Юридическая защита собственности на природные ресурсы

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Экологическое право

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе советского периода в основном рассматривались вопросы охраны права собственности на природные объекты. В условиях исключительной государственной собственности на природные ресурсы это было оправданным, т.к. защита правомочий государства-собственника вполне обеспечивались средствами и способами охраны права собственности. В современных условиях расширения круга субъектов права собственности на природные объекты и постепенного возвращения последних в имущественный гражданско-правовой оборот, в действующем законодательстве и литературных источниках часто указывается на осуществление защиты права собственности на природные ресурсы.

Различия между охраной и защитой права собственности на природные объекты заключаются во временных пределах их наступления, способах осуществления, средствах реализации, органах, их осуществляющих, и т.д. Так, охрана права собственности возникает с момента принятия правовых норм, ограждающих отношения собственности, и прекращается вместе с отменой охранительных норм права. Защита же права собственности наступает с момента нарушения права и действует в пределах сроков, установленных для его защиты. Таким образом, охрана права собственности, в т.ч. на природные ресурсы, свойственна праву собственности в объективном смысле. Защита же права собственности на природные объекты присуща праву собственности в субъективном смысле.

Охрана права собственности на природные ресурсы обеспечивается деятельностью органов государственной исполнительной власти, а защита осуществляется судебными органами. Поэтому охрана права собственности осуществляется в административном порядке и административно-правовыми средствами, защита же нарушенного субъективного права собственности на природные объекты обеспечивается в судебном порядке и гражданско-правовыми средствами.

Защита права собственности осуществляется судом или третейским судом. В случае принятия законодательного акта, который прекращает право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки. Эти убытки возмещаются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью объекта на момент прекращения права собственности, включая и не полученные доходы.

Вмешательство в деятельность собственников земельных участков и землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками земли и землепользователями земельного законодательства.

Государственные органы несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный их неправомерным вмешательством в осуществление собственником и указанными лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в объеме, предусмотренному п. 4 ст. 48 Закона «О собственности». Убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях.

Вместе с тем права собственников земельных участков и землепользователей в случаях, предусмотренных земельным законодательством, могут быть ограничены. Например, обращение взыскания на земельный участок по претензиям кредиторов может быть осуществлено по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Обращение взыскания по претензиям кредиторов на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве частной собственности, не допускается кроме случаев, когда земельный участок является объектом залога.

Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется в пределах сроков, установленных законодательством. Закон «О собственности» в ст. 50 предусматривает, что собственник вправе истребовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения. На требования о возврате имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехлетняя исковая давность.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы, а также условия и порядок их осуществления Гражданским и Гражданско-процессуальным законодательством.

Собственники земельных участков вправе требовать их возврата после истечения сроков договора аренды земли. При истребовании земельного участка из незаконного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь за все время владения, а от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал, или должен был узнать о неправомерности владения и пользования земельным участком. В свою очередь, добросовестный или недобросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных им затрат на улучшение земельного участка с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от его использования.

Действующее законодательство предусматривает определение гарантии прав земельных собственников. Согласно ст. 51 Закона «О собственности» гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли иначе, как на основании решения суда и в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения государственных и общественных потребностей прежнему владельцу передается взамен другой равноценный по качеству земельный участок.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земельных участков у граждан, согласно ст. 46 Земельного кодекса, может производиться после выделения им по желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме иных убытков.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель коллективных сельскохозяйственный предприятий, сельскохозяйственный научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и жилых строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков согласно требований раздела четвертого Земельного кодекса.

Прекращение права собственности на землю или права пользования земельным участком в случае добровольного отказа собственника земли или землепользователя производится по его заявлению на основании решения соответствующиего Совета народных депутатов.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Какие формы собственности на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собст­венности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она — и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собст­венности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаме­нитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции Рос­сии», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъ­емлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отме­нялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования от­ношений собственности начались и преобразования в современной России. За­коном РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия госу­дарства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения дан­ного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ре­сурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступа­ет в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственно­стью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной об­ласти, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществ­ляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государ­ственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распо­ряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Рос­сийской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ре­сурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и расти­тельного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных ор­ганов государственной власти;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеоро­логической службы, историке-культурного и природного наследия, а также дру­гими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государ­ственных природных заповедников, национальных природных парков, государст­венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, дру­гих особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Феде­рации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и бо­лее субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное зна­чение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Рос­сийской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной влас­ти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имуще­ство, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального обра­зования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закреп­ляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, поль­зование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности за­креплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда до­статочно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственнос­ти на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О не­драх» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископае­мые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицен­зии могут находиться в федеральной государственной собственности, собствен­ности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных фор­мах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данно­го природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащи­еся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Фе­дерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные вод­ные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установ­лено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собствен­ником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодатель­ства Российской Федерации о растительном мире.

Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущест­во, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей — совместной собственностью.

Каковы гарантии и защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Консти­туции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресур­сы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и де­ятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресур­сы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муни­ципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользовате­лей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополизма государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интере­сов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресур­сов является наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно зе­мельному законодательству к таковым относятся:

добровольный отказ, от земельного участка или части его;

прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, кресть­янского (фермерского) хозяйства;

использование земли не по целевому назначению;

систематическая неуплата земельного налога в течение установленного зако­ном срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйст­венного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строи­тельства;

изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйст­венного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пя­ти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;

изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более цен­ных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона про­дуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследователь­ских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фон­да, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами Российской Фе­дерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов сельско­хозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышлен­ных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по со­гласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земель­ные участки несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исклю­чительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной админи­страцией равноценного земельного участка, строительства на новом месте пред­приятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возме­щения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъ­ятие для государственных и общественных нужд земельных участков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных по­строек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Феде­рации предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ст. 8 Конституции РФ предусматривает равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (важная конституционная гарантия прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии государственной собственности на землю и иные природные ресурсы).

Важное средство правовой защиты и гарантия соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов – это наличие перечня оснований прекращения их прав. Согласно земельному законодательству, к ним относятся:

– добровольный отказ от земельного участка или части его;

– прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;

– использование земли не по целевому назначению;

– систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

– изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд.

Согласно земельному законодательству, к основаниям прекращения прав на природные ресурсы относятся также:

– неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства;

– нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних 5 лет более чем на 20 % ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;

– изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

– использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что не допускается изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий. Перечень таких земель устанавливается субъектами РФ.

Гарантии соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит установленный законом порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, установленных законом.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Экологические правоотношения – это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

Классификация экологических правоотношений может быть проведена по различным основаниям: по субъектам (участникам экологических правоотношений), объектам, степени правовой охраны и др.

Наиболее важна классификация экологических правоотношений по их объектам, четко отраженная в законодательстве. Так, ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» различает правовые отношения в сфере естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы; земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов; особо охраняемых природных объектов (заповедников и др.).

Субъекты экологических правоотношений (их участники) – граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях различны: граждане и юридические лица часто выступают как потребители природных ресурсов (это предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании этих ресурсов), государственные органы регулируют рациональное использование и охрану окружающей природной среды.

Объекты экологических правоотношений подразделяются на три категории: 1) интегрированные – окружающая природная среда в целом; 2) дифференцированные – отдельные природные объекты (земля, недра, вода, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты); 3) особо охраняемые – государственные природные заповедники, заказники и т. п., памятники природы, редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Содержание экологических правоотношений – это права и обязанности участников этих отношений. Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах – в Конституции РФ, Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды».

Предусмотрен механизм обеспечения этого права – он включает планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды: создание общественных объединений по охране окружающей среды, фондов и т. п., вступление в члены таких объединений и фондов, внесение трудовых сбережений; участие в собраниях, митингах и т. п. по охране окружающей природной среды; требование от соответствующих органов предоставления информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны; требование в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве и т. п. экологически вредных объектов, ограничения, прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; и др.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты (обстоятельства), влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. В силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в них большой вес среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений имеют акты исполнительных органов государственной власти.

Оглавление

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Охрана и гаранты права собственности на природные ресурсы и комплексы. Ответственность за нарушение прав владельцев и права собственности на природные ресурсы

Охрана права собственности на природные ресурсы осуществляется путем установления соответствующих правовых норм и применение санкций к лицам, которые не выполняют их требований. Она осуществляется на основе и в соответствии с действующим законодательством Украины.

Важное значение для охраны права собственности на природные ресурсы имеет Конституция Украины, в частности, ст. 13, в которой указано, что «государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования», ст. 14: «Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства»; в. 41: «Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым».

Общие принципы охраны права собственности нашли свое отражение в нормативных актах различных отраслей права: ст. 321 ГК Украины: «Право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении»; в. 147 ГК Украины: «Имущественные права субъектов хозяйствования защищаются законом»; разд. VI Коап «Административные правонарушения, посягающие на собственность» и ряде других законов Украины.

Отдельные положения относительно охраны права собственности на природные ресурсы закреплены в экологическом законодательстве, а именно: в статьях 5,11 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»; статьях 153-154 ЗК Украины; ст. 105 ЛК Украины и в других правовых нормах экологического законодательства.

Разделение права на частное и публичное предусматривает охрану прав собственности на природные ресурсы частного и публичного характера. К первому относится гражданско-правовое направление, который обеспечивает частные интересы; ко второму — административно-правовой и уголовно-правовой (обеспечивают публичные интересы). Публичное право охраняет собственность по инициативе власти. Это направление правовой охраны является проявлением выполнения государством его обязанностей перед обществом.

До основных признаков охраны права собственности на природные ресурсы можно отнести:

1) обеспечивающую деятельность соответствующих государственных органов;

2) выявление возможных нарушений правового режима собственности, осуществление профилактики правонарушений и привлечения нарушителей к ответственности;

3) обеспечение владельцу беспрепятственного права владения, пользования, распоряжения природным ресурсом, права на доход и отчуждения природного ресурса, а также определение законом конкретных дополнительных правомочий.

Охрана прав собственности на природные ресурсы включает широкий спектр подходов к обеспечению правового режима объектов права собственности и защиты прав субъектов.

На защиту права собственности прямо или косвенно направлены нормы многих отраслей права (гражданского, уголовного, административного и др.). При этом ученые отмечают особенность гражданско-правовых средств защиты от других средств (уголовно-правовых, административно-правовых и т.д.). Специфика гражданско-правовой защиты права собственности, прежде всего, заключается в применении таких юридических способов (ст. 16 ГК Украины — признание права; признание сделки недействительной; прекращение действий, нарушающих право, и др.), которые обеспечивают, как правило, устранении препятствий в осуществлении права собственности и восстановления имущественного положения потерпевшего владельца за счет имущественных благ нарушителя или иного обязанного лица.

Среди посягательств на право собственности на природные ресурсы необходимо различать два основных вида, а именно: нарушение субъективного права собственника, то есть тех правомочий, принадлежащих собственнику; причинение вреда объектам природы, находящихся в собственности соответствующих субъектов (государства, юридических или физических лиц).

Нарушение правомочий собственника природных ресурсов имеет место в следующих случаях:

— заключение сделок с природными ресурсами лицом, которое не является их собственником;

— самовольное использование природных ресурсов.

Причинение вреда объектам природы имеет место в случаях ухудшения качественных и количественных характеристик вышеуказанного объекта.

Таким образом, охрану права собственности на природные ресурсы обеспечивают: нормы, которые обеспечивают принадлежность природных ресурсов тем или иным субъектам, и нормы, которые устанавливают определенные условия реализации собственниками своих прав (статьи 1, 59,66 ЗК Украины, 7-14 ЛК Украины и др.).

Существует три формы охраны права собственности на природные ресурсы: нормативно-регулятивная (законодательная, нормотворческая, правореалізуюча), управленческая (информационная, прогностическая, эколого-экспертная и т.д.), судебная.

Каждая из форм обеспечивает соответствующий аспект защиты владения, пользования и распоряжения, как правомочий, составляющих содержание права собственности.

Защита права собственности обеспечивают нормы, которые устанавливают негативные последствия для нарушителей права собственности, то есть непосредственно защищают права собственников от противоправных посягательств (статьи 212 ЗК Украины, 108-109 Же Украины, 47, 48,49 Куоап). Именно юридическая ответственность представляет содержание охраны права собственности на природные ресурсы. Охрана права собственности на тот или иной природный объект является ответной реакцией на нарушение данного права, может быть разной как по форме, так и по содержанию.

наиболее Распространенным видом ответственности за нарушение права собственности на природные ресурсы является административная, наступает при наличии в действиях виновных лиц административного правонарушения. Так, разд. VI Куоап предусматривает основания и порядок привлечения виновных лиц за совершение поступков, нарушающих право собственности на соответствующие природные объекты.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы наступает обычно при наличии факта причинения имущественного вреда. Здесь речь идет, прежде всего, о возмещении ущерба, причиненного выкупом или временным занятием природных объектов, а также ограничением прав собственника, ухудшением качества природного объекта или приведения его в непригодное для использования по целевому назначению состояние в результате негативного влияния, вызванного деятельностью других лиц. Убытки подлежат возмещению собственнику в полном объеме по правилам и нормативам, установленным соответствующим поресурсовим экологическим законодательством. Помимо возмещения прямого ущерба собственник природного объекта имеет право на компенсацию упущенной выгоды и не полученных доходов в виде, например, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства или расходов по повышению плодородия почв.

Конституция Украины гарантирует право собственности. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым. Принудительное отчуждение объектов права частно? собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предыдущего и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается лишь в условиях военного или чрезвычайного положения. Каждый масс право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

Общие гарантии реализации экологических прав закреплены в статьях 10 и 11 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды».

Гарантии права собственности граждан на природные ресурсы можно разделить на две группы: гарантии охраны права собственности и гарантии защиты права собственности. Гарантии охраны — это установление пределов осуществления прав, их конкретизация в законодательстве, установления мер стимулирования для реализации права собственности, мер профилактики и предупреждения правонарушений. Гарантии защиты — это контроль, установление ответственности виновных за нарушение прав владельцев! установление мер восстановления нарушенных прав собственников.

Юридическая защита права собственности на природные объекты

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наиболее широкий выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:

* восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

* признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

* признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

* присуждения к исполнению обязанности в натуре;

* компенсации морального вреда;

* прекращения или изменения правоотношения;

* неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

* иными способами, предусмотренными законом.

Защита прав собственности регулируется также в специальной — гл. 20 ГК РФ. Здесь устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).]

Правовые меры охраны животного мира

Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и другие аспекты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парковых и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений.

Конвенция о биологическом разнообразии и другие акты современного экологического права расширяют рамки и измеряют содержание правовой охраны. Например, ст. 8 и 9 указанной Конвенции перечисляют следующие меры и направления сохранения, поддержки и восстановления жизнеспособных популяций в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки:

1) создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов;

2) содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;

3) предотвращение интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам животных, особые меры должны приниматься для защиты животных вне естественных мест обитания, т.е. благодаря: а) созданию и поддерживанию банков генов и геномов, семенных банков, банков спермы, банков яйцеклеток; б) созданию и поддерживанию условий для сохранения и исследования культур; клеток и тканей растений; культивируемых in-vitro, коллекций микробных культур; в) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов.