Гк рф договор транспортной экспедиции

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Глава 41. Транспортная экспедиция (ст.ст. 801 — 806)

Глава 41. Транспортная экспедиция

См. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.

См. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

См. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554

О некоторых вопросах применения законодательства о договоре транспортной экспедиции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26

Договор транспортной экспедиции

Транспортная экспедиция

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

Содержание транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 ГК РФ. Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к статье 801 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. сформулировано общее определение договора транспортной экспедиции, а также указаны стороны данного договора и их основные обязанности. Сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (в роли экспедитора может выступать и сам перевозчик). Клиентом является грузоотправитель или грузополучатель. Основная обязанность экспедитора — выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, у клиента — уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему расходы, связанные с исполнением договора. Нормативными правовыми актами (ст. 3 — 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности) и договором могут предусматриваться и иные права и обязанности сторон.

2. Предмет договора транспортной экспедиции — выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, перечень которых, приведенный в ГК, не является исчерпывающим. Эти услуги, перечисленные в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК, подразделяются на основные и дополнительные. В частности, к основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и проч.

3. В п. 2 ст. 801 ГК предусмотрена возможность выполнения обязанностей экспедитора непосредственно перевозчиком. Заключаемый в таком случае договор может быть смешанным (п. 3 ст. 421 ГК), сочетающим элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции. Стороны могут также заключить одновременно два договора — перевозки и обеспечивающий его договор транспортной экспедиции. В любой ситуации к отношениям сторон по транспортно-экспедиционному обслуживанию применяются правила гл. 41 ГК.

4. Пункт 3 определяет основы механизма выполнения договора транспортной экспедиции, а также указывает на круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по транспортной экспедиции. По общему правилу договор транспортной экспедиции выполняется на тех условиях, которые предусмотрены в самом договоре (соглашении сторон), однако иное в виде соответствующего императива может быть предусмотрено в нормативных правовых актах.

Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, наряду с правилами гл. 41 ГК, осуществляется Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Данный Закон, построенный по модели транспортных уставов и кодексов, определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ норм о транспортной экспедиции не имеется. Статьей 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено принятие Правительством РФ правил о транспортно-экспедиционной деятельности (см.: Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890). Этими Правилами определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг и т.д.

Договор транспортной экспедиции

Подборка наиболее важных документов по запросу Договор транспортной экспедиции (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Договор транспортной экспедиции

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Договор транспортной экспедиции

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Договор транспортной экспедиции

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. В комментируемой статье сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности.

Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик (п. 2 ст. комментируемой статьи). В последнем случае к отношениям сторон, возникающим в связи с транспортно-экспедиционным обслуживанием, применяются правила гл. 41 ГК РФ о договоре транспортной экспедиции.

Отдельные виды деятельности экспедитора, осуществляемые им в рамках договора транспортной экспедиции, могут в соответствии с действующим законодательством подлежать лицензированию. На практике не исключено заключение договора транспортной экспедиции со множественностью лиц, например, по формуле «один клиент — несколько экспедиторов» .

———————————
См.: Постановление ФАС РФ Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2009 г. N А32-5448/2008-7/127 // СПС «Гарант».

Клиентом в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель. Легальные дефиниции указанных сторон договора даны в п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила) .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

Во-вторых, предметом договора транспортной экспедиции являются осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания либо его организация. Понятие этого обслуживания может быть сформулировано с использованием правовой категории такого объекта гражданских прав, как услуга (ст. 128 ГК). По своей сути такое обслуживание представляет собой оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг — по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза (п. 4 Правил).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, могут быть подразделены на основные и дополнительные. При оказании основных услуг экспедитор исполняет предусмотренные договором обязанности по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, по заключению от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В п. 1 комментируемой статьи в открытом перечне перечислены и возможные дополнительные услуги экспедитора. В частности, это услуги, связанные с публично-правовой сферой, — выполнение таможенных формальностей и прочих, хранение груза и др.

В-третьих, исходя из содержания комментируемой статьи возможно выделить некоторые разновидности договора транспортной экспедиции.

В зависимости от субъектного признака:

— договоры, совершаемые клиентами-грузоотправителями и заключаемые клиентами-грузополучателями;

— договоры, в которых экспедитор является лишь экспедитором, и договоры, где экспедитор выполняет также и функции перевозчика (или наоборот) . Применительно к последней группе договоров в литературе замечается, что заключаемый договор может носить смешанный характер и сочетать в себе элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции ;

———————————
Так, по одному из дел указано, что ст. ст. 801, 802 ГК и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат запрета на осуществление перевозки силами экспедитора (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. N 5057/09 // СПС «Гарант»).

Комментарий к ст. 801 ГК РФ. См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010; СПС «Гарант» (автор комментария к гл. 41 — Д.Х. Валеев).

— договоры, в которых клиент является предпринимателем или иным хозяйствующим субъектом, и договоры, где клиент — потребитель. В случае, когда клиент является потребителем, к отношениям сторон наряду с нормативными актами о транспортно-экспедиционной деятельности применяется также и законодательство о защите прав потребителей (см., например, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

По предмету договора: договоры транспортной экспедиции, в которых экспедитор непосредственно выполняет согласованные договором услуги, связанные с перевозкой груза, и договоры, где экспедитор организовывает выполнение таких услуг.

В-четвертых, договор транспортной экспедиции носит возмездный характер. Клиент обязуется в соответствии с договором оплатить вознаграждение экспедитору. Кроме того, он должен возместить последнему расходы, связанные с исполнением договора (п. 1 комментируемой статьи; п. 2 ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

В юридической литературе называют и иные общие особенности договора транспортной экспедиции. Так, его относят к двусторонним договорам, в которых стороны по отношению друг к другу и имеют права, и несут обязанности. Кроме того, считается, что этот договор в зависимости от его содержания может быть как консенсуальным, так и реальным .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010; СПС «Гарант».

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает два традиционных уровня регламентации договорных отношений по транспортной экспедиции.

Во-первых, данные отношения регулируются договором транспортной экспедиции. Причем договор здесь поставлен на первое место исходя из того, что ряд аспектов обозначенных отношений законодательством применительно к транспортной экспедиции детально не регулируется (процедура уплаты вознаграждения, возмещения расходов и пр.).

Во-вторых, рассматриваемые отношения регулируются нормативными правовыми актами. Кроме ГК РФ это Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Правила транспортно-экспедиционной деятельности и некоторые другие нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Кодексом и указанным Законом. К отмеченным иным федеральным законам в настоящее время в юридической литературе относят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» , транспортные уставы и кодексы, а также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

———————————
См.: Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС «Гарант». 2009 (комментарий к ст. 1).

Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

По смыслу п. 3 комментируемой статьи условия договора транспортной экспедиции занимают подчиненное место по отношению к тем императивным положениям, которые предусмотрены вышеназванными актами. Это значит, что данные условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются экспедитором и клиентом и не должны противоречить положениям указанных актов.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет общий порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, т.е. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Вместе с тем положения указанного Закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи (ст. 1). Как установлено в ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемыми Правительством РФ, определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг.

Ст. 801 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 801. Договор транспортной экспедиции.

9 ноября 2017

30 октября 2017

6 сентября 2012

30 августа 2012

15 марта 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Налог на прибыль организаций: документы, подтверждающие договор транспортной экспедиции

О представлении иностранной организацией налоговому агенту — российской организации подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве для целей налогообложения налогом на прибыль доходов от оказания экспедиторских услуг.

О включении экспедитором в доходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, суммы вознаграждения, полученного по договору транспортной экспедиции.

Необходимо ли для целей исчисления налога на прибыль учитывать расходы по доставке товаров автомобильным и иным транспортом по договору транспортной экспедиции на основании транспортных и товарно-транспортных накладных? Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23. Для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с требованиями налогового законодательства необходимо наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции и факт принятия данных услуг на учет. Достаточно ли для целей исчисления налога на прибыль документов, представляемых по договору транспортной экспедиции (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, акт выполненных работ)?

Оформлено И.П. по перевозке грузов по России,в какой форме можно привлекать иных владельцев траснспорта и возможно ли это?

Организация, применяющая УСН, исполняет обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Следует ли ей учитывать в составе доходов только сумму полученного вознаграждения или же нужно учитывать все суммы, поступившие от заказчика, в том числе суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором?