Фильмы про юристов адвокатов судей зарубежных стран

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Фильмы про юристов адвокатов судей зарубежных стран

10 фильмов, которые должен посмотреть каждый юрист

Врачи, учителя и юристы – любимые персонажи зарубежных и российских кинематографистов. Почему героями художественных картин становятся медики и преподаватели, еще можно объяснить: с ними так или иначе сталкиваются все люди. В Москве, Лондоне или Крыжополе. Везде малых и старых то учат, то лечат.

Но почему режиссеры неравнодушны к юристам? Разве не романтичнее снимать кино о летчиках, моряках, президентах? Оказывается, народу ближе чтущая законы братия. В глазах публики их профессия выглядит по-суперменски – помогает, защищает и обладает мощной супер-силой — умением мастерски пользоваться кодексами, постановлениями, указами и прочими документами.

Несколько лет назад сотрудники Высшей школы экономики проводили исследование, выясняя у студентов юридических факультетов московских вузов причины их профессионального выбора. Более 10% учащихся признались, что на них повлияли Перри Мейсон, Настя Каменская и другие киногерои.

Забавно, конечно. Вот она, великая сила искусства. Только в этой бочке мёда есть капля дёгтя — по данным социологов, в 2015 году юристы возглавили рейтинг депрессивных профессий. Они разочаровываются в своей работе в 3,5 раза чаще, чем, к примеру, те же врачи или учителя. Поэтому смотреть фильмы об адвокатах нужно, но без излишней идеализации.

«Благодетель»

Режиссер Френсис Ф. Коппола экранизировал роман профессионального адвоката Джона Гришэма.

Короткая перепевка: студент юрфака Руди Бэйлор (Мэтт Дэймон) сдает выпускной экзамен и устраивается на работу в довольно странную контору. Вместе с помощником (Дэнни Де Вито) он ввязывается в судебный процесс против компании, отказавшейся выплатить страховку бедному парню, страдающему лейкемией. Истец выигрывает дело, но ответчик объявляет себя банкротом.

С точки зрения юриста картина касается вопросов наследственного права и страховых споров, а обычному зрителю будет интересна криминально-романтическая линия.

Относительно новый фильм с Робертом Дауни-младшим, вышедший на экраны в 2014 году.

Адвокат Хэнк Палмер из-за смерти матери вынужден покинуть Нью-Йорк и вернуться в маленький провинциальный город. Юрист, умеющий лихо сражаться с коллегами, не может найти общий язык с собственным отцом — бывшим судьей (Роберт Дюваль). Ситуация осложняется ещё больше, когда престарелого родителя обвиняют в убийстве человека. Сын берётся его защищать.

«Первобытный страх»

Добротная судебная драма. Известный адвокат (Ричард Гир) спасает от смертного приговора юношу (Эдварда Нортона), обвиняемого в убийстве священника. Представитель прокуратуры (Лора Линни) — в прошлом возлюбленная юриста. Во время процесса обнаруживается, что покойный епископ был замешан в финансовых махинациях. И не только он.

«Гражданский иск»

Фильм по книге Джонатана Харра, написанной на основе реального судебного процесса в Вобурне. На изучение материалов дела у автора ушло девять лет.

Слоган ленты и позиция главного персонажа в начале картины: «Даже у правосудия есть своя цена». Ян Шлихтман (Джон Траволта) привык решать вопросы обходными путями. Его девиз: «Максимум денег, минимум усилий». Однако очередное пустяковое дело неожиданно превращается в сущий кошмар.

Еще одна удачная экранизация Джона Гришэма.

Выпускник Гарварда Митч Макдир (Том Круз) нанимается в юридическую фирму. Вскоре погибают двое его коллег, а один из клиентов заявляет, что компания Митча работает на мафию. Дальше — расследование, визит в секретное хранилище документов на Каймановых островах, сотрудничество с ФБР, сложная история с бандитами, предательством, разбором запутанных махинаций. Нормальный такой психологический триллер от Сидни Поллака.

«Свидетель обвинения»

Номинант «Оскара» 1957 года. Фильм снят по повести Агаты Кристи. Нестареющее ретро с Марлен Дитрих.

Тяжело больной адвокат Уилфрид Робартс (Чарльз Лоутон) давно не занимается уголовными делами — запрещают врачи. Но, знакомясь с подозреваемым в убийстве Леонардом Воулой (Тайрон Пауэр), он соглашается выступить его защитником. Алиби подсудимого может подтвердить лишь его жена. До конца картины вас будет мучить вопрос: «Кто из героев лжет?»

Качественная криминальная драма.

Миллионер Тед Кроуфорд (Энтони Хопкинс) узнает об измене жены и хладнокровно пускает ей пулю в лицо. Супруга в коме, муж — на скамье подсудимых, помощник окружного прокурора Уилли Бичем (Райан Гослинг) торопится посадить его в тюрьму. Он, мальчик-отличник, во время процесса решает для себя, что для него важнее: большие деньги, которые сулит другая работа, или профессиональный азарт и борьба за справедливость, с чем у него до сих пор ассоциировалась государственная служба.

Фильм превосходный, но Гослинг больше похож на детсадовца, чем на крутого прокурора, выигравшего 97% дел. В «Переломе» описывается не столько адвокатура, сколько качества настоящего юриста: внимание к деталям, последовательность, настойчивость, убежденность в своей правоте. За это он и популярен у законоведов.

Любителям сериалов

«Мастер побега» (Великобритания, BBC)

История о несовершенстве законодательной системы и адвокатской этике. Успешный юрист, специализирующийся на уголовном праве, не проигрывает ни одного дела. Стоит ему появиться в суде, и результат процесса предрешен. Ловко манипулируя статьями закона, Уилл Бертон (Дэвид Теннант) способен оправдать даже маньяка. Но когда серийный убийца приходит в дом самого адвоката. Стоп, не буду спойлерить — сами смотрите. Отличный фильм, сюжет и игра актеров держат в напряжении до финальных кадров.

«Хорошая жена» (США, CBS)

Сериал, чьим продюсером был знаменитый Ридли Скотт.

Прокурор Питер Флоррик (его играет Крис Нот, известный российским женщинам по фильму «Секс в большом городе») оказывается в центре скандала и попадает в тюрьму. Его жена Алисия (Джулианна Маргулис) вынуждена отстаивать репутацию семьи и содержать двоих детей. Она обращается за помощью к бывшему однокурснику, и тот предлагает ей место младшего адвоката в своей конторе.

Каждая серия — отдельный судебный эпизод. В фильме есть убийства, политические интриги, противоречия между нормами закона и нормами морали, трудовые споры, конкурентная борьба, служебные романы. В общем, всё, как мы любим.

«Юристы Бостона» (США, ABC)

Нескучный, небанальный и неглупый сериал о жизни крупной адвокатской компании. Сценаристы неплохо ориентируются в системах гражданского и уголовного права и обладают хорошим чувством юмора. Это интересный и смешной фильм. В нём многое перекликается с тем, что сегодня происходит в российском обществе. А проделки парочки хулиганящих интеллектуалов Дэнни Крейна (Уильям Шетнер) и Алана Шора (Джеймс Спэйдер) — дополнительный бонус для зрителей.

фильмы про юристов 31

Драма режиссера Дэвида Добкина («Хочу как ты», «Незваные гости») с Робертом Дауни мл. и Робертом Дюваллем в главных ролях. Съемки фильма «Судья» начались в мае 2013 года в Массачу.

Главные роли в англо-американском фильме «Советник» исполнили Майкл Фассбендер / Michael Fassbender, Кэмерон Диаз / Cameron Diaz и П.

Криминальная драма «Перелом» (Fracture) снята режиссером Грегори Хоблитом в 2007 году. В основе сюжета лежит история о противостоянии молодого прокурора и хитроумного убийцы.

Прокол (2011)

Американская судебная драма «Прокол» (Puncture) от дуэта режиссеров Адама Кассена и Марка Кассена. Сюжет фильма строится вокруг юридической борьбы двух адвокатов против владельца крупной компании, нарушающей закон.

Свидетель обвинения

Американская судебная драма «Свидетель обвинения» (Witness for the Prosecution) по повести Агаты Кристи. Главные роли в фильме исполнили Марлен Дитрих, Джон Уильямс, Тайрон Пауэр.

Убийство первой степени

Франко-американская судебная драма «Убийство первой степени» (Murder in the First) от режиссера Марка Рокко. В основу фильма легла реальная история, имевшая место в Америке в начале 40-х годов. Главному герою предстоит защ.

Майкл Клейтон

«Майкл Клейтон», дебютный фильм американского сценариста Тони Гиброя («Адвокат дьявола», «Долорес Клэйборн») в качестве режиссёра, в 2007 году получил высшие режиссёрские награды.

Долгожданный фильм Стивена Долдри — история о вине, стыде и ошибках, которые нельзя искупить.

Картина снята по роману Берхарда Шлинка (Bernhard Schlink) «Чтец» (Der Vorleser), переведенному на 37 языков, возглавивляв.

Детективный драматический триллер 1994 года «Клиент» (The Client) от режиссера Джоэла Шумахера. Главные роли в фильме исполнили Сьюзен Сарандон и Брэд Ренфро. Также в кинокар.

Адвокат дьявола

«Адвокат дьявола» («The Devil’s Advocate», 1997) – мистическая драма режиссёра Тейлора Хекфорда (Taylor Hackford) по мотивам одноимённого романа американского писателя Эндрю Найдермана.

Правосудие для всех

Американская «юридическая» драма, снятая Норманом Джуинсоном в 1979 году. Главную роль в фильме исполнил Аль Пачино.

Сюжет фильма «Правосудие для всех»

Главный герой фильма –.

Убить пересмешника

Американская драма, снятая Робертом Маллиганом в 1962 году. Главные роли исполнили Грегори Пек, Филипп Элфорд, Мэри Бедхэм иБрок Питерс.

Сюжет фильма «Убить пересмешника».

Эрин Брокович

Драма, выпущенная в 2000 году и рассказывающая о судьбе Эрин Брокович – женщины, которая затеяла и выиграла битву против энергетического гиганта Pacific Gas and Electric Company.

Невыносимая жестокость

Голливудская романтическая комедия, снятая братьями Джоэлом и Итаном Коэнами (Joel & Ethan Coen). Главные роли в фильме сыграли оскароносные актеры Джордж Клуни (George Cloone.

Линкольн для адвоката

Американский художественный фильм, снятый по одноименному роману американского писателя-криминалиста Майкла Коннелли. Режиссером картины выступил Брэд Фурман.

12 разгневанных мужчин

Американская драма, снятая Сидни Люметом в 1957 году. Главные роли исполнили Генри Фонда, Мартин Болсам, Джек Уордан и другие.

Сюжет фильма «12 разгневанных мужчин».

Нюрнбергский процесс

Нюрнбергский процесс — историческая драма Стэнли Крамера.

В главных ролях: Спенсер Трэйси, Берт Ланкастер, Ричард Уидмарк, Марлен Дитрих, Максимилиан Шелл, Джуди Гарлэнд, Монтгомери Клифт, Уильям Шетнер, Вернер Клемперер, Кэннет Мак.

Американский драматический триллер о том, что твердое убеждение может изменить приговор. В фильме «Приговор» режиссера Тони Голдуин (Tony Goldwyn) главные роли сыграли.

Благодетель

Американская судебная драма «Благодетель» (The Rainmaker) от известного режиссера Фрэнсиса Форда Копполы. Главные роли в фильме исполнили звезды Голливуда Мэтт Дэймон.

Верящий в правду

Американская судебная драма «Верящий в правду» (True Believer) от режиссера Джозефа Рубена.

Главные роли в фильме исполнили Джеймс Вудс, Роберт Дауни-мл., Маргарет Колин.

Виновен вне подозрений

Американская судебно-криминальная драма «Виновен вне подозрений» (Guilty as Sin). Над фильмом работал режиссер Сидни Люмет. Главные роли исполнили Ребекка Де Морнэй, Дже.

Время убивать

Американская судебно-криминальная драма «Время убивать» (A Time to Kill) от режиссера Джоэла Шумахера.

Гражданский иск

Американская судебная драма «Гражданский иск» (A Civil Action) от режиссера и сценариста Стивена Зеллиана.

В главных ролях в фильме снялись Джон Траволта, Уильям Х. Мэйси.

Мой кузен Винни

Американская судебная комедия «Мой кузен Винни» (My Cousin Vinny) от режиссера Джонатана Линна. В главных ролях снялись Джо Пеши и Мариса Томей. Также в фильме можно увидеть таких актеров, к.

Музыкальная шкатулка

Американский драматический триллер «Музыкальная шкатулка» (Music Box) с Джессика Лэнг и Армином Мюллер-Шталем в главных ролях. Также в фильме снимались Лукас Хаас, Май.

Голливудская комедия с Джимом Керри (Jim Carrey) в главной роли. Фильм снял режиссер Том Шэдьяк (Tom Shadyac) по сценарию Пола Гюэ (Paul Guay) и Стефена Мазура (Stephen Mazur). «Лжец, лжец.

Новая попытка Кейт МакКолл

Американская процессуальная драма «Новая попытка Кейт МакКолл» (The Trials of Cate McCall) от режиссера и сценариста Карен Монкрифф. Главную роль в фильме исполнила известная американская актриса.

Пожнешь бурю

Американская процессуальная драма 1960 года «Пожнешь бурю» (Inherit the Wind) от режиссера и продюсера Стэнли Крамера. Кинокартина снята по мотивам одноимённой пьесы Джерома Лоуренса и Роберта Эдвина Ли и основана.

Законы привлекательности

«Законы привлекательности» (оригинальное название Laws of attraction) – романтическая комедия, вышедшая на экраны в 2004 году. Главные роли в фильме исполнили Пирс Броснан и Джулианн.

Филадельфия

Юридическая драма «Филадельфия» (Philadelphia) от режиссера Марка Рокко с Томом Хэнксом и Дензелом Вашингтоном в главных ролях. Также в фильме снимались Энн Дауд, Антонио Ба.

Энциклопедия: новые карточки

Подписаться на еженедельную рассылку

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77-35917 от 31.03.2009г. Любое воспроизведение, копирование, переработка или последующее распространение материалов с сайта www.vokrug.tv без письменного разрешения ООО «Вокруг ТВ» запрещается.

ООО «Вокруг ТВ», 2009-2018. Все права защищены. Для детей старше 16 лет. Дизайн — Coalla.

Лучшие фильмы для юристов по мнению юристов: что посмотреть после работы

Какое кино вдохновляет юристов? Какое заставляет еще сильнее полюбить профессию? Какое можно с удовольствием пересматривать из раза в раз? «Право.ru» выяснило названия фильмов и сериалов, которые предпочитают юристы. Лидерами среди сериалов стали американские «Юристы Бостона», «Лучше звоните Солу» и «Хорошая жена». Среди фильмов юристы выделили «Адвокат дьявола», «Линкольн для адвоката», «Шпионский мост», «Фирма», «Судья», «Левиафан» и «Убить пересмешника». Почему это кино стоит посмотреть и чему еще отдать предпочтение, рассказали ведущие правоведы.

Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов

Не увлекаюсь сериалами, но остался в восторге от сериала «Молодой папа». Это первый сериал, который я досмотрел. В нем много метафор, но стоит понять, что мы все, с нашими победами и поражениями, с нашими тревогами и надеждами, болью и счастьем – не более чем прием, прием Бога. И даже неверие, атеизм – не более чем вульгарная религиозность, извращенная религиозность, основанная на вере в то, что человек – царь природы. А это очень скучно, невероятно скучно, омерзительно скучно! Папа – человек. Но это же прекрасно, это не может не вдохновлять. Что касается юридических сериалов, я смотрел пару серий «Юристов Бостона»*. Он заслуживает, чтобы выделить время после работы. В этом сериале серьезные вещи переданы в легкой форме.

Константин Добрынин, старший партнёр КА Pen & Paper

Во-первых, несомненно, достоин внимания «Перелом» с великим Энтони Хопкинсом и в будущем тоже великим Райаном Гослингом. Фильм о юридической дуэли молодого окружного прокурора и инженера, умышленно убившего свою жену. На самом деле это фильм о выборе между правом и неправом и теми методами, которыми ты пользуешься, чтобы достичь благой цели – торжества правосудия. Мораль: методы должны быть правовые и благие.

Во-вторых, это «Американская история преступлений: дело Оджея Симпсона». Отлично разобрана работа адвокатов и обвинителей, причём со всеми приглядными и неприглядными нюансами, которые есть в жизни.

В-третьих, это, безусловно, «Лучше звоните Солу». Именно здесь отлично показана внутренняя борьба между правом и моралью, а также то, что в юридической профессии, как и в жизни, нет места черному или белому – полутонов, да и вообще, невидимого глазу очень много.

Ну и вишенкой на торте я оставлю «Мимино», потому что работа молодого адвоката Светланы Георгиевны, показанная в эпизоде с судом над героем Кикабидзе, – это и по сей день образец честного и профессионального подхода к любому уголовному делу. Поэтому надо смотреть и учиться. Да и просто это очень правильное и точное кино.

Анатолий Кучерена, адвокат, профессор, д. ю. н., заслуженный юрист РФ

«Линкольн для адвоката». Этот фильм, помимо захватывающего сюжета, интересен тем, что позволяет понять, насколько работа американских адвокатов отличается от их российских коллег. Лично мне никогда не приходилось встречаться с такими ситуациями, в которые попадает главный герой фильма – адвокат Микки Холлер. Однако в любом случае, на мой взгляд, задача адвоката состоит не в том, чтобы, как любят говорить следователи, установить истину по делу, а в том, чтобы в максимальной степени оказать квалифицированную юридическую помощь своему доверителю. Если доверитель, обвиняемый в убийстве, утверждает, что он невиновен, именно эту позицию я и буду отстаивать. Как говорили раньше в адвокатской среде, адвокат идет за своим доверителем, как нитка за иголкой. Выяснять, кто на самом деле совершил преступление, – не моя задача, для этого есть следствие. А вот главный принцип Микки Холлера – ни в коем случае не допустить осуждения невиновного – мне, разумеется, близок.

«Адвокат дьявола». Этот фильм – история об одной из семейных трагедий, которые, к сожалению, нередки в семьях адвокатов. Работа адвоката требует быть ответственным, скрупулезным и вдумчивым, она занимает действительно очень много времени. Лично я нередко ухожу из своего офиса поздно ночью. Адвокат, погруженный в проблемы своих доверителей, порой не видит и не задумывается, что происходит в его собственной семье, в результате чего он рискует лишиться самого дорогого – своих близких. Но таковы издержки нашей непростой профессии.

«Судья». Этот фильм в какой-то мере раскрывает достаточно экзотическую для нас американскую практику сделок с правосудием, когда приговор обвиняемому определяется не наличием бесспорных доказательств его вины, а неким скользким соглашением между обвинением и защитой. Я всегда выступал против различных форм упрощенного судопроизводства и считаю неправильным переносить подобный опыт на российскую почву. В то же время фильм ставит очень важный вопрос об ответственности судьи и влиянии его человеческих качеств на принимаемые им решения. На мой взгляд, судья не имеет права на какие-то скелеты в шкафу, он не должен скрывать от общества обстоятельства своей жизни, которые могут повлиять на выполнение им профессиональных обязанностей. Если он, как один из героев этого фильма, тяжело болен и страдает провалами памяти, он обязан немедленно подать в отставку, а не ждать, когда это обстоятельство приведет к трагедиям. Но в целом сюжет фильма представляется мне несколько надуманным, даже с учетом того, что речь идет об американских реалиях.

Александр Забейда, адвокат, управляющий партнёр АБ «Забейда и партнеры»

Хороший фильм – «Линкольн для адвоката», где Мэттью МакКонахи великолепно сыграл роль успешного, уверенного в себе юриста, специализирующегося на защите по уголовным делам. Одна из проблем, которая затронута в фильме, – профессиональная черствость. Когда ты всю жизнь имеешь дело с преступниками, велика вероятность того, что ты не поверишь в невиновность человека, против которого имеются веские улики. Равно как и наоборот. Набор устоявшихся в сознании паттернов иной раз серьезно мешает адвокату правильно разобраться в деле, и эта история напоминает нам, что иногда нужно даже весь свой профессиональный опыт ставить под сомнение, ведь на кону судьба человека.

Интересный фильм, который стоит посмотреть, – «Время убивать» (по роману Джона Гришэма). В нем адвокат защищает афроамериканца, учинившего самосуд над двумя белыми мужчинами, изнасиловавшими его десятилетнюю дочь. В случае вынесения обвинительного приговора осуждённому грозила бы смертная казнь. Фильм поднимает острые проблемы о расовой предвзятости, да и вообще о предвзятости, ведь люди во все времена любят вешать ярлыки, что чернокожий – это обязательно преступник, любой бизнесмен – мошенник, а каждый чиновник – наверняка коррупционер. Однако фильм напоминает нам о милосердии, а также о том, что обвиняемый, неважно кто он, в первую очередь является человеком, и правильное решение не всегда следует из буквы закона: «Что в нас самих ищет истину? Сознание или сердце? Я взялся за это дело, чтобы доказать, что мы все равны в глазах закона. Но глаза закона – это ваши и мои глаза. Не все должны быть равны, иначе правосудия никогда не будет. Правосудие будет лишь отражать наши предрассудки, потому наш долг перед Господом – искать истину не глазами, не сознанием, не страхом, не ненавистью, а сердцем. Другого способа нет».

Вадим Клювгант, вице-президент Адвокатской палаты Москвы

Прежде всего с нетерпением и большими надеждами жду фильм Алексея Учителя о великом адвокате Ф. Н. Плевако в исполнении талантливейшего Владимира Машкова. Надежда на то, что этот фильм может и должен стать убедительным поворотным моментом в отечественном кинообразе адвоката, да и суда тоже.

Из современных западных сериалов, пожалуй, выделил бы «Однажды ночью» – за правдивость и точность анализа и акцентов, глубокий психологизм и высокий профессионализм актёров и режиссёра.

Ну, а с современной отечественной кинопродукцией по правовой тематике всё, к сожалению, сложно. Хотя «Левиафан» заслуживает высокой оценки и признательности и в обсуждаемом контексте тоже.

Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC

Сериал «Юристы Бостона» – это для меня Библия, «Практика» – пособие по лигал-этике, «Миллиарды» – возможность прислушаться к своим ощущениям. У «Практики» и «Юристов Бостона» – лучшие юридические консультанты, а в самих фильмах описаны роскошные кейсы. При этом в «Юристах Бостона» встречаются изумительные культовые фразы и диалоги. «Практика» более тяжёлая, но самая реалистичная. Если ты не смотрел эти фильмы, ты не юрист на 100%. «Миллиарды» захватывает именно тем, что сюжет вполне мог быть на российской почве – обе стороны играют грязно, но очень интересно посмотреть, чем закончится такое противостояние «у них».

Ещё прекрасный сериал «Хорошая борьба» – это спин-офф «Хорошей жены», который я смотреть не смогла из-за отторжения главной героини на физиологическом уровне. Этот же сериал новый, вышел только один сезон. Его интересно посмотреть в смысле обустройства американского юридического консалтинга.

Александр Боломатов, партнер Юридической фирмы «ЮСТ»

Внимание заслуживают все, что снято по произведениям Джона Гришэма. В первую очередь, это «Фирма» – мне одинаково нравится и фильм, и книга.

Отмечу также сериалы «Хорошая жена» и «Юристы Бостона». В них присутствует романтизм профессии, и хотя я не могу похвастаться тем, что посмотрел их полностью, при наличии свободного времени с удовольствием включаю эти сериалы. Отдельно хочется сказать пару слов об актерах – они очаровательны.

Вообще я считаю, что профессия юриста похожа на профессию врача, поэтому все хорошие фильмы про врачей вполне подходят юристам.

А вот из советских фильмов про адвокатов и юрисконсультов ничего посоветовать не могу – в те времена люди этих профессий, к сожалению, в нашей стране в большинстве случаев олицетворяли собой исключительно зло и непорядочность.

Сергей Гришанов, партнёр АБ «Коблев и партнёры»

Признаюсь честно, что ни одного фильма и сериала о юристах я порекомендовать не могу, поскольку, как правило, именно для юристов это скучное и жалкое зрелище. Сюда могут быть отнесены сериалы «Форс-мажоры», «Юристы Бостона», которые хотя и популяризуют профессию, но соотносятся с ней примерно также, как «Интерны» с медициной.

О фильме «Адвокат дьявола» говорить не буду, так как и без меня о нем много скажут. Но в некоторых фильмах действительно затрагиваются вопросы, связанные с профессией юриста. Так, выдающимся является диалог между капитаном Жегловым и старшим лейтенантом Шараповым о работе юриста с законом из бессмертного фильма «Место встречи изменить нельзя». Лучший из образов адвокатов создан Зиновием Гердтом в фильме «Воры в законе». И, безусловно, шедевром является фильм «Мой кузен Винни», отражающий суть работы адвокатов в суде.

Алексей Артюх, партнер Taxology

Из сериалов про юристов видел только «Юристы Бостона». Понравилось, но за все время добрался лишь до третьего сезона. В этом сериале здоровый юмор (хотя порой сексистский), важные социальные и моральные проблемы в правовом преломлении, а также отличные актеры.

Что касается кино, то для меня номер один – это «Адвокат дьявола». Всегда вспоминаю о нем, когда в голове возникают моральные дилеммы по поводу отдельных профессиональных историй, либо забываю о роли семьи в жизни юриста и о том, что близкие важнее работы. Это помогает избегать сомнительных проектов и достигать баланса в жизни. Думаю, фильм не нуждается в описании – его видел каждый или почти каждый. Ну и украшает кино великолепный актерский дуэт, который трудно превзойти в юридических историях с экрана.

Второй мой любимый фильм – это «Фирма» с молодым Томом Крузом. Добротная экранизация книги Гришэма, которую с удовольствием прочел в переводе, а затем и в оригинале. Хотя книга лучше фильма, конечно. Выбираю эту историю из-за связи с налогами (моя профессия) и из-за хорошего описания работы юридической фирмы – это своего рода пособие для начинающих юристов. Детективный сюжет тоже добавляет «Фирме» очков.

Выбрать «номер три» намного сложнее. Есть много неплохих картин – мне в силу профессиональных склонностей импонирует «Побег из Шоушенка», хотя он про налогового консультанта, а не юриста. На память также приходят достойные и классические «Крамер против Крамера», «12 разгневанных мужчин» (см. «13 лучших фильмов на тему права»), «Убить пересмешника», но и они в меньшей степени про право, а в большей – про психологию.

Руслан Закалюжный, старший партнер «Коблев и партнёры»

«Лучше звоните Солу» – спин-офф и одновременно приквел культового сериала «Во все тяжкие». Прекрасные актеры, яркие развивающиеся персонажи, лихо закрученные, юридические и не совсем, но неожиданные и драматические повороты сюжета, смелые креативные решения. По-моему, это лучшая сценарная работа на телевидении с высочайшим уровнем подачи материала. Жду продолжения истории превращения Джимми МакГилла в Сола Гудмана в 4 сезоне, которое запланировано на 2018 год.

«Юристы Бостона» – комедийный сериал, который привлек меня отличным актерским составом и блестящим сценарием. Джеймс Спэйдер – многогранный и талантливый актер. Что говорить о Вильяме Шэтнере со своим Дэнни Крейном – его фразы из сериала просто разошлись на цитаты. Несмотря на то, что тематика сериала вроде и не предусматривает ничего смешного, но в нем действительно очень много хорошего юмора и самоиронии по поводу системы американского правосудия. Сериал подкупает своей искренностью, он очень динамичный и человечный. А с профессиональной точки зрения интересны разные оценки спорных ситуаций и судебных процессов, показанных в «Юристах».

«Хорошая жена» – еще один достойный сериал про юристов. Выдающаяся актриса Джулианна Маргулис несет сложный и яркий образ главной героини. Четко прописаны и сыграны характеры героев, которые способны принимать быстрые судьбоносные решения. Острые словесные баталии в судах вызывают восхищение.

Дарья Константинова, партнёр «Забейда и партнёры»

Один из моих любимых фильмов «Убить пересмешника» снят по мотивам великолепной книги Харпер Ли. Описанная история рассказывает об адвокате, защищающем афроамериканца во времена расовой предвзятости. Его клиента обвиняли в изнасиловании белой девушки, которого он не совершал. Несмотря на общественное мнение и характер обвинения, адвокат защищает своего клиента и борется, даже когда кажется, что надежды нет и успех маловероятен: «Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца». А еще этот фильм предлагает взглянуть на сложную ситуацию глазами ребёнка, не думающего о социальном положении обвиняемого или еще каких-то стереотипах. Ребёнка, который только видит человека, несправедливо обвиненного в преступлении, высказывая суждения, очищенные от предрассудков.

Еще один фильм, который стоит посмотреть, – «Чудо на 34 улице». Фильм рассказывает о сложной, но успешной работе адвоката, клиента которого хотели признать невменяемым и поместить в психиатрическую клинику только на том основании, что он представлялся Санта Клаусом детям, а также настаивал на этом в суде. Этот фильм не относится к комедийному жанру, при этом очень наглядно показывает, как должна действовать презумпция невиновности в правовом государстве. Если ты не можешь доказать обратного в уголовном процессе, вера должна быть обвиняемому, чтобы он не утверждал.

«Шпионский мост» – фильм об американском адвокате, представлявшем интересы русского шпиона во времена холодной войны. Фильм показывает, что в чем бы ни был обвинён человек, его право на защиту является неотъемлемой конституционной гарантией. При этом адвокат не должен оценивать моральные аспекты обвинения, а должен добросовестно защищать права своего клиента – и это главная его обязанность: «Что думают люди не важно. Твои поступки – это главное».

Павел Хлюстов, адвокат, партнер КА «Барщевский и партнеры»

«Адвокат дьявола». Этот фильм является моим безоговорочным лидером. Помимо нетривиального сюжета и отменной игры актеров, это произведение изумительно передает букет эмоций и переживаний, с которыми сталкиваются многие представители нашей профессии. Фильм очень четко подмечает роль и место юриспруденции в современном мире, а также раскрывает неизбежные коллизии между профессиональным успехом, амбициями и жизнью наших близких.

«Судья». Если первый строится вокруг персоны адвоката, то этот фильм в большей степени сконцентрирован на другой не менее важной фигуре – судье. Фильм очень хорошо раскрывает идею, что любой судья, прежде всего, человек, а уже потом юрист. Как бы не казалось со стороны, что судья руководствуется лишь законом и здравым смыслом, на его решения неизбежно накладывают отпечаток сюжеты из собственной жизни.

«Шпионский мост». Интересное кино, основанное на реальных событиях, выдвигающее на первый план простого юриста по страховым спорам, которому было суждено поучаствовать в судьбе советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля. Хотя, в отличие от двух других фильмов, он в меньшей степени отражает суть работы юриста, этот фильм отлично показывает, что наши навыки способны быть полезны далеко за пределами классической юридической практики.

Артем Афанасьев, член правления, директор юридического департамента и комплаенс контроля DIXY GROUP

«Адвокат дьявола» – прекрасная актерская игра в классическом кино про адвоката.

«Крестный отец» – замечательна экранизация великолепной книги, в сюжете которой одна из главных ролей у консильери Тома Хагена. В книге этот персонаж имеет существенно большее значение, чем в фильме. Поэтому советую прочитать книгу до просмотра фильма.

«Константин» – фильм о добре, которое похоже на зло, и о зле, которое похоже на добро. Ну и вреде курения, конечно.

«Карточный домик» – содержательное кино с интересным сюжетом и Кевином Спейси в главной роли.

Елена Овчинникова, адвокат АК «Бородин и Партнеры»

Я как эксперт в области семейного права всегда интересовалась смежными областями: психологией, социологией, педиатрией. Необходимые знания из этих наук очень помогают в процессах по семейным спорам. Не менее познавательными, на мой взгляд, являются некоторые фильмы. Самыми известными я считаю «Законы привлекательности» с Пирсом Броснаном и Джулианой Мур в главных ролях и «Невыносимую жестокость» с Джорджем Клуни и Кэтрин Зета-Джонс. Это фильмы о бракоразводных адвокатах и их интересной работе. Они еще раз подтверждают, что даже в такой консервативной профессии, как юрист, находится много поводов для юмора. А юристы, на мой взгляд, самые остроумные и ироничные люди.

Юрий Воловиков, руководитель Корпоративной практики ЮК «Архитектура Права»

«Лучше звоните Солу» – действительно интересный сериал, который дает возможность понять изнаночную сторону работы юриста. Это переживания за себя, за свою деятельность, поиск профессионального пути человека и борьба за него.

«Линкольн для адвоката» – великолепный фильм, история циничного адвоката Микки Холлера в исполнении неподражаемого Мэттью МакКонахи, который принимает решение бороться за истину, что бы ему это ни стоило. «Адвокат дьявола» – сочетание мистики, азарта в предвкушении успеха в судебной схватке и расплаты за излишнюю везучесть (а может, за профессионализм?). Великолепная игра мегазвезд мирового кино – Киану Ривз, Аль Пачино и Шарлиз Терон – делает этот фильм хитом на все времена.

Дмитрий Казаков, управляющий партнёр АБ «Казаков и партнёры»

Моим любимым фильмом является, конечно же, «Место встречи изменить нельзя». Это уникальное сочетание правовых тем: от фундаментальных вопросов философии права до прикладных вещей – тактики и психологии следственных действий.

Не могу обойти внимаем и классику – всевозможные экранизации. Так, люблю фильмы по Шекспиру («Венецианский купец», «Гамлет», «Король Лир»), Достоевскому («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»), Толстому («Воскресение»).

Елена Зиберт, менеджер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон»

Точно стоит посмотреть фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Он по-своему красивый, местами эпатажный, актеры – великолепны. Здесь помимо пересказа биографии Ларри Флинта авторами ставится вопрос, могут ли высокие правовые идеалы и ценности защищать абсолютную беспринципность и безнравственность отдельно взятой личности. Фильм и американское правосудие отвечают на поставленный вопрос положительно.

В фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», наоборот, неплохой и в общем-то правый по существу человек оказывается бессильным перед государственной машиной, «по закону» забирающей у него все, что ему дорого. Интересно, что в последовательном уничтожении главного героя государство опирается именно на моральные нормы и религиозные потребности. В каком-то смысле фильм Звягинцева является наглядным пособием по работе правоохранительной системы России. Посмотреть один раз его точно стоит.

«Филадельфия» Джонатана Демми – фильм про адвоката, в котором ставится вопрос о соотношении личного и профессионального в юридической практике. Насколько отрицательное отношение к личности клиента может быть препятствием для работы с ним? Авторы фильма (и многие успешные адвокаты) считают, что с клиентом надо работать несмотря ни на что, а иногда даже вопреки всему.