Изменения внесенные в гк рф с 1 сентября 2014 года

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

С 1 сентября 2014 года вступает в силу федеральный закон, которым внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ

Изменения касаются вопросов организационно-правовых форм юридических лиц, а также некоммерческих корпоративных организаций.

Предусматривается, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением наименования юридического лица в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование. Учредительные документы указанных юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным ранее юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона):

к обществам с дополнительной ответственностью — об обществах с ограниченной ответственностью (статьи 87 — 90, 92 — 94);

к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам — о производственных кооперативах (статьи 106.1 — 106.6);

к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам — о потребительских кооперативах (статьи 123.2 — 123.3);

к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям — об общественных организациях (статьи 123.4 — 123.7);

к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам — об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 — 123.11);

к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 — 123.14);

к общественным и благотворительным фондам — о фондах (статьи 123.17 — 123.20);

к государственным академиям наук — о государственных учреждениях (статьи 123.21 — 123.22);

к общественным учреждениям — о частных учреждениях (статьи 123.21 — 123.23).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона)), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

Созданное до дня официального опубликования настоящего Федерального закона некоммерческое партнерство, участником которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, может состоять из одного участника.

Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение, за исключением государственного или муниципального учреждения, по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

10 важных изменений законодательства в сентябре 2014 года

В сентябре 2014 года вступает в силу 351 принятый ранее нормативно-правовой акт. Наиболее важным событием месяца стало вступление в силу поправок в ГК РФ. На этот раз изменению подверглись положения кодекса о юридических лицах. В частности, было радикально сокращено количество организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица. Однако срочная перерегистрация никому не требуется: учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ при первом изменении их учредительных документов. То есть, специально вносить в них изменения не требуется.

Получила дальнейшее развитие инициатива с возвращением нормативов ГТО. Установлены государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ГТО. Требования к уровню физической подготовленности на сдачу нормативов ГТО подразделены по возрастным группам на 11 ступеней. Каждая ступень включает набор обязательных испытаний и тестов по выбору, требования к оценке уровня знаний и умений в области физкультуры и спорта, а также рекомендации к недельному двигательному режиму. Предусмотрено три уровня трудности нормативов, которые соответствуют золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия ГТО, отдельно для мужчин и женщин.

К примеру, мужчинам в возрасте от 18 до 24 лет из обязательных тестов на золотой знак отличия ГТО требуется пробежать стометровку за 13,5 сек., затем пробежать три километра за 12 мин. 30 сек., подтянуться 13 раз и столько же раз выполнить наклоны вперед.

Какие еще наиболее важные законы вступают в силу в России в сентябре 2014 года, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

  • Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и статью 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»
  • Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
  • Постановление Правительства РФ от 22 августа 2014 г. № 839 «О приобретении за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированных акций кредитных организаций»
  • Постановление Правительства РФ от 23 августа 2014 г. № 848 «Об утверждении Правил проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах)»
  • Постановление Правительства РФ от от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
  • Приказ Федеральной службы государственной статистики от 21 июля 2014 г. № 481 «Об установлении профессионального праздника Дня работника статистики»
  • На смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества – ГАРАНТ.РУ, 1 сентября 2014 г.
  • Правительство РФ утвердило перенос выходных дней в 2015 году – ГАРАНТ.РУ, 1 сентября 2014 г.
  • Утверждены правила расследования несчастных случаев в лифтах и на эскалаторах – ГАРАНТ.РУ, 27 августа 2014 г.
  • Проект постановления о переносе выходных дней в 2015 году внесен в Правительство РФ – ГАРАНТ.РУ, 20 августа 2014 г.
  • Минтруд России разработал проект постановления Правительства РФ о праздничных днях в 2015 году – ГАРАНТ.РУ, 23 мая 2014 г.
  • Перечень нерабочих праздничных дней в РФ могут сократить – ГАРАНТ.РУ, 12 мая 2014 г.
  • С 1 сентября изменятся правила деятельности юридических лиц – ГАРАНТ.РУ, 7 мая 2014 г.

Материалы по теме:

Прощайте, ОАО и ЗАО
С 1 сентября акционерные общества будут создаваться в форме публичных и непубличных обществ. Помимо ЗАО и ОАО, уйдут в прошлое и ОДО. И это далеко не весь перечень поправок в ГК РФ, касающихся форм организаций.

Два директора в одной организации? Вполне законно
С 1 сентября вступят в силу поправки в ГК РФ о юрлицах. О таких новшествах, как типовой устав, адрес организации, назначение двух директоров, сочетание нескольких форм реорганизации и др. – наш материал.

Всегда ли хорош компромисс? Обсуждаем изменения в ГК РФ
Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ю. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ

Реформа главы 4 ГК РФ «Юридические лица» с 1 сентября 2014 года

Общие положения

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона (подп. 1, 5 ст. 3 Закона).

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года (п. 3 ст. 3 Закона).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам (п. 7 ст. 3 Закона). При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается (п. 12 ст. 3 Закона).

