Государственные надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Контроль за охраной труда

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
  • Система “человек – среда обитания”
  • Географическая среда
  • Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • Освещение производственных помещений
  • Нормы освещения рабочего места

Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда

Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(Кот)[1]:

  • Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • Кб — коэффициент безопасности оборудования;
  • Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):

  • Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1. n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:
  • Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1. m);
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины: техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины: ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод — распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод — детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (Кч) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

Кч = (N/P) * 1000,

  • N — число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (Кт) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод — определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (Кп) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

Экономический показатель травматизма — стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3п— Т)/Р * 1000, где Зп — средняя зарплата пострадавшего.

Государственные надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда


ПРИНЯТ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИМ КОМИТЕТОМ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 1998 г. № 6–6

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О надзоре и контроле за соблюдением
законодательства об охране труда»

Настоящий Закон устанавливает порядок организации и обеспечения надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда работников на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организации) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и направлен на обеспечение работодателями здоровых и безопасных условий труда.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и определения

Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:

  • надзор за охраной труда – деятельность специально уполномоченных органов за соблюдением и точным исполнением органами власти и управления, юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • контроль за охраной труда – проверка представителями (должностными лицами) специально уполномоченных органов, общественных организаций соблюдения законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • инспектор по охране труда – должностное лицо, являющееся представителем специально уполномоченного органа либо профсоюзного органа и имеющее установленные нормативными правовыми актами права надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также права наложения санкций за его нарушения на работодателей и должностных лиц организаций. Конкретное наименование должности инспектора по охране труда соответствующего органа надзора и контроля устанавливается национальным законодательством;
  • инспекция труда – специально уполномоченный государственный или профсоюзный орган, осуществляющий функции надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда.

    Статья 2. Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда

    Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда состоит из соответствующих положений национальных законов о труде и об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.

    Статья 3. Статус инспектора по охране труда

    Инспектор по охране труда является служащим, деятельность которого не зависит от государственных органов, работодателей и должностных лиц. В соответствии с законодательством инспектору по охране труда гарантируются необходимые права и меры социальной защиты, а также обеспечение личной безопасности.

    Статья 4. Задачи надзора и контроля

    Задачами надзора и контроля являются:

  • защита прав работников на охрану труда, обеспечение безусловного исполнения и правильного применения законодательства о труде и об охране труда;
  • профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • принятие мер воздействия за нарушения законодательства об охране труда;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства об охране труда, стандартов, правил и норм, иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • оказание помощи организациям, работодателям, должностным лицам в овладении знаниями по охране труда.

    Статья 5. Объекты надзора и контроля

    Объектами надзора и контроля являются:

  • действующие, строящиеся, реконструируемые, проектируемые, законсервированные и ликвидируемые организации как государственной, так и частной форм собственности, в том числе склады, хранилища, предприятия торговли, сельскохозяйственные предприятия и организации, в том числе фермерские хозяйства, учреждения культуры, здравоохранения, образования и другие организации;
  • условия труда на рабочих местах и местах, к которым имеют доступ работники в организациях;
  • документация по вопросам охраны труда в организациях;
  • заводы-изготовители и ремонтные организации, поставляющие колесную и гусеничную технику, транспортные средства станки, подъемные машины и механизмы, электрооборудование и электроустановки, приборы, аппаратуру и другое производственное оборудование в части соблюдения ими требований и норм охраны труда при выпуске указанной продукции, а также условия труда работников в этих организациях;
  • научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические учреждения, институты, лаборатории, центры и другие специализированные организации в части соблюдения ими требований и норм охраны труда при разработке продукции, а также условия труда работников этих учреждений и организаций;
  • средства производства (машины, станки, механизмы и т.д.) и транспорта (железнодорожный, водный, воздушный и т.д.), средства коллективной и индивидуальной защиты, приборы и аппаратура контроля за состоянием условий и охраны труда (соответствие правилам и нормам охраны труда и правильность эксплуатации);
  • тарифные соглашения, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты) в части включения в них и выполнения требований и норм охраны труда;
  • материалы расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • испытательные сертификационные центры (лаборатории), осуществляющие испытания на соответствие правилам и нормам охраны труда объекты, средства производства и защиты работающих.

    Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

    Статья 6. Структура и основные полномочия системы органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют следующие государственные органы.

    Прокуратура осуществляет высший надзор и контроль за выполнением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

    6.2. Государственная инспекция труда как самостоятельная государственная структура либо при специально уполномоченном органе по труду. В соответствии с национальным законодательством государственный надзор и контроль могут быть возложены на техническую инспекцию труда профессиональных союзов.

    Государственная инспекция труда:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации организаций, а также в коллективных договорах (соглашениях), трудовых договорах (контрактах);
  • определяет главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда;
  • осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно- правовое и материальное обеспечение;
  • анализирует причины нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
  • в установленном порядке принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проводит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией (ликвидацией) действующих объектов производственного назначения с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
  • участвует в обучении работодателей и работников по вопросам охраны труда;
  • дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда;
  • участвует в разработке государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально- экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению;;
  • информирует общественность о выявленных в организациях нарушениях нормативных правовых актов о труде и охране труда, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;
  • готовит и представляет в установленном порядке президенту государства ежегодный доклад о деятельности инспекции и соблюдении законодательства о труде и охране труда.

    6.3. В соответствии с национальным законодательством при органах по труду создается государственная экспертиза условий труда, которая осуществляет государственный контроль за:

  • состоянием условий труда в организациях и реализацией государственной политики по их приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по условиям и охране труда;
  • правильностью предоставления работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и/или опасными условиями труда;
  • соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда при проектировании новых и реконструкции действующих производственных объектов, аттестации рабочих мест, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда и лицензировании отдельных видов деятельности.

    Госгортехнадзор осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности на подконтрольных производствах, объектах и работах, проверяет в случае необходимости на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям безопасности (стандартам, правилам и нормам) подконтрольного оборудования.

    Госкомсанэпиднадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории страны, проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека.

    6.6. Государственная автомобильная инспекция

    На Госавтоинспекцию возлагается контроль за соблюдением стандартов и нормативов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации механических транспортных средств и прицепов к ним в части безопасности дорожного движения, наличию дорожных знаков, а также нормативных актов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов

    Госпожнадзор осуществляет надзор за соблюдением предприятиями, должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, требований пожарной безопасности стандартов, норм и правил, а также контроль за пожарной безопасностью товаров, работ, услуг

    Госстандарт осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), контроль за правильностью проведения сертификации, применяет в пределах своей компетенции санкции за их несоблюдение

    Госатомнадзор организует и осуществляет надзор за соблюдением действующих правил и норм ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий, разрабатываемых и выпускаемых на их основе, за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий на поднадзорных объектах; проводит инспекции, связанные с осуществлением регулирования и надзора за безопасностью поднадзорных объектов, применяет санкции при нарушениях требований правил и норм по безопасности

    Госэнергонадзор осуществляет надзор за соблюдением предприятиями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации

    6.11. Ведомственные органы надзора

    Ведомственные органы надзора могут создаваться в соответствии с национальным законодательством в органах хозяйственного управления всех уровней и осуществляют свои функции на основании положений о них, утвержденных в установленном порядке.

    Статья 7. Контроль региональных и местных органов исполнительной власти и органов по труду

    Региональные и местные органы исполнительной власти и органы по труду:

  • организуют разработку и контроль за реализацией программ (мероприятий) по охране труда, имеющих межотраслевое значение, выполнением коллективных договоров на территории, обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивают координацию и взаимодействие органов надзора и контроля;
  • информируют общественность о состоянии охраны труда на территории, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников, организуют обмен опытом организаций по охране труда.

    Статья 8. Внутриведомственный контроль

    Министерства, ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда работников в подчиненных организациях

    Статья 9. Общественный контроль за охраной труда

    Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы. В этих целях профсоюзы имеют право создавать собственные инспекции;
  • работники организации через избранных ими уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.

    Допускаются и другие формы общественного контроля за охраной труда в соответствии с национальным законодательством.

    Глава 3. ПРАВА ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

    Статья 10. Права органов государственного надзора и контроля

    Должностные лица органов государственного надзора и контроля за охраной труда имеют право:

  • беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток, в том числе без предупреждения, организации в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  • осуществлять проверки органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по реализации ими государственной политики в области охраны труда (в пределах их компетенции);
  • запрашивать и получать бесплатно от органов исполнительной власти субъектов государства и местного самоуправления, организаций документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать в организациях во временное пользование документы или их копии в целях выполнения своих функциональных обязанностей;
  • участвовать в переговорах при заключении генерального и тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
  • привлекать специалистов в качестве экспертов;
  • проводить собеседования и опросы работников организаций и их представителей, а также руководителей и специалистов проверяемой организации;
  • осуществлять надзор и контроль трудовой деятельности граждан, работающих по договорам на дому;
  • участвовать в комиссиях по испытаниям и приемке производственных объектов, средств производства, транспортных средств, средств защиты работающих;
  • налагать в установленном законодательством государства об административных правонарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  • предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке;
  • приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний, правил, норм и инструкций по охране труда;
  • пользоваться техническими средствами организации в служебных целях.

    Руководители государственных инспекций имеют право:

  • рассматривать с органами исполнительной власти вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции, требовать устранения допускаемых нарушений национального законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  • направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнения предписаний государственных инспекторов;
  • принимать обязательные для исполнения решения о приостановке работы организаций, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • запрещать производство средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и технических условий.

    Статья 11. Права органов общественного контроля

    Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов (технической инспекции труда профсоюзов) и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  • получать информацию от работодателей, должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению и выполнению предписаний (представлений) об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных актов по охране труда;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по вопросам охраны труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами);
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • участвовать в переговорах при заключении генерального и тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
  • принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда;
  • обращаться в установленном законодательством порядке в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Статья 12. Право на разработку нормативных правовых актов по охране труда

    Органы государственного надзора и контроля в соответствии с положениями о них имеют право на разработку, утверждение самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями обязательных для исполнения норм и правил в области сохранения здоровья работающих, охраны и безопасности труда; рассматривают и согласовывают проекты стандартов, норм и правил, других нормативных документов, участвуют в разработке государственных программ (планов) по указанным вопросам, рассматривают и согласовывают в части учета требований охраны и безопасности труда, сохранения здоровья работающих документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение организаций, зданий и сооружений, бытовых комплексов организаций.

    Глава 4. СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

    Статья 13. Сотрудничество и взаимодействие государственных органов надзора и контроля с общественными организациями и органами исполнительной власти, ведомственными органами надзора

    Основные принципы и направления сотрудничества и взаимодействия:

  • добросовестная защита прав и гарантий работников на охрану труда;
  • сохранение единства принципов и направлений государственной политики по охране труда; согласованная подготовка предложений при разработке и пересмотре принципов и направлений государственной политики в области охраны труда;
  • согласованное принятие мер по решению важнейших направлений охраны труда, создание безопасных техники и технологий, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, льготами и компенсациями за вредные условия труда, сертификация производственных объектов, возмещение вреда потерпевшим на производстве, определение приоритетов в научных исследованиях и разработках по охране труда;
  • координация деятельности по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труде;
  • проведение совместных комплексных проверок состояния условий и охраны труда в организациях, рассмотрение их результатов, принятие согласованных решений и мер воздействия к организациям.

    Сотрудничество и взаимодействие по отдельным видам деятельности в области надзора и контроля за охраной труда между органами надзора и контроля регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними.

    Статья 14 Сотрудничество и взаимодействие органов надзора и контроля с аналогичными органами за рубежом

    Органы надзора и контроля в установленном порядке осуществляют международное сотрудничество, в том числе участвуют в разработке международных договоров и соглашений, разработке и осуществлении совместно с заинтересованными организациями мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств, принятых государством по вопросам условий и охраны труда, входящих в компетенцию органов надзора и контроля

    Статья 15 Информация и консультации

    Органы надзора и контроля информируют население, а также органы власти и управления о состоянии условий и охраны труда Органы надзора и контроля информируют друг друга:

  • об утверждении норм, правил, стандартов по условиям, гигиене и безопасности труда работающих, а также об изменениях и дополнениях к ним, о других руководящих и методических документах;
  • о плановых проверках состояния условий и охраны труда;
  • о проводимых научно-исследовательских работах в области условий и охраны труда;
  • о рассмотрении важнейших вопросов по условиям, гигиене, охране и безопасности труда на своих заседаниях.

    Органы надзора и контроля оказывают консультативную помощь:

  • органам исполнительной власти, работодателям и общественным организациям при разработке и заключении ими коллективных договоров и соглашений;
  • органам исполнительной власти, работодателям общественным организациям и отдельным работникам по вопросам правильного и наиболее эффективного использования ими их прав и обязанностей по вопросам охраны труда.

    Статья 16. Решения органов надзора и контроля

    Решения органов надзора и контроля должны быть конкретными, подкреплены ссылками (при необходимости — выдержками, извлечениями) на действующее законодательство о труде и об охране труда, иные нормативные правовые акты по охране труда и не должны допускать двоякого толкования

    Статья 17 Обжалование решений органов надзора и контроля

    Решения инспекторов по охране труда могут быть обжалованы их руководителям по подчиненности Решения инспекторов по охране труда и органов надзора и контроля могут быть обжалованы также в судебном порядке Подача жалобы или обращение в суд не приостанавливает действия принятого органом надзора и контроля (инспектором) решения, предписания, штрафа

    Решения руководителей инспекций и главных государственных инспекторов могут быть обжалованы в судебном порядке

    Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

    Статья 18. Финансирование органов надзора и контроля

    Финансирование деятельности государственных органов надзора и контроля осуществляется за счет средств бюджета государства и выделяется в нем отдельной строкой в соответствии с законодательством

    Дополнительными источниками финансирования деятельности органов надзора и контроля могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет:

  • части средств, взысканных с предприятий и должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда, иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • средств, поступающих от деятельности по организации работы по охране труда и получаемых по договорам непосредственно органами надзора и контроля;
  • средств, поступающих за выполнение специализированными учреждениями органов надзора и контроля работ и услуг по договорам с организациями (работодателями);
  • средств от издательской деятельности;
  • добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных граждан.

    Внебюджетные средства используются для участия в финансировании работ по созданию новых средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приобретения средств надзора и контроля, улучшения материально-технического обеспечения органов надзора и контроля, стимулирования труда работников этих органов.

    Статья 19. Материально-техническое обеспечение деятельности органов надзора и контроля

    В целях осуществления эффективной деятельности по надзору и контролю, проведения максимального количества обследований закрепленных организаций органам надзора и контроля компетентными органами власти и управления должны быть созданы материально-технические условия, в том числе:

  • помещения и их оборудование (достаточная площадь, с возможностью приема посетителей наедине, проведения совещаний, освещение, отопление, вентиляция, санитарно-бытовые устройства, защита от проникновения посторонних лиц, множительная техника, компьютер, пишущая машинка, радио, сейф или несгораемый шкаф, мебель (столы, стулья), холодильник, шкафы и полки для размещения литературы, документов);
  • бланки установленного образца, печати с изображениями государственного герба (для государственных инспекций) и своими наименованиями;
  • средства связи (телефон, телефакс, пейджер и т.д.);
  • транспорт (выделяется легковая автомашина на несколько человек, на инспекцию или регион);
  • технические средства надзора и контроля (карманного типа – для экспресс-контроля уровней шума, вибрации, радиоактивности, освещенности и т.д.; при наличии автотранспорта – те же, но более совершенные; фотоаппарат, видео- или кинокамера и принадлежности к ним, средства просмотра и прослушивания отснятого материала – телевизоры, видеомагнитофоны, аудиоаппаратура);
  • компостеры и пломбы установленного образца для опечатывания запрещенных к эксплуатации производственных объектов;
  • льготы и компенсации для осуществления функций надзора и контроля (внеочередное приобретение билетов на все виды общественного транспорта, в том числе по льготному тарифу, размещение в гостиницах, льготное пользование средствами связи, льготная оплата коммунальных услуг за пользование служебным помещением и его оборудованием);
  • возмещение расходов (транспортных – за пользование общественным транспортом по предъявлении проездных документов либо выделение наличных средств с учетом максимально возможных разъездов для осуществления функций надзора и контроля;
  • на приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к компьютеру, телефаксу, на топливо для автомашины, ее содержание и эксплуатацию).

    Статья 20. Делопроизводство органов надзора и контроля

    Делопроизводство органов надзора и контроля включает:

  • банк законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • распоряжения вышестоящих организаций;
  • данные о состоянии травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • планы работы, графики проверок, картотеку;
  • материалы надзора и контроля, обследований;
  • предписания и санкции;
  • материалы расследования несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
  • данные о контроле выполнения предписаний, мероприятий по несчастным случаям;
  • письма, обращения и жалобы работников; решения, принятые по ним;
  • переписку, разъяснения, отчеты, справки, доклады и т.д., не противоречащие функциональным обязанностям органов надзора и контроля.

    Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 21. Отчетность и гласность работы органов надзора и контроля

    Органы надзора и контроля обеспечивают отчетность и гласность своей деятельности в соответствии с установленным порядком.

    При этом должны соблюдаться:

  • периодичность;
  • конфиденциальность;
  • четкость и правдивость содержания докладов.

    Статья 22. Запрет на отдельные виды деятельности и действий должностных лиц органов надзора и контроля

    Должностным лицам органов надзора и контроля запрещается:

  • как-либо участвовать в коммерческой и предпринимательской деятельности организаций, прямо или косвенно находящихся под их контролем, в том числе участвовать в управлении организацией лично или через членов семьи, а также получать с них доход, выраженный в любой форме (деньги, акции и т.д.), получать подарки или услуги;
  • разглашать производственную и коммерческую тайну подконтрольных предприятий, способы разработки, изготовления и эксплуатации продукции предприятий, применяемых технологий, ноу-хау и т.д.;
  • разглашать сведения об источнике жалоб и обращений, если заинтересованное лицо не дает разрешения на их разглашение;
  • совмещать работу в органе государственного надзора и контроля с депутатской деятельностью;
  • использовать в неслужебных целях материально-технические и финансовые средства обеспечения, государственное имущество и служебную информацию.

    Статья 23. Ответственность органов надзора и контроля

    Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда в государстве, несут, в соответствии с законодательством, ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за неправильное использование предоставленных им прав.

    Статья 24. Ответственность работодателей и должностных лиц

    Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда, препятствующие деятельности органов надзора и контроля, привлекаются к ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной) в соответствии с национальным законодательством.