Изъятие земельного участка за нецелевое использование

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд могут уточнить

Предпринимаются меры по совершенствованию порядка принудительного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Соответствующий законопроект разработан депутатом Василием Тарасюком и сегодня внесен в Госдуму.

Предлагается внести ряд изменений в нормы гражданского законодательства, регулирующие процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В частности, предусмотрено, что права собственников земельного участка на использование земельных участков, связанное с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, проведением мелиоративных и культуртехнических работ, могут быть ограничены в связи с государственной регистрацией решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом, собственника земельного участка в случае его возмездного или безвозмездного отчуждения в пользу другого лица планируется обязать предупредить такое лицо о решении, принятом федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и в течение недели уведомить орган, принявший решение об изъятии, об отчуждении земельного участка в пользу другого лица. Такая мера связана с тем, что решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд сохраняет свое действие для нового собственника земельного участка.

Также предполагается, что изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Кроме того, планируется законодательно закрепить право собственника земельного участка на оспаривание в судебном порядке соглашений, заключенных федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления с собственником земельного участка, о замене изымаемого земельного участка другим земельным участком.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он направлен на защиту прав граждан РФ и совершенствование гражданского законодательства.

Текст законопроекта № 483550-6 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Нецелевое использование земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Нецелевое использование земельного участка

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нецелевое использование земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Нецелевое использование земельного участка

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Вкладывать свободные деньги в земли сельскохозяйственного назначения, если вы не планируете осваивать приобретённый в собственность участок, вряд ли разумно. Ведь его могут в любой момент изъять из-за ненадлежащего использования. Учитывайте, что существует ответственность за нецелевое использование земельного участка.

Можно ли утратить право собственности при неиспользовании земельного участка?

Собственники земли, как известно, имеют не только права, но и обязанности. Устанавливаются они Земельным кодексом Федерации.

В соответствии со статьёй 42 ЗК РФ, граждане, владеющие земельными участками, принадлежащими к той или иной целевой категории, обязаны использовать их, учитывая определённое законом назначение.

В случае игнорирования положений федерального земельного законодательства местная администрация имеет право изъять землю. Причём лишиться своей недвижимости может не только пользователь, но и собственник участка.

Когда власти могут изъять землю?

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Изъятие для государственных нужд

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В качестве возмещения ущерба правообладателю назначается соразмерная стоимости участка финансовая компенсация.

Также правительством будет возмещена упущенная бывшим владельцем выгода.

У гражданина П. был изъят земельный надел вместе с расположенными на нём складскими помещениями из-за строительства рядом федеральной трассы. В качестве компенсации из федерального бюджета ему будет выделена сумма, равная полной рыночной стоимости всего изъятого имущества. Также П. может рассчитывать на возвращение упущенной им коммерческой выгоды.

Реквизиция

Земля может быть реквизирована у правообладателя во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, аварий и т. д. (ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ). При этом изъятие носит временный характер. После устранения причин и последствий ЧС участок будет возвращён. Если сделать это невозможно, собственник вправе рассчитывать на компенсацию ущерба или предоставление ему на безвозмездной основе равноценного земельного надела.

У гражданки С. реквизировали землю из-за выхода из строя местной гидроэлектростанции. После устранения последствий аварии участок будет возвращён ей администрацией региона.

Конфискация

Землю могут конфисковать у владельца в качестве санкции за совершённое последним правонарушение (ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ). Компенсация бывшему собственнику в этом случае не выплачивается.

Гражданин Н., имеющий участок площадью 2 га, был признан виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания, наряду с тюремным заключением, суд избрал конфискацию имущества. Земля, ранее принадлежавшая Н., перейдёт в федеральную собственность и/или будет продана во время аукциона.

Изъятие в связи с неиспользованием или использованием с нарушениями

Земельный участок может быть изъят, если владелец не использует его в течение 3-х лет подряд (статьи 284 – 286 ГК РФ). Или же использует с грубыми нарушениями (нецелевая эксплуатация, совершение действий, провоцирующих значительное ухудшение экологической ситуации в регионе, и т. д.).

При этом в указанный период не входит время, необходимое для освоения земельного надела. И, конечно же, срок, в течение которого использовать участок невозможно из-за аварий, стихийных бедствий и иных обстоятельств, препятствующих полноценной эксплуатации имущества.

Гражданка Л. не использовала надел, принадлежащий ей, в течение длительного периода времени (более 5 лет). Местные органы земельного надзора зарегистрировали факт совершения административного правонарушения и потребовали выплатить штраф. После его уплаты гражданка Л. так и не начала пользоваться землёй. В результате судебного разбирательства участок был изъят и выставлен на торги.

Признаки неиспользования земли

Признаки, которые указывают на ненадлежащее использование земельного участка, определены в соответствующем Перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ №369 (от 23 апреля 2012 г.). В их число входят:

  • высокое содержание сорных трав (более 30% от площади участка);
  • отсутствие работ по возделыванию пашен, уходу и уборке урожая;
  • сильная закустаренность, залесенность или заболоченность земли, и т. д.

Порядок изъятия

  1. Уполномоченный орган по осуществлению государственного земельного контроля проводит проверку наделов, находящихся в частной собственности или переданных гражданам для ведения сельскохозяйственной деятельности, индивидуального строительства и т. д.
  2. По результатам проверки правообладатель, не использующий предоставленный ему земельный участок в полной мере, получает предписание с требованием устранить нарушения и уплатить установленный законодательством штраф.
  3. По истечении срока, указанного в предписании, проводится повторная проверка. Если владелец проигнорировал предыдущее обращение властей, органы местного самоуправления составляют исковое заявление.
  4. В случае положительного решения суда земельный участок изымается у правообладателя и реализуется посредством проведения публичных торгов.

Вырученная сумма, за исключением расходов на подготовку аукциона, передаётся бывшему владельцу.

Все нюансы договора аренды жилья – читайте в нашей статье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как купить квартиру в Тайланде? По http://zakonometr.ru/informacija/zhilje-za-granicej/kvartira-v-tailande.html ссылке вы найдете всю необходимую информацию.

Что делать собственнику?

Разумнее всего просто не доводить дело до судебного разбирательства. Вовремя погашать административные штрафы, если они были наложены на вас по требованию органов земельного надзора, стараться использовать землю в соответствии с её категорией и т. д. Этому стоит уделить особое внимание, если вас наделили правом безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Если же избежать иска от лица местной администрации не удалось, вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием признать незаконным вынесенное ранее решение об изъятии земли. Возможно, вам удастся отстоять свои права и добиться отмены постановления.

Изъятие земельного участка за нецелевое использование

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 17 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2010 года

Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА

Андропов Вадим Владимирович, заместитель директора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — ст. 283 (в соавт. с И.Б. Мироновым); ст. ст. 284 — 286.

Жернаков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук — ст. ст. 268 — 273, 278.

Гонгало Бронислав Мичиславович, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, директор Уральского филиала Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 262, 263.

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — вступ. слово, ст. ст. 260; 261 (в соавт. с О.А. Рузаковой).

Манылов Игорь Евгеньевич, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, кандидат юридических наук — ст. 287.

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук — ст. 261 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); ст. 264.

Решение № 2-1251/2015 2-1251/2015

М-1095/2015 М-1095/2015 от 28 сентября 2015 г. по делу № 2-1251/2015

Именем Российской Федерации

28 сентября 2015 года

Красноярский районный суд Самарской области в составе :

Судьи – Челаевой Ю.А.

при секретаре – Веретенниковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1251/15 по исковому заявлению Администрации к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка, используемого с нарушением законодательства

У С Т А Н О В И Л :

В Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением обратилась Администрации к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка, используемого с нарушением законодательства, ссылаясь на следующее.

ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: под ведение личного подсобного хозяйства.

В адрес истца стали поступать жалоб в виду нецелевого использования земельного участка ответчик был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению’ target=’_blank’>8.8 КоАП РФ. истец высказывал претензии ответчику о демонтаже высотного сооружения и использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением остаются без внимания ответчика. Поскольку до настоящего времени высотное сооружение, возведенное без какой-либо разрешительной документации не демонтировано, истец обратился с требованиями признать использование ФИО1 земельного участка площадью 600 кв.м., по адресу: , с нарушением законодательства, прекратить право собственности ФИО1 на вышеуказанный земельный участок в силу принудительного изъятия у него земельного участка.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно искового заявления.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв согласно которому просил в иске отказать, поскольку в мае 2015 года для изменения вида разрешенного использования, в связи с чем, в настоящее время вид разрешенного использования его земельного участка : объекты связи (почтовые отделения, телефоны, телеграфные станции и т.п.). также в компетенцию истца не входит вопрос об обращении в суд с иском об изъятии земельного участка в связи с ненадлежащим его использованием (л.д.58,59).

Представители ФИО1 — ФИО8ГН. и ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали, дали пояснения согласно письменного отзыва ответчика.

Представитель ООО » ФИО5 просила в иске отказать, поскольку спорная станция не введена в эксплуатацию, в настоящее время оформляется разрешительная документация, фактов влияния данной станции на здоровье населения истцом не предоставлено.

Представитель третьего лица Администрации муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении настоящего дела надлежащим образом извещены, в связи с чем, суд принимает решение в отсутствие их представителя.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что она в считает, что вышка возведена и действует незаконно ответчик незаконно изменил вид разрешенного использования с нарушением процедуры без оповещения населения, является депутатом поселения, населения против работы данной вышки, считают что идет излучение, считают, что идут помехи от данной вышки на связь от Мегафона, участок ответчика не огорожен, возможен свободный доступ, в том числе детей.

Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что в собственности ответчика ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имеется земельный участок, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: приобретенный им на основании договора купли-продажи( л.д.60).

Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ часть земельного участка площадью 10 кв.м. для установки двух телекоммуникационных климатических шкафов уличного исполнения и столбовой опоры высотой 27 метров, которые используются арендатором для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции, радиорелейных систем и антенно- мачтовых сооружений, необходимых для обеспечения работы сети ОАО в категория земель- земли населенных пунктов. Срок действия договора 11 месяцев с момента подписания.( л.д.132-138).

Согласно дела об административном правонарушении № предоставленном Государственном земельным надзором ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей по ч.1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования > Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению’ target=’_blank’>8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. (л.д.28-42).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, расположенном по адресу: , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования: объекты связи ( почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.). ( л.д.61).

Таким образом, установлено, что вид разрешенного использования изменен с «личное подсобное хозяйство» на «объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.).

Согласно правил землепользования и застройки сельского поселения земельный участок по адресу: принадлежит к территориальной зоне существующей жилой застройки Ж1, основные виды разрешенного использования в данной зоне в том числе объекты связи (почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции и т.п.) ( л.д.66-71)

Согласно п.22 ст.7 Устава сельского поселения в компетенции поселения входит: в том числе … резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ст.285 ГК РФ Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Согласно ч.1 ст.286 ГК РФ Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Согласно ст.54 Земельного кодекса РФ Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Необходимыми условиями принудительного прекращения права пользования земельным участком являются:

— одновременное с наложением административного взыскания вынесение предупреждения;

— совершение указанных действий по наложению административного взыскания и выдаче предупреждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля;

— не устранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В соответствии с п. 1 ст. Глава I. Общие положения > Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений’ target=’_blank’>11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. Глава II. Охрана земель > Статья 12. Цели охраны земель’ target=’_blank’>12 ЗК РФ целями охраны земель являются, в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

На день обращения истца с указанными требованиями факта нецелевого использования спорного земельного участка не выявлено, поскольку ответчиком ФИО1 в мае 2015 года изменено целевое назначение земельного участка. С момента привлечения ФИО1 к административной ответственности органами земельного контроля предупреждения в адрес ФИО1 не выносились.

Также не выявлены факты значительного ухудшения экологической обстановки. Представленные истцом протоколы в отношении ОАО в части нарушения Федерального закона ФЗ «О связи» (л.д.108-117) не свидетельствуют об ухудшении экологической обстановки в сельском поселении.

Представителем истца в судебном заседании указано, что изменение вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 произведено незаконно, однако никаких сведений относительно нарушения процедуры изменения вида разрешенного использования стороной не предоставлено

Согласно п.1 ст.5 ст. 5, Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 18.05.2015) «О земле» (принят Самарской Губернской Думой 22.02.2005)К полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений относятся:

принятие решений об изъятии земельных участков в случаях, установленных законами;

Таким образом, администрация сельского поселения не наделена полномочиями по изъятию земельных участков, соответственно администрацию нельзя признать надлежащим истцом по делу.

Представителю истца разъяснялось право уточнить свои исковые требования, в рамках предоставленных полномочий, однако данным правом представитель истца не воспользовался.

В силу положений ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>56 ГПК РФ из содержания которой следует рассматривать в контексте ст. Раздел I > Глава 7. Судебная власть и прокуратура > Статья 123′ target=’_blank’>123 Конституции РФ и ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные положения > Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон’ target=’_blank’>12 ГПК РФ закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В системе изложенных в данной норме правил базовым является тезис о недопустимости возложения какой-либо обязанности на лицо, без установления каких-либо нарушений с его стороны прав иных лиц. Поскольку истцом в нарушение требований ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 56. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>56 ГПК РФ не было представлено доказательств того, что ответчиком были нарушены права лиц, в защиту которых обратился заявитель, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Исковое заявление Администрации к ФИО1 о прекращении права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка, используемого с нарушением законодательства оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский облсуд через Красноярский райсуд в течение месяца со дня вынесения решения суда, т.е. с 02.10.2015 года

Земельный участок отберут за нецелевое использование

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий дополнить перечень причин для принудительного изъятия земельного участка. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

В настоящее время установлен перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника. Указанным перечнем в качестве одного из оснований принудительного изъятия имущества собственника определено отчуждение имущества в случае, предусмотренном статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации (использование земельного участка с нарушением требований законодательства и не по целевому назначению).

Однако данный перечень не содержит основания изъятия земельного участка, предусмотренного статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом.