Гк рф энергосбережение

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Статья 539 ГК РФ. Договор энергоснабжения (действующая редакция)

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 539 ГК РФ

1. Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи с наличием ряда особенностей, как-то:

— продавец — энергоснабжающая организация. В современном федеральном законодательстве на сегодняшний день определения термина именно «энергоснабжающая организация» не содержится. В то же время такое определение можно увидеть в Правилах учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996, согласно которым энергоснабжающая организация — это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. В настоящее же время в ст. 3 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено понятие «энергосбытовые организации» — это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Таким образом, понятия «энергоснабжающая организация» и «энергосбытовая организация» равнозначны. Поэтому продавцами по договорам энергоснабжения согласно действующему законодательству являются энергосбытовые организации;

— покупатель-абонент (потребитель). Согласно статье 3 вышеуказанного ФЗ это лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

2) предмет договора — энергия — ресурс, производимый или приобретаемый энергоснабжающей организацией, необходимый для обеспечения жизни людей и функционирования зданий, строений, сооружений, приборов и оборудования.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом (потребителем) при наличии следующих условий:

— у абонента (потребителя) имеются специальные устройства в исправном состоянии, которые присоединены к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование;

— абонент (потребитель) обеспечивает учет потребления энергии (в целях ее оплаты);

— абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором энергоснабжения режим потребления энергии;

— абонент обязуется обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей;

— абонент обязуется обеспечивать исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В связи с тем что энергия как товар, представляет собой определенного рода источник повышенной опасности, данные условия установлены в целях обеспечения безопасности субъектов договора энергоснабжения, а также третьих лиц и имущества.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

— ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

— ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;

— Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364;

— Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996).

3. Судебная практика:

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30;

— Обзор практики рассмотрения Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа споров, связанных с применением законодательства об энергоснабжении (2009 — 2010 гг.) (рекомендован к практическому применению Постановлением президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2010 N 8);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф04-9315/14 по делу N А70-10164/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-5457/14 по делу N А60-47354/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6514/14 по делу N А50-23567/2013;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2014 N Ф10-3638/14 по делу N А35-7556/2011;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 N Ф08-7608/14 по делу N А61-3706/2012;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2014 N Ф07-7758/14 по делу N А66-1446/2014;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-10543/14 по делу N А40-47650/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11909/14 по делу N А40-124097/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-11586/11 по делу N А65-2725/2011;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N 19АП-1813/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 N 11АП-7693/11;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2012 N Ф02-1496/12 по делу N А78-9054/2011.

Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об энергосбережении»

13 марта 1996 года

20 марта 1996 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

энергосбережение — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;

энергосберегающая политика государства — правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;

энергетический ресурс — носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;

вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;

эффективное использование энергетических ресурсов — достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

показатель энергоэффективности — абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;

непроизводительный расход энергетических ресурсов — расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;

возобновляемые источники энергии — энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;

альтернативные виды топлива — виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об энергосбережении

Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:

эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства

Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:

приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;

осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 313-ФЗ;

сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

заинтересованность юридических лиц — производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.

Глава II. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ,

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ И МЕТРОЛОГИЯ

В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Статья 5. Стандартизация

В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.

Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Обязательная сертификация или декларирование соответствия осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.

Статья 7. Метрология

При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Глава III. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения

Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем:

стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования;

организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;

осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

проведения энергетических обследований организаций;

проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.

Статья 9. Разработка энергосберегающей политики государства и осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов

Разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций

Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 11. Учет энергетических ресурсов

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием

Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения

Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов

Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2003 N 42-ФЗ)

Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2003 N 42-ФЗ)

Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии.

В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2003 N 42-ФЗ)

Потребители энергетических ресурсов — юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.

При реализации российскими организациями совместно с российскими и иностранными инвесторами проектов в области энергосбережения Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед указанными инвесторами в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование мероприятий по энергосбережению.

Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ

Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения

Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:

взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;

участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;

согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов подтверждения соответствия.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Глава VI. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ.

ПРОПАГАНДА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 16. Образование и подготовка кадров

Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения

Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:

обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;

координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;

предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3 апреля 1996 года

Судебная практика и законодательство — 28-ФЗ Об энергосбережении

13.5. Материалы, касающиеся проведения энергетических обследований, выполненных в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 28-ФЗ «Об энергосбережении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1551), предоставляются в качестве обоснования реализованных и намеченных к реализации энергосберегающих мероприятий в соответствии с Приложением 11 настоящего порядка.

