Экономические социальные и культурные права и свободы краткое

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ

Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

Право частной собственности устанавливается конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

Право на социальное обеспечение принадлежит каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного возраста;

2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания детей; 5) в иных случаях.

Право на труд также можно отнести к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Труд граждан рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Не допускаются: 1) принуждение к труду; 2) дискриминация в сфере труда по признакам расы, пола, национальности и др.

Конституционные гарантии в сфере труда: 1) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный оплачиваемый отпуск и др.

Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.

§ 9. Экономические; социальные и культурные права и свободы граждан РФ

Экономические права и свободы связаны с правом собственности, предпринимательской деятельностью, правом частной собственности.

Право на предпринимательскую деятельность предусмотрено статьей 34 Конституции. Человек свободен в использовании своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: 1)

путем создания юридического лица (хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива); 2)

путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Предприниматель может свободно заключать договоры с другими предпринимателями, приобретать имущество в собственность и распоряжаться своей собственностью, на-

нимать и увольнять работников, самостоятельно распоряжаться своей прибылью, заниматься внешнеэкономической деятельностью, открывать счета в банках.

Право частной собственности закреплено в статье 35 Конституции. Это право закреплено в Конституции впервые. Ранее за гражданином признавалось право личной собственности. Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности. Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество. Собственник имущества обладает совокупностью трех правомочий в отношении своего имущества. Он может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Владение — это фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью.

Пользование — это возможность извлечения из принадлежащего собственнику имущества его полезных свойств.

Распоряжение — это возможность собственника определять судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения этого имущества.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение может иметь место только по решению суда (конфискация, реквизиция).

В Конституции определена возможность наследования имущества — по закону или по завещанию.

Статья 36 Конституции посвящена праву частной собственности на землю. Граждане могут владеть, пользоваться и распоряжаться землей, находящейся в их частной соб-

ственности. В то же время Конституцией установлены ограничения этого права, выражающиеся в том, что граждане не должны наносить ущерб окружающей среде и законным интересам других лиц.

Среди социальных прав и свобод важное место занимает право на труд. Это право состоит из нескольких элементов, из целой группы прав и свобод:

Право на отдых имеет каждый человек. Действующим трудовым законодательством установлена максимальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю.

Право на материнство и детство. Статья 38 Конституции устанавливает, что материнство и детство находятся под защитой государства.

Право на социальное обеспечениэ возникает в случае достижения определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия гарантируются законом, поощряются добровольное создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на жилище. Право на жилище предоставляет гражданину пользоваться имеющимся у него на законном основании жилищем. Государство в настоящее время не обеспечивает всех нуждающихся жилищем (за исключением малоимущих), а поощряет жилищное строительство,

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 41 Конституции РФ. Охрана

112 Конституционные ПРАВД, СВОБОДЫ И обязанности ЧІЛОВІКА И ГРАЖДАНИНА

здоровья включает в себя целый комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского и т.п. характера, направленных на сохранение здоровья граждан. Право на медицинскую помощь включает в себя лечение в медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях оказывается гражданам бесплатно.

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку право на образование. Право на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней. Содержание права па образование, согласно статье 43 Конституции, включает в себя: 1)

право на дошкольное образование; 2)

право на основное общее образование; 3)

право на среднее профессиональное образование; 4)

право на высшее образование.

Конституция гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Граждане РФ имеют также право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования.

Схематично социальные права граждан РФ можно представить следующим образом:

Культурные права и свободы предоставляют гражданам свободный доступ к духовным и материальным ценностям.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Государство не вмешивается в творческую деятельность граждан, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.

Право на участие в культурной жизни закреплено в статье 44 Конституции РФ. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан.

Право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям

§ 4. Экономические, социальные и культурные права и свободы несовершеннолетних

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКА – это возможности несовершеннолетнего реализовать свои способности и получить средства существования, а также возможности доступа ребенка к культурному наследию человечества, их освоению и использованию.

В отличие от других видов прав и свобод ребенка особенностями экономических, социальных и культурных прав и свобод являются:

• распространенность на определенную – экономическую, социальную и культурную – область жизни ребенка;

• допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «удовлетворительное существование»);

• зависимость реализации экономических, социальных и культурных прав и свобод от состояния экономики и ресурсов. В ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорится о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов»[71 — Лукашева Е.А. Структура прав человека и гражданина // Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – С. 159–160.].

Согласно Конституции РФ к ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ И СВОБОДАМ РЕБЕНКА относятся:

1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

2) право частной собственности (ст. 35);

3) право на труд (ст. 37);

4) право на социальное обеспечение (ст. 38 и 39);

5) право на жилище (ст. 40);

6) право на охрану здоровья (ст. 41);

7) право на образование (ст. 43);

8) право на участие в культурной жизни общества и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 44).

Детальный анализ права ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права частной собственности ребенка и права ребенка на жилище – в гл. 5 настоящего учебного пособия.

Особенности права ребенка на труд рассмотрены в гл. 8 данного учебного пособия.

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ и ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I[72 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1318.] граждане РФ (в том числе и несовершеннолетние) обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Международно-правовые нормы, регламентирующие право ребенка на охрану здоровья, содержатся в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Государство обеспечивает несовершеннолетним гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане РФ (в том числе и несовершеннолетние) имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь.

В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Дети, подростки и учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Согласно ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право:

1) на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ[73 — Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2004 г. № 310 (Российская газета. 2005. 28 июня) утверждена карта диспансеризации ребенка, а от 15 апреля 2010 г. № 340н (Российская газета. 2010. 4 июня) утвержден порядок проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.], и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ;

2) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

3) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ;

4) получение необходимой информации о состоянии своего здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние – больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов детей допускается только с согласия в письменной форме их родителей, усыновителей. Дети могут рассматриваться в качестве потенциальных пациентов такого исследования, только если его проведение необходимо для укрепления их здоровья или профилактики инфекционных заболеваний в детском возрасте либо если целью такого исследования является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного препарата для лечения детей. В этих случаях такому исследованию должно предшествовать клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения на совершеннолетних гражданах (п. 5 ст. 43 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[74 — СЗ РФ. – 2010. – № 16. – Ст. 1815.]).

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Статья 38 Конституции РФ провозглашает охрану материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции РФ провозглашает, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях.

Данное право закреплено также в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 9-12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[75 — СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.] установлены следующие ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ лицам, которые уже имеют детей:

а) единовременное пособие при рождении ребенка;

б) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

в) ежемесячное пособие на ребенка;

г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

д) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

А. Единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 11–12 указанного Федерального закона).

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух детей или более указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 тыс. руб.

Б. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст. 13–15 указанного Федерального закона).

Право на пособие имеют, как правило, те же категории женщин, которые получают пособие по беременности и родам. Вместе с тем есть и различия в круге обеспечиваемых, в частности отпуск и пособие по уходу за ребенком предоставляются не только женщине – матери или усыновительнице, но также и другим лицам, фактически ухаживающим за ребенком, если они подлежат государственному социальному страхованию. Данное ежемесячное пособие, как правило, выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 тыс. руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 тыс. руб.

В. Ежемесячное пособие на ребенка.

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Г. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 12^1^, 12^2^ указанного Федерального закона).

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух детей и более пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер пособия составляет 8 тыс. руб.

Д. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12^5^-12^7^ указанного Федерального закона).

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют мать ребенка военнослужащего, а также опекун ребенка военнослужащего либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Иным лицам ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие выплачивается в размере 6 тыс. руб. на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Важным направлением по обеспечению права детей на социальную помощь является профилактика их безнадзорности и правонарушений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[76 — СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.] ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ являются:

• предупреждение безнадзорности[77 — Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.], беспризорности[78 — Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.], правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении[79 — Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.];

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 13 указанного Федерального закона предусматривает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

1) социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, осуществляющих профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальных приютов для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенных для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[80 — СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.] определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Основы международных стандартов в области образования сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 28 Конвенции о правах ребенка.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[81 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 197; СЗ РФ. – 1996. -№ 3. – Ст. 150.] образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ , которые подразделяются:

1) на общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Основные общеобразовательные программы направлены на

решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К основным общеобразовательным программам относят программы:

а) дошкольного образования[82 — Программы дошкольного образования реализуются родителями (опекунами), а также сетью дошкольных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.];

б) начального общего образования[83 — Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования , начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте (и. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).];

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным программам относят программы:

а) начального профессионального образования[84 — Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования (ст. 22 Закона РФ «Об образовании»).];

б) среднего профессионального образования[85 — Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона РФ «Об образовании»).];

в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры)[86 — Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (п. 1 ст. 24 Закона РФ «Об образовании»).];

г) послевузовского профессионального образования[87 — Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования (ст. 25 Закона РФ «Об образовании»).].

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание разных форм получения образования.

Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно (ст. 43 Конституции РФ). Обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования возложена на родителей или лиц, их замещающих. Данное требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Часть 3 ст. 43 Конституции РФ и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[88 — СЗРФ.– 1996.– № 35. – Ст. 4135.] устанавливают возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем государственном или муниципальном учреждении. Особенности организации приема в высшие учебные заведения регламентируются ст. 11 указанного Федерального закона, приказами Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» [89 — Российская газета. -2009 г. – 16 дек.], а также от 28 октября 2009 г. № 505 «Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию»[90 — Там же.].

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И СВЯЗАННУЮ С НИМ СВОБОДУ ЛИТЕРАТУРНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУЧНОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА(ст. 44 Конституции РФ).

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1[91 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 46. – Ст. 2615.] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») (далее – Основы законодательства РФ о культуре). Каждый, в том числе и ребенок, имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре).

Право ребенка на участие в культурной жизни включает в себя право несовершеннолетнего пользоваться учреждениями культуры (в том числе библиотеками (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»[92 — СЗ РФ. – 1995. -№ 1. – Ст. 2.]) и музеями (ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»[93 — СЗРФ.– 1996.-№ 22.-Ст. 2591.])), право на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ребенок имеет право :

а) на участие в культурной жизни;

б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение;

в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

Авторские права ребенка подробно рассмотрены в гл. 5 настоящего учебного пособия.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… … Юридическая энциклопедия

культурные права человека — особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Большой юридический словарь

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ — КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ — (см. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Права человека — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

Права человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Права человека в Венесуэле — впервые упоминались с приходом демократии в 1958 году (краткий 3 летний период демократизации, 1945 8). Некоторые правозащитные организации, критикуют правительство Венесуэлы по вопросам соблюдения прав человека, включая ситуацию со свободой… … Википедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

Культурные права и свободы человека и гражданина — самостоятельная группа прав и свобод

(Каратаева Л. А.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 3) Текст документа

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ГРУППА ПРАВ И СВОБОД

Каратаева Людмила Александровна — старший преподаватель кафедры юридических и отраслевых дисциплин социально-правового факультета ГОУ ВПО МГПУ, генеральный директор ООО «ЮрГарант».

Человек представляет собой существо изначально свободное, которое в таком качестве вступает в общество. В этом, на мой взгляд, заключается его достоинство. Кроме того, эту свою способность человек сохраняет и развивает. «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности» . Тема прав человека тесно связана с теорией личности, получившей развитие в политической философии XVIII в. Самой существенной особенностью данной теории стало предположение о возможности гармоничного соотношения интересов личности и государства . ——————————— См.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882. С. 12. См.: Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. С. 54.

В советской публицистике сама идея прав человека не стояла на первом месте при упоминании в различных общественных науках. Права человека находились в тени коллективных интересов. Само понятие «права человека» неразрывно связано с термином «права личности». Термин «права личности» использован в собрании документов Уполномоченного по правам человека в РФ за период с 1998 по 2003 г., отражающих деятельность правозащитного института в России . ——————————— См.: Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О. О. Миронова. 1998 — 2003 / Сост. А. Г. Майоров. М., 2003.

Взаимоотношения личности и государства определяют состояние общества в целом и предопределяют тенденции его развития. Когда-то первые идеи прав и свобод человека воспринимались как социальная утопия. Современному человеку трудно это представить. Идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавших огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Однако вплоть до гигантских социальных потрясений XX века — Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., Второй мировой войны — даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Но уже в годы брежневского «застоя» советские юристы начали разработку новых подходов к основам конституционного строя, где центральное место занимал гражданин, а не государство: «юридические гарантии прав и свобод личности», «правовое положение личности», «достоинство личности» — эти понятия позволили перевести проблематику из плоскости «государство и личность» в плоскость «права и свободы человека и гражданина». Процесс таких преобразований завершился принятием 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека. Этот документ провозглашал: «Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство» (Преамбула), «Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами» (ст. 1). Таким образом, принятие Декларации прав человека в российском варианте Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. и внесение многочисленных поправок к Конституции РСФСР 1978 года ознаменовали начало новой эпохи в развитии правового статуса личности в постсоветской России . ——————————— См.: Ковлер А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 23.

Под правовым статусом человека подразумевается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Различными отраслями права предусмотрены определенные условия участия человека в качестве субъекта тех или иных правоотношений, которые определены нормами конкретной отрасли права, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Опять же здесь встает вопрос о наличии возможности реализации прав личностью, так как любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями . ——————————— См.: Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 47.

Говоря о свободах человека, нормативно закрепленных, государство делает акцент именно на свободном, то есть максимально самостоятельном самоопределении человека в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом, государство стремится к минимальной регламентации поведения человека именно через невмешательство в его жизнь как со своей стороны, так и со стороны других лиц. Оптимальным представляется разделение всех прав и свобод на 4 большие группы прав в соответствии с выделением наиболее важных сфер человеческой жизни: личные, политические, социально-экономические, культурные. Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями . ——————————— См.: Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 34.

Объем прав и свобод человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой мере права человека освоены общественным сознанием. Реальный объем прав и свобод граждан в каждой стране — это всегда компромисс, которого удается достичь в данном сообществе . ——————————— См.: Гурлев В. В., Гурлев А. В. Социальное государство и общество. СПб., 2002. С. 84.

Проблемой, остающейся актуальной и сейчас, является четкое разделение всех существующих прав и свобод человека по различным критериям. Следует отметить, что эффективность реализации человеком своих прав и свобод зависит от их правильного теоретического осмысления, нормативного закрепления, включения в той или иной форме (норма права, норма морали, норма обычаев) в систему нормативного регулирования общества, закрепления в международных актах. Конституция РФ закрепила достаточно широкий перечень прав и свобод человека и гражданина. В теории государства и права принято выделять следующие группы прав и свобод: — гражданские (личные) права и свободы; — политические права и свободы; — экономические, социальные и культурные права и свободы. При этом несправедливо группа культурных прав и свобод объединена с группой экономических и социальных прав. Из всего многообразия прав и свобод выделяются, конечно, основополагающие права человека, такие как право на жизнь, право на свободу, право на равенство. Так сложилось, что наибольшее внимание ученых (теоретиков) и юристов-практиков привлечено к экономическим и социальным правам и свободам. Говоря о культурных правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ, следует сказать, что перечень этих прав и свобод до сих пор не является исчерпывающим и конкретизированным, а следовательно, возможны коллизии при их правовом регулировании. Проблема разграничения социальных прав, с одной стороны, и экономических и культурных прав — с другой, является более сложной из-за укоренившейся в отечественном правоведении традиции единого понимания этих групп прав . ——————————— См.: Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 121.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст. 44 Конституции РФ закрепляет важнейшие права и свободы граждан России — право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (издание 2-е, дополненное и переработанное). —————————————————————— См.: Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1994. С. 56.

Если в ч. ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции говорится о правах, то в ч. 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Сфера культурных прав и свобод лежит в особой плоскости и изобилует терминами, не совсем привычными для теоретиков права. Основополагающими терминами являются «культура» и «творчество». Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях . ——————————— Большая советская энциклопедия.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Свобода творчества не является абсолютной, так как существуют некоторые ограничения в этой сфере (как и во всех остальных). Каким бы творческим ни был человек, он живет в обществе, которое подчиняется определенным нормам и соблюдает необходимые правила поведения. В действующем законодательстве нет легального определения понятия «творчество». Одно из определений понятия «творчество» звучит как «процесс творческой деятельности» и «результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму» . ——————————— См.: Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева // Система «Гарант».

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое . ——————————— См.: Большая советская энциклопедия.

Помимо Конституции РФ культурные права и свободы достаточно подробно описаны в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями и дополнениями). Это право на творчество, право на личную, культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование и свободу преподавания, право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, право создавать общественные объединения в области культуры, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, право на культурную деятельность в зарубежных странах, права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры. Таким образом, достаточно остро стоит вопрос об обособлении культурных прав и свобод от социальных (социально-экономических) в системе прав и свобод человека и гражданина как возможности появления нового института культурных прав. В связи с нечеткостью и неопределенностью понятия «культурные права человека» как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве, значение имеет интерпретация и уточнение содержания указанного понятия. Культурные права требуют особой правовой регламентации, уточнения конкретных параметров их содержания. Так, в теории государства и права выделяют три поколения прав человека, и распределение культурных прав и свобод произведено по-разному: при одном подходе культурные права и свободы относятся (наряду с экономическими и социальными) ко второму поколению, при другом — к третьему поколению (при этом культурные права входят в социальные). Существует и совершенно другое определение культурных прав, при котором они не только представляют собой самостоятельный комплекс прав, но и включают в себя социальные права и свободы. Однако нельзя недооценивать взаимосвязь культурных прав с экономической ситуацией в стране и политикой государства. Культурные права человека — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, культурные права включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ культурные права человека закреплены в ст. ст. 43 и 44 Конституции РФ . ——————————— Большой юридический словарь. М., 1981. С. 82.

Таким образом, из всего многообразия определений и упоминаний следует сделать вывод о том, что в настоящее время статусное определение комплекса культурных прав еще не завершено и подлежит дальнейшему изучению. Рассуждая о «мультикультуризме» и многонациональности в РФ, следует задуматься о более четком, расширенном и конкретном правовом регулировании культурных прав и свобод человека и гражданина. Ведь конкретные притязания человека в области культуры, искусства, науки, так же как и все остальные, должны носить объективный характер и означать для человека возможность его полноценного, всестороннего и свободного развития . ——————————— См.: Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. N 5. С. 66.

Человек, будучи одновременно существом биологическим, эмоционально-психическим и социокультурным, выступает еще как индивидуум, как член статусной группы в коллективе и в сообществе в целом. Концепция прав личности обретет новые контуры, если включит в свое обоснование и оправдание сущность основных человеческих потребностей, уточнит содержание прав человека и гражданина и обоснует реальность объема личных прав человека в новых исторических условиях . ——————————— См.: Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. С. 54.

В настоящее время, на мой взгляд, происходит «размывание» границ между социальными и культурными правами и свободами. В юридической литературе отсутствует какой-либо анализ такого вида прав и свобод, как культурные права и свободы человека, следовательно, правильное восприятие их не представляется возможным. При этом выделение культурных прав из общего блока социально-экономических прав и исследование их особенностей имеет, помимо теоретического, и практический аспект. Социальные права человека, которые законодательно признаются, закрепляются и расширяются, конституционно гарантируются, юридически обеспечиваются, охраняются и защищаются, не имеют при этом общепризнанного или согласованного своего перечня . Тем более это касается и культурных прав и свобод, так как это другое понятие. ——————————— См.: Миронова Т. К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. 2004. N 5. С. 119.

Таким образом, необходимы исследования для определения места культурных прав и свобод в общей системе прав и свобод человека, и, в частности, в конструкции смежных прав и свобод (социальных и экономических). Культурные права — это права, которые способствуют развитию духовного мира человека, которые позволяют человеку овладеть культурой. Следует рассмотреть возможность выделения культурных прав и свобод из комплекса социальных (социально-экономических) прав и свобод, придать нормам о культурных правах и свободах большую независимость и самостоятельность, разрешить проблему четкого их определения и законодательного закрепления в отдельных нормах права. Кроме того, в настоящее время нет определенности в том, какое место культурные права занимают среди всех остальных прав и свобод. Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума культурных и социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие культурные права наравне с другими правами и свободами человека. Целью данной работы не является придание блоку культурных прав и свобод особого статуса, превосходного по отношению к другим правам и свободам положения, но придание данной категории именно равного статуса наряду с личными, политическими и социально-экономическими. В политических, экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

1. Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. 2. Гурлев В. В., Гурлев А. В. Социальное государство и общество. СПб., 2002. 3. Ковлер А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. 4. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева // Система «Гарант». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (издание 2-е, дополненное и переработанное). —————————————————————— 5. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1994. 6. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О. О. Миронова. 1998 — 2003 / Сост. А. Г. Майоров. М., 2003. 7. Миронова Т. К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. 2004. N 5. 8. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. 9. Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. 10. Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. N 5. 11. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882.