Гражданский процесс урок права 11 класс

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Презентация к уроку обществознания (11 класс) по теме:
Презентация к уроку «Гражданский процесс»

Параграф «Гражданский процесс» в учебнике по обществознанию для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова крайне насыщен очень важным материалом, необхходимым нашим ученикам как для сдачи ЕГЭ, так и для повышения своей правовой грамотности. Данная презентация является концентратом всех важных сведений по данной теме.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока обществознания: «ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО: ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

Выполните задание ЕГЭ С5: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о данном понятии. I вариант: ОБРАЗОВАНИЕ II вариант ЗАНЯТОСТЬ

Выполните задание ЕГЭ С8: Вам поручено подготовить развернутый план по теме. Составьте план в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, два или более из которых детализированы в подпунктах I вариант «Социальное обеспечение» II вариант «Профессиональ-ное образование»

План урока Понятие «гражданский процесс» Основные принципы гражданского процесса и категории исковых дел Участники гражданского процесса Доказательство и доказывание как процессуальные средства Стадии гражданского процесса Арбитражный процесс

Судопроизводство — это деятельность судов по рассмотрению дел Упорядоченные судебные действия, которые в последовательности представляют процесс

Гражданский процесс (гражданско-процессуальное право) — это Отрасль права, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде порядок и последовательность процессуальных действий права и обязанности участников процесса

Работа с текстом учебника: Найдите в тексте основные принципы гражданского процесса (учебник стр. 288) Заполните таблицу, используя материалы учебника и Главу II Конституции РФ Принципы гражданского процессуального права Какое право человека и гражданина защищает данный принцип

Категории (виды) дел в гражданском процессе

УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Выполните задание ЕГЭ В1: Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Стороны гражданского судопроизводства» Наименование сторон Их сущность . . . Лицо, которое предположительно нарушило права истца и которое по указанию последнего привлекается судом в процесс Ответ: _________________ Ответ: ОТВЕТЧИК

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — Это процессуальные средства установления истины в суде ? Что вам известно об обязательности доказательств в уголовном процессе? Nota bane : -не подлежат допросу в качестве свидетелей священнослужители, если им об обстоятельствах дела стало известно из исповеди; — могут отказаться от дачи свидетельских показаний граждане, если данные доказательства затрагивают интересы их близких

СТАДИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Задание: Эта часть судебного разбирательства имеет своей целью подвести итог проведенного исследования доказательств. Здесь лица, участвующие в деле, высказывают и аргументируют свои выводы о том, какие доказательства являются достоверными ? Разбирательство дела

Арбитражный процесс – -специфическая отрасль гражданского процесса -прохождение дел в арбитражном суде Предмет арбитражного процесса – экономические споры Субъекты арбитражного процесса — граждане, юридические лица, государство, предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Выполните задание ЕГЭ С1 : Анализ правовых источников (учебник стр. 297) Используя фрагменты из Конституции РФ Гражданско-процессуального кодекса РФ Арбитражного процессуального кодекса РФ Укажите, каково соотношение статей указанных источников Укажите, в чем общее и особенное в задачах ГПК и АПК

Домашнее задание : Параграф 25 Заполнить таблицу «Принципы гражданского процесса»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Процессы видообразования» используется как наглядный материал, сопровождающий изучение нового материала урока в 10-м классе по учебнику «Общая биология», Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Г.М.

Презентация к уроку «Избирательный процесс».

Приложение к выступлению.

Презентация отражает литературно-историческую обстановку конца 19-начала 20 века, основные литературные направления этого периода, философские мысли.Презентация «Однородные члены предложения» по.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории Акатьевой В.И.

Чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веко.

в презентации наглядно показаны направления работы.

Презентация к уроку (11 класс) на тему:
Гражданское право. Гражданские правоотношения

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гражданское право Участники гражданских правоотношений: физические и юридические лица, государство, субъекты РФ, муниципальные образования. Объекты гражданских правоотношений: вещи, деньги, услуги, информация, интеллектуальная собственность, здоровье… Совокупность норм, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения

имущественные или личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права. Гражданские правоотношения

Элементы гражданских правоотношений Объекты правоотношений Содержание правоотношений Субъекты правоотношений

Субъекты гражданского права Граждане (физические лица) Юридические лица Государство

Граждане (физические лица) Гражданская правоспособность – возможность иметь указанные в законах права и обязанности: Право на частную собственность – владение движимым и недвижимым имуществом Гражданская дееспособность – осознанная способность своими действиями осуществлять гражданские права. До 6 лет – полностью недееспособный 6-14 – в целом недееспособный (распоряжение карманными деньгами) 14-18 – частичная дееспособность (распоряжение заработанными средствами, но родители несут ответственность) 18 – полная дееспособность (16-18 – предприниматели, работающие; вступившие в брак)

Коммерческие и некоммерческие организации, имеющие в собственности или управлении обособленное имущество, имеющие возможность от своего имени вступать в гражданские правоотношения Заводы, магазины, школы, детские сады и др. Регистрация юридического лица Юридические лица

Государство Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – организации, обладающие властными полномочиями. Выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами

Объекты гражданских правоотношений Это те ценности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения в сфере гражданского права Вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права Услуги и выполненные работы Интеллектуальная собственность в виде результатов интеллектуальной собственности Информация Нематериальные блага

Права и обязанности , которые касаются непосредственных участников данного правоотношения Содержание гражданских правоотношений

Особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат ему, неотделимы от него. Эти права не связаны с обладанием и распоряжением имущества Право на жизнь (жить и распоряжаться своей жизнью) Право на имя (возможность изменить имя) Право на честь и достоинство Право на здоровье Право на тайну частной жизни и ее неприкосновенность Личные неимущественные права

С рождения, неотделимы от человека. Не связаны с обладанием и распоряжением имуществом Личные неимущественные права Право на жизнь Право на имя Право на честь и достоинство

Исключительные права как личного неимущественного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности Право на интеллектуальную собственность Авторское право Патентное право (Охрана интеллектуальной собственности )

Переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права наследование наследодатель Первая очередь: дети, супруги, родители Вторая очередь: родные братья, сестры, дедушка, бабушка По закону наследники По завещанию

Возникают по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому Ответственность по поводу права владения Имущественные права

Имущественные и личные неимущественные отношения Имущественные отношения (право иметь, наследовать имущество…) Вещные отношения (покупатель – продавец) Обязательственные отношения (должник кредитор) Личные неимущественные отношения Непосредственно не связанные с имущественными отношениями (охрана достоинства, чести, деловой репутации, интересов…) Непосредственно связанные с имущественными отношениями (авторские права)

Вещи (имущество) Недвижимые : земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, воздушные и морские суда, космические объекты. Подлежат государственной регистрации. Движимые : деньги, ценные бумаги…

Сделка и договор Сделка – установление, изменение и прекращение определенных прав и обязанностей. Сделки бывают односторонними (доверенность) и многосторонними. Договор – вид сделки, в которой участвуют две или более сторон. Виды: договор купли-продажи, дарения, мены, банковского кредита, строительного подряда, на оказание услуг, страхования, аренда земли, зданий…

Предусмотренные законом меры, направленные на восстановление нарушенного гражданского права субъекта или на обеспечение этот права Признание права Восстановление положения, существовавшего до нарушения права Возмещение убытков и взыскание неустойки Компенсация морального ущерба Обращение в суд Защита гражданских прав

Источники гражданского права. 1.Гражданский кодекс Основной регулятор товарно-денежных отношений в стране. (Первая часть вступила в силу с 1.1.1995, вторая часть — с 1.3.1996) 2.Федеральные законы Регулирующие отношения, составляющие предмет гражданского права. 3.Подзаконые акты Указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и федеральных органов исполнительной власти. 4.Иные источники Например –обычай.

Элементы гражданского правоотношения. содержание субъекты объекты Субъекты -Носители гражданских правомочий (прав) и обязанностей -Физические лица, -Юридические лица, -Российская Федерация, -Субъекты РФ, -Муниципальные образования, -Иностранные государства. -обязательно участие не менее 2 субъектов- управомоченная (имеющая права) и обязанная стороны.

