Генеральный адвокат суда ес

05.11.2018 Выкл. Автор admin

2.6.2 Статус судей и генеральных адвокатов

Судьи и генеральные адвокаты Суда, судьи Общего суда и Трибунала гражданской службы назначаются правительствами государств – членов ЕС на шесть лет и могут быть назначены на занимаемые должности повторно по истечении срока полномочий.

В рамках Суда ЕС действуют восемь генеральных адвокатов (юридических советников), чья задача состоит в соблюдении беспристрастности и независимости по рассматриваемым судом делам (ст. 252 Договора о функционировании ЕС). Достаточно часто именно данные мотивированные мнения, содержащие полную оценку фактических обстоятельств и юридической квалификации рассматриваемого Судом ЕС дела, раскрывают важные ракурсы в Европейском праве. В соответствии с Декларацией в отношении ст. 222 Договора о функционировании ЕС (38-я декларация), прилагаемой к Заключительному акту, устанавливается, что если Суд ЕС попросит увеличить количество генеральных адвокатов до 11, то Совет ЕС единогласно согласится на такое увеличение. При этом Польша, как и Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания, будет иметь постоянного генерального адвоката, и ротации будут подвергаться только пять генеральных адвокатов. В настоящее время действует 9 генеральных адвокатов.

Требования к кандидатам на должность судей и генеральных адвокатов устанавливаются ст. 253 и ст. 254 Договора о функционировании ЕС. Судьей или генеральным адвокатом Суда ЕС может быть лицо, чья независимость не вызывает сомнений, и оно отвечает квалификационным требованиям, необходимым для назначения на высшие судебные должности в своем государстве, или является общепризнанным специалистом в области права. В соответствии с Лиссабонским договором учреждается специализированный комитет, который выдает заключения о пригодности кандидатов для занятия должности судьи или генерального адвоката.

Судьи пользуются иммунитетом от юрисдикции. В отношении действий, совершенных ими в официальном качестве, включая их устные и письменные заявления, судьи продолжают пользоваться данным иммунитетом после прекращения своих функций.

Свои полномочия судьи осуществляют на Пленуме либо коллегиях (3 или 5 судей). В некоторых случаях допускается принятие решений Большой коллегией из 11 судей (Европейский суд), либо единоличным судьей (Трибунал гражданской службы), либо Пленумом судей – полным составом суда (Европейский суд, Общий суд, Трибунал гражданской службы).

Суд правомочен выносить решения только в нечетном составе. Решения коллегий, состоящих из трех или пяти судей, являются действительными, только если они приняты тремя судьями. Решения пленума являются действительными, только если присутствуют пятнадцать судей. В случае невозможности присутствия кого-либо из судей, входящих в состав одной коллегии, может быть привлечен судья, входящий в состав другой коллегии, на условиях, определяемых процессуальным регламентом.

Судьи и генеральные адвокаты не могут участвовать в разрешении любого дела, в котором они ранее принимали участие в качестве представителя, советника или адвоката одной из сторон либо по которому они призывались выразить свое мнение в качестве члена судебного органа, следственной комиссии или в любом ином качестве.

Если по какой-либо особой причине судья или генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в разрешении или изучении определенного дела, он сообщает об этом Председателю. В случае, если Председатель считает, что судья или генеральный адвокат не должен ввиду какой-либо особой причины участвовать в заседаниях или подготавливать заключения по определенному делу, он предупреждает об этом данного судью или генерального адвоката.

Органы правосудия

Судебная система Европейского Союза

С момента основания в рамках Европейских сообществ, а ныне Союза в целом функционируют наднациональные органы правосудия, которые осуществляют от их имени судебную власть, а также вырабатывают новые юридические нормы – прецедентное право ЕС.

В соответствии с принципом правового государства суды Союза представляют собой отдельную систему органов публичной власти, чья деятельность независима от других институтов ЕС, а равно от государств-членов.

В соответствии с Лиссабонским договором органы правосудия Союза в совокупности выступают как единая судебная система. Она складывается из нескольких звеньев, связанных друг с другом иерархическими отношениями:

1) высшее звено судебной системы – Суд Европейского Союза;

2) среднее звено – Трибунал (ранее – Трибунал первой инстанции, созданный в 1989 г.);

3) нижнее звено – Трибунал по делам публичной службы ЕС.