Основой для сопоставления фактических и нормативных характеристик и разработки мероприятий по энергосбережению (по сокращению резерва тепловой экономичности) являются результаты обязательных энергетических обследований организаций, выполняемых в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении» и в сроки, устанавливаемые государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по рациональному использованию и сбережению энергоресурсов.

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «Об энергосбережении», устанавливают требования по обеспечению рационального и эффективного использования газа в качестве топлива или сырья при его добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, поставке, распределении и потреблении.

В целях дальнейшей реализации Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» и оказания методической помощи энергетическим организациям жилищно-коммунальной сферы, осуществляющим передачу и распределение тепловой энергии, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Типовую инструкцию по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, разработанную РАО «Роскоммунэнерго» и внесенную Управлением инженерной инфраструктуры Госстроя России.

В целях дальнейшей реализации Закона Российской Федерации от 03.04.96 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» и оказания методической помощи организациям жилищно-коммунальной сферы, осуществляющим производство, передачу, распределение и потребление тепловой энергии, приказываю:

40. «Об энергосбережении» от 03.04.1996 N 28-ФЗ (с изменениями).

41. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (с изменениями).

42. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (с изменениями).

— Федеральный закон «Об энергосбережении»

— Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

— Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

— Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

10. Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.1996 N 28-ФЗ.

11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 января 1992 года.

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении», Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г.), Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и актами Правительства, регулирующими вопросы лицензирования деятельности в системе топливно — энергетического комплекса , Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938; Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 г. N 60.

Правила применяются при организации и проведении обязательной сертификации продукции, предусмотренной Федеральными законами «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и «Об инженерно — технической системе агропромышленного комплекса» от 24 мая 1999 г. N 100-ФЗ и «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ.

Статья 541 ГК РФ. Количество энергии

Новая редакция Ст. 541 ГК РФ

1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Комментарий к Ст. 541 ГК РФ

Поскольку договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии не содержал, он признается незаключенным. Следовательно, у суда не было оснований для удовлетворения иска о взыскании штрафа (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30).

Другой комментарий к Ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Количество энергии — объем потребления энергии. Условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями: а) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; б) количеством тепловой энергии в гигакалориях с указанием максимума тепловой нагрузки.

Режим подачи энергии представляет собой регламентирование потребления электрической энергии и мощности абонентом (потребителем), установленное договором либо задаваемое энергоснабжающей организацией.

Учет энергии — определение количества энергии для расчета между энергоснабжающей организацией и абонентом. Учет энергии необходим для получения достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении энергии.

Общие требования учета определяют Правила учета электрической энергии, утвержденные Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19/26 сентября 1996 г. (БНА. 1996. N 9).

2. Согласно ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении» (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1551) потребители энергетических ресурсов — юридические лица в случае использования энергетических ресурсов в объеме, не предусмотренном договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием мероприятий по энергосбережению.

3. Количество энергии, подлежащей передаче гражданину для бытовых нужд, не ограничивается договором.

Правовые аспекты договора энергосбережения и его регулирование ГК РФ

(Клещев А. С.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 2) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ГК РФ

Клещев Александр Сергеевич, студент 3-го курса Института права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В настоящее время очень сложно переоценить роль энергоснабжения в повседневной жизни общества. Высокая социальная значимость этого процесса обусловливает повышенный интерес к нему как к правовому институту. Автор рассматривает правовые аспекты и проблемы договора энергоснабжения, природу и его содержание. Описываются различные точки зрения отечественных и зарубежных цивилистов на данный договор. Исследуется место энергии в системе объектов гражданского права, анализируется судебная практика по спорам, связанным с данным договором. Рассматривается вопрос баланса прав и обязанностей присоединяющейся по договору энергоснабжения стороны. Дается правовая оценка действующему законодательству в сфере энергоснабжения. Автор приходит к выводу о необходимости конкретизации природы договора энергоснабжения и выделении энергии особого места в системе объектов гражданского права на законодательном уровне, вносятся конкретные предложения по совершенствованию гражданского законодательства.

Ключевые слова: юриспруденция, договор, энергоснабжение, присоединение, актуальные проблемы, правовые, право, законодательство, энергия.

Legal aspects for the energy-saving contract and its regulation under the Civil Code of the Russian Federation A. S. Kleschev

Kleschev Aleksandr Sergeevich — 3rd-year student of the Kutafin Moscow State Law University.

Currently it is hard to overestimate the role of the energy supply in the everyday life of the society. Great social value of this process causes interest to this legal institution. The author views the legal aspects and topical issues of the energy supply contract, its nature and contents. The author also describes various points of view of Russian and foreign civil law lawyers on this type of contract. The author studies the role of energy within the system of objects of civil law, he analyzes the judicial practice on the disputes regarding this contract. The author also pays attention to the balance of rights and obligations of the party, who joins the energy supply contract. The article includes evaluation of the current legislation in the sphere of energy supply. The author comes to a conclusion that there is need to specificate the nature of the contract for supply of energy and to provide a specific place for energy within the system of objects of civil law at the legislative level, he also makes propositions for the improvement of the civil legislation.

Key words: jurisprudence, contract, energy supply, adhesion, topical problems, legal, rights, legislation, energy.

Роль энергоснабжения в настоящее время переоценить достаточно трудно. Сегодня оно уже стало неотъемлемой частью жизни общества, его нормального существования. Высокая социальная значимость энергоснабжения обусловливает особый интерес к нему как к правовому институту. Практически каждый объект современной цивилизации нуждается в обеспечении энергией: больницы, пожарные части, аэропорты — все это социально значимые объекты, от функционирования которых во многом зависит стабильность и развитие общества. Именно поэтому законодатель уделяет данному институту особое внимание. В настоящее время арбитражные суды рассматривают большое количество споров в сфере энергоснабжения. В ВАС РФ создан даже специальный состав судей, специализирующихся на спорах в сфере электроэнергетики. Обусловлено данное явление прежде всего несовершенством законодательства, а в данной сфере и трудностями применения норм ГК к правоотношениям, возникающим в сфере энергоснабжения и энергетики в целом. Специфика энергии как товара по своим физическим свойствам, качествам и особенностям производства делает ее крайне сложной. При этом необходимо выявить наиболее подходящую природу и структуру договора снабжения электрической энергией, который также называется договором электроснабжения или же просто в общем виде договором энергоснабжения, предусматривающим возмездное отчуждение различных видов энергии. Представляется разумным также проанализировать различные точки зрения цивилистов по поводу договора энергоснабжения и установить место и роль электрической энергии в системе объектов гражданского права, а также внести свои предложения по изменению и совершенствованию российского энергетического законодательства. Впервые тему энергоснабжения и его гражданско-правовой статус затронул в Комментарии к Гражданскому кодексу 1924 г. профессор М. М. Агарков. Его начинания в теоретическом аспекте продолжил С. М. Корнеев в своей фундаментальной работе «Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями» , где затронул также практическую сторону вопроса. Дополнения в теорию договора и энергоснабжения в целом были также сделаны в 70 — 90-х гг. XX в. в своих трудах Б. М. Сейнароевым и А. М. Шафиром . ——————————— Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. С. 46. Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 8 — 23. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий: правовые вопросы. М., 1990. С. 8 — 9.

М. М. Агарков утверждал, что договор о снабжении электроэнергией является договором подряда: электроэнергию нельзя отнести ни к вещам, ни к имущественным правам, однако на тот момент данная точка зрения необходимого одобрения не получила, так как большинство ученых склонялись к тому, что договор энергоснабжения является особой формой договора купли-продажи. Б. М. Сейнароев в своих суждениях был более радикален, он предположил, что договор энергоснабжения представляет собой договор поставки. «Договор на снабжение электроэнергией по характеру опосредуемых им отношений, по основным правам и обязанностям сторон не имеет принципиальных отличий от договора поставки. Поэтому при классификации хозяйственных договоров… виды договоров на снабжение энергией… следует относить к договорному типу поставки». Действительно, определенное сходство в конструкции договора поставки и договора энергоснабжения имеется, однако согласно ст. 506 ГК РФ поставщик обязуется в обусловленный срок передать покупателю товар, а покупатель обязуется принять его и оплатить. В договоре энергоснабжения невозможно заранее предусмотреть количество передаваемого товара, невозможно также единовременно принять его покупателю. Следует отметить, что данная позиция не нашла поддержки в отечественной цивилистике и не раз подвергалась критике. Разделяя вышеприведенные точки зрения цивилистов в отношении сущности энергии, соглашусь с тем, что энергия не является ни имущественным правом, ни вещью, так как из сущности договора следует, что по договору энергоснабжения организация (продавец) обязуется совершить определенные действия по передаче электрической энергии и доставке до абонента (потребителя). До сих пор нет единого мнения о том, является ли энергия вещью (товаром), которую можно купить или продать как объект права собственности. Однако определение предмета и понятия договора имеет важнейшее значение, так как необходимо исходить из его юридической сущности и экономической функции договора . Договор с этой точки зрения приводит к созданию особого вида гражданско-правового отношения — договорного обязательства. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2005. С. 172.

Абстрактно изобразить схему договора можно следующим образом: он состоит из действий его сторон, направленных на исполнение обязательств в части соответствующего объекта гражданских прав. Объектом может выступать совокупность всех объектов прав, в отношении которых возникают обязательства, последние, в свою очередь, должны обладать признаками товара, то есть иметь определенную экономическую стоимость и являться участниками гражданско-правового оборота. В науке присутствует несколько подходов к определению предмета договора энергоснабжения. Наиболее распространенным является мнение о том, что энергия — суть свойство материи производить полезную работу. Данной точки зрения придерживаются такие известные цивилисты, как С. М. Корнеев, В. В. Витрянский, и другие авторы. Иной точки зрения придерживаются такие ученые, как В. А. Белов, М. Н. Малеина, Е. Л. Осипчук, которые считают, что электрическая энергия вообще не предусмотрена текущим гражданским законодательством и, соответственно, не может выступать объектом гражданских прав. А. М. Шафир в своих трудах разделял в предмете договора энергоснабжения как действие (действия энергоснабжающей организации по передаче электроэнергии потребителю), так и объект этих действий как необходимый результат (электрическая энергия), но данная точка зрения не возымела успех в отечественном правотворчестве. С развитием технологий и появлением в объективной действительности новых товаров представляется возможным введение таких объектов гражданских правоотношений как промежуточных или пограничных. Такие объекты не будут относиться ни к вещам, ни к имущественным правам. Так как, с одной стороны, энергия не является вещью в силу своих физических свойств и бестелесности, а с другой — не может являться правом, так как ничего не удостоверяет и никого не уполномочивает совершать юридически значимые действия. Отцы-основатели немецкого гражданского права считают только телесные объекты материального мира вещами. Энергию, наряду, например, с вакуумом или воздухом, принято считать товаром, но не вещью. ——————————— Германское гражданское уложение от 1 января 1990 г. § 90.

Кроме того, по общему правилу энергия переходит в собственность в момент ее потребления. Любая энергия преобразуется и действительно используется для обеспечения питания и надлежащей работы предметов, которым она требуется. Включая свет в помещении, мы преобразуем ее в световую энергию, включая обогреватель — в тепловую. Все эти возможные пути преобразования энергии в договоре энергоснабжения уже не указываются, а остаются общими для всех абонентов. Существует, однако, группа ученых во главе с С. М. Корнеевым, которая считает, что фактическая возможность направлять и преобразовывать энергию и означает владение, пользование и распоряжение энергией. Однако энергия находится у всех без исключения абонентов в специальном технологическом оборудовании — сетях, соответственно, ни о каком ее присвоении и возможностях распоряжения, владения и пользования говорить не приходится. Возможно корректнее рассуждать о распоряжении уже преобразованной энергией — тепловой, кинетической, световой и т. д., но не электрической. В научных кругах также отмечается, что при создании проекта второй части действующего ГК РФ вопрос о том, в какую же главу включить договор энергоснабжения, был крайне дискуссионным. В итоге компромиссным вариантом сочли включение его в главу договора купли-продажи, однако, исходя из вышесказанного, налицо отсутствие эффекта вещного признака в договоре энергоснабжения, который по общему правилу присущ всем договорам купли-продажи. Возможно, законодатель пытался искусственно выстроить данный договор таким образом, чтобы он вписывался в общую концепцию данной главы. Тем не менее в законе не дано четкой дефиниции понятия «энергия», соответственно, возникают определенные проблемы в правоприменении. Усугубляет же ситуацию тот факт, что многие страны с романо-германской системой права признают по примеру Германии вещами только объекты материального мира. В этой связи совершенно неясно, распространяются ли на договорные правоотношения международные акты о договоре купли-продажи ? ——————————— Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи от 01.01.1980.

Необходимо более подробно регламентировать и установить на законодательном уровне основные признаки и природу договора энергоснабжения, так как от этого напрямую зависят как обязательственные отношения и защита субъективных прав, так и нормативная база. На основании вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что энергия не является вещью, соответственно, к ней не могут быть применены даже нормы ст. 454 ГК РФ, так как даже в общих положениях определено понятие договора купли-продажи с использованием термина «вещь». Представляется несколько возможных выходов из ситуации с неопределенностью природы договора энергоснабжения: 1. Закрепить в законе юридическую фикцию вещи и установить для энергии вещные признаки. 2. Выделить договор электроснабжения в отдельную главу и определить место энергии в системе объектов гражданского права. Более эффективным решением видится создание специальной главы для регулирования сферы энергоснабжения, так как необходимо не только определить его предмет и его место в системе объектов права, а также, учитывая эти особенности, установить истинную природу договора энергоснабжения. Порядок заключения и прекращения договоров энергоснабжения также имеет свои особенности, главные из которых заключаются в обладании двумя важнейшими характеристиками: публичности и присоединения. На основании ч. 1 ст. 426 ГК РФ можно сделать резонный вывод о том, что договор энергоснабжения является публичным, так как публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Таким образом, коммерческая организация имеет секундарную обязанность заключить договор с любым законным субъектом, который изъявит волю. В этой связи необходимо отметить, что некоторые ученые ставят под сомнение формулировку «договор энергоснабжения» на основании того, что отсутствует воля второго субъекта — энергоснабжающей организации. На основании этого довода некоторые обязательственные отношения, на возникновение которых отсутствует волевой критерий, были исключены, к примеру, из английской практики. Однако нужно учитывать, что исходя из смысла ст. 426 ГК РФ можно сделать вывод о том, что воля второго субъекта презюмируется, причем необходимо отметить также и тот факт, что публичный договор характерен не только для энергоснабжения, но и для ряда других сфер, прямо перечисленных в законе (перечень открытый). Соотношение же публичного договора и договора присоединения до сих пор остается дискуссионным вопросом в научных кругах. Анализируя п. 1 ст. 428 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В настоящее время к договорам, возникающим с помощью договора присоединения, естественно, должны применяться общие положения о заключении договоров, предусмотренные гл. 28 ГК РФ, с учетом особенностей правового регулирования, предусмотренного ст. 428 ГК РФ. Впервые термин «договор присоединения» был введен в гражданско-правовую науку французским юристом Р. Салейллем. При этом выделялись следующие признаки указанного договора: — экономически и социально доминирующее положение одной из сторон; — оферта адресована неопределенному кругу лиц и рассчитана на неоднократное применение; — условия договора определены одной из сторон . ——————————— Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. М., 2000. С. 150.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Предусмотренная законом процедура достижения такого соглашения состоит из предложения о заключении договора (оферты), исходящего от одной стороны и согласия (акцепт) в случае принятия условий договора . ——————————— Цыпленкова А. В. Правовая природа договоров присоединения // Юридический мир. 2002. N 4. С. 40.

Однако исходя из буквального толкования п. 1 ст. 428 вопреки общим положениям ГК РФ о согласовании условий между оферентом и акцептантом выясняется, что в данной договорной конструкции присоединяющаяся сторона фактически лишена этого права. Следовательно, прослеживается ограничение прав акцептанта, так как его согласие должно быть полным и безоговорочным, однако не допускается никаких возражений по поводу заключения договора. Кроме того, при заключении публичных договоров путем присоединения возникает конкуренция норм, изложенных в ст. 426, 445 ГК РФ и ст. 428 ГК РФ, в вопросе о преддоговорном согласовании условий договора. Так, в соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ, когда заключение договора для стороны, направившей оферту, является обязательным и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. При заключении публичного договора путем присоединения до заключения договора присоединяющаяся сторона не имеет права обращаться в суд с требованием об изменении условий формуляра (договора), направленного оферентом. С другой стороны, в п. 2 ст. 428 ГК РФ существует определенный способ защиты прав присоединяющейся стороны, которая после заключения такого договора присоединения вправе требовать изменения или расторжения договора, содержание которого и не противоречит закону, однако не предоставляет субъективных прав, а также существенно обременяет сторону, которая присоединяется к такому договору, а также при наличии у присоединяющейся стороны желания изменить договор будь у нее такая возможность. Следовательно, из смысла данного пункта можно сделать резонный вывод о том, что присоединяющаяся сторона обязана заключить договор и допустить нарушение своих субъективных прав и только после этого требовать расторжения или изменения договора. Представляется, что такая конструкция предполагает определенный дисбаланс в правах сторон. В случае, если судом выносится решение об изменении или расторжении договора, оно признается юридическим фактом, который влечет за собой соответствующие правовые последствия. Кроме того, представляется разумным то, что право выбора юридической «судьбы» договора принадлежит присоединившейся стороне. Согласно Постановлению Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствует конкуренция между нормами ст. 428 и 450 ГК РФ, соответственно, присоединившаяся сторона вправе требовать изменения или расторжения договора по прямо указанным в ст. 450 ГК РФ основаниям, к примеру, в случае существенного нарушения условий договора. Однако в случае, если присоединяющаяся сторона осуществляет предпринимательскую деятельность, п. 3 ст. 428 ГК РФ фактически лишает ее права требования расторгнуть или изменить договор в установленном п. 2 ст. 428 ГК РФ порядке. В судебной практике нередко встречаются случаи, когда стороны в договоре энергоснабжения находятся явно в неравных условиях. Наглядно показывает сложившуюся судебную практику по данной коллизии информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147. В п. 2 данного письма дается правовая оценка ситуации, когда индивидуальный предприниматель обратился с иском к банку об изменении условий заключенного между ними кредитного договора. Вывод Президиума ВАС РФ заключался в возможности применения аналогии закона и распространении на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, п. 2 ст. 428 ГК РФ, так как сторона, присоединившаяся к договору, была лишена прав, предоставляемых обычно ей по договорам такого типа. Правовая позиция ВАС РФ на уровне судебной практики решила проблему с ущемлением прав присоединяющейся стороны по договору присоединения, однако исключение из ГК РФ на законодательном уровне п. 3 ст. 428 было бы логичным разрешением законодателя при сложившейся коллизии. Неясно также, теряет ли публичный договор, заключенный путем присоединения, после применения п. 2 ст. 428 ГК РФ свой особенный правовой статус, связанный с порядком его заключения. Действительно, исходя из п. 1 ст. 428 ГК РФ, присоединяющаяся сторона обязана присоединиться к договору полностью. Изменение или согласование договора даже в судебном порядке, естественно, предполагает его определенную корректировку в части изложенных в нем условий. Если буквально истолковывать п. 1 ст. 428 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что договор, часть условий которого являются стандартными, а другая часть является результатом совместного волеизъявления сторон, пусть и в судебном порядке, не является договором присоединения, а следовательно, на него не распространяются нормы ст. 428 ГК РФ. При этом не представляется возможным привести практический пример договора, в котором все содержание договора-сделки определялось бы только одной стороной. А. В. Цыпленкова указывает на то, что если хотя бы одно условие сторонами согласовано, например количество или цена товара, то такой договор уже не может считаться договором присоединения, следовательно, исключается возможность применения п. 2 — 3 ст. 428 ГК РФ. По этой причине нельзя согласиться с позицией М. И. Брагинского в том, что ст. 428 ГК РФ может применяться и тогда, когда сторона была вынуждена принять отдельные условия договора. Данная позиция находится в противоречии с содержанием п. 1 ст. 428 ГК РФ. Действительно, почему следует лишать дополнительной защиты сторону, присоединившуюся к условиям, определенным другой стороной, только потому, что другая часть условий вошла в содержание договора по ее согласию? Думается, что разумного объяснения такому регулированию нет. Если даже исходить из того, что частичное согласование стороной условий свидетельствует об ознакомлении ее со всеми условиями будущего договора и добровольном их принятии, то и это представляется неубедительным. Разумно предположить, что такой договор приобретет статус обыкновенного публичного договора, со всеми вытекающими из этого положения правовыми последствиями. ——————————— Цыпленкова А. В. Правовая природа договоров присоединения // Юридический мир. 2002. N 4. С. 43.

В заключение необходимо отметить, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России и объективной необходимости использования для поддержания нормального функционирования общества такого социально значимого вещества, как электроэнергия, значение договоров энергоснабжения постоянно возрастает, а вследствие особенностей его заключения особое внимание уделяется и договору присоединения, поскольку стандартные условия договоров всегда облегчают процесс заключения сделок. Стандартизированные формы договоров неизбежны в тех сферах экономики, где заключается множество однотипных, стандартных сделок, для которых не требуется согласование условий в индивидуальном порядке. Если вопрос о предмете договора энергоснабжения носит, скорее, теоретический, но от этого не менее важный характер, то проблемы его заключения, связанные с несовершенством положений о договоре присоединения, в ГК РФ носят, скорее, практический характер. При заключении договоров путем присоединения к условиям формуляра или иной стандартной формы принцип воли или свободы договора претерпевает существенные изменения, поскольку содержание договоров присоединения определяется одной из сторон, а другая зачастую не только не может обсуждать договорные условия, но и не имеет выбора — присоединяться или нет к такого рода условиям. Однако следует признать, что сама по себе стандартизация договора не является средством ущемления прав присоединяющейся стороны, нарушения возникают лишь вследствие злоупотреблений, которые допускает более сильная сторона данного договорного правоотношения, пользуясь своим преимуществом одностороннего определения условий договора присоединения. Поэтому на современном этапе перед законодателем стоит проблема защиты интересов присоединяющегося контрагента как более слабой стороны в договоре. Очевидно, что действующая формулировка ст. 428 ГК РФ не дает адекватной протекции присоединяющейся стороны. В то же время появление в российском гражданском праве нового института — договора присоединения объективно предопределило и трудности в применении судами положений ст. 428 ГК РФ. Причина этого видится прежде всего в отсутствии четкого представления о правовой природе договоров присоединения. На основании вышесказанного в связи с выявленными пробелами в гражданском законодательстве предлагается внести следующие изменения в ГК РФ: 1. Исключить § 6 из гл. 30 «Купля-продажа» и ввести отдельную главу «Энергоснабжение», где изложить основные распространяющиеся на них нормы, отличные от норм договоров купли-продажи и договоров поставки. 2. Ввести в ГК РФ в п. 4 ст. 428 открытый перечень договоров, которые могут заключаться способом присоединения: договорами присоединения могут быть договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката, бытового подряда, перевозки общественным транспортом, банковского счета, банковского вклада, страхования и иные договоры. 3. Изложить п. 1 ст. 428 ГК РФ в следующей редакции: «Договором присоединения признается договор, условия которого или некоторые из них определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенным условиям в целом». 4. Изложить п. 3 ст. 428 ГК РФ в следующей редакции: «Правила, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, подлежат применению также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора».

—————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 1. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2005. С. 172. 2. Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. М., 2000. С. 150. 3. Корнеев С. М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. С. 46. 4. Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975. С. 8 — 23. 5. Цыпленкова А. В. Правовая природа договоров присоединения // Юридический мир. 2002. N 4. С. 40. 6. Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий: правовые вопросы. М., 1990. С. 8 — 9.

—————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 1. Grazhdanskoe pravo: V 4 t. T. 3: Obyazatel’stvennoe pravo / Otv. red. E. A. Sukhanov. M., 2005. S. 172. 2. Ioffe O. S. Izbrannye trudy po grazhdanskomu pravu: Iz istorii tsivilisticheskoy mysli. Grazhdanskoe pravootnoshenie. Kritika teorii khozyaystvennogo prava. M., 2000. S. 150. 3. Korneev S. M. Dogovor o snabzhenii elektroenergiey mezhdu sotsialisticheskimi organizatsiyami. M., 1956. S. 46. 4. Seynaroev B. M. Pravovye voprosy dogovora na snabzhenie elektroenergiey predpriyatiy i organizatsiy. Alma-Ata, 1975. S. 8 — 23. 5. Tsyplenkova A. V. Pravovaya priroda dogovorov prisoedineniya // Yuridicheskiy mir. 2002. N 4. S. 40. 6. Shafir A. M. Energosnabzhenie predpriyatiy: pravovye voprosy. M., 1990. S. 8 — 9.