Хищение государственных ук рф

06.07.2018 Выкл. Автор admin

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Так, за хищение мошенническим путем бюджетных денежных средств в особо крупном размере 102 811 159 рублей осуждены директор ООО «РемСтрой» Панков С.И. и директор ООО «ШТАЕР БАУ» Рагозин А.Е.. Данные денежные средства поступили в МО г.Донской Тульской области в виде субсидии по программе финансирования строительства муниципального жилья под переселение граждан из ветхого жилого фонда. При отсутствии реальной возможности произвести строительство многоквартирного жилого дома Панков С.И. принял на себя функции подрядчика, а Рагозин А.Е. – субподрядчика при исполнении муниципального контракта, фактически строительство жилого дома не завершили, произвели строительные работы не соответствующие нормам и правилам, в результате чего объект строительства признан негодным для использования, как угрожающий жизни и здоровью граждан. При этом они представили в администрацию МО г.Донской заведомо ложные сведения о выполнении всего комплекса строительных работ и их стоимости, на основании которых незаконно получили бюджетные средства за якобы исполненные обязательства по муниципальному контракту. Суд признал Панкова С.И. и Рагозина А.Е. виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, назначил им наказание в виде лишения свободы со штрафом.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями.

В совершении растраты бюджетных средств с использованием служебного положения судом признан виновным бывший директор Департамента здравоохранения Тульской области Юдин Е.В.. Целевые денежные средства, выделенные из бюджета области на закупку медицинского оборудования, были растрачены им при приобретении медицинского томографа для Тульской областной больницы по необоснованно завышенной цене, значительно превышающей его стоимость у производителя. В результате действий Юдина Е.В. бюджету Тульской области причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 3 483 500 рублей. По ч.4 ст.160 УК РФ Юдину Е.В. назначено наказание в виде лишения свободы, со штрафом. Также он был лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г.Тулы Забиняк Н.Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере. За указанные действия Забиняк Н.Б. осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Звягинцевым Н.П., который, используя свое служебное положение, обманным путем похитил денежные средства в размере 5 000 000 рублей, выделенные из федерального бюджета на государственную поддержку инвалидов. Звягинцев Н.П. представил фиктивные документы, содержащие сведения о целевом использовании 5 000 000 рублей на строительство комплекса с рабочими местами для инвалидов. Фактически никакие работы по строительству комплекса не производились, а бюджетные деньги были Звягинцевым Н.П. похищены. Судом Звягинцев Н.П. был признан виновным по ч.4 ст.159 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, а также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

Хищению бюджетных средств способствовало отсутствие контроля за их использованием. Государственные и муниципальные заказчики не проверяли достоверность сведений подрядчиков о выполненных работах и их стоимости, не осуществляли приемку работ в установленном порядке, не проводили мониторинг цен на приобретаемое оборудование. Данные обстоятельства требуют вмешательства контролирующих органов для своевременного выявления нарушений, допущенных при использовании целевых бюджетных средств.

Прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Тульской области Осотова А.В.

Наказанием за хищение государственных средств может стать пожизненное заключение

Авторами инициативы по ужесточению наказания за хищение бюджетных средств стали депутаты Госдумы РФ Антон Ищенко и Иван Сухарев. Народные избранники предлагают дополнить уголовный кодекс страны двумя новыми статьями, пишет газета «Известия».

Согласно статье 285.4. УК РФ «Хищение бюджетных средств», предложенной парламентариями, хищение до 10 млн рублей будет караться тюремным сроком от 5 до 10 лет в колонии общего режима, укравший более 10 млн рублей может получить от 7 до 12 лет лишения свободы. При хищении на сумму свыше 50 млн рублей наказание преступнику составит от 10 лет до пожизненного заключения.

Депутаты также предусмотрели наказание за «хищение средств государственных внебюджетных фондов». Согласно предлагаемой статье 285.5, если суд установит, что подобное преступление имело место, совершившему его будет грозить тюремный срок от 5 до 10 лет, а также лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторыми видами деятельности в течение 10 лет. То же преступление, совершённое группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере, будет караться тюремным сроком от 7 до 12 лет и лишением права заниматься определённым видом деятельности или занимать некоторые должности на срок до 12 лет.

