Гпк рф глава 25

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Гражданский процессуальный кодекс РФ

Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно Определению Конституционного Суда от 1 марта 2001 г. N 67-О следует, что на юридические лица распространяется право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд.
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего.
1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
2. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Статья 258. Решение суда и его реализация.
1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Глава 25 ГПК РФ

Глава 25 ГПК РФ она рабочая? Можно по ней действия должностных лиц обжаловать, или с принятием КАС она отменена? Благодарю.

глава 25 ГПК РФ она рабочая? Можно по ней действия должностных лиц обжаловать, или с принятием КАС она отменена? Добрый день. Глава 25 ГПК РФ отменена. Вместо нее теперь как раз таки КАС РФ и применяется.

Глава 25 ГПК РФ она рабочая? Можно по ней действия должностных лиц обжаловать, или с принятием КАС она отменена? : С принятием КАС Глава 25 ГПК утратила силу.

В 2014 году я оспаривал действия должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ. Суд я проиграл. Сейчас появились вновь открывшиеся обстоятельства. В каком порядке мне оспаривать решение суда от 2014 года, в порядке гл.42 ГПК РФ или КаС?
Спасибо.

Если был гражданский процесс, то вы пишите заявление на пересмотр решения по вновь открывшимся в этот же суд. Это не новое судопроизводство. Это все тоже.

Глава 25 ГПК РФ подходит для оспаривания действий сотрудников ГИБДД (отказ в регистрации автомобиля)?

Сейчас обжалование происходит только в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

С 15 сентября 2015 года глава 25 ГПК РФ утратила силу. На какую статью ссылаться при обращении в суд по оспариванию решения органа местного самоуправления?

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению К рубрикамК оглавлениюК главе 22 1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. 2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. 3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. 4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. 5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.X 6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Отказ в принятии заявления. Цитата: . не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку гл.25 утратила силу с 15.09.2015. П. 2 части 1 статьи 22 ГПК утратил силу. Что нужно делать? Согласно какому закону нужно подать заявление в суд? Спасибо.

Здравствуйте. Ссылайтесь на кодекс административного судопроизводства.

Вы или Ваш адвокат вправе вновь обратиться в суд в соответствии со вступившим в силу в этом году новым Кодексом административного судопроизводства.

Существует ли глава 25 ГПК РФ, я ее не нашла.

Эта глава исключена из ГПК РФ с 15 сентября Сейчас эти воппосы регулируются Кодексом административного судопроизводства

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Могу ли я подать в суд на аппарат уполномоченного по правам человека в РФ в рамках главы 25 ГПК РФ в признании бездействия незаконным.

Да, можете подать такое заявление

Здравствуйте Сергей Абкарович! Нет, не можете, если у Вас нет высшего юридического образования. С 1 сентября 2015 года данные споры рассматриваются не в рамках ГПК РФ, а в рамках КАС РФ

Судья отказал мне в рассмотрении спора по правилам главы 25 ГПК РФ об обжаловании незаконного решения Страховщика-ГУ-Свердловского регионального фонда социального страхования РФ, решением которого от 31.10.2014 г. мои договоры гражданско-правового характера на уборку офисов в 2012-2013 году были переквалифицированы Страховщиком без моего ведома и согласия в ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ! Моему Заказчику по договорам подряда были начислены страховые взносы с суммы моего вознаграждения 216 000 руб, полученные за мою работу. Пособий по обязательному социальному страхованию. От временной нетрудоспособности, проф. Заболеваний и несчастных случаев на производстве в этот прошлый период Я НЕ ПОЛУЧАЛА! Заказчик предлагает мне заключить трудовой договор! Я хочу оставаться свободным подрядчиком! Мне не нужен трудовой договор я пенсионерка у меня 4 внука и больная мать 89 лет! Я хочу работать в свободном режиме, как мне удобно, а не с 8-00 до 17-00 по Правилам внутреннего трудового распорядка Работодателя. Могу я в суде защитить свои права по ст. 37 Конституции РФ на выбор способа и формы реализации моего права на труд и способности к труду, как я хочу, а не как того требует от Заказчика работ Страховщик! .

Здравствуйте, то, что Вы хотите сделать, называется не свободой труда, а уходом от налогов. Если Вы хотите оказывать услуги по своему усмотрению — тогда Вам нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и платить налоги и отчисления (НДФЛ, взносы в ПФР/ФСС) самостоятельно. На сегодняшний день ваш работодатель (или, как Вы его называете, «заказчик») просто пытался уйти от налогов путём маскировки обычных трудовых отношений гражданско-правовым договором, был на этом пойман и теперь ему доначисляются невыплаченные им ранее взносы на страхование.

Подано исковое заявление в порядке главы 25 ГПК РФ по оспариванию бездействия гос. органов имею ли я право как истец предоставлять дополнительные пояснения в порядке статьи 35 гпк? или это к иску в порядке главы 25 гпк не относится?

Семен, да, вы можете воспользоваться ст.35 ГПК РФ.

В заявлении по главе 25 гпк РФ могу я требовать моральный вред. Николай. Тл 9606802975.

Здравствуйте! да, вполне имеет такое право, в любом случае дело рассматривается по правилам искового производства с учетом Гл.25 ГПК РФ.

Можно ли обжаловать в порядке главы 25 ГПК РФ действие (бездействие) Правительства РФ. Если да, то в какой суд следует подать заявление на незаконность действий. Огромная просьба не комментировать процедуру обжалования изданных Правительством правовых актов (глава 24 ГПК РФ), так как в данном случае речь идет как раз о не издании норматива, предусмотренного федеральным законом.

Можно обжаловать,если вы знаете какие ваши права были нарушены

Обжалуйте бездействие по аналогии с нормативным актом. 4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

Должностные лица чьи действия не оспариваются в рамках главы 25 ГПК РФ?

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Я глава муниципального района. Так получилось, что мои действия были оспорены по гл. 25 ГПК РФ.Я не согласен с решением и подал апелляционную жалобу. Но суд оставил жалобу без движения т.к. гос. пошлина была оплачена по ставке, установленной для физических лиц и мне предложили оплатить гос. пошлину, установленную для организации. Если подам частную жалобу, то как поступит суд апелляционной инстанции.

Вот и спросите в суде апелляционной инстанции. Не видя решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции об оставлении апелляционной жалобы без движения — невозможно о чем-то рассуждать. Укажите номер дела в суде — посмотрим. ОМСУ — не оплачивает гос.пошлину — читайте информацию на сайтах судов.

По подсудности в порядке Главы 25 ГПК РФ заявление может быть подано по месту жительства гражданина. Скажите, если я сделаю себе временную регистрацию, будет ли это считаться моим местом жительства и смогу ли я подать заявление в суд по месте временной регистрации? СПАСИБО!

Да сможете. Место жительства- место преимущественного пребывания.

Я обратился в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании действий судебного пристава незаконными. Суд в качестве заинтересованного лица, помимо приставов, привлек должника по исполнительному производству. Решением суда мне было отказано. В настоящее время должник по исполнительному производству (заинтересованное лицо) подал на меня заявление о взыскании судебных расходов в сумме 20 000 рублей. Вправе ли он это делать, ведь он не является стороной по делу и я к нему никакие требования не предъявлял?

Имеет право согласно ст. ГПК РФ

По какой главе (24 или 25 ГПК РФ) следует обжаловать Постановление Администрации города об отказе в даче предварительного разрешения на дачу согласия несовершеннолетнему на снятие денежных средств с лицевого счета. И является ли данное постановление нормативным актом или это все-таки ненормативный акт? Спасибо.

видимо опека препятствует.причем здесь администрация?

Возможно ли оспорить в порядке главы 25 ГПК РФ действия членов правления ТСЖ, в связи с не законным, без согласия жильцов проникновения в квартиру? Если нет подскажите в каком ином судебном порядке можно оспорить действия ТСЖ в связи с не законным, без согласия жильцов проникновения в квартиру?

НЕзаконное проникновение в квартиру — это преступление. Напишите заявление в СК о возбуждении уголовного дела. Удачи

Подано заявление в порядке 25 главы ГПК РФ. В просительной части есть требование о взыскании денежных средств. Вынесено решение: удовлетворить ИСК частично. Правомерно ли? как можно обжаловать? Со ссылками на закон.

Во-первых, составление апелляционных жалоб — платная услуга, стоимость — от 2500 до 15000 рублей (в зависимости от объема дела и сложности), по 100% предоплате. Во-вторых, для этого нужно видеть: — исковое заявление; — отзыв ответчика на него (если есть); — решение суда по делу.

В какой суд надо подавать заявление об оспаривании в соответствии с главой 25 ГПК РФ действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (не территориального управления, а федеральной службы в целом)? В Верховный суд или в районный суд г.Москвы по месту нахождения Центрального аппарата федерального органа?

При чём здесь Верховный суд. В суд первой инстанции, т.е. в районный суд по месту нахождения ответчика. Советую Вам воспользоваться квалифицированной юридической помощью, как минимум для составления заявления с юридически грамотной и обоснованной аргументации своих требований.

В соответствии с главой 25 ГПК РФ, ст.119 229-ФЗ в суд представлено заявление об оспаривании действий, постановлений должностных лиц Службы судебных приставов, возмещении причиненных этими действиями убытков. Данное заявление подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства? Или особого производства? Или еще какого-нибудь? Прошу указать статью и закон, регламентирующий порядок судебного производства по главе 25 ГПК РФ.

Я Вам рекомендую сначала обратиться с жалобой на бездействие или незаконные действия службы судебных приставов по главе 25 ГПК РФ, выиграть дело. Затем на основании вынесенного решения обратиться в суд с иском о возмещении вреда.

Должник обратился в суд с заявлением об оспаривании в соответствии с главой 25 ГПК РФ действий, постановлений должностных лиц Службы судебных приставов, возмещении причиненных этими действиями убытков, компенсации морального вреда. Судья заявила, что данное дело является делом ОСОБОГО ПРОИЗВОСТВА, что не предусмотрено подразделом IV «Особое производство» и ст. 262-263 ГПК РФ. На основании какой статьи ГПК РФ или 229-ФЗ оспаривание должностных лиц службы судебных приставов является делом ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Судья ввела Вас в заблуждение.оспаривание действий судебных приставов происходит в порядке Главы 25 ГПК РФ

У меня очень своеобразный вопрос. Подала иск в порядке главы 25 ГПК РФ, обжаловала отказ в предоставлении информации. Иск был удовлетворен. Вторая сторона подала апелляционную жалобу. На днях получаю письмо, в котором зам. председателя горсуда направляет на рассмотрение во вторую инстанцию, только не в судебную коллегию по гражданским делам, а по административным. У кого какие идеи? Кто-нибудь с таким моментом сталкивался?

Только вы знаете материалы дела,возможно суд установил,что имела места ст.13.28 КоАП

У меня имеется необходимость подачи жалобы в порядке главы 25 ГПК РФ.В связи чем встают вопросы: 1. какое мое процессуальное положение истец или заявитель?
Так следует указать, что заявление подается в отношении Гос. органа, мной же оплачивается Гос пошлина в размере 200 руб. , в связи с чем встает еще один вопрос — могу ли я взыскать с Гос. органа Гос. пошлину указав в своем заявлении о возмещении судебных расходов со стороны гос. органа, либо мне стоит привлекать казначейство в качестве соответчика (заинтересованного лица) именно для возмещения судебных расходов?

1)Вы-заявитель, далее указываете гос орган,действия котого оспариваете (так и пишите) третьим лицом — обязательно привлекайте казначейство 2) судебные расходы, в том числе госпошлину можно будет с них взыскать в случае решения в вашу пользу

Нужно ли оплачивать гос. пошлину при подаче жалобы в порядке главы 25 ГПК РФ ОБ ОСПАРИВАНИИ
РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.

Да.200 руб. Всего доброго.

Можно ли в порядке главы 25 ГПК РФ подать жалобу не по месту нахождения истца, а по месту нахождения представителя истца (в данном случае истцов). Гл. 25 ГПК прочитал, статьи 24-27 ГПК прочитал.

Место нахождения представителя не влияет на подсудность, необходимо исходить из места нахождения именно истца )или одного из истцов)

Что можно сделать в такой ситуации. Сужусь с Роспотребнадзором по главе 25 ГПК РФ, сегодня, помимо представителя Роспотребнадзора, пришёл человек ходатайствующий об участии в деле в качестве 3 го лица на стороне Роспотребнадзора. Этот человек-продавец, ранее продал мне некачественный товар, я написал жалобу в Роспотребнадзор на этого продавца, а Роспотребнадзор его прикрыл, я собственно и хотел оспорить заведомо ложный акт проверки Роспотребнадзором этого продавца. Я возражал об участии этого продавца в качестве 3 го лица, который пришёл с готовым ходатайством, из которого было ясно, что ему известно всё о моём деле с Роспотребнадзором. Я заявил суду, что налицо сговор между Роспотребнадзором и этим продавцом, так как узнать о сути рассмотрения, номере дела, дате и времени рассмотрения этот продавец мог только от Роспотребнадзора, который не был вправе предоставлять ему эти сведения, следовательно вступил с ним в неофициальные отношения не смотря но то, что они по отношению друг к другу проверяющая организация и проверяемое лицо, да к тому же по моей жалобе. Суд, тем не менее удовлетворил, ходатайство и допустил продавца к делу третьим лицом. При этом суд, не спрашивая продавца, каким образом тому стало известно всё о деле, взял на себя роль его защитника и самостоятельно выдвинул версию, что этот продавец, якобы, мог узнать все сведения о моём деле на сайте суда. Однако, я посмотрел, на сайте суда ничего невозможно узнать о сути моего спора с Роспотребнадзором, там указаны только стороны, а мало ли почему я могу судиться с Роспотребнадзором, во всяком случае, об этом продавце там нет ни слова. Что конкретно оспаривается, на сайте также не указано. Мало того, получить даже эти скудные сведения невозможно если не знаешь номер дела, также на сайте не была указана дата и время рассмотрения, но продавец, каким-то удивительным образом всё знал. Я заявил судье, что буду оспаривать её определение о допуске 3 го лица в дело, а судья сказала, что такое определение не оспаривается, и я смогу его оспорить только в апелляционной жалобе в месте с решением. Подскажите, я действительно не могу сейчас оспорить устное определение суда о допуске в дело 3 го лица, а также прошу подсказать, как правильно назвать документ, в котором я хочу прямо заявить о незаконных сношениях Роспотребнадзора и продавца и о наличие сговора между ними. Я хочу составить такой документ перечислив все факты свидетельствующие о невозможности самостоятельно узнать на сайте суда подробности дела, приложить к нему доказательства подтверждающие это, и подать судье, чтобы все эти очевидные факты и доказательства были в материалах дела. Спасибо за помощь, Виктор.

Виктор, могу Вам сообщить, что Вы в настоящее время прикладываете максимальные усилия к тому, чтобы с треском проиграть Ваше дело. Что Вы «вцепились» в вопрос участия продавца в деле в качестве заинтересованного лица? Если Вы обжалуете акт органа Роспотребнадзора в отношении этого лица, то его участие в деле вполне законно и даже необходимо. Если даже он узнал о предмете спора непосредственно от сотрудников Роспотребнадзора, в этом нет ничего незаконного, здесь не надо фантазировать. Сосредоточьтесь не на глупостях, а на главном: какие имеются реальные основания для признания решения органа Роспотребнадзора незаконным? Какие у Вас имеются доказательства (документы, свидетельские показания) соответствующих обстоятельств? Может быть, следует с помощью суда истребовать какие-нибудь документы или ходатайствовать о проведении каких-либо экспертиз.

Почему вы решили, что участие третьего лица в деле — это безпридел, может это беспредел? :)) Согласен с первым ответом, если вас будет интересовать только то, кто с кем вступает в сношения, да еще рассказывать об этом суду, то вы точно с треском проиграете. Вы хотите уважительного отношения к себе, так отнеситесь с уважением к суду и вашим оппонентам. Представьте суду доказательства ваших нарушенных прав, документы подтверждающие некачественность товара, которые, видимо, проигнорировал Роспотребнадзор, и т.п А что касается сайтов судов, так это общедоступная информация, и при желании все можно узнать в канцелярии суда, так что это не аргумент и проблема ваша высосана из пальца. Советую сосредоточиться на главном.

При подаче жалобы на действия органа местного самоуправления в порядке главы 25 ГПК РФ, имеет ли значение заголовок документа: Заявление об оспаривании действий администрации МО г.Волхов или Жалоба на действия администрации МО г.Волхов?
Можно ли составлять такую жалобу с подробным разъяснением нарушений и со ссылкой на примирительные статьи закона?

Есть определенные правила написания жалоб. обратитесь лучше к адвокату если вы хотите чтобы по вашей жалобе что-то произошло

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Глава 25

(в редакции, действующей по состоянию на 06.08.2014)
Это устаревшая редакция или отмененная часть документа. НПА:Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации:Глава 25

Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, см. также Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в п. 3 разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

12.1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (Ст. 23, 24, 25, 26);

12.2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (Глава 23, 24);

Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Комментарий к статье 254

1. Статья 46 Конституции установила всеобщее право судебной защиты, в том числе по делам с участием управленческих структур (органов). Тем самым в значительной степени был расширен судебный контроль за законностью в сфере осуществления управленческих, властных функций.

Нормативной основой регламентации процессуальных особенностей рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих выступают Конституция, гл. 25 ГПК, Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в ред. от 09.02.2009), Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2.

Субъектами оспаривания по данной категории дел могут выступать граждане, в том числе должностные лица, и организации.

В качестве заявителей-организаций в суд могут обращаться не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Согласно правилам, закрепленным в ст. 398 ГПК, заявителями по этим делам могут также выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст. 255 ГПК, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (п. 12, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Статья 254 ГПК в общем плане устанавливает перечень объектов оспаривания в названном процессуальном порядке, указывая, что по правилам гл. 25 ГПК могут быть оспорены решения, действия и бездействия соответствующих субъектов. При этом Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 детализирует объект оспаривания, а именно разъясняет, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1).

При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исходя из указаний закона, в названном порядке могут быть оспорены решения, действия и бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В частности, в соответствии с разъяснениями ВС РФ по правилам, установленным гл. 25 ГПК, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

– федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа РФ, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией, ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, указами Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

– органов государственной власти субъекта РФ: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ и (или) его высшего должностного лица;

– органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам гл. 25 ГПК лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, ч. 3 ст. 254 ГПК).

К должностным лицам, в частности, относятся:

– лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов РФ (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);

– должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

– должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);

– должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (ст. 359 ТК), государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов РФ (ст. 65 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (в ред. от 18.07.2011)).

Правовой статус государственных и муниципальных служащих определяется соответственно положениями, закрепленными в ст. 1, 8 – 10, 12 ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” (в ред. от 06.12.2011) и ст. 1, 2, 6, 7, 10 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” (в ред. от 03.12.2012).

При этом необходимо иметь в виду, что в федеральных органах государственной власти, иных федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями соответственно государственной и муниципальной службы (п. 6 ст. 8 ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, ч. 2 ст. 10 ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”). Решения, действия (бездействие) лиц, занимающих такие должности, не подлежат оспариванию по правилам гл. 25 ГПК.

В порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (ст. 26 ФЗ от 14.03.2002 N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”), решений призывных комиссий (п. 7 ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, ст. 15 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе”); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (п. 6 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (в ред. от 28.07.2012)).

По правилам, предусмотренным гл. 25 ГПК, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (ст. 2, 21, 26, 32 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (в ред. от 03.12.2012)), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 28.07.2012)) (п. 2 – 5 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 254 ГПК к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:

– соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;

– соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления. Так, при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Минобороны России (п. 4 Положения о военных комиссариатах, утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609) и организует призыв на военную службу (ст. 26 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”).

В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Применительно к рассматриваемой категории дела закон устанавливает альтернативные правила подведомственности, устанавливая право заявителя обратиться либо непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Вместе с тем, как указал в своих разъяснениях ВС РФ, необходимо иметь в виду, что федеральными законами может быть предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания отдельных решений, действий (бездействия). Например, п. 5 ст. 101.2 НК установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

При решении вопроса подведомственности при предъявлении заявления по анализируемой категории дела следует четко разграничивать компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных ФКЗ или ФЗ к ведению арбитражных судов.

В судах общей юрисдикции независимо от состава участников правоотношений, из которых возникло требование, не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 АПК). Однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (п. 5 ст. 23.1 ФЗ “О некоммерческих организациях”, ст. 23, 42, 44 ФЗ “Об общественных объединениях”, ст. 12, 14 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, ст. 20 ФЗ “О политических партиях”). Вопрос о подведомственности дел об оспаривании отказа в государственной регистрации редакции СМИ или уклонения от такой регистрации подлежит разрешению в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, в которой организуется редакция (ст. 19 Закона РФ “О средствах массовой информации”).

Согласно положениям ч. 2 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При применении указанных положений необходимо учитывать, что действующее законодательство не относит к индивидуальным предпринимателям нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов (ст. 3 и 4 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. 10, 12, 15 ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”) (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

2. Часть 2 ст. 254 ГПК устанавливает правила подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Родовая подсудность рассматриваемой категории дел определяется в соответствии со ст. 24 – 27, ч. 2 и 3 ст. 254 ГПК, п. 1 ч. 3 ст. 9, ст. 14 и 22 ФКЗ “О военных судах Российской Федерации”.

При этом следует обратить внимание, что закон не включает в компетенцию мировых судей право рассмотрения дел данной категории.

Заявления по делам данной категории, подсудные районным судам и гарнизонным военным судам, подаются в суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) органа государственной власти, органа военного управления, органа местного самоуправления, должностного лица, в том числе воинского должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 254 ГПК предусмотрена альтернативная подсудность для заявителей-граждан. Эти лица вправе по своему усмотрению подать заявление об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых наступили указанные в ст. 255 ГПК последствия, в суд по месту своего жительства. Заявитель-гражданин в силу ч. 2 ст. 441 ГПК не может обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, связанных с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Такие заявления подаются в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные должностные лица.

Если место нахождения органа или лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция (например, местная администрация расположена вне границ данного муниципального образования), то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные орган или лицо (п. 14 Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Вышеназванные правила определения подсудности не применяются относительно дел об отказе в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну. Абзац 2 ч. 2 ст. 254 ГПК устанавливает исключительную территориальную подсудность, указывая, что данные дела рассматриваются в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Часть 3 ст. 254 ГПК устанавливает подсудность заявлений по рассматриваемой категории дел военным судам. Как указывалось ранее, подсудность военных судов помимо ГПК регламентирована ФКЗ “О военных судах Российской Федерации”, который, в свою очередь, расширяет по сравнению со ст. 254 ГПК перечень заявителей по данной категории дел и круг лиц, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке гл. 25 ГПК. Таким образом, дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, рассматриваются Военной коллегией ВС РФ. Окружные (флотские) военные суды рассматривают гражданские дела об оспаривании военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, связанные с государственной тайной. Гарнизонными военными судами рассматриваются все дела об оспаривании военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, не отнесенные к подсудности Военной коллегии ВС РФ и окружных (флотских) военных судов.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 254 ГПК судья вправе приостановить действие оспариваемого решения как по заявлению лиц, участвующих в деле, так и по собственной инициативе.

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя.

Однако если ФЗ предусмотрено приостановление выполнения соответствующего решения в случае его оспаривания, судья обязан проверить, приостановлено ли выполнение оспариваемого решения органом или должностным лицом после поступления к ним жалобы на это решение (например, п. 7 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, ст. 15 ФЗ “Об альтернативной гражданской службе”, ст. 52 ФЗ “О защите конкуренции”). Если этого не было сделано, суду следует вынести определение о приостановлении действия этого решения до вступления решения суда в законную силу (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

Комментарий к статье 255

Статья 255 ГПК устанавливает признаки, при которых решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих получают характеристику объекта оспаривания в порядке гл. 25 ГПК. При этом закон указывает как на непосредственное нарушение прав и свобод гражданина, которое получает выражение в фактическом умалении таких прав и свобод, так и на создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также незаконное возложение на них какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности.

Вместе с тем рассматриваемый процессуальный порядок оспаривания не распространяется на ряд решений, действий (бездействие), в частности, связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм КоАП. Пленум ВС РФ в Постановлении от 10.02.2009 N 2 указал, что в порядке гл. 25 ГПК не могут быть оспорены:

– решения, действия (бездействие), совершенные указанными в ст. 123 УПК лицами и связанные с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство). Вместе с тем в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации, или предоставивших такие сведения не в полном объеме (ч. 3 и 4 ст. 5 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”);

– решения, действия (бездействие), связанные с разрешением уполномоченными органами вопроса об освобождении от уголовной ответственности (в частности, об обжаловании лицом, отбывшим наказание, неприменения в отношении его акта об амнистии);

– прямо названные в УПК решения и действия, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125 УПК), приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК), решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица (ст. 463 УПК);

– решения, для которых гл. 30 КоАП установлен порядок их обжалования, в частности постановления по делам об административных правонарушениях (в том числе их обжалования по мотиву неразрешения в постановлении указанного в ч. 3 ст. 29.10 КоАП вопроса об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест), а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

– решения, действия (бездействие), в отношении которых КоАП не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК. В таком же порядке могут быть оспорены действия должностных лиц в случае, когда дело об административном правонарушении не возбуждалось.

Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам гл. 25 ГПК.

Несоблюдение лицом, уполномоченным разрешать конкретные процессуальные вопросы, требований УПК и КоАП о необходимости вынесения по результатам их рассмотрения тех или иных процессуальных документов (например, направление письма вместо процессуального документа) само по себе не может повлиять на вид судопроизводства, в котором подлежит обжалованию (оспариванию) документ, вынесенный по результатам рассмотрения процессуального вопроса.

Не подлежат рассмотрению по нормам гл. 25 ГПК дела:

– об оспаривании лицами, указанными в ч. 1 ст. 259 ГПК, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (порядок производства по таким делам определен гл. 26 ГПК);

– о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, если органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке с учетом положений п. 2 ст. 4 ФЗ “Об актах гражданского состояния” полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи (порядок производства по таким делам определен гл. 36 ГПК);

– об оспаривании нотариальных действий, в том числе совершенных главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, уполномоченными должностными лицами, или об отказе в совершении этих действий названными лицами (порядок производства по таким делам определен гл. 37 ГПК) (п. 7, 8 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд

Комментарий к статье 256

1. В ст. 256 ГПК устанавливается срок, в течение которого заявитель может осуществить защиту своих прав и свобод в суде. Часть 1 ст. 256 ГПК регламентирует общий срок обращения в суд, а именно три месяца.

Вместе с тем помимо указанного трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК, ст. 26 ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”, ст. 357 ТК, п. 3 ст. 10 ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 “О беженцах”, п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в ред. от 30.12.2012), п. 3 ст. 8 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” (в ред. от 01.07.2011)).

Течение названного срока начинается с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

2. Срок на обращение в суд с заявлением не обладает процессуальной характеристикой. В силу чего последствия его несоблюдения имеют проявление исключительно в материально-правовой сфере, а именно при установлении в предварительном судебном заседании либо в судебном заседании факта пропуска срока без уважительных причин суд отказывает в удовлетворении заявления.

Пропущенный срок на обращение в суд может быть восстановлен. Основанием восстановления срока выступает обоснование заявителем уважительной причины пропуска данного срока. При этом необходимо учитывать, что уважительной причиной пропуска срока являются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях (ч. 3 ст. 7 Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”).

Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

Комментарий к статье 257

1. Статья 257 ГПК устанавливает срок рассмотрения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего и круг субъектов, с участием которых проводится судебное заседание. Одной из специфических особенностей процессуальной формы рассматриваемой категории дела выступает установление сокращенных сроков рассмотрения заявлений, а именно 10 дней. При этом данный срок начинает свое течение с момента возбуждения гражданского дела и охватывается как стадией подготовки дела к судебному разбирательству, так и судебным разбирательством.

Субъектами участия в судебном заседании закон указывает заявителя и руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспаривается. Названные субъекты должны быть надлежащим образом извещены судом о дате и времени рассмотрения дела. Соблюдение данного условия ставится в основу решения вопроса о возможности рассмотрения дела при неявке кого-либо из названных участников.

2. Применительно к рассматриваемой категории дела закон не устанавливает правила об обязательном участии субъектов в судебном заседании. Вместе с тем при решении вопроса о последствиях неявки в суд участников необходимо учитывать следующие положения. Во-первых, соблюдение относительно участников процесса порядка надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания (гл. 10 ГПК). Несоблюдение такового лишает суд право проводить судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц. Тогда как неявка в судебное заседание кого-либо из названных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления. Во-вторых, необходимо учитывать общие положения, регламентированные в гл. 23 ГПК и, в частности в ч. 4 ст. 246 ГПК, в соответствии с которыми суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В этом случае при неявке указанных субъектов суд обязан выяснить причины их неявки с целью решения вопроса о наложении на них штрафа при неявке по неуважительным причинам.

Судебное заседание по делам об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих проводится по общим правилам с изъятиями, установленными законом относительно дел публично-правового производства (гл. 23 ГПК).

Статья 258. Решение суда и его реализация

Комментарий к статье 258

1. Решение суда по рассматриваемой категории дела должно соответствовать общим требованиям ст. 198 ГПК. Между тем ст. 258 ГПК устанавливает ряд дополнений к общим правилам, обусловленных спецификой предмета судебной деятельности.

ВС РФ в своих разъяснениях указал, что, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч. 1 ст. 12 ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

– либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

– либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

2. Часть 2 ст. 258 ГПК регламентирует относительно суда обязательное действие по направлению решения суда соответствующим органам либо должностным лицам в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Момент получения копии решения соответствующим лицом выступает отправной точкой отсчета срока, установленного законом для исполнения решения суда по анализируемой категории дел.

3. Решения по данной категории дел исполняются по правилам, указанным в ч. 2 ст. 206 ГПК, в срок не более одного месяца со дня получения решения. При этом в данный срок включаются не только действия по исполнению решения, но и действия по информированию суда и заявителя об исполнении решения суда.

4. Часть 4 ст. 258 ГПК устанавливает правовые последствия признания судом оспариваемого решения или действия принятым либо совершенным в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего либо констатации отсутствия нарушения прав и свобод гражданина со стороны должностных лиц либо указанных органов. При установлении вышеназванных фактов (обстоятельств) суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.