Источники финансирования бюджета государства

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Источники финансирования дефицита федерального бюджета» в других словарях:

Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета — в РФ источники финансирования следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций,… … Финансовый словарь

Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета — в РФ источники финансирования следующих видов: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней… … Финансовый словарь

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета — 1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте… … Официальная терминология

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета — 2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени… … Официальная терминология

Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА — превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать: во первых, рост … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. * * * (англ. budget deficit) в бюджетном законодательстве РФ превышение расходов бюджета над его доходами (ст. 6 БК РФ*). В соответствии со ст. 92 БК РФ в случае принятия бюджета на очередной… … Большой юридический словарь

Дефицит бюджета — (англ. budget deficit) в бюджетном законодательстве РФ превышение расходов бюджета над его доходами (ст. 6 БК РФ*). В соответствии со ст. 92 БК РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с … Энциклопедия права

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников Б,п. по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Данная… … Энциклопедия юриста

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — (англ. budget classification) – законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Финансирование государственного бюджета. Государственный внутренний и внешний долг.

Финансирование государственного бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.
Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
[18 — А.М. БАБИЧ, Л.Н. ПАВЛОВА Государственные и муниципальные финансы_ Учебник для вузов]

Государственный долг

Общее понятие государственного долга РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня.используют все полномочия.
В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг.

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В настоящее время РФ входит в тройку самых крупных должников мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным кредиторам возникла в период перестройки 1985-1991 гг.
На 1 января 1992 года советские долги составляли 98 млрд долл. А так как никакой координированной политики по заимствованиям не было, доля краткосрочного долга в общем объеме оказалась очень большой. В 1992-93 гг. с нас причиталось по этим кредитам 20 млрд долл., в 1994 г. — 13 млрд
долл. Выплатить это было невозможно, и 19 ноября 1991 г. был объявлен дефолт по долгам СССР. Россия как наследник всех активов и долгов СССР также оказалась в-дефолте.
В настоящее время основными западными кредиторами РФ являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.
Что касается долгов Советскому Союзу, то до 1997 г. (момента вступления в Парижский клуб) нам были должны по курсу Госбанка СССР (0,63 руб. за долл.) 150 млрд долл.
[19 — Свиридов О.Ю. Финансы, Денежное обращение и Кредит: 100 экзаменационных ответов. Феникс, 2010, 208 стр.]

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета


Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Данная статья рассматривает источники финансирования дефицита федерального бюджета. Бюджетное право разделяет данные источники финансирования дефицита на внутренние и внешние.
БК РФ относит к внутренним источникам:
1) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ. При этом не могут выступать в качестве источника финансирования федерального бюджета кредиты ЦБР;
2) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. Государственный заем — это передача в собственность РФ, субъекта РФ денежных средств, которые РФ, субъект РФ обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа;
3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Согласно общим положениям БК РФ бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Средства, получаемые от продажи государственного имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме;
5) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам. В соответствии с действующим законодательством в состав государственного резерва входят:
— запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (мобилизационный резерв);
— запасы стратегических материалов и товаров;
— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
К числу внешних источников относятся:
1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;
2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные РФ в иностранной валюте.

11.2. Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

До последнего времени бюджетная классификация, применяемая в Российской Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов. Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с показателями бюджетов других стран требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюджетных потоков.

Федеральный бюджет на 1998 г. был впервые составлен с учетом перехода на расчет дефицита по международной методологии. Это означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с позиций бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года.

С позиций бюджетной классификации, а именно классификации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ, по строке «Государственные ценные бумаги» начиная с 1998 г. отражается сальдо привлечения средств и погашения основной суммы долга без выплаты процентов. Это приводит к росту общего показателя источников внутреннего финансирования на сумму выплачиваемых процентов и дисконта.