Если же хищение внебюджетных средств из внебюджетных фондов будет совершено группой лиц и в особо крупном размере, участники преступного сообщества отправятся в тюрьму на срок от 10 до 20 лет, или получат пожизненный срок, пишет издание.

По мнению авторов законопроекта, жёсткость наказания оправдана, ведь если человек поступает на госслужбу, он должен понимать, что бюджетные средства принадлежат государству и налогоплательщикам. Депутаты уверены, что такие меры помогут навести порядок в госструктурах и избавить их от коррупции.

«На фоне санкционной войны против России продолжают греметь различного рода скандалы, связанные с расхищением госсобственности. При этом факты, которые зачастую становятся достоянием общественности, носят настолько вызывающий характер, что не обращать на это внимание просто невозможно. Последние известные коррупционные скандалы были в Роскосмосе и Минобороне при Сердюкове. Целые предприятия ушли через офшорные компании, а правосудие пока никого не постигло. Так, госпожа Васильева пребывает дома, снимает клипы и ведёт себя достаточно вальяжно», — сетует в интервью «Известиям» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Антон Ищенко.

Его коллега, член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев, считает важным то, что новые статьи станут квалифицировать конкретное преступление, и коррупционеры не смогут уйти под статью «Мошенничество» или какую-либо другую.

«Коррупционеры потеряли и страх, и стыд. Сегодняшняя обстановка заставляет нас более внимательно относиться к нашему бюджету и не допускать его разворовывания. Я думаю, что вкупе с институтом конфискации этот закон будет действовать эффективно», — заявил он.

Хищение бюджетных средств статья в УК РФ

Если рассматривать бюджетную сферу, то среди всех возникающих в ней правонарушений, безусловно, лидирует хищение бюджетных средств. За примерами даже не стоит далеко ходить – практически во всех городах случались ситуации с постройкой жилых домов, предназначавшихся для расселения людей из ветхого жилья. Домов, которые в итоге не были сданы, даже достроены или же строительство было завершено, но всё здание буквально рассыпалось на части от легкого дуновения ветра. Это как раз яркий пример последствий хищения бюджетных средств.

Но если с итогами преступления всё ясно, даже видно невооруженным глазом — что же представляет из себя само преступление? Что говорит на счёт хищения средств в бюджетной сфере Уголовный Кодекс РФ, а так же какие предусмотрены меры наказания за данное действие? В этой статье мы поговорим о составе такого преступления как хищение бюджетных средств, видах наказания за него, а так же рассмотрим нюансы данного нарушения закона.

Хищение бюджетных средств как преступление

Ущерб в результате хищения бюджетных средств является крупным или же особо крупным. Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей. Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ.

Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего. В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд.

Хищение бюджетных средств может проходить по ст. 160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным. Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст. 159 УК РФ.

Ст. 160 УК РФ Присвоение или растрата

Присвоением или растратой, согласно УК РФ, считается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств можно отнести к частям третьей и четвертой данной статьи. Однако перед тем как поговорить о содержании данных частей следует пояснить, в чем состоит разница между такими понятиями как присвоение и растрата:

  • Присвоением считается хищение имущества, которое было вверено виновному. При этом преступник незаконно становится владельцем собственности или имущества и получает право распоряжаться данной собственностью или имуществом;
  • Растратой же считается хищение данного вверенного преступнику имущества в его пользу за счёт расходования, потребления или иного способа использования путём отчуждения.

Если присвоение подразумевает владение, то растрата — именно избавление в пользу обогащения преступника. Характеризуется же само преступление согласно нахождению собственности (имущества) у виновного на момент судебного разбирательства.

Хищение бюджетных средств относится к части 3 и части 4 ст. 160 УК РФ за счёт того, что совершается данное преступление с использованием служебного положения, а так же в крупном и особо крупном размере. Согласно УК РФ крупным размером считается хищение в пользу виновного чужого имущества на сумму от 250 тысяч рублей, а особо крупным – от 1 миллиона рублей.

Меры наказания

Так как хищение бюджетных средств подразумевает не только незаконное использование собственной должности, а так же должностных обязанностей, но еще и ущерб в крупном и особо крупном размере, то и меры наказания достаточно жесткие.

