Государственная облигация в гк рф

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Статья 816 ГК РФ. Облигация

Новая редакция Ст. 816 ГК РФ

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

Комментарий к Ст. 816 ГК РФ

1. Как и вексель, облигация является ценной бумагой.

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет, что облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

2. Облигации классифицируются:

в) юридических лиц (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью).

Другой комментарий к Ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья посвящена облигации — долговой ценной бумаге, с помощью которой может удостоверяться договор займа. Облигации бывают именными, на предъявителя, процентными, беспроцентными, с фиксированной и плавающей процентной ставкой, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, конвертируемыми (т.е. обмениваемыми на другие ценные бумаги, например на акции) и неконвертируемыми. Бездокументарные облигации могут быть только именными.

В зависимости от эмитента различают государственные (Российской Федерации, ее субъектов), муниципальные облигации, облигации, выпускаемые коммерческими обществами (корпоративные облигации) и другими эмитентами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814) государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. Признаки эмиссионных ценных бумаг закреплены в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг. Они должны размещаться выпусками и иметь одинаковый объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска. К эмиссионным ценным бумагам относятся главным образом акции и облигации. Однако государственные ценные бумаги на сегодняшний день выпускаются только в форме облигаций.

В комментируемой статье подчеркивается, что вместо процентов держатель облигаций может получать иные имущественные права (например, право на получение определенных товаров). Такие случаи в практике были отмечены, хотя и достаточно редко. В качестве примера можно привести так называемые товарные облигации, выпущенные в последние годы существования СССР.

Статья 816. Облигация

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

Комментарий к Ст. 816 ГК РФ

1. Облигация является эмиссионной ценной бумагой. Основанием возникновения обязательств эмитента облигации является договор облигационного займа, сущность которого заключается в следующем. Одна сторона (заимодавец) предоставляет установленную денежную сумму другой стороне (заемщику). В удостоверение этой сделки заемщик вручает контрагенту облигацию и обязуется возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой обусловленного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Более подробно о понятии, видах облигаций и специальном законодательстве, регулирующем их выпуск и обращение, см. комментарий к ст. ст. 143 и 149 ГК РФ.

2. К правоотношениям, возникающим в результате выпуска и обращения облигаций, § 1 гл. 42 ГК РФ применяется лишь субсидиарно при отсутствии нормы в законодательстве, регулирующем выпуск и обращение облигаций соответствующего вида.

Общий порядок выпуска облигаций регулируется главным образом Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

3. Часть 1 комментируемой статьи связывает момент возникновения обязательства эмитента с фактами выпуска и продажи облигаций. Это означает, что для возникновения обязательства эмитента недостаточно просто выпустить облигации (например, зарегистрировать выпуск облигаций), необходимо реализовать их первым приобретателям. Процедура эмиссии облигаций, однако, гораздо сложнее. Она включает следующие этапы:

а) принятие решения о размещении облигаций;

б) утверждение решения о выпуске облигаций;

в) государственную регистрацию выпуска облигаций;

г) размещение облигаций;

д) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска облигаций.

Размещение облигаций допустимо только после государственной регистрации их выпуска (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг).

Обязательство эмитента облигаций прекращается исполнением, а также по другим основаниям, предусмотренным гл. 26 ГК РФ. На практике эмитенты довольно часто скупают собственные бездокументарные облигации на вторичном рынке, а затем снова продают их до наступления срока платежа. Соответственно, возникают два вопроса: во-первых, прекращается ли обязательство эмитента облигаций в результате совпадения кредитора и должника (конфузия) и, во-вторых, является ли повторная продажа тех же облигаций на вторичном рынке новой эмиссией? Осталось неясным, порождает ли такая продажа новое обязательство облигационного займа либо речь идет о передаче прав требования по ранее заключенному договору. Ни законодательство, ни судебная практика не дают ответа на эти вопросы. Правовой режим ценных бумаг вообще и облигаций в частности включает ряд специальных правил, которые изменяют общий порядок исполнения и перенесения обязательств. Поскольку право требования, вытекающее из ценной бумаги, сливается с правом собственности на эту ценную бумагу («право овеществляется в бумаге»), оно становится все менее зависимым от личности кредитора. В результате стало возможным появление ценных бумаг на предъявителя. Исходя из указанной особенности правового режима ценных бумаг необходимо сделать вывод, что приобретение эмитентом собственных облигаций на вторичном рынке без намерения прекратить облигационное обязательство не приводит к совпадению кредитора и должника в одном лице. Повторная продажа этих же облигаций на вторичном рынке не может быть рассмотрена как новая эмиссия и не требует новой государственной регистрации.

Статья 816. Облигация

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке.

Комментарий к статье 816 Гражданского Кодекса РФ

1. Облигационные займы оформляются выпуском заемщиком ценных бумаг — облигаций. Приобретение облигации означает заключение договора займа между эмитентом-заемщиком и облигационером-заимодавцем. Облигация является каузальной ценной бумагой — она не создает нового требования, а лишь удостоверяет существование отношений займа между эмитентом и облигационером.

Облигационный заем может быть оспорен по безденежности облигационером-заимодавцем (ст. 812 ГК). Однако такое оспаривание не допускается против добросовестного облигационера.

2. Облигации относятся к числу эмиссионных бумаг и, следовательно, размещаются выпусками (сериями), т.е. совокупностью бумаг, имеющих одинаковые условия их погашения (сумма, процентная ставка, срок) вне зависимости от времени приобретения бумаги (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Облигации могут быть именными и предъявительскими. Об облигациях государственных займов см. коммент. к ст. 817 ГК.

3. Выпуск облигаций допускается в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами (см., например, ст. 33 Закона об акционерных обществах и ст. 31 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

4. В абз. 2 коммент. ст. перечислены права, которые могут удостоверять облигации. Облигационер получает доход в виде процента, дисконта или иного имущественного предоставления (например, выигрыша). Под дисконтом понимается положительная разница между номинальной суммой облигации и той суммой, за которую приобретена облигация.

5. Как следует из абз. 2 и 3 коммент. ст., специфика облигационного займа состоит в: 1) особой форме заключения договора (выдачей облигации против получения заемной суммы); 2) необходимости указания срока возврата займа (предписание абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК не применяется); 3) необходимости указания процентной ставки, если заем процентный (предписание п. 1 ст. 809 ГК не применяется).

Государственная облигация

Государственная облигация — это облигация, эмитентом которой является орган исполнительной власти государства, к функциям которого отнесено составление и/или исполнение бюджета.

Государственные облигации выпускаются с целью финансирования дефицита бюджета, а также различных государственных проектов. Объем и структура средств, привлекаемых при размещении государственных облигаций, а также порядок их расходования устанавливаются в бюджете в соответствии с бюджетным законодательством страны.

Государственные облигации размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения договора купли-продажи без проведения аукциона и вторичных торгов.

Государственные облигации как правило, разделяют по:

  • государственные облигации региональных органов исполнительной власти;
  • государственные облигации федеральных органов исполнительной власти;
  • государственные облигации специализированных правительственных учреждений.

Валюте займа (рынку обращения):

  • внешние государственные облигации (еврооблигации);
  • внутренние государственные облигации.

Рынок государственных облигаций

Государственные облигации являются, как правило, основной составляющей рынка облигаций. Так, Например, в Японии около 60% всего рынка облигаций занимают государственные облигации, в Германии – около 70%, во Франции – 35%.

Активное использование Российской Федерацией государственных облигаций для финансирования бюджетного дефицита началось в 1993, после того, как были выпущены государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Однако уже с конца 1991 в России были эмитированы несколько видов государственных облигаций, принципиально отличавшихся друг от друга по всем параметрам: целям, объемам, видам и методам распространения.

Доходность государственных облигаций

На протяжении срока обращения по всем облигациям выплачивается так называемый процентный доход, который начисляется с учетом (предварительно оговоренной) процентной ставкой. А доход (денежная сумма), который полагается, владельцу облигаций будет напрямую зависеть от определенных наценок и первоначальной стоимости самой облигации.

Если номинал указанной облигации будет совпадать с процентными выплатами, его можно будет обозначить как «int». Соответственно цена ее приобретения будет рассматриваться как «р». Рекомендуется в подобных случаях использовать такую характеристику облигаций, как Yield (ее еще называют доходностью).