В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 г. в расходах по статье «Обслуживание государственного долга» отражаются только процентные платежи по внутренним и внешним заимствованиям:

• обслуживание внутреннего долга — 81,6 (факт. — 67,3) млрд. руб.;

• обслуживание внешнего долга — 42,5 (факт. — 40,9) млрд. руб.;

• всего — 124,1 (факт. — 108,2) млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета на 1998 г. составлял по федеральному закону 132,4 млрд. руб., фактически 86,5 млрд. руб., включая источники внутреннего 105,8 (факт. — 3,7) млрд. руб. и внешнего финансирования 26,6 (факт. — 90,2) млрд. руб.

Источники внешнего финансирования в 1998 г. сложились фактически значительно больше, чем сумма, направляемая на обслуживание внешнего долга. Разница — 49,3 млрд. руб., а источники внутреннего финансирования оказались меньше, чем сумма, направляемая на обслуживание внутреннего долга, на 71,0 млрд. руб. Сальдо между ними в 21,7 млрд. руб. образует разницу между источниками финансирования дефицита бюджета и средствами, направляемыми на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

Рассмотрим некоторые особенности источников финансирования бюджета 1998 г.

Основная особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения. Однако на 1998 г. не ставилась задача введения в обращение значительного объема долгосрочных бумаг. Поэтому в целом рынок государственных ценных бумаг РФ оставался ограниченно диверсифицированным. Речь шла по-прежнему о средне- и краткосрочных государственных облигациях. Очевидно, что долгосрочные бумаги требуют гарантий стабильности в политической и экономической областях, что означает поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Следует обратить внимание на то, что в 1997 г. значительно перевыполнялся план внутренних заимствований по ГКО. Так, если в законе о бюджете предполагалось привлечь с рынка 258,3 млрд. руб., то исполнение — 347,5 млрд. руб., что выше плана в 1,35 раза. Это увеличило нагрузку на бюджет 1998 г. в части обслуживания накопленной задолженности, затруднило поддержание ее ликвидности и сократило сумму, учитываемую в источниках финансирования бюджетного дефицита. Вопросы финансового кризиса рассматривались выше (гл. 2).

В части среднемесячных бумаг в 1998 г. лидирующее положение занимали ОФЗ с переменным купоном, объявляемым за неделю до начала купонного периода. Срок заимствования по ним — от двух лет, что позволило перенести часть расходов по обслуживанию на более поздний срок, вывести за рамки 1998 г.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) относятся к бумагам со сроком обращения до десяти лет. Основная проблема по ним — размещение на приемлемых для эмитента и инвесторов условиях. Спрос на них был невысок, так как спекулятивная составляющая в них минимальна.

Относительно невелик и рынок облигаций государственного сберегательного займа. Облигации государственных нерыночных займов также относятся к бумагам со сроком обращения от одного года до десяти лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок оборудования. При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесторов, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В то же время заимствования производились и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспективе свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме того, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В соответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государственного долга. Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

Источники финансирования дефицита бюджета

В бюджетном планировании выделяются внутренние и внешние источники.
I. Федеральный бюджет

  1. Внутренние источники:
  • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (раньше были ссуды, а потом бюджетные кредиты, в Великобритании даже движение средств между бюджетами тоже идет с процентами);
  • поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам (только для федерального бюджета);
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (в первой редакции последних трех источников не было).
  1. Внешние источники:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков,
фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте.
Не могут быть источниками финансирования государственного бюджета кредиты ЦБ, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, ее субъектов, муниципальных образований при их первичном размещении.

  1. Субъекты РФ и муниципальные бюджеты — источники только внутренние, но от имени либо субъекта, либо муниципального образования. У муниципального образования в первой редакции были только внутренние источники. Но в субъектах РФ были и внешние источники, было разрешено имитировать еврооблигации субъектов Федерации.

Государственные займы, государственный долг
Займы, осуществляемые в форме кредитов и в форме облигаций. Функционирование системы государственных и муниципальных заимствований ведет к образованию публичного долга. Состав и структура долга, принципы организации управления им закрепляются законодательно. Базовым документом является БК РФ.
Классификация публичного долга

  1. В зависимости от уровня власти заемщика публичный долг может быть государственным и муниципальным.

Государственный долг — это долговые обязательства сектора государственного управления перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.