Федеральное законодательство и охрана атмосферного воздуха

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18, 19 июля, 21 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 23 июля 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Закон определяет общие положения вопроса в области охраны воздуха. Регулирует вопросы управления, организации, государственного учета вредного воздействия, регистрации источников загрязнения, контроля охраны, экономического механизма, обеспечения прав граждан и юридических лиц в регулируемой сфере, ответственности за загрязнения, международного сотрудничества.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 мая 1999 г. N 91, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2222

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают с силу с 1 января 2015 г.

Изменения вступают с силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2018 г. и с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон «Об охране атмосферного воздуха»

Атмосферный воздух — важный компонент окружающей нас природы, часть среды обитания растений, животных и человека.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» определяет правовые аспекты охраны воздуха. Он создан с целью осуществления конституционных прав граждан на получение достоверной информации об окружающей среде и создание благоприятной обстановки для проживания.

Описание Федерального закона 96

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ. Оно состоит из настоящего Федерального закона и других законодательных положений. Закон предусматривает ведение опциональных экологических условий в области атмосферного воздуха.

Имущественные отношения, которые возникают во время работы над охраной воздуха, дополнительно регулируются Гражданским законодательством Российской Федерации.

Отношения, которые возникают в момент деятельности по охране атмосферного воздуха, контролируются законодательством о техническом регулировании. Предметом регулирования выступают требования к продукции, сооружениям, зданиям и процессам проектирования.

Федеральный закон был принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года, а одобрен Советом Федерации через 20 дней того же года. Последние изменения были внесены 30 декабря 2008 года.

Краткое содержание Федерального закона «»Об охране атмосферного воздуха»»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Управляет областью охраны воздуха;
  • Глава 3 — Организовывает деятельность в области охраны окружающей среды;
  • Глава 4 — Учитывает вредные воздействия на атмосферный воздух и определяет источники;
  • Глава 5 — Контролирует область охраны окружающей среды;
  • Глава 6 — Описывает экономический механизм;
  • Глава 7 — Перечисляет права граждан, юридических лиц и общественных объединений;
  • Глава 8 — Предусматривает ответственность за нарушение законодательства;
  • Глава 9 — Описывает способы международного сотрудничества;
  • Глава 10 — Перечисляет заключительные положения.

Настоящее законодательство определяет полномочия органов государственной власти.

К ним относятся:

  • Создание и определение единой государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории РФ;
  • Определение порядка проектирования деятельности в области охраны среды и создание экологических и гигиенических документов по уровню качества среды в атмосфере;
  • Создание цельной нормативно-методической базы в сфере охраны атмосферного воздуха;
  • Создание федеральных целевых программ.

Хотите проанализировать статьи настоящего Федерального закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками? Скачайте его по ссылке.

Последние изменения в законе об атмосферном воздухе

30 декабря 2008 году изменения были внесены в следующие статьи:

Статья 12

Определяются нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу:

  • Технические нормативы выбросов;
  • Предельно допустимые выбросы.

Федеральный закон самостоятельно устанавливает нормативы выбросов веществ в атмосферу. Однако предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ.

Статья 15

В ст 15 настоящего закона перечислены стандартные условия для различной деятельности, последствия которой влечет за собой вредное воздействие на атмосферную среду.

К техническим средствам, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду, устанавливаются нормативы. Это защитит здоровье человека и его генетический фонд. При производстве продукции запрещается внедрение новых материалов, техники, технологий и другой продукции, если они не соответствуют законодательным нормам настоящего Федерального закона.

На территории Российской Федерации может быть использовано только то топливо, которое представлено с сертификатом соответствия и специальным декларациям, содержание которых описывает минимальное негативное воздействие на окружающий воздух.

На территории Российской Федерации запрещается использовать и производить технические средства и технологические установки, которые не обладают сертификатами соответствия.

Статья 25

В ст 25 Федерального закона описывается контроль над производством, который вредно воздействует на окружающую атмосферу.

Производство контролируют юридические лица согласно нормативам вредных биологических, химических и физических веществ, после чего составляется ведомость в виде отчета государственным органам. На предприятиях должно быть уполномоченное лицо, которое ответственно за производственный контроль и охрану атмосферного воздуха.

Также предоставляется информация о лицах, которые ответственны за проведение тщательного контроля воздействия вредных веществ.

Ниже рассмотрены статьи, изменения в которые не вносились. Тем не менее они содержат важные моменты.

Статья 18

В ст 18 определяется количество вредных веществ, которые воздействуют на окружающую среду.

Федеральный закон запрещает хранить или закапывать отходы, которые воздействуют на воздух окружающей среды. Места хранения или захоронения предварительно согласовываются с территориальными органами исполнительной власти.

Статья 28

96-ФЗ 28 ст определяет плату за чрезмерный выброс вредных веществ в атмосферу. Если загрязняющие вещества выбрасываются в природу, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые это практикуют, устанавливается фиксированная плата. Размер денежных средств (штрафа) предусматривается законодательством Российской Федерации.

Статья 31

Настоящий закон определяет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха. Лица, которые совершили нарушение законодательства РФ, несут административную, уголовную или другую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Чтобы скачать изменения, дополнения и поправки к статье, перейдите по ссылке.

Login Form

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

Государственный экологический надзор

Основной перечень нормативно-правовых актов в сфере охраны атмосферного воздуха

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;

Приказ Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» ;

Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;

Приказ Минприроды России от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов».

Правовая охрана атмосферного воздуха

Основные понятия

Согласно ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного воздуха представляет собой систему мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Качество атмосферного воздуха — это совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха

Основой правового регулирования вопросов охраны атмосферного воздуха является Закон об охране атмосферного воздуха, в котором закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматриваемой сфере, определяются функции государственного управления, формулируются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного Закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановление от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».

Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.1992.

Содержание государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 4 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Принципами государственного управления в рассматриваемой сфере являются, в том числе:

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

обязательность соблюдения требований федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нарушение.

Среди основных функций государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха следует назвать: выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воздействие на атмосферный воздух; государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников; осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзор). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также допускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст. 23 этого Закона является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, Ростехнадзора и Роспотребнадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Статья 24 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обеспечить соблюдение:

условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

выполнения федеральных целевых программ, программ субъектов РФ, а также различных мероприятий по его охране.

Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 № 31, а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

Требования к охране атмосферного воздуха

Глава 3 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:

запрет на внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также на применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

обязательность при производстве и использовании топлива наличия сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

возможность ограничения органами исполнительной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха;

запрет на выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена;

допустимость действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и окружающей среды;

недопустимость превышения нормативов качества атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городов и иных поселений;

запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

запрет на производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов;

запрет на хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также на сжигание таких отходов без специальных установок и др.

Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

Нарушители законодательства об охране атмосферного воздуха в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

КоАП предусматривает наступление административной ответственности за:

нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21);

выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22);

эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23).

Субъектами РФ также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

УК предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 251 (загрязнение атмосферы).

Законодательство в области охраны атмосферного воздуха

В соответствии с требованиями Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96-ФЗ) — юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (автомобили, заправки, котельные, станочный парк и т.д.) — обязаны проводить разработку проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (ПДВ).

Проект разрабатывается в соответствии с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, ГОСТ 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Согласно, ст. 22 Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96-ФЗ) — юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Если проект ПДВ не разработан, то 25-кратный коэффициент увеличения платежей применяется ко всему фактическому объему образования загрязняющих веществ.

Согласно ст. 30. Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96-ФЗ) — юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ.

За выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в соответствии со статьей 8.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000-2 500 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 -50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 180 000 – 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.