Государственная облигация (Government bond) — это

государственная ценная бумага для осуществления государственных займов и привлечения временно свободных денежных средств населения, юридических и физических лиц в бюджет государства

Государственная облигация как средство заимствования денежных средств для государственных нужд, выпуск, рынок и доходность гособлигаций, виды гособлигаций, государственные займы и государственные облигации России и экономически развитых стран мира

Содержание

Государственная облигация — это, определение

Государственная облигация — это государственная эмиссионная ценная бумага, выпущенная с целью привлечения свободных денежных средств населения, физических и юридических лиц в виде государственных займов на государственные, общественные и социальные нужды, содержащая обязательство государства и его финансовых органов выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенное процентное вознаграждение в период ее действия в зависимости от ее стоимости и условий выпуска облигации. В отличие от акции государственная облигация выпускается на определенный срок и имеет более широкий диапазон форм выпуска.

Государственная облигация — это долговая ценная бумага, эмитированная государством, центральным банком или иными государственными финансовыми органами, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Государственная облигация — это всякая именная или на предъявителя ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства-эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости либо иные имущественные права; должником по государственным облигациям является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию.

Государственная облигация — это финансовый инструмент государственных займов. Цель их выпуска – привлечение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в государственный бюджет на различные государственные нужды.

Государственная облигация — это специфический государственный финансовый инструмент государственного заимствования денежных средств, играющий значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом.

Государственная облигация — это эмиссионная ценная бумага, выпущенная государством или его официальными финансовыми органами, содержащая обязательство государства выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенный процент от ее стоимости.

Государственная облигация — это кредит, предоставляемый государству и его финансовым учреждениям, гражданами, физическими или юридическими лицами, оформленный в виде государственной ценной бумаги, подтверждающей долговые обязательства государства перед кредитором.

Государственная облигация — это государственное долговое обязательство, подтверждающее кредитно-заемные отношения между инвестором (кредитором) и эмитентом в лице государственных финансовых учреждений. При этом эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату определенной суммы денежных средств или имущественных прав по истечении установленного срока и ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента.

Государственная облигация — это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и государством, в лице его уполномоченных органов власти (должником).

Понятие и сущность государственных облигаций

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

К ценным бумагам в Российской Федерации относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Государственные облигации выпускаются с целью финансирования дефицита государственного бюджета, а также осуществления различных государственных, социальных и общественных проектов. Объем и структура средств, привлекаемых при размещении государственная облигаций, а также порядок их расходования устанавливаются в бюджете в соответствии с бюджетным законодательством страны. Государственные облигации размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения договора купли-продажи без проведения аукциона и вторичных торгов.

Государственные облигации, как правило, разделяют по: эмитенту — государственные облигации региональных органов исполнительной власти; государственные облигации федеральных органов исполнительной власти; государственные облигации специализированных правительственных учреждений: валюте займа (рынку обращения) – внешние государственные облигации (еврооблигации); внутренние государственные облигации. Государственные облигации являются, как правило, основной составляющей рынка облигаций. Так, напр., в Японии около 60% всего рынка облигаций занимают государственные облигации, в Германии — около 70%, во Франции — 35%.

Как известно, ценные бумаги — необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товары и имущество, залог недвижимости и многие другие, необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и, вместе с тем, охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров. Однако, для нормального функционирования этот институт финансового рынка, как никакой другой, нуждается в тщательно продуманной и оформленной правовой регламентации.

Особенности государственных облигаций

На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты – облигации. Облигационные займы размещают все — начиная с государства и заканчивая небольшими предприятиями. Этот сегмент фондового рынка не менее интересен, чем сектор акций.

Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. При этом оно всегда сохраняет прямую зависимость от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому Государство никогда не выпускает акций (гарантирующих участие в прибылях казны) или товарораспорядительных документов (предоставляющих конкретные товарные массы на хранение или в оборот). На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги — то есть ценные бумаги, оформляющие отношения займа, (а одним словом — облигации).

Представляется, что определение государственной облигации с юридической точки зрения ничем не отличается от определения обыкновенной облигации, выпущенной коммерческой организацией. Основным из сугубо экономических различий этих финансовых обязательств является срок выпуска облигации. Ведь юридические лица обычно ориентируются на долгосрочные облигационные займы с периодической выплатой процентного дохода. А государство, исходя из практики экономической жизни стран с рыночной экономикой, тем более находящихся на переходном этапе к ней, прибегает к выпуску краткосрочных обязательств, реализуемых со скидкой (дисконтом) и погашаемых по номиналу. Хотя, конечно же, встречаются и исключения из этого общего правила.

В юридической литературе встречается такое определение: государственные облигации — всякая именная или на предъявителя ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства-эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости либо иные имущественные права; должником по государственным облигациям является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию.

В новом Гражданском Кодексе Российской Федерации мы найдем более четкое определение: В случаях, предусмотренных Законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего Облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости Облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости Облигации или иные имущественные права.

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем (гражданином либо юридическим лицом) выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Облигации служат дополнительным источником средств для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер — для финансирования конкретных социальных, общественных и государственных программ или строительства объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям. Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору. Обычно доход по государственным облигациям аналогичен получению средств в форме банковского депозита. Сопоставление текущих доходности облигаций и ссудного процента служит основой для формирования цен облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

Из практики обращения государственных облигаций

Не имея возможности обратиться к серьезному изучению функционирования всего спектра государственных ценных бумаг, остановим внимание на наиболее популярных среди российских держателей облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО).

1996 год оказался очень благополучным для государственных облигаций сберегательного займа. Они действительно стали массовыми и популярными. На развитии рынка положительно сказались особенности этих бумаг — документарная форма, низкий номинал (то есть те, что первоначально трактовались как их недостатки). Переход облигаций в разряд массовых мелкооптовых бумаг способствовал развитию вторичного рынка. Высокая ликвидность расширила сферу применения облигаций: они стали использоваться в качестве залога и гарантий обеспечения сделок. Обращает на себя внимание тот факт, что произошло это на фоне падения доходности всех действующих в России финансовых инструментов. Особо отметим, что Министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги.

Подтверждают вышеизложенное и итоги аукциона по десятой серии: объем заявок на покупку в четыре раза превысил объем эмиссии. При таком — почти ажиотажном — спросе Министерство финансов провело дополнительный выпуск облигаций в объеме одного триллиона рублей по цене 102,25 % от номинала. В результате объем первого выпуска ОГСЗ вырос до 11 триллионов рублей, а чистый доход бюджета от размещения облигаций в 1996 году составил 3,155 триллиона рублей. Вот почему правительство уже подготовило второй выпуск ОГСЗ (планируется удлиннить срок купонного периода и время обращения отдельных серий).

О негативных тенденциях государственных облигаций

Наиболее перспективными и предсказуемыми на фондовом рынке государственных облигаций с момента своего появления стали считаться особо доходные ценные бумаги. Но, к сожалению, с августа 1996 года стала набирать обороты не совсем положительная тенденция к снижению доходности государственных ценных бумаг (если вести речь о рынке Государственных Казначейских Обязательств — ГКО). Что не могло не встревожить и государственных чиновников, и независимых экономистов. Рецептов выправления положения предлагалось много. Сведенные к одному знаменателю, они выглядят примерно так.

Для преодоления негативных тенденций на рынке ГКО необходимо точное и неукоснительное следование трем принципам организации рынка государственных ценных бумаг, которые известны всему цивилизованному миру.

Первый из них заключается в следующем: цена заимствования (доходность ГКО) должна, в основном, определяться государством. Кроме того, государство должно заранее информировать операторов рынка о своих намерениях (какие объемы средств оно собирается привлекать, в какие сроки и по какой ориентировочной цене). Это может полностью исключить ситуацию, когда доходность госбумаг буквально диктуется биржевым рынком. Короче говоря, необходимо сделать рынок ГКО информационно прозрачным.

Недопустимо использование ГКО для восполнения кассовых разрывов (финансирования недельного, месячного или квартального дефицита государственного бюджета). На эти цели больше — и эффективнее с экономической точки зрения — подходят другие, вполне доступные средства. Такие как золотовалютные резервы правительства, оборотно-кассовая наличность, в конце концов, краткосрочные кредиты Центрального банка в незначительных размерах в пределах одного месяца.

И, наконец, представляется необходимым защитить инвесторов от рисков инфляции и роста курса основных валют по отношению к рублю. Для этого достаточно выпустить государственные ценные бумаги, номинированные в твердых валютах, либо в искусственной единице, учитывающей их совместные колебания — например, в ЭКЮ. Одновременно организовать выпуск ценных бумаг на отдельные виды биржевых товаров (или группу товаров), которые будут иметь гарантированный доход от номинала.

Введение на рынок большого количества новых государственных ценных бумаг позволит резко расширить круг потенциальных инвесторов, что закономерно приведет к снижению стоимости обслуживания государственного долга, снижению ставки банковского кредита и — как результат — обеспечению долгосрочной финансовой стабилизации.

Нормативная правовая база государственных облигаций

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований для решения проблем бюджетного дефицита, выполнения целевых государственных программ помимо других способов, может применяться государственный кредит.

Слово «кредит» произошло от латинского creditum — ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм). Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Одним из основных видов кредита, изучаемых в курсе финансового права, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. Независимо от уровня (государственный и муниципальный) кредит можно рассматривать в двух значениях (аспектах): в экономическом и в правовом.

Государственный кредит как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета), либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Таким образом, государственный кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Поэтому именно возвратность — определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям (независимо от уровня их возникновения).

Особенность же финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного кредита, заключается в их субъектном составе. Как совокупность финансово- экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.

Государственный кредит можно рассматривать, как отмечалось, и в правовом аспекте. С правой точки зрения государственный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношений по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия, как с экономической, так и с правовой стороны.

Основная особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. С правой точки зрения в отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

И если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

— в отношениях по государственному кредиту всегда имеется верховенство государства, несмотря на то, что государство является заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисполнительности должника;

— учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;

— при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа». Таковыми, например, были государственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке. Русский ученый финансист Л.В. Ходский писал по поводу принудительных займов: «. Благодаря своему верховенству и той власти, какую государство имеет в отношении подданных, оно может иногда вносить элемент принуждения даже при заключении своих займов. Правда, — подчеркивал автор, — принудительные займы совершенно не согласуются с установившимися теперь воззрениями на правомерность государства».

Чем обусловлена необходимость использования государственного кредита? Основная причина — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов. В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером бюджетных доходов и растущими, порой непредвиденными расходами на регулирование экономики страны, на выполнение социальных программ и функций по обороне страны. Известные американские экономисты К.Р. Макконелл и Л.С. Брю следующим образом формулируют три основные причины длительного использования в различных странах государственного долга: «Расходы в военное время, циклические спады и сокращения налогов в последнее время».

Естественно, что для реализации операций по государственному кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических лиц и граждан. Использование этих средств в качестве кредитных ресурсов позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности, а, следовательно, роль государственного кредита заключается не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты. Поэтому роль государственного кредита достаточно многогранна.

Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному кредиту служат особенности образования доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими лицами (организациями) и гражданами.

У граждан свободные денежные средства могут образовываться по ряду причин, в частности, из-за неравномерности получения заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, социальных выплат, сумм в возмещении ущерба, наследства и т.п. Ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике также может явиться причиной Оседания у населения наличных денежных средств. Для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования граждане часто сознательно ограничивают свои текущие потребности, в результате чего у них также могут образовываться значительные денежные сбережения.

У юридических лиц, помимо вышеназванных причин, временно свободные денежные средства образуются из-за сезонного характера производства, длительного производственного цикла, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юридических лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств. Функционирование государственного кредита предполагает наличие не только временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возможности использования названных средств государством в качестве кредитных ресурсов.

Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный долг. Так, в результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Юридический аспект понятия внутреннего государственного долга России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законом РФ, первоначально был закреплен в ст. 1 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственный долг, как закреплено в Законе, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе РФ, принятом 31 июля 1998 г., подлежащем введению в действие с 1 января 2000 г., государственному и муниципальному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ впервые закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ. Однако эти понятия несколько отличаются от понятий, данных в Законе РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Государственный долг Российской Федерацииопределяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта Российской Федерации определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг российского государстваполностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг российского субъекта — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта российского государства. Это несколько шире гарантий, установленных Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

Рост государственного внутреннего долга РФ с начала 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с кризисом в экономике и финансах, обусловленным перестроечным периодом в развитии Страны. Так, например, в 1993 г. сумма государственного долга составила 838 млрд. руб. (при верхнем пределе — т.е. максимально возможном размере долга, установленном в законе, — в 10 трлн. руб.). В 1994 г. на эти же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд. руб. при верхнем пределе в 88,4 трлн. руб. В 1997 г. верхний предел внутреннего долга был установлен в сумме 560 трлн. руб., в 1998 г. — 785,9 млрд. руб. (в деноминированных рублях). В 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ был несколько снижен — до 678,3 млрд. руб. Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один — бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.

Не случайно, поэтому в экономической и финансово-правовой науке, никогда не было однозначного отношения к проблеме государственного кредита. Так, А. Смит, Д. Рикардо и многие их последователи первоначально резко отрицательно относились к развитию государственного кредита. В государственных долгах они видели лишь крайнее средство, которым можно пользоваться при отсутствии других возможностей, например «для спасения существования или чести всего государства». По мнению Д. Рикардо, для страны выгоднее покрывать всякие чрезвычайные расходы, не исключая и расходов на ведение войн, за счет прямого увеличения налогов, чем прибегать к кредиту. Он считал, что население само должно нести бремя по погашению своих долгов, а не перекладывать их в виде налогов на последующие поколения. Однако уже в XVIII в. представители немецкой финансовой науки (Штейн, Дитцель, Небениус и др.) проводят мысль о том, что если государство крайне редко пользуется кредитом, то это свидетельствует о том, что оно «слишком много берет у современников, или же не стоит на высоте своих задач, т.е. недостаточно заботится об интересах населения».

Представители дореволюционной российской финансово-правовой науки придерживались мнения о необходимости достаточно осторожного использования государственного кредита. Так, Л.В. Ходский считал, что «несмотря на разнообразные высказывания о целесообразности использования государственного кредита в тех или других случаях, все же руководящим началом финансовой политики всегда должно служить стремление к возможно быстрому погашению государственных долгов, а не к увеличению их сумм».

При всех разногласиях во взглядах следует отметить живой интерес представителей финансовой науки, причем как зарубежной, так и отечественной, к проблемам теории государственного кредита. В дореволюционной России проблемами экономико-правовых теорий государственного и муниципального кредита занимались ученые Алексеенко, Исаев, Залшупин, Ходский, Слуцкий, Орлов и др. При этом М.Ф. Орлов в своем специальном исследовании «О государственном кредите», вышедшем в 1832 г., дает определение предназначению науки финансов, которое как раз и заключается, по его мнению, в том, чтобы «поставить в совершенное равновесие оба сии средства», т.е. налоги и кредит, таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги.

Представители современной отечественной науки финансового права также отмечают как положительные, так и негативные стороны роста долговых обязательств государства. Положительная роль государственного кредита, по общему мнению, заключается в безэмиссионном пополнении доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для совершенствования организации денежного обращения, улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте в условиях дестабилизации экономики страны. Негативная роль государственного кредита состоит в том, что его применение ведет к росту непроизводительных расходов государства, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов.

Убедительными представляются доводы американских ученых К.Р. Макконелла и С.Л. Брю по проблеме финансово-правовых полномочий правительств различных государств по выполнению своих долговых обязательств по государственному внутреннему долгу. Они называют три основные группы финансово-правовых полномочий («возможностей») правительств, использование которых делает практически невозможным невыполнение обязательств по государственному долгу и приведение правительства к банкротству. Во-первых, это использование правительством полномочий по рефинансированию долга. У правительства, по их мнению, нет никаких причин сокращать государственный долг либо полностью его ликвидировать, ибо у него есть возможность рефинансировать свой долг, т.е. продать новые облигации и использовать выручку для выплаты держателям погашенных облигаций.

Во-вторых, это использование налоговых методов. У правительства, отмечают американские ученые, в отличие от терпящих финансовое бедствие частных хозяйств и корпораций, всегда есть возможность получить доходы за счет сбора налогов. Если это приемлемо для избирателей, то увеличение налогов является тем способом, который у правительства есть для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы долга. В-третьих, это полномочия по эмиссии денег.

Раскрывая это положение, К.Р.Макконелл и С.Л.Брю отмечают, что банкротство правительства невозможно уже потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Выпуск дополнительных денег, конечно, может иметь инфляционный эффект. «Но рассматриваемый здесь вопрос, — отмечают представители американской школы, — состоит в том, что правительство имеет возможность и право создавать новые деньги, просто включив печатный станок». Учитывая наличие аналогичных полномочий в области госкредитных отношений у законодательных и исполнительных органов власти РФ, вышеизложенные положения современной американской теории государственного кредита представляют значительный научный и практический интерес.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Этот закон впервые был принят 13 ноября 1992 г. Ранее специального нормативного акта, закрепляющего основные положения государственного кредита Российской Федерации, не было. Не было такого закона и в бывшем Союзе ССР.

Кредитные отношения такого рода складываются, как мы выяснили, также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства Российской Федерации. Особое место в системе правовых источников занимает Бюджетный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотношения по осуществлению государственных и муниципальных заимствований, а также правоотношения в области государственного и муниципального долга.

Правовые аспекты государственного внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»:

— в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ;

— в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

— долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России. В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах:

— в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

— в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

— в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

— в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

— в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Общие положения о формах государственных и муниципальных ценных бумаг закреплены в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Долговые обязательства государства по облигациям могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями выпуска облигаций внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

В результате всех государственных кредитных операций Российской Федерации формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. государство приняло на себя обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации, в том числе помещенных гражданами РФ на вклады в Сберегательный банк РФ до 20 июня 1991 г., а также размещенные в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР) в период до 1 января 1992 г. Все названые сбережения граждан определяются в Законе от 10 мая 1995 г. как «гарантированные сбережения граждан» и признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации, гарантированным государственной собственностью.

Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств по облигациям Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, устанавливается на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. Этим же Законом регулируется (ст. 15) порядок выдачи гарантий и принятия решений об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований обязательств по государственным облигациям третьих лиц, а также закрепляется форма государственной и муниципальной гарантии, которая обязательно должна быть письменной.

Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме долговых обязательств, как «переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому долговому обязательству, например, относится переоформление задолженности по центральным кредитам, выданным в 1992—1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономики под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутренний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд. руб.

Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Российской Федерации единой системы учета и регистрации государственных облигаций. На Министерство Финансов Российской Федерации возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации ведут учет облигаций, заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ.

Финансовые правоотношения в области облигаций

Отношения, возникающие в области государственного кредита и обслуживания государственных облигаций, носят сложный, многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права. Финансовые отношения в сфере государственного складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного внутреннего долга. Возникают они в процессе финансовой деятельности государства. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства, а также долговые ценные бумаги, государственные облигации.

В правоотношениях по государственному кредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган. Второй стороной отношений могут быть любые субъекты, финансовых правоотношений. Конкретный участник правоотношений по государственному кредиту зависит от вида юридических фактов, лежащих в основе их возникновения. Так, субъектами правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются: с одной стороны — государство в лице Правительства как получателя средств, на которое возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему; с другой — юридические и физические лица (кредиторы).

Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту закреплено законодательно. Например, Конституцией РФ (ст. 75) и Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» устанавливается распределение компетенции между представительными и исполнительными органами в сфере государственного кредита. За законодательными органами, в частности Федеральным Собранием РФ, закреплены следующие полномочия: определять политику в отношении государственного внутреннего долга; устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга.

Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным внутренним долгом РФ; именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств и государственных облигаций России, и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений помимо Правительства Российской Федерации являются соответствующие органы государственной власти субъектов РФ. Эти органы наделены полномочиями по определению собственных долговых обязательств, включая облигации, и условий их выпуска.

Субъектами правоотношений по государственному кредиту в форме государственных облигаций в соответствии с действующим законодательством являются также Центральный банк Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Центральный банк совместно с Правительством представляет предложения по государственному кредиту и выпуску государственных облигаций представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Центральный банк также возложена функция по обслуживанию государственного внутреннего долга и облигаций внутреннего государственного займа Российской Федерации, если иное не установлено Правительством РФ. Банк России осуществляет операции по размещению государственных облигаций, их погашению и выплате доходов их владельцам (кредиторам).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 119) Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственных облигаций внутреннего займа Российской Федерации. Данная функция должна осуществляться им безвозмездно. Кодексом предусмотрена возможность осуществления функций генерального агента, заключающихся в размещении, погашении и выплате доходов в виде процентов по государственным облигациям Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск в установленном порядке государственных облигаций внутренних займов российского государства, производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов и докладывает об этом Правительству Российской Федерации. Совместно с Центральным Банком России Министерство финансов осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга и государственных облигаций Российской Федерации.

Все правоотношения в области выпуска и обслуживания облигаций государственного внутреннего займа носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения.

Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту посредством приобретения государственных облигаций, обязаны выполнять все условия займа. В отличие от правоотношений по банковскому кредиту субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит функция управления государственным внутренним долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере государственных облигаций в одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).

Правовое регулирование облигационных займов

Правовое регулирование внутренних государственных облигационных займов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпуска и особенность обращения, а также связанный с названной эмиссией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации или субъекта РФ, понимаются займы в форме государственных облигаций, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации или ее субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте России.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате выпуска государственных облигаций.

Управление государственным долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется — «Управление государственным и муниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом Российской Федерации», отнеся его к «полномочиям в бюджетном процессе».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создается единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных облигаций. Управление государственным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по погашению государственных облигаций, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых облигаций государственного займа.

Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.

Рефинансирование государственных облигаций

Рефинансирование, т.е. выпуск новых государственных облигаций в целях покрытия долговых обязательств по ранее выпущенным, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использовалось неоднократно. В частности, задолженность по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные облигации (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).

Конверсия государственных облигаций

Конверсия облигационного займа заключается в изменении размера доходности государственных облигаций. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода по государственным облигациям, выплачиваемого заемщиком — государством своим кредиторам.

Консолидация государственных облигаций

Изменение сроков действия ранее выпущенных государственных облигаций называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств и государственных облигаций был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.

С принятием второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенных в обращение государственных облигаций и долговых обязательств (ст. 817 ГК РФ). Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством в одностороннем порядке.

Если же все-таки возникает необходимость изменить срок действия облигаций государственного займа, то теперь государство правомочно сократить, либо увеличить сроки обращения государственных обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных облигаций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных облигаций, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств.

Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение государственных краткосрочных облигаций ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение облигаций федерального займа ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а, следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику — государству). Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование долга по облигациям

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние.

Классификация государственных облигаций

Существуют различные классификации облигаций. Если рассматривать классификацию по эмитенту, то можно выделить государственные и муниципальные облигации. Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, а муниципальные — местными органами власти и самоуправления. Государственные облигации в свою очередь подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка.

Наряду с государственными могут выпускаться также корпоративные облигации, которые выпускаются предприятиями, организациями, акционерными обществами с целью привлечения дополнительного капитала. Эмиссия корпоративных облигаций допускается только после полной оплаты компанией уставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала компании, либо величину обеспечения, представленного обществу для этих целей третьими лицами.

Государственные облигации размещаются отдельными выпусками. Решение об эмиссии может подразумевать деление выпуска на транши. Транш — это часть ценных бумаг данного выпуска, которые размещаются в любой момент времени в течение периода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объема эмиссии этого выпуска. Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (с точки зрения не возврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход и относительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительных периодов времени.

В зависимости от срока обращения государственные облигации подразделяются на следующие виды: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет). По способу выплаты дохода государственные облигации делятся на:

— облигации с фиксированным купоном;

— облигации с плавающим (переменным) купоном;