Если преступление попадает под ч. 3 ст. 160 УК РФ, то наказанием могут являться:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Так же он может быть в размере дохода или заработной платы виновного за срок от года до трёх лет;
  • Лишение права занимать определенные должности, а так же заниматься определенноё деятельностью. Назначается данное ограничениена срок до пяти лет;
  • Принудительные работы с ограничением свободы на срок до пяти лет. Так же работы могут быть назначены дополнительно с ограничением свободы виновного;
  • Лишение свободы на срок до шести лет. Данное наказание может быть применено вместе со штрафом в размере одной заработной платы или дохода виновного за месяц. Помимо штрафа может быть так же назначено дополнительное ограничение свободы на срок до полутора года.

Если преступление попадает под ч. 4 ст. 160 УК РФ, то меры наказания ужесточаются и являют собой:

  • Лишение свободы на срок до десяти лет. Так же со штрафом, размер которого может доходить до одного миллиона рублей или же составлять сумму дохода (заработной платы) виновного за срок до двух лет. Так же может быть назначено и ограничение свободына срок до двух лет.

Ст. 159 УК РФ Мошенничество

Хищение бюджетных средств так же может быть осуществлено и с помощью мошеннических действий. Отличие от ст. 160 УК РФ в данном случае является в том, что присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Чаще всего доверительные отношения при данном преступлении к преступнику возникают за счёт должности виновного, его служебного положения.

Использование в корыстных целях данного доверия уже относится именно к ст. 159 УК РФ и являются мошенничеством. Так же одним из основных отличий считается то, что при ст. 160 УК РФ между сторонами исключительно юридически закрепленные и правовые отношения, а если ст. 159 УК РФ, то данные правовые отношения основаны на доверии к преступнику.

В основе своей хищение бюджетных средств относят именно к ст. 160 УК РФ, так как путём мошенничества получить от государства доступ к бюджетным средствам достаточно сложно. Однако в случае именно применения к ст. 159 УК РФ требуется уже конкретное рассмотрение самого преступления для наиболее правильной классификации. Каждая из частей ст. 159 УК РФ подразумевает различные виды и сроки наказания, а так же у дела могут быть свои нюансы, которые влияют на срок или вид наказания.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в

Уголовный кодекс Российской Федерации

(в части усиления ответственности за хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов)

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения:

1) дополнить статьей 285.4 следующего содержания:

«Статья 285.4. Хищение бюджетных средств
1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3.То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

2) дополнить статьей 285.5 следующего содержания:

«Статья 285.5. Хищение средств государственных внебюджетных фондов

1. Хищение бюджетных средств в крупном размере,-

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;

2.То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет;
3. То же деяние, совершённое:

а) организованной преступной группой;

б) в особо крупном размере

в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Примечание . Крупным размером в статье 285.4 и 285.5 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая два миллиона рублей, а особо крупным размером — тридцать миллионов рублей.

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в мире, когда группа стран, вопреки нормам международного права и принципам, закрепленным в международных правовых актах, пытается оказывать давление на Российскую Федерацию, используя экономические санкции, преследуя цель – вынудить руководство страны изменить принципиальную позицию по ряду политических вопросов, в том числе непосредственно касающихся законных интересов России, заставляет нас крайне взвешенно и бережливо подходить к вопросам расходования бюджетных средств. Эффективность и рациональность – залог сохранения экономической стабильности и независимости нашего государства.

На фоне снижения цен на энергоресурсы, экспорт которых является для России важнейшим источником пополнения бюджета, руководством страны принимаются меры к сохранению в полном объеме всех социальных программ, финансируемых из бюджета, а также исполнению всех обязательств, как перед гражданами, так и перед иностранными партнерами.

Между тем проблема хищений средств бюджетной системы страны приобретает всё более острую форму. Наиболее резонансными примерами стали факты хищения 2 млрд рублей, выделенных на строительство океанариума в городе Владивостоке, ненадлежащее расходование бюджетных средств в Россреестре на сумму 23,9 миллиардов рублей, хищения при строительстве космодрома «Восточный» на сумму 1,8 млрд рублей, вывод более 1,5 млрд бюджетных средств «Росагролизинга»; махинации с государственными участками в Московской области на сумму более 28 млрд рублей и другие.

4 декабря 2014 года в послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин поставил задачу на предстоящий трехлетний период « ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении». Усиление контроля за эффективностью расходования бюджетных средств и повышение степени ответственности за факты нанесения прямого ущерба бюджетной системе страны являются одними из мер, способствующих выполнению поставленной Президентом России задачи.

В условиях сложной геополитической обстановки, необходимо модернизировать механизм наказания за преступления, связанные с государственным и муниципальным имуществом. Ведь именно хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов затрагивает интересы всех субъектов хозяйственной деятельности, каждого гражданина страны, подрывает доверие общества к власти и создает негативный образ чиновника как «казнокрада», что активно используется так называемой «пятой колонной» для дестабилизации обстановки в Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, данные виды хищений должны расцениваться, как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Аналогичное мнение высказал и Президент России: «Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма».

В действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, однако данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей внесения платежей в бюджет (уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.ст.198 – 199.2 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных сборов (ст. 194 УК РФ)), а ответственность за хищение средств из этого бюджета в УК РФ – отсутствует.

Целый ряд громких коррупционных скандалов наглядно показал пробелы в законодательстве и отсутствие соразмерного наказания за хищение бюджетных средств в особо крупных размерах. Преступники, цинично похитив у государства сотни миллионов и миллиарды рублей, нанимают самых дорогих адвокатов и PR-агенства, с целью создания образа «жертвы режима» и ухода от уголовной ответственности, снимают клипы, нанимают известных блогеров и подкупают журналистов, представляя обвинение как «заказное» уголовное дело, при этом используя пробелы в законодательстве, остаются на свободе и оказывают давление на следствие, судей, свидетелей и потерпевших.

В Уголовном кодексе Российской Федерации за совершение таких преступлений (в том числе нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), даже с наличием отягчающих обстоятельств, не предусматривается нижняя планка наказания в виде лишения свободы. Многомиллиардные хищения из бюджета РФ сегодня не являются особо тяжким преступлением, адекватного наказания за подобные деяния в Уголовном Кодексе РФ нет. Следственно-судебная практика наглядно показывает, что подавляющее большинство фактов хищения бюджетных средств преследуется по статьям 159 и 160 Уголовного Кодекса РФ — мошенничество, присвоение или растрата. Даже в соответствии с частью 4 статьи 160 за деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, судья может назначить наказание «от 0 до 10 лет лишения свободы». Для не судимого ранее лица, при наличии положительной характеристики и несовершеннолетних детей, существует возможность уйти от наказания в виде лишения свободы. Подобные санкции не останавливают, а стимулируют хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Расхищение бюджетных средств и, следовательно, ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов, зачастую, влекут и человеческие жертвы. Это факты: крушения мостов, социальных объектов, дорог, срывы мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения в зимний период и в сложных климатических условиях и так далее. Общественную опасность подобных деяний переоценить невозможно, последствия – неопределенный круг лиц (тысячи, сотни тысяч, миллионы граждан) фактически становятся потерпевшими от преступных посягательств коррумпированных лиц. В соответствии с требованиями статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Деяния, от которых страдает огромное количество граждан, неоспоримо относятся к преступлениям с наивысшей степенью общественной опасности.

Следует отметить, что особую опасность для государственных интересов, представляют собой схемы вывода средств бюджетной системы посредством использования фирм-однодневок, так как процесс обратного изъятия похищенного государственного имущества становится весьма затруднительным.

Законопроектом предусматривается дополнить главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного Кодекса статьей 285.4 «Хищение бюджетных средств» и статьей 285.5 «Хищение средств государственных внебюджетных фондов».

Решая вопрос о целесообразности выделения в уголовном законодательстве составов преступлений за хищение бюджетных средств в отдельную статью необходимо учесть, что сегодня правоохранители сталкиваются с проблемой квалификации действий расхитителей бюджетных средств. Отсутствие специальной нормы в УК РФ влечет контрпродуктивные споры между следствием, прокурором и судом в части неоднозначности мнений о том, какую именно статью УК РФ следует вменять обвиняемому или подсудимому, при этом доказанность факта хищения бюджетных средств сомнений ни у кого не вызывает. Структура преступления, способы и методы доказывания вины по ним отличны от иных хищений. Особенности доказывания факта хищения бюджетных средств обусловлены, прежде всего, специфическим субъектом преступления, обладающим определенным набором полномочий, административно – хозяйственных или управленческо-распорядительных функций, придания действиям видимости соблюдения процедур определенных законодательством (в частности ФЗ № 44). Подобные преступления отличаются повышенной сложностью доказывания, большим объемом следственных действий, витиеватостью и изощренностью преступных схем, с использованием фиктивных фирм и иностранных компаний, большим количеством подставных лиц. Не редко необходимо истребовать доказательства из международных оффшорных зон, неохотно идущих навстречу российскому правосудию. При этом орган расследования в большинстве случаев не имеет законной возможности избрать адекватную меру пресечения обвиняемому на период следствия, поскольку преступления экономической направленности, избрание меры пресечения в виде ареста по которым, весьма проблематично. Итог – виновный скрывается от правосудия, уничтожает доказательства и иными способами противодействует расследованию.

Принятие предлагаемого законопроекта устранит указанный пробел правового регулирования введением справедливого наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет за хищение бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (сумма средств, превышающая два миллиона рублей). То же деяние, совершенное:

группой лиц по предварительному сговору;

повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;

с использованием юридических лиц, созданных подставными лицами

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет. То же деяние, совершенное:

организованной преступной группой;

в особо крупном размере (свыше тридцати миллионов рублей);

повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,-

наказывается лишением свободы от десяти до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Учитывая, что многие политики, пытаясь дестабилизировать обстановку, эксплуатируют ошибочное утверждение о том, что «ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции … является той вакциной, которая спасёт Россию от дальнейшего разложения и социального взрыва», предлагаемые изменения Уголовного Кодекса делают их аргументацию несостоятельной.

Проектируемый законопроект позволит добиться более полноценной реализации принципа неотвратимости наказания, правоприменения и повысить эффективность правосудия.

Статья за хищение и кражу государственного имущества в УК РФ

Под «хищением» принято подразумевать незаконное завладение чужим имуществом в корыстных целях. Кража может затронуть не только интересы отдельных граждан, но и государства в целом, ведь современные злоумышленники умудряются воровать госимущество. В большинстве случаев делают это высокопоставленные чиновники, используя свои должностные полномочия. 160 статья УК РФ за хищение государственного имущества регламентирует достаточно суровое наказание, ведь преступление относят в категорию большой тяжести.

Что является хищением госимущества

Хищение предстает достаточно обширным понятием, поэтому чтобы разобраться в вопросе, что собой являет хищение государственного имущества, необходимо рассмотреть его подтипы. Присвоение чужого имущества в данной ситуации затрагивает интересы государства, злоумышленник своими действиями сам определяет степень тяжести нарушения.

Подтипом хищения госимущества есть его растрата, это завладение и распоряжение в собственных интересах вверенным материальным благом. К примеру, распоряжение денежными средствами, вверенными на восстановление поврежденных дорог или продажа недвижимости третьим лицам, которая должна была прослужить общественности в качестве детского садика. Растрата считается оконченным преступлением после совершения противоправного использования субъектом в своих целях вверенного ему имущества.

Госимущество может быть также присвоено. Присвоение – это безвозмездное обращение имущества в свою пользу, совершенное против воли собственника. Присвоение собственности считается оконченным после того, как субъект совершил действие, направленное на обращение государственной собственности в свою, частную. Например, преступление окончено с момента, когда лицо скрывает наличие у него денежных средств, которые оно должно было поместить на банковский счет.

Кража госимущества может осуществляться путем мошенничества. Для этого должностное лицо может подделать необходимые документы и осуществить продажу имущества, на которое особых прав не имеет.

Если виновный часть вверенного ему имущества растратил, а другую часть присвоил, то действия не определяются, как совокупность преступлений. Ответственность будет нести злоумышленник по одной статье. Наказание должностное лицо будет нести исходя из своих действий. В некоторых случаях виновного могут привлечь за злоупотребление своими полномочиями по совокупности преступлений.

Состав преступления

При определении состава преступного деяния необходимо детально изучить обстоятельства совершения хищения. Следует четко отличать нахождение похищаемого имущества в законном владении виновного в силу должностных обязанностей и наличие у него доступа к такому имуществу в связи с выполняемой работы. Похищение чужого имущества при обстоятельствах доступа к госимуществу, квалифицируется как кража.

