Если при дтп покинул место происшествие

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Если при дтп покинул место происшествие

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Что делать, если не заметил и уехал с места ДТП

Это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

В ситуациях, когда нужно:

— отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— Вы можете избежать наказание по сроку исковой давности, который составляет 2 или 3 месяца;

— смягчающими обстоятельствами может быть Ваше добровольное обращение в органы ГИБДД.

Не только новичка на дороге, но и автолюбителя со стажем могут подстерегать ситуации, при которых его действия могут быть квалифицированы, как преднамеренное или неумышленное оставление места ДТП. А это несет за собой достаточно серьезную ответственность, избежать которой (при благоприятном стечении обстоятельств) можно только при квалифицированной юридической помощи.

Как и в любом правовом споре, в первую очередь, необходимо оперировать юридическими определениями, которые и станут основным критерием, определяющим тяжесть совершенного деяния и степень ответственности.

Напоминаем, незнание законов и правил не освобождает от юридической ответственности.

Итак, что же гласят Правила дорожного движения. В первую очередь рекомендуем обратить внимание на основные определения, при этом следует выделить следующие положения под пунктом 1.2 действующих и актуальных на 2018 год ПДД:

— «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

— «Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

— «Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Исходя из этого, не стоит рассчитывать на то, что, казалось бы, незначительное происшествие на парковке пройдет без последствий. На судью, разбирающего дело, аргумент не заметил и покинул место ДТП не окажет влияния, вы будете признаны виновным. Исправить такую ситуацию можно только при профессиональнй юридической поддержке.

Отметим тот факт, что нарушения данного класса, даже если вам кажется, что вы ни в чем не виноваты, предполагает достаточно серьезную ответственность, которая определена в статье 12.27 КоАП РФ (Закон №195-ФЗ от 30.12.2001 г.) в пункте 2

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Именно поэтому стоит отнестись к своим действиям даже при незначительном (на ваш взгляд) ДТП серьезно. Отделаться штрафом, который предусмотрен пунктом 1 данной статьи:

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

в большинстве случаев не выйдет, ведь он в основном касается требований к установке аварийного знака и необходимости освободить проезжую часть при невозможности проезда другого транспорта, при выполнении целого ряда действий.

Отметим сразу, оставлением места ДТП считается даже изменение положения вашей машины и ее отгон на несколько метров. Даже в этом случае работники ГИБДД могут предъявить вам претензии. Действующие ПДД позволяют отъехать от места аварии в следующих случаях (пункт 2.6):

— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Кроме того, если в аварии участвовало две машины, у участников ДТП нет разногласий, тогда можно заполнить Европротокол и решить проблему без привлечения сотрудников ГИБДД. При выполнении всех предписанных порядком его оформления действий вы сможете покинуть место происшествия без последующих проблем.

Бывают ситуации, когда действительно не заметил и оставил место ДТП. В этом случае исправить ситуацию можно несколькими законными способами. Подчеркнем, речь идет о незначительных происшествиях, в результате которых не пострадали люди, да и нанесенный ущерб невелик.

Никто не отменял срок давности по административным правонарушениям. Для ситуаций такого рода он составляет 2 или 3 месяца (для рассмотрения в ГИБДД и суде соответственно), что указано в статье 4.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса).

Ч.2, п.6, ст. 24.5 КоАП (часть первая пункт 6) гласит:

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Действенную защиту можно получить и рассчитывая на смягчение административной ответственности, но для этого придется явиться в ГИБДД самостоятельно. Статья 4.2 КоАП РФ

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

В любом случае, рассчитывать на благоприятный исход дела можно только в том случае, если ваши интересы будет представлять грамотный юрист. Практика показала, что 90% случаев самостоятельной защиты по правонарушениям такого характера не приносит положительного результата. Поэтому, если вы оказались в подобной ситуации, доверьтесь опытному адвокату.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Что делать если оставил место ДТП

ДТП – это ситуация, возникшая при движении транспортного средства по дороге, с его участием. Последствия аварии связаны с нанесением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба транспортному средству. Если гражданин считает, что повреждения незначительные, вред здоровью граждан не нанесен, он может уехать с места ДТП. Это означает физическое оставление места, где произошла авария. Несмотря на внутреннее убеждение гражданина о том, что авария принесла незначительный вред, даже при условии того, что виновником ДТП является не он, покидать место происшествия нельзя.

Что делать если оставил место ДТП?

Скрытием с места аварии является обстоятельство, при котором участник ДТП отсутствует во время составления протокола. Если гражданин отбыл, но вернулся ко времени прибытия патрульной машины, это не будет считаться нарушением. Но в случае если участник аварии решил, что вред незначительный, ему необязательно возвращаться к составлению протокола, это нарушение. Даже при условии того, что гражданин не знал этого. Справедливо опасаясь последствий своего необдуманного поступка, каждый из участников ДТП, самовольно покинувших место аварии, обращаются за консультацией к юристу. Это самый оптимальный выход в сложной ситуации.