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия «обязательственные права» понятием «корпоративные права».

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ, а также общины коренных малочисленных народов России.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы.

До принятия Закона

После принятия Закона

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное общество

Открытое акционерное общество

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственная академия наук

Негосударственный пенсионный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Объединение профессиональных союзов

Объединение общественных организаций

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Община коренных малочисленных народов РФ

Община коренных малочисленных народов РФ

Изменения в порядке создания юридических лиц

ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.

Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

  • юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;
  • в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями – всеми учредителями единогласно;
  • в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;
  • в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001)

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (форма № Р21001)

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма № Р12001)

  • юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ);
  • более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах;
  • для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц

Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм – покажет практика.

Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

  • теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ, а не законом, как предусматривала прежняя редакция (п. 2 ст. 53 ГК РФ);
  • обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица: наблюдательного или иного совета, правления и т.п. (п. 3 ст. 53 ГК РФ);
  • добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;
  • нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которой определяется аффилированность.

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

  • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
  • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Изменения в ГК с 1 сентября 2014

Осень 2014 года стала очередным, но важным этапом реформирования гражданского законодательства Российской Федерации; с 1.09.2014г. вступает в силу ряд изменений в ГК РФ. Основным направлением реформирования являются правовые взаимоотношения юридических лиц, процедуры их регистрации, реорганизации и ликвидации, а также новшества относительно внесения поправок в ЕГРЮЛ.

Кратко об изменениях в Гражданском кодексе Российской Федерации с 1 сентября 2014 года:

  1. Виды юридических лиц . Согласно последним изменениям законодательства, упразднены такие организационно-правовые формы юридических лиц, как ЗАО и ОДО с комментарием: «не оправдали себя и практически полностью дублируют ООО» (Пояснительная записка к проекту ФЗ N 47538-6). На смену утратившей силу терминологии, пришли новые понятия: публичные и непубличные общества. Приведен материал, регламентирующий существование хозяйственных товариществ.
  2. Акционерные общества . С 1 сентября 2014 года ОАО претерпели некоторые изменения и требуют внесения поправок в Устав и другую документацию.
  3. Общества с ограниченной ответственностью . Также изменения коснулись ООО, их регистрации, устава, состава участников (учредителей) и т.д.
  4. Регистрация юридических лиц . В соответствии с изменениями в ГК РФ внесены поправки в размер уставного капитала общества, в оценку имущественных вкладов и прочие материально-финансовые вопросы, касающиеся создания и деятельности юридических лиц.
  5. Внесение изменений в ЕГРЮЛ . С сентября 2014 года смена адреса юридического лица осуществляется по форме Р14001. Также имеют место нововведения в регистрацию филиалов и представительств российских компаний.
  6. Реорганизация и ликвидация . Внесены изменения в процедуру реорганизации и ликвидации, в том числе принудительной. С этого времени ответственность участников и руководителей юр.лиц закреплена в ГК РФ.
  7. Управление обществами (документы) , также подверглось пересмотру.

В связи с масштабными изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации, юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы, рекомендуется изучить соответствующие разделы ГК на предмет учета и внесения соответствующих поправок в документацию компании.

С подробной информацией о поправках в ГК, вступивших в силу с 1.09.2014, можно ознакомиться в следюущих статьях:

Уважаемые наши клиенты!

Мы с радостью спешим сообщить, что у Вас есть уникальная возможность воспользоваться услугами нашей компании со скидкой от 5%-10%

Скидка 5%-10% на все услуги.

Мы ждем Вас в числе наших постоянных клинтов!

Ваша юридическая компания.

Внимание! Наша компания переехала на новый адрес!

Что изменится в регистрации с 1 января 2016 года?

Мы снижаем стоимость на услугу «Официальная ликвидация»

Повышение госпошлин в 2015

Изменения страхового законодательства в 2015 году

Поправки в Гражданский кодекс РФ с 1 сентября 2014 г.

С 1 сентября 2014 г. вступают в силу поправки в главу 4 части I Гражданского кодекса РФ. Эти поправки приняты Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 г. «О внесении изменений в главу 4 части первой гражданского кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и затрагивают, прежде всего, правовое положение юридических лиц.

С момента вступления в силу новой редакции главы 4 части I Гражданского кодекса РФ юридические лица должны будут регистрироваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены новой редакцией кодекса.

Созданные ранее юридические лица должны будет привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями главы 4 части I Гражданского кодекса РФ. Однако, требование о изменении учредительных документов не станет очередной серьезной проблемой и камнем преткновения в работе компаний.

Во – первых, законодатель предоставил возможность привести учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом внесении в них изменений по любому основанию. Во – вторых, государственная пошлина за регистрационные действия взиматься не будет. Однако, до внесения изменений в учредительные документы они будут действовать в части, не противоречащей новой редакции кодекса.

Остановимся на некоторых общих поправках.

Понятие юридического лица не претерпело существенных изменений. Изменилась, прежде всего, классификация (виды) юридических лиц.