Объектом преступления статья 160 УК РФ определяет само госимущество, а также общественные отношения, связанные с распределением материальных благ государства. Объективная сторона заключается в осуществлении активных действий, направленных на получение корысти с непосредственной растраты или присвоения государственной собственности. Такое преступление, как кража государственного имущества, субъектом нарушения определяет вменяемое лицо с 16 лет.

Субъективная сторона нарушения определяется в конкретизированном умысле. Растрачивая или присваивая государственную собственность, виновный осознает противоправность своих действий и желает наступления последствий. О направленности умысла свидетельствуют также попытки должностного лица скрыть свои действия от общественности.

Некоторые правоведы считают, что отсутствует субъективная сторона, если виновный изъял чужую собственность на какое-то время и намеревался его возвратить к определенному термину. При этом частичное возвращение не может говорить об отсутствие умысла похитить вверенное ему материальное благо.

Даже если преступник присваивает чужое имущество, в данном случае государственное, но обращает его в пользу других лиц, при этом действует с целью осуществления своего предполагаемого права на этот объект собственности, оно может быть привлечено к уголовной ответственности. Примером ситуации есть присвоение чиновником вверенного ему имущества в целях выполнения долгового обязательства, которое не исполнил собственник. Виновный может понести наказание по статье за самоуправство.

Необходимо отметить, что статья за кражу государственного имущества будет вменяться, даже если должностное лицо, присвоив государственную собственность, заменило ее менее ценной. В данной ситуации будет совокупность преступлений, ведь вменяется еще и должностной подлог. Ущерб от махинации будет определяться в зависимости от стоимости похищенного имущества, а не от разницы между подлогом и реально утерянной собственностью.

Ответственность за нарушение

Для того чтобы должностное лицо в полной мере ответило за такое преступление, как кража гос. имущества, УК РФ определяет перечень квалифицирующих признаков, которые могут отягощать вину нарушителя. Для законодателя важно определить стоимость объекта, который был похищен, размер ущерба от действий злоумышленника, а также факт совершал ли нарушение один человек или действовал в сговоре с другими.

Государственные сотрудники, занимающие высокие должности, должны понимать, что им нельзя переступать закон, за злоупотребление своими полномочиями они будут жестоко наказаны. Для того чтобы укрепить доверие простых граждан к управляющему аппарату, регулярно проводятся проверки государственных служащих на добросовестность. Существует большая вероятность, что факт преступление вскроется, поэтому рисковать своим высоким положением ради личной наживы не стоит, хотя некоторых лиц это не останавливает.

Большинство из них надеется, что используя свои связи, смогут замять дело, хотя, в конечном итоге, сталкиваются с наказанием в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч рублей и лишением права занимать высокопоставленную должность. Нарушителю могут быть назначены принудительные работы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 2 лет. В случае с квалифицирующими признаками, злоумышленник будет лишен свободы на срок до 6 лет со штрафом или без него.

Воровство, совершенное группой лиц, наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или обязательными работами до 360 часов. Могут быть назначены исправительные работы на срок до одного года или 5 лет принудительных работ. Самой строгой санкцией статьи по второй части, является лишение свободы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 1 года.

Если расхищение осуществлялось в особо крупном размере либо группой лиц с использованием должностных полномочий, наказанием будет тюремное заключение до 10 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества.

Самый меньший размер санкции получит по 160 статье человек, который умудрился украсть государственную собственность без помощи должностных полномочий и других людей.

В зависимости от стоимости украденного, наказание следующее:

  • штраф до 120 тыс. рублей;
  • обязательные работы на 240 часов;
  • исправительные работы до 6 месяцев;
  • работы принудительного характера до 2 лет;
  • лишение свободы по первой части назначают редко, хотя законодателем эта санкция предусмотрена на срок до 2 лет.

Укрепление уголовно-правового контроля и охраны государственной собственности на сегодняшний день являются приоритетными в борьбе с похищением и растратой госимущества. Целостность и сохранность собственности государства имеет огромное значение для решения внутриэкономических задач в стране и для ее внешнеэкономического развития.

Хищение госимущества и коррупция идут бок о бок и, пресекая одно преступление, получится предупредить другое. Если имеет место кража госимущества, какая статья ее регламентирует, теперь вам известно. Если вы станете свидетелем подобных противозаконных деяний, то обязаны сообщить в правоохранительные органы и привлечь к ответственности недобросовестного чиновника, который используя доверие людей, набивает свои карманы.