Содержание Правомочия (права) и обязанности его учас- тников (субъектов) -правам одной стороны обязательно отвеча- ют юридические обязанности другой. Гражданское правоотношение (Делится в зависимости от содержания) Простое Сложное -одному правомочию соответ- ствует одна обязанность (договор займа) -одному правомочию соответ- ствует несколько обязанностей (договор перевозки груза)

2.Абсолютные и относительные а)Абсолютные: -управомоченному лицу(собственнику) противостоит неопределенно широкий круг обязанных лиц, -поведение обязанных лиц состоит в не нарушении прав Управомоченного субъекта б)Относительные: -одному управомоченному лицу противостоит опреде- ленный круг обязанных лиц, (должник-кредитор) В зависимости от численности и определенности субъектного состава

3.Вещные и обязательные а)Вещные: -право реализуется посредством собственных действий ( право собственности), -защита вещных прав осуществляется на основе вещного иска. б)Обязательные: -право реализуется на основе требований активного дейст- вия от обязанного лица -защита обязательного права осуществляется на основе ис- ка о возмещении понесенных убытков. в основе — способ реализации правомочия, принадлежащего его носителю

Это исключительные права как личного неимущественного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной, в первую очередь творческой, деятельности. Право на интеллектуальную собственность Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.д. Патентное право регулирует имущественные и связанные с ними личные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Наследование По закону По завещанию Действует тогда, когда оно не отменено и не изменено завещанием. Завещание представляет собой акт распоряжения материальными или нематериальными благами на случай смерти

Работу выполнил Социальный педагог МБОУ лицея №7 Райникова Елена Владимировна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие гражданского права, объекты и субъекты гражданского права, понятие правоспособности и дееспособности, отношения собственности, виды договоров, виды предпринимательства, ответственность по граж.

Гражданское право и гражданское правоотношение. 11 класс.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ Цели занятия. Образовательные:– расширить представления учашихся по теме «Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения»Развивающие:– раз.

Вводится на занятии понятия семейного, гражданского права, собственные и имущественные права для воспитанников. Развиваются и корректируются правовые нормы, отношения между людьми.

Авторский ЦОР предназначен в качестве мультимедийного сопровождения к уроку обществознания в 11 классе. Тип урока — урок обобщения и систематизации знаний.

Урок составлен в виде презентации в соответсвии с ФГОС с использованием дополнительного материала. Презентацию можно использовать для подготовки старшеклассников к ЕГЭ.

Открытый урок в 11 классе по предмету обществознание на тему: «Процессуальное право. Гражданское процессуальное право. Административная юрисдикция» оформлен в виде технологической карты в соответствии.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, обществознание , 11 класс) по теме:
урок в 11 классе по теме «Гражданский и арбитражный процесс»

Урок-практикум. На уроке повторение теоретического материала и решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс.

Цель урока-расширение знаний учащихся по теме путем отработки теоретических положений на практике в форме и по материалам ЕГЭ по обществознанию

Оборудование-учебник, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания

  1. Организационный момент

2.Задание для учащихся. Определить нормами каких отраслей права регулируются правоотношения, изображенные на фото.

Учащиеся определяют отрасли права (трудовое, экологическое, трудовое, семейное)

  1. Вопрос для учащихся. Какие еще отрасли права вы знаете?

Учащиеся называют отрасли права: гражданское, предпринимательское, уголовное, финансовое, уголовное, конституционное, аграрное, административное, арбитражное)

  1. Задание для учащихся. На какие группы можно разделить все названные отрасли права.

Учащийся у доски составляет таблицу «Отрасли права».

  1. Учитель вместе с учениками называет тему урока.
  1. Учитель предлагает учащимся решить задания уровняС5.

Учащиеся решают задание С5

  1. «Что обществоведы вкладывают в понятие гражданский процесс. Составьте два предложения с этим термином».
  2. «Что обществоведы вкладывают в понятие арбитражный процесс. Составьте два предложения с этим термином».
  1. Для гражданского процесса характерны правила, т.е принципы ведения судопроизводства. Давайте решим задания В4.