Уехать с места происшествия без последствий разрешено законом в состоянии крайней необходимости. Это понятие включает в себя один критерий: вред причиненный меньше по сравнению с вредом предотвращенным.

В деревне без хороших дорог, без больниц поблизости, человека кусает змея. В селе отсутствует доктор, квалифицированная медицинская помощь. Человека везет в больницу водитель, который во время движения попадает в аварию. Но авто может двигаться дальше, пострадавшие отсутствуют. Водитель решил уехать с места аварии, привезти человека в клинику. Это пример показывает, что причиненный вред–это обязанности со стороны водителя совершать установленные действия после аварии, нарушенные им. Вред, предотвращенный в этом случае – это ликвидация угрозы жизни человеку.

Во всех остальных случаях участникам аварии необходимо дождаться инспекторов ГИБДД, чтобы составить протокол. Это требования закона. Если гражданин его игнорирует, ему грозит наказание. Но его можно обжаловать при возникновении в деле определенных обстоятельств. Без правовых знаний это сделать очень трудно, поэтому лучше обратиться к автоюристу, который грамотно, профессионально разъяснит основные вопросы, связанны с ситуацией, а также перспективы их решения.

Какое наказание если оставил место ДТП

Наказание в юридической науке служит мерой воздействия на гражданина или юридическое лицо за совершенное ими правонарушение. Чтобы понять меру воздействия на участника ДТП при оставлении места его свершения, обратимся к ст. 12.27 КоАП РФ. В частности, положение закона устанавливает, что оставление участником места ДТП, наказывается лишением прав на срок от 1 до 1,5 лет, арестом до 15 суток. Закон также запрещает после аварии водителю выпивать спиртное и употреблять психостимуляторы. Об этом говорит пункт 2.7 ПДД: законодатель создал эту норму для того, чтобы после аварии было проведено освидетельствование человека, а употребление спиртного, наркотиков, иных веществ не дадут объективную картину произошедшего. В случае если водитель не подчинился требованиям ПДД, выпил, после этого покинул место ДТП, то это не освобождает его от ответственности.

Наоборот: это обстоятельство отягчает его виновное деяние. Об этом говорит пользователям ст. 12.27 КоАП. Неисполнение пунктов ПДД, связанных с запретом на употребление алкоголя, наркотиков, психотропов после ДТП, к которому водитель имеет непосредственное отношение, либо после того, как автомашина была остановлена сотрудником ГИБДД, до осуществления должностным лицом освидетельствования с задачей установления опьянения или принятия им же решения об освобождении гражданина от экспертизы, влечет штрафные санкции — 30000 с лишением права управления автомобилем на срок от 1 до 2 лет.

В каких случаях можно оставлять место ДТП

Закон говорит о 4 вариантах оставления места ДТП без юридических последствий для лица:

  • Доставление пострадавшего в больницу.
  • Освобождение места ДТП от транспорта с составлением схемы изначального положения транспортных средств, нахождением свидетелей, записью их данных и места жительства.
  • Участники аварии, оценив ущерб, подписали схему аварии, едут в полицию для оформления места происшествия.
  • Ущерб, нанесенный в результате аварии, незначителен, участники договорились между собой на месте, не имея претензий (необходимо обменяться друг с другом расписками, суть которых состоит в отсутствии претензий).

Кроме того в этом варианте, участники должны:

  • составить схему аварии в двух компаниях, ратифицировав каждую из них двумя подписями;
  • удостовериться в том, что аварией вред был причинен только собственности, среди людей жертвы отсутствуют;
  • удостовериться в том, что в аварии пострадали только два авто;
  • удостовериться в том, что у каждого из участников ДТП в наличии полис ОСГО, водитель указан в нем в качестве лица, допущенного к управлению машиной;
  • удостовериться в том, что водители в равной мере оценивают степень повреждения обеих автомашин.

Следующие действия предпринимать водителям необходимо в страховой компании.

Более подробно рассказывается в статье «Что делать после ДТП«.

Когда место ДТП покидать нельзя?

Исходя из практики судов по обстоятельствам самовольного оставления места ДТП, можно говорить о том, что часто водители в свое оправдание пытаются привести доводы, которые, по их мнению, относятся к крайней необходимости. Эти доводы не принимаются судами, поскольку в законе существует четкое определение термина «крайняя необходимость».

ДТП нельзя оставить водителю, а следующие ситуации не являются оправданием:

  • опоздание на важную встречу;
  • опоздание в аэропорт, на вокзал;
  • движение с ребенком в поликлинику;
  • гонка за вторым водителем – виновником (потерпевшим) в ДТП с задачей – вернуть его на место аварии.

Кроме того, водителю, самовольно покинувшему место ДТП, не удастся доказать, что он ничего не заметил и поехал дальше. Всегда найдутся свидетели в суде, которые укажут, что конкретный гражданин выходил из автомашины, осмотрел ее и другое авто, потом, подумав, сел и уехал. Таким образом, для водителя, который, например, повредил авто другого водителя, благородно оповестив его об этом запиской под дворниками, может закончиться лишением прав или арестом (административным). Если второго участника ДТП на месте нет, с ним, соответственно, договориться нереально. В этой ситуации нужно звонить в полицию.

Помним, что оставление места ДТП – это состав правонарушения, относящийся к формальному. Невозможно прекратить дело примирением его участников. Потерпевший не может забрать заявление даже при достижении мира и согласия между водителями, так как закон не предусматривает этой возможности. Все эти нюансы расскажет клиенту на консультации юрист!

За оставление места ДТП будут сажать в тюрьму

Конституционный суд РФ рекомендовал законодателям ужесточить наказание за оставление места ДТП, в котором пострадали люди. Сегодня высшая судебная инстанция вынесла решение по достаточно резонансному делу. Суть его была в том, что водитель из Ивановской области не справился с управлением и устроил аварию, в которой погибли два из пяти его пассажиров. После этого он сбежал с места происшествия и чуть ли не год скрывался от правосудия. Судя по показаниям свидетелей и прочим доказательствам, имевшим место в судебном деле, «герой» в момент ДТП был изрядно пьян. Однако когда он в конце концов предстал перед судом, доказать с точки зрения медицины факт алкогольного опьянения виновника аварии в момент ее совершения оказалось уже невозможно.

Камнем преткновения это обстоятельство стало потому, что по статье 264 УК, за причинение смерти двух и более лиц в ДТП полагается до 7 лет заключения. А если при этом виновник был еще и пьян, то уже от 4 до 9 лет. Таким образом, у пьяного аварийщика были все резоны сбежать с места аварии и сдаться правоохранителям только после полного отрезвления. Напомним, что уголовное преследование по вышеназванной статье грозит и за тяжкие повреждения, причиненные по вине «организатора» ДТП — до 2-х лет заключения когда он был трезв и до 4-х в случае установленного опьянения.

В общем, сбегать с места происшествия и трезветь имеются у любого пьяного аварийщика: «права» в любом случае отберут, а уголовный срок будет заметно меньше. Рассмотрев «ивановское дело», Конституционный суд все-таки решил, что по существующим нормам российского права без медосвидетельствования считать человека пьяным все-таки нельзя. Однако, как сообщила пресс-служба КС, суд признал, что «это ставит их (сбежавших аварийщиков — ред.) в более выгодное положение по сравнению с водителями, оставшимися на месте аварии. В этой части данное законоположение не соответствует Конституции».

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, после оглашения вердикта, заявил, что разрешить эту коллизию должен законодатель. Первый вариант, предложенный им подразумевает возврат к старой редакции ст. 264 УК. До 2009 года в ней не было подпунктов, разделяющих наказание для пьяных и трезвых. Дифференциация размера наказания оставлялась на усмотрение конкретного судьи — по совокупности отягчающих обстоятельств. Другой путь, предложенный Зорькиным, как передает Коммерсант, — усиление ответственности за оставление места ДТП. С нынешнего административного лишения «прав» на полтора года до какого-либо уголовного наказания.

Уезд с места ДТП

Оставление места ДТП очень серьезное правонарушение в сфере ПДД, влекущее не менее серьезные последствия. Согласно правилам сразу после аварии водителям необходимо остановиться и вызвать сотрудников госавтоинспекции. Однако, как показывает практика, все чаще автомобилисты скрываются с места происшествия в силу разных обстоятельств и причин, что несомненно влечет за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Если обратиться к определению дорожно-транспортного происшествия в ПДД, станет ясно, что это такое событие, которое возникло во время движения автомобиля по дороге и повлекло за собой ущерб другим транспортным средствам, зданиям, пешеходам и т.д. Таким образом, аварией будет считаться не только столкновение двух или нескольких автомобилей, но и наезд на человека, животное, препятствие, остановившееся ТС.

Под уездом с места ДТП подразумевают ситуацию, когда к моменту прибытия сотрудников ГИБДД нарушителя не оказалось на месте.

Исключение возможно только в том случае, если автомобилист отправился вместе с пострадавшим в медицинское учреждение либо самостоятельно поехал на пост дорожно-постовой службы, чтобы оформить документы.

Также допустима ситуация, когда водитель сначала отъехал с места аварии, но успел вернуться до приезда ГИБДД. В таком случае правонарушение будет считаться незначительным, а гражданин получит наказание в виде штрафа в пределах одной тысячи рублей.

