2018 года этот раздел в приложении начнет функционировать в полном объеме.

Как установить приложение ДТП.Европротокол?

Как мы уже сказали, если у участников ДТП в автомобилях нет спутникового комплекса ЭРА-ГЛОНАСС (кнопка экстренного вызова), который сегодня устанавливается на все новые автомобили, доступные в продаже в России, то они могут оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД, воспользовавшись специальным некорректируемым приложением.

Так, Российский союз автостраховщиков разработал специальное мобильное приложение, которое называется «ДТП.Европротокол».

С его помощью вы можете зафиксировать аварию и передать о ней информацию в единую информационную систему «АИС ОСАГО». Кстати, как обещают разработчики, приложение будет иметь подсказки, которые помогут оформить аварию даже тем водителям, которые не знают, как это делать. Главное, что с помощью этого приложения вы можете провести фотосъемку автомобилей, которые оказались участниками ДТП. В том числе в этом же приложении вы сможете проверить полисы ОСАГО всех участников аварии.

Для того чтобы установить приложение «ДТП.Европротокол» на iPhone или на iPad, скачайте его в App Store:

Для того чтобы установить приложение «ДТП.Европротокол» на телефон Android, скачайте его в Google Play:

Еще раз напомним, что этим приложением для оформления аварии без ГИБДД могут воспользоваться участники ДТП, если сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, если авария произошла в любом регионе России. Если ДТП произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то при использовании этого приложения ограничения по сумме ущерба нет.

Как оформить ДТП без сотрудников ГИБДД с 1 июня 2018 года , если нет спутниковой системы ГЛОНАСС и мобильного приложения ДТП.Европротокол?

К сожалению, согласно действующему законодательству даже с 1 июня 2018 года вы не сможете оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД, если у вас нет спутниковой системы ЭРА-ГЛОНАСС или мобильного приложения на смартфоне ДТП.Европротокол и между участниками есть разногласия.

Дело в том, что без специальных технических средств ДТП можно оформить по европротоколу (без сотрудников ДПС), только если сумма ущерба не превышает 100 000 рублей (с 1 июня 2018 года, до 1 июня 2018 года сумма ущерба не должна превышать 50 000 рублей), при отсутствии разногласий между участниками ДТП.

Когда аварию можно будет оформить без ГИБДД по всей стране без ограничения по сумме ущерба?

Согласно действующему законодательству «Об ОСАГО», в настоящий момент в стране действует переходный период до 1 октября 2019 года. Начиная с этой даты, в силу вступает вторая часть поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», которые снимут ограничение по сумме ущерба при оформлении европротокола.

Причем ограничения отменяются по всей стране. То есть, начиная с 1 октября 2018 года, независимо от того, где произойдет ДТП, участники аварии смогут оформить ДТП без сотрудников ГИБДД без ограничений по сумме ущерба. Стоит отметить, что именно с этой даты участники ДТП смогут оформить аварию без сотрудников ГАИ даже при наличии разногласий. Правда, для оформления аварии в этом случае все равно потребуется автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, или установленное на телефон приложение ДТП.Европротокол.

Если же у участников ДТП не будет ни системы ГЛОНАСС ни на одном из автомобилей, ни приложения на телефоне, а также есть разногласия по обстоятельствам аварии, то ДТП все равно придется оформлять с участием сотрудников ГИБДД. Если разногласий нет и отсутствует система ГЛОНАСС на автомобилях, попавших в аварию, или нет специального приложения на телефоне для фиксации аварии и передачи данных в АИС ОСАГО, то участники ДТП могут оформить аварию без сотрудников ГИБДД. Правда, в этом случае максимально возможный лимит выплаты по ущербу не будет превышать 100 000 рублей.

Как видите, на первый взгляд простая форма оформления ДТП по европротоколу имеет довольно-таки сложную структуру. Именно поэтому органы ГИБДД решили внести порядок оформления аварии в Правила дорожного движения. В итоге в скором времени процедуру оформления ДТП будут изучать уже на начальном этапе обучения в автошколах.

Удивительно, как в нашей стране умеют усложнить то, что создано, чтобы упростить порядок каких-то действий.

Как правильно оформить ДТП, чтобы не получить отказ по КАСКО?