Как коммерческие, так и некоммерческие организации будут делиться на:

  • корпоративные юридические лица;
  • унитарные юридические лица.

1. Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) будут признаваться юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган управления (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). К корпорациям новая редакция ГК РФ относит:

  • хозяйственные товарищества (Полное и Коммандитное) и общества (Акционерное общество и Общество с ограниченной ответственностью);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Как видно из данного перечня новая редакция главы 4 части I Гражданского кодекса РФ исключает возможность создания обществ с дополнительной ответственностью и такого популярного в настоящее время вида АО как закрытое акционерное общество.

Кроме того, создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации — товарищество собственников недвижимости.

К слову заметим, что требования к хозяйственным обществам также меняются. Для них также установлена новая классификация: хозяйственные общества будут делиться на публичные и непубличные.

К публичным относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Публичными обществами также будут признаваться акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что они являются публичными. К непубличным обществам отнесены общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества (п.п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Вносятся поправки относительно уставного капитала. В частности, меняются требования к формированию уставного капитала, порядку и объему оплаты при учреждении организации. Кроме того, новая редакция ГК РФ разграничивает вклады в имущество и вклады в уставный капитал хозяйственного общества. Также ограничивается право учредителей хозяйственных обществ самостоятельно оценивать стоимость неденежных вкладов и пр.

2. Унитарными юридическими лицами будут признаваться юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). К унитарным юридическим лицам новая редакция ГК РФ относит:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Отметим, что новая редакция главы 4 части I Гражданского кодекса РФ устанавливает закрытый перечень организационно – правовых форм юридических лиц, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Ныне же действующая редакция ГК РФ содержит открытый перечень некоммерческих организаций и позволяет на уровне отдельных федеральных законов устанавливать виды таких организаций.

Важными являются поправки относительно состава учредительных документов.

С 1 сентября 2014 г. единственным учредительным документом для любого юридического лица будет являться Устав. Исключение сделано для хозяйственных товариществ, которые будут действовать на основе Учредительного договора (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Новая редакция Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность использования типового устава. Форма типового устава будет разрабатываться, и утверждаться уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Возможно, в будущем это нововведение упростить процедуру регистрации юридических лиц.

При этом, новая редакция ГК РФ допускает наличие в организации документов, регулирующих корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами, таких как внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. Такие документы могут утверждаться учредителями (участниками) юридического лица.

В качестве правового основания для создания организации новая редакция ГК РФ называет Решение об учреждении юридического лица. Требования к оформлению данного документа и порядок его принятия урегулированы в ст. 50.1 новой редакции ГК РФ.

Поправки в ГК РФ коснулись и состава лиц, уполномоченных действовать от организации. Согласно ст. 53.1 новой редакции ГК РФ, полномочия выступать от имени юридического лица могут быть предоставлены нескольким лицам. Эти лица смогут действовать совместно или независимо друг от друга.

Пересмотрены положения о реорганизации/ликвидации юридических лиц.

В частности, установлена возможность смешанной (то есть с одновременным сочетанием форм) и одновременной реорганизации нескольких юридических лиц (двух и более, в том числе, созданных в различных организационно – правовых формах).

Кроме того, установлены специальные правила признания решения о реорганизации юридического лица недействительной, и реорганизации корпорации несостоявшейся.

Уточнены основания ликвидации юридического лица. Как и прежде, юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном и внесудебном порядке. Однако, уточняются случаи ликвидации в судебном порядке. В судебном порядке юридическое лицо будет ликвидироваться в случаях:

  • признания государственной регистрации недействительной;
  • осуществления деятельности, запрещенной законом;
  • осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям и пр.

Во внесудебном порядке организация может быть ликвидирована по решению участников либо органа, уполномоченного уставом (ст. 61 ГК РФ).

Существенным нововведением является установление в новой редакции Гражданского кодекса РФ понятия недействующее юридическое лицо.

Недействующим юридическим лицом будет считаться организация, которая в течение 12 (двенадцати месяцев), предшествующих исключению из реестра юридических лиц, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством России о налогах и сборах, и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету.

Эта поправка существенно облегчает (прежде всего, для гос.органов) ликвидацию фирм – однодневок или компаний, фактически прекративших свою деятельность, но не заявляющих о ликвидации (брошенных фирм). Для недействующих юридических лиц устанавливается упрощенная процедура ликвидации – путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Однако, сама по себе ликвидация организации не освободит от ответственности лиц, ответственных за его деятельность. Такие лица в установленном порядке будут привлечены к ответственности в зависимости от вида правонарушения.

Поменялись положения об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени организации.

Вносимые поправки предполагают усиление ответственности таких лиц: в новой редакции ГК РФ появилась норма ст. 53.1, которая будет регулировать ответственность:

  • лиц уполномоченного выступать от имени юридического лица;
  • членов коллегиальных органов юридического лица;
  • и лиц, определяющих действия юридического лица.

Эти лица будут возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Соглашение об устранении или ограничении ответственности указанных лиц будет являться ничтожным.