Решения Суда являются безусловно обязательными для выполнения всеми государствами, институтами, гражданами и юридическими лицами ЕС. Обжалованию или опротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.

Подведомственность, т.е. круг дел, отнесенных учредительными документами Союза к юрисдикции его судов, как правило, имеет исполнительный характер, т.е. подобные дела не могут выноситься на рассмотрение других судебных органов, в том числе международных судов и арбитражей.

Суд ЕС – один из пяти институтов Европейского Союза, осуществляющий юрисдикционную функцию, и единственный из институтов, имеющий свой Статут. Статут регулирует организационные и процессуальные вопросы деятельности Суда и закреплен в протоколах к учредительным договорам.

Характер юрисдикции Суда не позволяет в полной мере отнести его к одной определенной «ветви» судебной власти, выделяемой в государственном механизме разных стран. При рассмотрении дел по первой или по второй (кассационной) инстанции он совмещает функции суда общей юрисдикции, административного, конституционного, а также международного суда.

В настоящее время наиболее важной и по количеству дел, и по значению считается роль Суда как «конституционного суда» Европейского Союза.

Аналогично конституционным судам России, Германии и ряда других стран, Суд уполномочен рассматривать в преюдициальном порядке обращения всех судебных органов, расположенных на территории Союза, причем суды высших инстанций государств- членов не только вправе, но и обязаны направлять такие запросы.

Состав Суда ЕС

В состав Суда входят две категории членов: основная – судьи и дополнительная – генеральные адвокаты.

Судьи – полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 15, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учреждения Европейских сообществ действует правило «одно государство – один судья».

Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе «суд включает по одному судье от каждого государства-члена».

Генеральные адвокаты – вторая, дополнительная категория членов Суда – была введена по образцу судебной системы Франции. Функции генерального адвоката отчасти напоминают положение российского прокурора при судебном рассмотрении некоторых категорий дел (например, дел о признании безвестно отсутствующим, когда суд перед вынесением решения обязан заслушать мнение прокурора).

Согласно абз. 2 ст. 222 Договора о Европейском сообществе «задача генерального адвоката – действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».

Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката, таким образом, – своего рода альтернативный проект решения Суда (основной готовит судья-докладчик).

Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь заслушать генерального адвоката, но не связан его позицией. На практике, однако, эта позиция оказывает большое влияние на выводы Суда по причине качественного, обстоятельного юридического анализа, производимого генеральным адвокатом. «Сила» генерального адвоката базируется не на его власти по отношению к Суду (которой нет), а на его авторитете, который достаточно велик.

Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное название должности – «генеральный адвокат». В качестве адвоката он выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае – общие ценности права.

Аналогично судьям, при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств- членов. Принцип «одно государство – один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу специальной Декларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Генеральный адвокат суда ЕС назвал обоснованными санкции против «Роснефти»

Генеральный адвокат Европейского суда Мельхиор Ватле считает обоснованными санкции против НК «Роснефть», введенные в рамках санкций ЕС против России, говорится на сайте суда.

Заключение генерального адвоката не имеет самостоятельной силы и является промежуточным решением по иску компании. Суд ЕС вынесет решение по иску компании через несколько месяцев.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев ранее сообщал, что решение суда ожидается в ноябре 2016 года.

В комментарии Ватле сказано, что только одно положение об ограничении работы российской компании противоречит санкционным постановлениям Евросоюза.

«Роснефть» наряду с «Газпромнефтью», ВЭБом, Сбербанком и ВТБ оспаривает законность секторальных санкций против российских госкомпаний, введенных ЕС после событий 2014 года на Украине.

«Роснефть» подала иск к властям Великобритании, однако Высокий суд Лондона переадресовал иск в суд ЕС. Также нефтекомпания подала иск в Европейский суд общей юрисдикции, однако он отложил решение до вынесения вердикта суда ЕС.

По мнению «Роснефти», санкции являются способом конкурентной борьбы за долю на рынке, поскольку непонятно, как присоединение Крыма к РФ касается вопросов доступа нефтяных компаний на международные финансовые рынки, нефтедобычи на арктическом шельфе, разработки трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений.

Обычно высшая судебная инстанция ЕС выносит решение, аналогичное с заключением генерального адвоката, однако в судебной практике были и исключения, когда суд посчитал незаконными санкции против ЦБ Ирана.

Генеральный адвокат суда ес

Генеральный адвокат Европейского суда Мельхиор Ватле, привлеченный к разбирательству по иску оспаривающей санкции «Роснефти», признал в основном обоснованными меры, введенные против российских компаний из-за ситуации на Украине, передает агентство Associated Press. Ватле отметил, что только одно предписание противоречит санкционным постановлениям Евросоюза. Полностью заключение генерального адвоката опубликовано на сайте суда.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не стал комментировать РБК это заявление.

Заключение генерального адвоката — это промежуточное решение, оно не обязывает суд ЕС выносить соответствующее решение. В феврале Михаил Леонтьев говорил, что окончательное решение суд может вынести в ноябре. При этом он признавал, что заявление генерального адвоката обычно «содержательно предопределяет судебное решение» (цитата по «РИА Новости»).

Евросоюз начал вводить санкции против россиян, российских банков и компаний весной 2014 года в связи с событиями на Украине. «Роснефть» попала под европейские санкции в сентябре того же года. ЕС запретил европейским компаниям оказывать ей услуги по разведке и производству глубоководной и арктической нефти и для проектов разведки и добычи нефти методом фрекинга.

В ноябре 2014 года российская госкомпания подала в Высокий суд Лондона иск к британскому казначейству, Министерству по делам бизнеса и управлению по регулированию финансовых рынков. «Роснефть» утверждала, что Великобритания слишком широко трактовала санкционные постановления, в том числе термин «финансовое содействие» (financial assistance) и запрет на выпуск глобальных депозитарных расписок (GDR), что привело к дополнительным ограничениям для работы «Роснефти» на международных рынках. Компания заявляла, что власти Евросоюза дали недостаточно четкое определение «сланцевым» и «глубоководным» проектам. «Роснефть» также полагала, что санкции — это способ вытеснения компании с перспективных рынков. В феврале прошлого года лондонский суд постановил направить дело в Европейский суд в Люксембурге, указав, что «Роснефть» оспаривает постановления ЕС, а британский суд не вправе принимать решение об их правомерности.

«Роснефть» также обжаловала решение Совета ЕС о санкциях в Европейском суде общей юрисдикции, но рассмотрение этого иска было отложено до тех пор, пока не будет вынесено решение Европейского суда по иску, поданному в Великобритании.

«Роснефть» стала первой из подпавших под санкции российских компаний, инициировавших судебные разбирательства с требованием отмены санкций ЕС. Вслед за компанией аналогичные иски подали «Газпром нефть», Сбербанк, ВЭБ и ВТБ. В апреле 2015 года Европейский суд предложил отложить рассмотрение исков «Газпром нефти» и Сбербанка до вынесения решения по делу «Роснефти».

Генеральный адвокат суда ЕС рекомендовал признать законными санкции против «Роснефти»

Генеральный адвокат суда ЕС рекомендовал признать законными санкции против компании «Роснефть» Об этом сообщается на сайте суда. Также в сообщении представлены все заключения адвоката. Он предложил суду констатировать, что ограничительные меры, принятые Советом в отношении российских предприятий, таких как «Роснефть», являются законными. Он также одобрил меры британских властей, предпринятые во исполнение действующих санкций ЕС.

Ранее расположенный в Люксембурге Европейский суд общей юрисдикции начал слушания по иску «Роснефти» против совета Евросоюза о незаконности санкций в отношении российской компании. Напомним, суд Евросоюза еще 9 октября 2014 года зарегистрировал иск «Роснефти», в котором компания оспаривает решение Совета ЕС от 31 июля. Заявители требуют отменить санкции, введенные против них Евросоюзом.

О том, какие аргументы предоставила «Роснефть» в пользу снятия санкций, читайте в материале «Ъ» «»Роснефть» возражает по порядку введения».

Генеральный адвокат суда ес

В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи и Дополнительная — генеральные адвокаты.

Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 25, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учереждения Европейских сообшеств действует правило «одно государство — один судья». Оно необходимо для того, чтобы в составе Суда; имелись специалисты в области правовых систем всех государств-членов Союза.

Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе «Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».

Судом на срок в один год избирается первый генеральный адвокат, который наделен полномочиями назначения генерального адвоката по каждому делу. Порядок назначения судей и генеральных адвокатов практически не отличаются. Критерии отбора изложены в учредительных договорах с учетом норм и традиций всех государств-членов. Например, в статье 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество говорится о том, что «судья и генеральные адвокаты назначаются из лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают качествами, требуемыми для назначения в своих странах на высшие судебные посты. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых является общепризнанной».

Если статус судьи не нуждается в разъяснениях, то статус генерального адвоката является весьма своеобразным, так как его главное назначение заключается в том, чтобы самостоятельно проводить предварительное независимое и беспристрастное исследование и представлять свое заключение по изученному им делу Суду. В таком заключении можно найти «анализ фактов, ссылки на соответствующие положения законодательства и полный анализ предшествующих решений Суда. Он также приводит анализ аргументов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов. В своих выводах генеральный адвокат не ограничивается аргументами сторон спора».

В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив, судьи могут полностью либо частично отступить от этого решения. Но все же мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.

Разделение состава Суда на судей и генеральных адвокатов не было нововведением. Подобная модель организации суда давно существует в ряде стран Западной Европы (Франция, Бельгия, Голландия). Например, «во Франции схожие функции исполняет комиссар правительства во французском Государственном совете и представитель «открытых интересов» в немецком Административном суде (Comissaires du gouvernement/Conseil d’Etat, Vertreter des offentlichen Interesses im deutschen Verwaltungsgerichtsverfahren)».

Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория членов Суда — была введена по образцу судебной системы Франции где похожая должность существовала еще в Средневековье (avocaj general). Согласно абз. 2 ст. 222 Договора о ЕС «задача генерального адвоката — действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».

Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката, таким образом, — своего рода альтернативный проект решения Суда (основной готовит судья-докладчик).

Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь; заслушать генерального адвоката, но не связан его позицией. На практике, однако, эта позиция оказывает большое влияние на выводы Суда по причине качественного, обстоятельного юридического анализа, производимого генеральным адвокатом. «Сила» генерального адвоката базируется не на его власти по отношению к Суду (которой нет), а на его авторитете, который достаточно велик.

Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.

Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное название должности — генеральный адвокат. В качестве адвоката он выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае — общие ценности права.

Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ начитывает сейчас восемь человек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.

В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут 2001 г.

Отныне, если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении ;его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 2001 г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получат возможность сконцентрироваться на анализе действительно сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного права Европейского Союза.

Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство — один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу специальной декларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.

Ранее Суд ЕС, как правило, рассматривал дела в полном составе. После принятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского и Римских договоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование палат. Суду было предоставлено право создавать палаты из своих членов, по три или пять судей в каждой, «для проведения ряда предварительных мер по подготовке судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в соответствии с процедурой, специально разработанной для этой цели» (ст. 221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Действующий же сейчас Регламент Суда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах, а как о нормальной форме деятельности Суда. В соответствии с п. 2 ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество Суд образует палаты и распределяет между ними судей (ст.9 Регламента Суда). Палатами дела рассматриваются на тех же началах, что и на пленарном заседании. Состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Если один из членов палаты по каким-либо причинам не может присутствовать на заседании, то его место может занять другой судья, который назначается Председателем. В каждую из палат Судом назначается председатель сроком на три года. Он назначает день и час заседаний.

Палаты работают регулярно и, как показывает практика, занимаются не только, предварительными мерами по подготовке судебного разбирательства, но и рассмотрением дел.

Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном палатами. В 1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых одна включала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.

Организация работы суда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г. предусматривает создание в качестве особого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.

В соответствии с новым Статутом (ст. 16) по общему правилу дела будут рассматриваться в обычных палатах. По требованию государства-члена или одного из институтов Союза дело передается в Большую палату. Наконец, пленум станет рассматривать только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд), а также дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц ЕС (членов Комиссии, Омбудсмана и др.).

Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом,

Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, а резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).

Суд первой инстанции, как и Суд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член представлено судьей. В принципе, при формировании Суда первой инстанции применяется аналогичная процедура назначения судей, председателя, что и в Суде ЕС, но имеется лишь одна особенность в составе: здесь отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением данного дела член Суда. Суд первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала Суда ЕС.

В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся в процессе слушания дел особой важности.