Зачастую мы задумываемся о правильном порядке оформления ДТП только после происшествия. Пост-аварийный стресс и незнание простейших правил приводят к ошибкам, а результатом таких ошибок нередко становится отказ в выплате. Между тем, алгоритм первичных действий после ДТП предельно прост, важно лишь чётко определить обстоятельства происшествия.

Первичные действия зависят от характера ДТП

В зависимости от обстоятельств происшествия можно выделить четыре вида ДТП:

  • ДТП с одним участником.
  • ДТП с двумя участниками (Европротокол).
  • ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол).
  • ДТП с пострадавшими.

Соответственно, порядок действий напрямую зависит от характера происшествия.

Последний пункт вынесен отдельно, ведь в случае реальной угрозы жизни или здоровью людей действовать нужно незамедлительно. В таких ситуациях только человеческая жизнь является приоритетом.

ДТП с одним участником – наезд на забор, фонарный столб, дикое животное и т. п.

1. Ни в коем случае не покидайте место происшествия без оформления ДТП.

Помните, что забор, столб, дикое животное и другие объекты – это чья-то собственность. Если не оформить аварию надлежащим образом, впоследствии вам могут предъявить регрессное требование. Кроме того, без документов полиции страховщик почти наверняка откажется ремонтировать автомобиль по КАСКО.

2. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

3. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • ВАЖНО: не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортного средства на фото или видео. Заснимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.

4. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

В зависимости от обстоятельств аварии порядок последующих действий может разниться. Поэтому важно получить дальнейшие инструкции от компетентных органов. Возможные указания сотрудников полиции:

  • Убрать авто с проезжей части, если создаётся препятствие.
  • Или ехать на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления документов.
  • Или ждать прибытия наряда ГИБДД.

5. Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

6. Заполните извещение о ДТП.

В идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Правда, в большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома.

ДТП ТОЛЬКО с двумя участниками (Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также в случае запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО , контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите подтверждение планируемых шагов (или иные указания).

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Оформите «Извещение о ДТП» вместе с другим участником ДТП.

При заполнении «Извещения» каждый водитель заполняет свою колонку лицевой части (любую на выбор – левую или правую):

  • ВАЖНО: при оформлении «Извещения» рекомендуется использовать типовые схемы ДТП , а также Инструкцию РСА .
  • Используйте шариковую ручку.
  • Пишите с нажимом, чтобы слова хорошо пропечатывались на обеих копиях «Извещения».
  • Внесите общие данные по дорожному происшествию.
  • Составьте вместе с другим участником происшествия схему ДТП.
  • Далее разъедините листы «Извещения о ДТП».
  • Водители подписывают листы с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит по две подписи в соответствующих графах нижней части формы. В сумме каждый водитель ставит по четыре подписи: по две на лицевой стороне каждого из разъединённых бланков. На оборотной стороне ставится только ваша подпись.
  • После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны «Извещения о ДТП».

ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО, контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

Возможные указания сотрудников полиции:

  • Если нет разногласий относительно обстоятельств аварии: направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.
  • Если есть разногласия относительно обстоятельств ДТП: ждать прибытия наряда ДПС на место аварии либо направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Заполните извещение о ДТП.

В большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома. Однако в идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Нередко впоследствии трудно найти других участников происшествия, чтобы те заполнили свою часть извещения. А без этого документа страховая компания откажется возмещать ущерб.

Автомобили

Закон и право

Как оформить аварию без ГИБДД

Как самостоятельно оформить ДТП без сотрудников ДПС

С начала августа лимит выплат страховой суммы при оформлении ДТП без инспектора ГИБДД вырос до 50 тыс. руб. Таким образом, большинство мелких аварий водители теперь могут оформить сами. В Госавтоинспекции решили напомнить участникам аварии, как правильно оформить документы, чтобы не возникло проблем со страховщиком.

Со 2 августа в России начали действовать поправки к закону об ОСАГО, по которым лимит выплат по так называемому европротоколу (когда ДТП оформляется без привлечения инспектора ГИБДД) увеличился с 25 тыс. до 50 тыс. руб.

В связи с этим МВД России подготовило приказ, в котором уточняются тонкости оформления ДТП самими водителями и особенности урегулирования последствий аварий со страховыми компаниями. Документ вступит в силу в ближайшее время.

Оформить европротокол можно в следующих случаях:

1. Если в результате аварии вред был причинен только транспортным средствам.

2. В ДТП не должно участвовать более двух автомобилей. При этом оба владельца этих транспортных средств должны иметь действующие полисы ОСАГО.

3. Обстоятельства аварии, характер и перечень видимых повреждений не должны вызывать разногласий у обоих водителей.

Владимир Путин подписал закон, предусматривающий увеличение выплат по ОСАГО

Также в рамках оформления европротокола водители обязаны самостоятельно заполнить специальный бланк (его можно получить в своей страховой компании) о подробностях аварии в соответствии с правилами ОСАГО. Заполненный бланк должен быть передан представителю страховой компании в течение пяти рабочих дней с момента оформления ДТП.

В проекте приказа МВД уточняется, что оформить ДТП самостоятельно водители могут только при условии соблюдения всех этих обстоятельств.

До вступления в силу поправок к закону об ОСАГО российские водители с неохотой шли на оформление ДТП самостоятельно. Так, по европротоколу возмещалось порядка 8–9% убытков. Причина непопулярности такого метода оформления ДТП крылась в том, что автовладельцы в большинстве случаев сомневались, что лимит в 25 тыс. руб. покроет ущерб.

Увеличение же страховой суммы в рамках европротокола должно, по мнению законодателей, стимулировать водителей на самостоятельное оформление ДТП.

В свою очередь, этот способ должен разгрузить сотрудников ГИБДД и, возможно, сократить пробки, ведь ждать часами экипаж ДПС, занимая проезжую часть, уже не нужно.

Напомним, что с 1 октября 2014 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях стартует эксперимент, в рамках которого лимит выплат по европротоколу увеличится до 400 тыс. руб. Помимо бланка водители будут обязаны предоставлять фото- или видеосъемку машин, попавших в аварию, и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением глобальных спутниковых систем.

По словам главы Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, несмотря на увеличившиеся по всей России лимиты выплат, эти поправки обретут смысл еще не скоро.

«По сути, увеличенный до 50 тыс. лимит выплат станет актуальным только через год, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. —

Дело в том, что эта поправка к закону об ОСАГО распространяется только на тех автовладельцев, которые оформили полис уже после 2 августа. Таким образом, все автомобилисты в России получат новые полисы только к 2 августа 2015 года — вот тогда европротокол заработает в полной мере.

Точно так же обстоит дело и с экспериментом, по которому в четырех областях водители смогут получать до 400 тыс. руб. по европротоколу, — он вступит в силу 1 октября, а в действительности — только через год, когда все обновят полисы».

«Конечно, сейчас можно расторгать старые договоры и заключать новые, но автовладелец тоже на этом потеряет деньги», — говорит Тюрников.

Выплаты по страховым случаям увеличат до 400 тыс. рублей

По словам эксперта, необходимость предоставления автовладельцем в страховую компанию данных о ДТП, полученных с применением глобальных спутниковых систем, приведет к тому, что процент водителей, которые смогут оформить ДТП по европротоколу и получить до 400 тыс. руб. компенсации, окажется крайне невысоким.

«Это абсурд. Достаточно было бы снять поврежденные машины на фотоаппарат или видеокамеру, — поясняет Тюрников. —

Страховщики же требуют установки на автомобили специального оборудования, стоимость которого около 5–6 тыс. руб. И это при том, что полис ОСАГО стоит порядка 3 тыс. Никто не станет эти датчики покупать за такие деньги».

«И тут возникает вопрос: почему автовладельцы должны приобретать эти устройства у поставщиков страховых компаний? И почему нельзя для этих целей использовать штатные спутниковые системы, которыми сегодня оснащаются многие автомобили?» — недоумевает Тюрников.

Кроме того, по словам эксперта, до сих пор не ясно, должны ли будут обе машины, участвующие в ДТП, быть оборудованы этими датчиками или же достаточно, чтобы они стояли только в одном из автомобилей.

Самостоятельно оформляем ДТП: зачем рулетка в бардачке

Ñ 1 àïðåëÿ âñòóïèëè â ñèëó ïîïðàâêè â çàêîí îá ÎÑÀÃÎ

Новые изменения в правилах напоминают о сакраментальной фразе из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Нас призывают к самообслуживанию: совершил ДТП — оформи его сам. Так чего же хотят инициаторы поправок в ПДД – привить нам правовую грамотность или же сэкономить?

На ГИБДД уже сэкономили, сократив штаты. Это привело к тому, что в крупных городах в случае небольшой аварии сотрудников полиции приходится ждать часами. Попытки прописать в регламенте нормативы времени прибытия сотрудника ДПС на место происшествия натолкнулось на активное противодействие со стороны руководства ГИБДД. В свою очередь, оно предложило активнее использовать европротокол.

Как водится, победил сильнейший. Начиная с 1 июля все ДТП, в которых нет пострадавших, должны оформлять сами фигуранты аварии, используя европротокол или руководствуясь телефонными советами сотрудников ГИБДД, – составлять схему ДТП, а затем регистрировать ее на посту ДПС или в подразделении полиции.

В МВД пошли еще дальше: на федеральном портале проектов и нормативных правовых актов вывесили для обсуждения законопроект об отмене справки о ДТП.

В итоге получается, что автомобилист на дороге в критической ситуации остается брошенным на произвол судьбы. Но и это еще не все. Новые поправки в ПДД предусматривают, что после фиксации дорожно-транспортного происшествия автомобили должны быть убраны с проезжей части, в противном случае водителям грозит штраф по ст. 12.27, ч. 1 КоАП РФ «Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является» (пока 1000 руб.). Но если сотрудник ДПС не выезжает на место происшествия, кто будет выписывать штраф? Зная любовь депутатов к ужесточению наказания, можно предположить, что размер штрафа за подобное нарушение увеличится. И вот тогда, может быть, мы увидим сотрудников ГИБДД, мчащихся к месту ДТП.

Но почему все, кто вводит подобные новации, забыли о том, что любое ДТП – это сильное нервное потрясение? О том, что водители побаиваются в таких ситуациях оставаться один на один с оппонентом, говорят и результаты опроса, который мы провели среди посетителей нашего сайта. Более 50% респондентов, невзирая на грозящий штраф, будут по старинке ждать инспекторов на месте аварии. Это и понятно: в такой стрессовой ситуации договориться, прийти к взаимному согласию и определить виновного очень сложно.

Чтобы помочь водителям, РСА выпустил типовые схемы дорожно-транспортных происшествий и распределении ответственности участников, посмотреть их можно в нашей фотогалерее в конце статьи.

Наверняка окажутся полезными и рекомендации специалистов.

Cоветы автоэкспертов

1. Сейчас как никогда актуален видеорегистратор, желательно двухканальный, который пишет не только с фронтальной, но и с задней камеры. Запись поможет разобраться, кто прав, а кто виноват. Но перед выездом проверяйте правильность установки даты и времени на видеорегистраторе. Хорошо, если регистратор оборудован блоком GPS или ГЛОНАСС – это позволит с точностью до нескольких десятков метров определить местоположение автомобиля в момент аварии.


  • Оформляем ДТП по европротоколу: сам себе инспектор

    Оформление аварии по европротоколу – это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение – и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

    Существенные условия

    Не любую аварию можно оформить по европротоколу – только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

    Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, – максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

    Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

    И еще. Оформить по европротоколу можно даже аварию, в которой участвовала не зарегистрированная в России машина. Главное условие – наличие у ее водителя «зеленой карты».

    Уроки правописания

    В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

    Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

    Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2), отмечаем число поврежденных машин (графа 3). Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5).

    Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6). Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7).

    Графы с 9 по 12: пишем о своем автомобиле – кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую – другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12.

    В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

    В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

    В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

    И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

    После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2). В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 – указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

    В конце также нужно расписаться.

    Получение страхового возмещения

    Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

    Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии. Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

    Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально – появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

    Самостоятельное оформление аварии – дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное – не волноваться и не спешить.

    Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС

    Авария без посредников

    На эти вопросы в редакции «РГ» отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

    Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

    Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

    Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее. Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков. Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами. Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

    Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

    Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности. Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники. Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции — европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

    Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

    Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы. Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя. После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

    Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

    Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло. Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями. Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился. Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

    Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

    Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился — обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь. В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб. У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП. И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов. Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц — барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться. В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

    Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

    Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать. В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе. Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке — эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания. Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

    Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому — отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении. И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях. Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях. Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

    И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

    ГАИ на службу не берет

    Госавтоинспекция с 30 октября прекратила прием на работу новых сотрудников.

    Об этом сообщает «Газета.Ru». Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

    Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

    В Госавтоинспекции корреспонденту «РГ» подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

    Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.