Гпк рф производство по делам возникающим из публичных правоотношений

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст.ст. 245 — 261.8)

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

  • Глава 23. Общие положения (ст.ст. 245 — 250)
    • Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
    • Статья 246. Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений
    • Статья 247. Порядок обращения в суд
    • Статья 248. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений
    • Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
    • Статья 250. Законная сила решения суда
  • Глава 24. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (ст.ст. 251 — 253)
    • Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
    • Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
    • Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
  • Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст.ст. 254 — 258)
    • Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
    • Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
    • Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд
    • Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего
    • Статья 258. Решение суда и его реализация
  • Глава 26. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст.ст. 259 — 261)
    • Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
    • Статья 260. Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления
    • Статья 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ
    • Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация
  • Глава 26.1. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (ст.ст. 261.1 — 261.4)
    • Статья 261.1. Подача заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.2. Срок подачи заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.3. Рассмотрение заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.4. Решение суда в отношении заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
  • Глава 26.2. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст.ст. 261.5 — 261.8)
    • Статья 261.5. Подача заявления по делу об административном надзоре
    • Статья 261.6. Содержание заявления по делу об административном надзоре
    • Статья 261.7. Рассмотрение дела об административном надзоре
    • Статья 261.8. Решение суда по делу об административном надзоре

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (статья 245, статья 246, статья 247, статья 248, статья 249, статья 250, статья 251, статья 252, статья 253, статья 254, статья 255, статья 256, статья 257, статья 258, статья 259, статья 260, статья 260.1, статья 261, статья 261.1, статья 261.2, статья 261.3, статья 261.4, статья 261.5, статья 261.6, статья 261.7, статья 261.8). — Утратил силу

Подраздел III. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ

ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (СТАТЬИ 245 — 261.8)

Утратил силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2018 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Гпк рф производство по делам возникающим из публичных правоотношений

Глава 21 Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

В этой главе раскрываются особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Публичн ы е правоотношения – это правоотношения, возникающие при деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных органов.

В нашей стране в настоящее время идет реформа государственного управления. Федеральная власть передала в ведение органов местного самоуправления большое количество вопросов, ранее относившихся к компетенции государственных структур. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления довольно низок. В результате должностные лица государственных органов допускают грубейшие нарушения законодательства, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан. Законодательством предусмотрен специальный порядок рассмотрения данной категории дел.

Дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются судами в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Закон устанавливает исчерпывающий перечень дел, вытекающих из публичных правоотношений, который перечислен в ст. 245 ГПК РФ:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В ряде случаев в федеральных законах, устанавливающих порядок обжалования спорных правоотношений, прямо указано, в каком порядке происходит обжалование. Данная категория дел имеет свои особенности.

Статья 246 ГПК РФ закон предусматривает специальный порядок:

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в данной главе, разделах 24–26 ГПК РФ и другими федеральными законами (см. ниже).

2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

3. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

4. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Поясним, на основании чего суд приступает к рассмотрению дела, возникшего из публичных правоотношений.

Статья 247 ГПК РФ устанавливает следующий порядок обращения в суд:

1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

2. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. 3. В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ (см. выше). В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление. Статья 248 ГПК РФ устанавливает, что отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений, допускается, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Требование закона вполне объяснимо, так как суд ранее уже вынес решение по данному спору, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда. В этом случае нет никакой необходимости в повторном рассмотрении дела.

Для данной категории дел закон устанавливает специальные правила доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности.

Статья 249 ГПК РФ устанавливает следующий порядок распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений:

1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Как видно из содержания данной статьи закон возлагает обязанность доказывания на ответчика. В этом и состоит принципиальное отличие от искового производства, где обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в суд.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по ГПК РФ (общая характеристика, состав)

Дела, возникающие из публичных правоотношений, являются специфической категорией гражданских дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ записано, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 46 Конституции гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на обжалование судебных решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. При этом под «действиями и решениями», подлежащими обжалованию в судебном порядке, понимаются как ненормативные, так и нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан.

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

  • по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — специальное учреждение);
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела из публичных правоотношений имеют свои процессуальные особенности, отличающие их от дел искового производства. Прежде всего, по этим делам нет ни истца, ни ответчика, поэтому данные дела относятся к неисковому производству. По делам из публичных правоотношений недопустимо заключение мирового соглашения, явленное требование не может быть передано на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска нельзя предъявлять встречный иск, а также совершать такие процессуальные действия, как признание иска, отказ от иска. По этим делам не применяются правила заочного производства. Специальной нормой устанавливается для дел по заявлениям граждан альтернативная подсудность: по усмотрению гражданина заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты также штрафу в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ). И наконец, к особенностям дел, возникающим из публичных правоотношений, относится то, что судебные решения реализуют сами управленческие и законодательные структуры без применения правил исполнительного производства.

В силу требований ст. 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Если при этом нарушены правила подсудности дела, судья возвращает заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

По делам из публичных правоотношений предусмотрены определенные ограничения действия принципа диспозитивности. В частности, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).

Если по общему правилу (ст. 56 ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, то по делам из публичных правоотношений бремя доказывания законности своих действий возлагается на соответствующий орган, который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридического действия. Как указано в ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Если по делам искового производства лица, не участвовавшие в нем, вправе заявлять в суде тождественные требования и по тем же основаниям (ч. 2 ст. 209 ГПК РФ), то согласно ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

В связи с этим судья должен отказать в принятии заявления или прекратить производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Из смысла ст. 251, 253 ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты (как нормативные, так и ненормативные), которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушения гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.

Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, а также такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования.

Понятие, источники и принципы гражданского процессуального права: Видео

Общие правила производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: 1)по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено к компетенции иных судов; 2)по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) о.г.в., о.м.с., должностных лиц, гос.

Порядок рассмотрения и разрешения дел: дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных фз коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК и другими фз. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя о.г.в., о.м.с. или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом МРОТ. Порядок обращения в суд: Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по ГПК РФ (общая характеристика, состав)

Порядок и особенности рассмотрения судами дел, возникающих из публичных правоотношений, предусмотрены гл. 23 ГПК.

Суд рассматривает следующие категории дел, возникающие из публичных правоотношений:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

– по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

– по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

– по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

– иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим. Это означает, что ГПК не содержит ограничений на обращение граждан Российской Федерации и иных лиц в суд за защитой своих нрав от противоправных действий государственных органов и их должностных лиц.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23, 24–26.2 ГПК и другими федеральными законами.

Часть 3 ст. 246 ГПК предусматривает, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Это означает возможность судебной проверки законности обжалуемого решения, действия не только в оспоренной заявителем части, но и в полном объеме.

Частью 4 той же статьи закона установлено, что суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которые в случае невыполнения указанного требования суда могут быть подвергнуты штрафу.

Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, возбуждается на основании поданного заинтересованным лицом заявления, в котором заявитель должен указать, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, а также какие именно права, свободы и законные интересы оказались нарушенными этими решениями, действиями (бездействием).

При этом обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчинения орган или к должностному лицу с таким же заявлением не является обязательным условием для обращения с заявлением в суд в порядке гл. 23 ГПК.

В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131,132 ГПК; в случае нарушения при этом правил подсудности спора заявление подлежит возврату заявителю (ч. 3 ст. 247 ГПК). Если же это обстоятельство (наличие спора о нраве) стало известно суду уже на стадии рассмотрения заявления, то в этом случае производство по делу подлежит прекращению по правилам гл. 18 ГПК, что не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд в общем порядке. Также подлежит прекращению производство по делу, в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете (ст. 248 ГПК).

Статья 249 ГПК в императивном порядке закрепляет, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения и совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом в целях правильного разрешения дела суд может истребовать доказательства и по своей инициативе.

После вступления в законную силу решения суда по делу, вытекающему из публичных правоотношений, никто не имеет нрава обратиться в суд с теми же требованиями и по тем же основаниям (ст. 250 ГПК). Тем не менее это правило не исключает возможности для любого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов с иными требованиями или по иным основаниям.

Сроки рассмотрения судами данной категории гражданских дел значительно меньше, чем при рассмотрении дел в порядке искового производства – заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а ВС РФ – в течение грех месяцев со дня его подачи (ст. 252,257 ГПК).