Один из учащихся решает задания у доски.

  1. Учитель предлагает учащимся из списка ситуаций выбрать те. Которые будут рассматриваться именно в рамках гражданского процесса.

Учащиеся работают с предложенным списком и выбирают те, которые будут рассматриваться в гражданском процессе. Одновременно один из учеников на доске составляет схему «Участники гражданского процесса».

  1. Гражданский процесс состоит из нескольких этапов. Давайте назовем эти этапы.

Учащиеся называют этапы гражданского процесса.

  1. Учитель организует решение учащимися заданий А и Б.

Учащиеся решают задания А и В, проверяют решение этих заданий.

  1. Итогом урока является составление плана по теме «Гражданский и арбитражный процесс».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко.

Презентация предназначена для проведения урока литературы в 11 классе по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов. По тематическому планированию это п.

В работе представлены: 1) план-конспект урока информатики 11 класса «Моделирование биологических процессов» (УК Н.В.Макарова)(MS Word 2007); 2) мультимедийное сопровождение всех этапов урока (MS Power.

Урок по теме Корень n-ой степени и его свойства.

Конспект урока в 11 классе по теме «Проблема списывания в школе» к учебнику Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой с применением технологий «Обучение в сотрудничестве» и «Проблемное обучение».

Урок по обществознанию 11 класс»Процессуальное право»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования Опочецкого района»

структурное подразделение «Макушинская средняя школа»

Конспект урока по обществознанию.

учитель истории и

Информация об уроке:

Тип урока: изучение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.

Тема урока: «Процессуальное право: гражданский процесс».

Продолжительность: 1 урок – 40 минут.

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, информационно-коммуникационные; технология составления логических цепочек.

Аннотация. Урок разработан для учащихся 11-го класса и может быть использован на занятиях курса «Право. Основы правовой культуры» и для повторения при подготовке к ЕГЭ.

Урок проведён согласно разработанной учебной программе. При проведении урока использовались:

методы : словесно – наглядный, частично – поисковый, анализ конкретных ситуаций;

приемы: проблемные вопросы, решение проблемной задачи, диалог, тест; — формы работы: индивидуальная, в паре, фронтальная работа.

Предложенные способы и формы изучения права на основе конкретных примеров и ситуаций ориентированы на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, формирования навыков правового поведения.

Тема урока: «Процессуальное право: гражданский процесс».

Цель урока: познакомить учащихся с ходом гражданского процесса; формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспитывать уважение к мнению других.

— ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;

— на основе изучения ГПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;

— выяснить в чём отличие уголовного процесса от гражданского процесса.

— развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;

— развивать логическое мышление, обобщать и конкретизировать;

— формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;

— формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

— воспитание гражданско-правовой активности учащихся, формирование навыков правового поведения;

— создание положительной мотивации обучения;

— повышение информационной компетентности учащихся;

— формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.

Оборудование: учебник по обществознанию 11 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, компьютер, медиапроектор, задания для практической работы (рабочие листы), презентация.

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу,

как птицы, плавать по воде, как рыбы,

нам осталось одно –

научиться жить на Земле, как люди».

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока. Формулирование темы урока. Формирование цели и задач урока. (Слайд 1 -3)

Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к сознательному восприятию материала.

Актуальность темы: развитие гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания учащихся, формирование навыков правового поведения. (Слайд 4)

Вправе ли школьник обратиться в суд? Обязан ли сын или дочь свидетельствовать против отца или матери?

Какие права у человека, задержанного полицией?

Попробуем ответить на эти вопросы в конце урока, изучив новый материал.

Актуализация опорных знаний.

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. (Слайд 5-10) Приложение № 1 «Рабочий лист».

В тетрадях записать число, тему урока. Тестовые задания. Задания выполняются на рабочих листах.

Индивидуальная работа. (Слайд 11)

Выступление учащихся с результатами поиска в средствах массовой информации примеров обращения граждан в суд.

Изучение нового материала. (Слайд 12)

— Понятие и принципы гражданского судопроизводства.

— Стадии гражданского процесса.

— Участники гражданского процесса, их права и обязанности.

1.Понятие и принципы гражданского судопроизводства.

Объяснение учителя «Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции». (Слайд 13). Приложение № 2. «Учитель», с. 1.

Запись в тетрадях.

Принципы судопроизводства: (Слайд 14)

— ведение судопроизводства на национальном языке

— равенство всех перед законом.

Учитель: Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданского процессуального права форма деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел (дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений).

Проблемный вопрос : как вы считаете, почему «гражданский процесс» называется гражданским, хотя рассматриваются в нем и трудовые, семейные, жилищные и другие споры? (Слайд 15)

Работа с текстом учебника. (Слайд 16)

Задание : охарактеризуйте принципы гражданского процесса.

Принципы гражданского процесса:

1) возбуждение гражданского дела в суде по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов; равенство всех перед законом и судом;

2) единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел;

3) независимость судей;

4) язык гражданского судопроизводства – русский; гласность судебного разбирательства;

5) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; обязательность судебных постановлений.

Учитель : в суд обращаются, если причинен моральный, физический или имущественный вред, а также в любых спорных правовых ситуациях.

Например, при незаконном увольнении с работы, при возникновении спора между собственниками имущества по поводу его раздела и пр.

Для обращения в суд составляется исковое заявление.

Проблемный вопрос : что можно требовать от суда в связи с подачей искового заявления? (Слайд 17). Приложение № 2 «Учитель», с. 1-2.

Физминутка. Комплекс упражнений для глаз. (Слайд18 — анимация)

2. Стадии гражданского процесса.

Объяснение учителя «Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции».

Задание учащимся: в процессе объяснения нового материала отразить основные стадии гражданского процесса в виде логической цепочки. (Слайд 19). Приложение № 2 «Учитель», с. 2-3.

В ходе коллективного обсуждения, предложенных вариантов ответов учащихся, в тетрадях фиксируются стадии гражданского процесса : (Слайд 20)

— Возбуждение дела в суде.

— Подготовка дела к судебному разбирательству.

— Разбирательство дела в судебном заседании:

1) подготовительная часть;

2) рассмотрение дела по существу;

3) судебные прения;

4) постановление и оглашение решения.

— Обжалование постановлений суда, не вступивших в законную силу.

— Исполнение постановлений суда.

3.Участники гражданского процесса, их права и обязанности. Приложение № 2 «Учитель», с 3-4.

Учитель в ходе объяснения знакомит учащихся с участниками гражданского процесса.

В ходе коллективного обсуждения, предложенных участников гражданского процесса учащихся, в тетрадях делаются записи: (Слайд 21)

Судья в течение 5 дней со дня получения искового заявления рассматривает вопрос о принятии его к производству. При этом выносится определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. От имени суда направляется повестка, которая вручается гражданину, должностному лицу и тем, кто должен принять участие в заседании суда.

После вступления в законную силу решения об удовлетворении иска как, в общем, так и в арбитражном суде суд выдает истцу исполнительный лист — распоряжение об исполнении решения. Истец вправе передать исполнительный лист с просьбой о принудительном исполнении в службу судебных приставов . После этого начинается исполнительное производство, т. е. производство по принудительному исполнению решений (в соответствии с Федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах»). И тогда уже судебный пристав во исполнение решения суда получает деньги, изымает имущество, выселяет из квартиры, совершает иные действия.

5. Закрепление. (Слайд 22)

Работа с рабочим листом. Приложение № 1 «Рабочий лист».

Подготовка к ЕГЭ (дополнительно выполняется устно), (Слайд 23). Приложение № 2 «Учитель» с.4.

Вправе ли школьник обратиться в суд? Обязан ли сын или дочь свидетельствовать против отца или матери? Какие права у человека, задержанного полицией?

Приложение № 2 «Учитель» с.4-5 .

Домашнее задание: (Слайд 25).

Параграф № 25. Составить кроссворд из десяти терминов и понятий, связанных с гражданским процессом.

7.Рефлексия. (Слайд 26). Приложение № 1 «Рабочий лист».

(выполняется на рабочих листах, листы подписываются и сдаются в конце урока).

Гражданский процесс

На этом уроке будет рассмотрена тема «Гражданский процесс». Вы узнаете, что собой представляет гражданский процесс, почему он возникает, запишете его определение. Также рассмотрите существующие в российской правовой системе категории дел (исковые дела по спорам, дела о выдаче судебного приказа, дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства), которые выделяют в гражданский процесс.

Тема: Человек и право

Урок: Гражданский процесс

1. Введение

Здравствуйте. В течение последних уроков мы с вами разбирали институты гражданского права. Однако бывают случаи, когда юридические и физические лица, а иногда и государство нарушают нормы гражданского права. В этом случае наступает гражданско-правовая ответственность, а при обращении заинтересованных лиц в суд начинается гражданский процесс.

В российском праве выделяется несколько категорий дел в гражданском процессе.

Первая из этих категорий – это так называемые исковые дела по спорам. Если кто-либо из субъектов гражданского права считает, что другим лицом нарушены его законные права и свободы, он обращается с иском в суд по гражданским делам. Такое лицо, подавшее заявление в суд, называется истцом; лицо, к которому предъявлены требования, будет выступать на суде в качестве ответчика.

Приведем два примера таких исков. Значительная часть подаваемых в гражданские суды заявлений – это виндикационные и негаторные иски. Виндикационный иск – это истребование своего имущества из чужого незаконного владения, например, если у вас угнали машину. Негаторный иск – это иск об устранении препятствий по осуществлению права собственности. Например, построен новый дом, который загораживает свет в старом доме. Срок исковой давности по таким делам отсутствует.

Напомним, что гражданские правонарушения – это нарушения имущественных и личных неимущественных прав. Поэтому с иском в гражданский суд следует обращаться в том случае, если речь идет о возмещении ущерба. Если деяние будет квалифицировано как преступление, то обращаться придется уже в суд по уголовным делам.

Вторая категория гражданских дел – это дела о выдаче судебного приказа. К ним относятся, в частности, дела о взыскании алиментов.

Третья категория дел – это дела, возникающие из публичных правоотношений. Сюда, в частности, относятся дела об оспаривании действий органов власти и должностных лиц, например, дела о защите избирательных прав.

Наконец, четвертая категория – это дела особого производства, такие, как дела об установлении юридических фактов, об усыновлении, об установлении отцовства, о признании гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным или умершим.

Как видите, далеко не всегда в гражданском процессе есть ответчик. Однако участие в судебном разбирательстве могут принимать и третьи лица – это свидетели, эксперты, переводчики и лица, имеющие в деле собственный интерес.

В какой же суд следует обращаться для возбуждения гражданского процесса? Рассмотрим российскую судебную систему в этом отношении подробнее.

Существует четыре уровня судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (рис. 1). В самом начале системы судов находятся мировые судьи. Они рассматривают только имущественные споры при цене иска не более 50 тысяч рублей, а также дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о том, с кем останутся дети.

Рис. 1. Суды первой инстанции по рассмотрению гражданских дел

Большинство гражданских дел рассматривается на втором уровне судебной системы – в районных судах. Там же рассматривается и большинство уголовных дел, но для гражданских дел существуют специальные коллегии.

На следующей ступени находятся сразу два суда уровня субъекта Российской Федерации. Это суд общей юрисдикции субъекта РФ и арбитражный суд субъекта РФ. С формальной точки зрения арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры между предпринимателями, выделяются в отдельную систему, но все дела, которые они рассматривают, относятся к гражданским. У арбитражных судов есть своя специфика, но об этом мы поговорим чуть позже.

К ведению суда общей юрисдикции субъекта РФ относятся, к примеру,

— гражданские дела, связанные с государственной тайной;

— дела об оспаривании нормативных актов и решений властей субъекта РФ;

— дела, связанные с деятельностью региональных отделений политических партий, общественно-политических движений и региональных организаций;

— дела об усыновлении;

— дела о признании забастовки незаконной.

Наконец, самый высший уровень судов первой инстанции составляют Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. К ведению Верховного Суда относятся:

— гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, палат парламента или правительства;

— дела о приостановлении деятельности и ликвидации политических партий и общественных организаций;

— дела об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии.

Высший Арбитражный Суд рассматривает экономические споры с участием Российской Федерации и ее субъектов (был упразднен в 2014 г., его функции были объединены с Верховным Судом РФ).

Таким образом, те экономические споры, которые имеют значение исключительно для частных лиц, рассматриваются на уровне мирового судьи или районного суда. Если одним из участников гражданского процесса являются региональные власти или региональные институты гражданского общества, то дело рассматривается на более высоком уровне. До Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда доходят почти исключительно дела, имеющие общефедеральное значение.

Для рассмотрения споров между предпринимателями в системе гражданского судопроизводства существует специальная подсистема – это арбитражные суды. В Конституции России мы читаем: «118.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Как видите, арбитражное судопроизводство как отдельная форма отсутствует.

У арбитражного процесса есть определенная специфика. Во-первых, предметом рассмотрения арбитражных судов, согласно нормам гражданского процессуального права, являются только «дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и гражданами со статусом индивидуального предпринимателя».

Существуют и дела, относящиеся к специальной подведомственности арбитражных судов,- например, дела о банкротстве. Банкротство – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полной мере погасить долги по имущественным обязательствам или уплатить налоги.

Арбитражный суд называют также третейским, и поэтому судья обязательно должен принять меры к примирению сторон еще до начала судебного заседания. На самом деле обычный суд по гражданским делам также зачастую пытается примирить истца и ответчика. Задача судебной системы состоит не только в том, чтобы карать (это характерно скорее для уголовного судопроизводства), но и в том, чтобы помочь людям разрешить свои споры мирным путем, при помощи норм права.

Еще одной особенностью арбитражного судопроизводства являются жесткие сроки. Постановление апелляционного суда вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок, в кассационную инстанцию – в двухмесячный срок, а в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд РФ – в течение 3 месяцев.

Наконец, последняя особенность арбитражного суда – это наличие апелляционной инстанции, где дело рассматривается повторно. Ни в обычном гражданском судопроизводстве, ни в уголовном судопроизводстве суд второй инстанции не рассматривает дело полностью, а в системе арбитражных судов, если вы считаете его решение несправедливым, можно обратиться в специальные арбитражные апелляционные суды.

Рассмотрим стадии гражданского процесса.

Первая стадия – это возбуждение производства по делу. После подачи заявления в суд проверяется его подсудность (то есть относится ли дело к ведению данного суда), наличие доказательной базы, дееспособность истца. Процессуальная дееспособность наступает в возрасте 18 лет, поэтому ребенок непосредственно в суд обратиться не может.

Вторая стадия – это подготовка дела к судебному разбирательству. На этой стадии уточняются требования истца, запрашиваются дополнительные документы, проводятся предварительные слушания с привлечением специалистов и экспертов.

Третья стадия – это само судебное разбирательство. Оно производится в соответствии с принципом состязательности сторон. Истец и ответчик имеют право и даже обязаны отвечать на вопросы суда и друг друга, выступать на заседании, участвовать в судебных прениях. По окончании этой стадии должно быть вынесено решение суда.

Обращаю ваше внимание на то, что приговором называется решение суда только по уголовному делу. В гражданском судопроизводстве нет ни обвиняемого, ни подсудимого. Суд может вынести решение в пользу истца, но с тем же успехом может решить дело и в пользу ответчика, если будет установлено, что ответчик действовал в соответствии с законом, а истец, например, его нарушал.

После вынесения приговора обе стороны процесса могут обратиться в кассационную инстанцию, однако это необходимо сделать в течение 10 дней. Обжаловать можно решение суда любого уровня. Даже решения Пленума Верховного Суда РФ можно обжаловать в Европейский суд по правам человека.

Последняя стадия – это исполнительное производство. Истцу (в случае признания его правоты) выдается исполнительный лист – распоряжение об исполнении решения суда. Истец вправе передать исполнительный лист с просьбой о принудительном исполнении в службу судебных приставов, после чего начинается исполнительное производство, когда судебный пристав во исполнение решения суда получает деньги, изымает имущество, выселяет из квартиры или совершает иные действия. Самому бегать за должником, таким образом, не обязательно; этим занимается служба судебных приставов.

Общий срок для рассмотрения иска судом установлен в 2 месяца. Этим гражданское судопроизводство выгодно отличается от уголовного, где дела могут рассматриваться значительно дольше. Об уголовном процессе мы поговорим на одном из следующих уроков. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Из истории арбитражных судов в России

Несмотря на то, что создание судебной системы в России завершилось только в ХХ веке, коммерческие суды, предшественники современных арбитражных, существовали в нашей стране довольно давно. Историки считают, что первое упоминание о таких судах встречается еще в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 году. Особые таможенные суды были созданы по Новоторговому уставу в 1667 году.

Особое внимание созданию таких судов уделял Петр I. В 1699 году в Москве была создана Бурмистрская палата, потом появилась Коммерц-коллегия, а с появлением Сената его IV департамент стал заниматься только торговыми делами. Его-то неофициально и считают предшественником Высшего Арбитражного суда РФ.

В 1808 году был учрежден коммерческий суд в Одессе, а затем такие суды появились в других портовых городах – Таганроге, Феодосии, Архангельске, а позже – в Санкт-Петербурге и Москве.

Несмотря на то, что в 1917 году к власти пришли большевики, которые упразднили частную собственность, а вместе с ней – и споры относительной частной собственности, арбитражные суды продолжили существование. Уже в 1922 году была создана Арбитражная комиссия, которая рассматривала имущественные споры между учреждениями и предприятиями, а с 1931 года существовал официальный Государственный арбитраж.

Апелляция

Институт апелляции появился впервые в средневековой Франции. Многочисленные дворяне-землевладельцы обладали личным правом судить своих подданных, но это не устраивало французских королей, боровшихся за объединение страны (не бескорыстно, разумеется). Король Людовик IX (рис. 2) в 1270 году запретил своим подданным проводить судебные поединки и ввел правило, согласно которому каждый житель страны мог пожаловаться на судью лично королю.

Рис. 2. Людовик IX

Сохранился рассказ о том, что король сам вершил суд, сидя после обедни под дубом около Венсеннского замка близ Парижа. Если ему подавали жалобу на неправедного судью, король лично пересматривал дело. Правда, с середины XVII века было введено правило, согласно которому апелляция считалась жалобой не на судью, а лишь на конкретное решение суда.

Европейский суд по правам человека

В 1953 году вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Согласно этой конвенции в Страсбурге был создан единый Европейский суд по правам человека (рис. 3), а с мая 1998 года его юрисдикция распространяется и на Российскую Федерацию.

Рис. 3. Европейский суд по правам человека

Это означает, что все граждане России и лица, проживающие на территории России, имеют право обратиться в Европейский суд по правам человека, если они считают, что государство нарушило их права. Статья 46 пункт 3 Конституции РФ содержит указание, что «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

На практике это означает, что для обращения в Европейский суд необходимо пройти все стадии судебного разбирательства. Ответчиком по жалобе может выступать только государство; жалобы против физических и юридических лиц суд не принимает. Необходимо обратиться в Страсбургский суд не позднее чем через 6 месяцев после завершения рассмотрения дела в государственных органах.

Россия занимает первое место по числу жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека. Только в 2009 году туда было подано больше 13,5 тысяч жалоб, а всего за десять лет – 33,5 тысячи жалоб, что составляет 28% от общего числа поданных заявлений. Рассмотрены, правда, были всего около 900 жалоб, и в большинстве случаев суд принял сторону истцов.

Правда, страной, граждане которой чаще всего подают жалобы (при расчете на общую численность населения), является Грузия, а Россия по этому показателю находится лишь на 18-м месте.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.