Сбили собаку? Есть риск лишится прав или сесть за решетку

Водителю, выезжавшему с парковки, показалось, что рядом взвизгнула собака. Он вышел, обогнул автомобиль. В вечерних сумерках двор выглядел пустым, машина невредимой — и, сев за руль, он продолжил путь. А спустя несколько дней узнал, что он оставил место ДТП — и рискует лишиться прав или сесть за решетку. Какое, к черту, ДТП? Какое лишение прав? Оказалось, хозяин собаки вызвал полицию — и заявил, что животное получило травмы от столкновения с автомобилем. На бампере и впрямь обнаружились царапины, причем инспектор ГИБДД признал, что они нанесены собачьим ошейником. Материальный ущерб налицо. Значит — арест или лишение прав. И это не шутки!

C точки зрения Правил, дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Ключевое слово — «ущерб». Нет ущерба — нет ДТП.

Зачем водители скрываются с места ДТП? В большинстве случаев потому, что им есть что скрывать. Пьяному грозит лишение прав на полтора-два года плюс штраф в 35 тысяч рублей — наказание более суровое, чем «просто» за оставление места ДТП, тут уж выгоднее сначала протрезветь, а затем явиться с повинной. Другие виновники надеются, что ДТП прошло без свидетелей и можно будет выйти сухим из воды. А бывает, что водитель и впрямь не подозревает, что совершил ДТП — видимых следов «контакта» нет, а если есть, то настолько незначительные, что.

В 2013 году в России с участием неустановленных транспортных средств зарегистрировано без малого десять тысяч ДТП — примерно каждая двадцатая авария. И это число только растет: годом ранее их было на 18% меньше.

Перед тем как покинуть место ДТП по любой причине, сфотографируйте его так, чтобы можно было установить расположение транспортных средств (проезжая часть, дома, деревья, дорожные знаки). Снимите рассыпанные на дороге обломки и сами повреждения. Идеальный вариант — если на всех фотографиях будут видны госномера автомобилей

Между тем, согласно второй части статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, оставление места ДТП его участником карается лишением водительских прав на 1-1,5 года или административным арестом сроком до 15 суток. Отделаться штрафом невозможно!

Оказавшись перед выбором — лишение прав или арест, — многие предпочли бы второе. Арест отбывают в изоляторах временного содержания (ИВС) или в отделениях полиции («обезьянниках») при ОВД. Условия, конечно, не курортные, так ведь и не тюремные! Максимальные пятнадцать суток дают крайне редко, и частенько находятся полицейские, готовые выпустить хорошего человека раньше — например, за художественное оформление стенгазеты. В московском регионе «такса» за подобное проявление симпатии — от 10до 15тысяч рублей за каждые сутки, в других местах — от 5 до 10 тысяч.

Подать ходатайство и напроситься под арест можно и самому, хотя суд вовсе и не обязан отправлять вас за решетку вместо «гуманного» лишения прав. Наоборот: суды первой инстанции (обычно это мировые судьи) чаще лишают прав, нежели сажают под арест. В этом году чуть менее трети принятых в Москве решений заканчивались арестом, причем максимум — на восемь дней. Есть и официальные противопоказания аресту — например, беременность, хроническая болезнь или преклонный возраст.

А если суд постановил лишить прав и это решение вступило в силу, то скостить срок «бесправия» невозможно: административные дела не попадают под амнистии. Невозможно и «обменять» лишение на арест при обжаловании: ужесточить наказание суд высшей инстанции не вправе — даже если обвиняемый будет умолять отправить его за решетку.

Особую суровость статье 12.27 придает то, что она не учитывает, был ли умысел в содеянном, равно как не расшифровывает само понятие «оставление места».

Паркуясь в своем дворе, водитель задел бампер другой машины. Сосед-владелец прогуливался неподалеку. Вызвали ГИБДД. Пока ждали, виновник понес в квартиру пакеты с покупками, попросив позвонить по домофону, как только приедет полиция. Но сосед, видать, решил отыграться за старые обиды — и сказал инспекторам, что водитель другой машины ушел. Вернувшийся через двадцать минут виновник узнал, что его обвиняют в оставлении места ДТП.

Абсурд? Конечно. Но по закону нет разницы, отошел ли водитель на сто метров или умчался за сто километров.

Октябрьским вечером, поворачивая во двор, внедорожник не уступил дорогу мотоциклисту и сбил его. Мотоциклист не пострадал, быстро поднялся сам и стал вытаскивать байк из-под автомобиля. Поставил на колеса, сел на него, откатил к обочине — и принялся изучать повреждения. Виновница же аварии повела себя хладнокровнее. Поначалу сидела за рулем, затем вышла — и засняла действия мотоциклиста на мобильник. Прибывшие в этот момент сотрудники ГИБДД (протокол составили через шесть минут после аварии) сразу обвинили мотоциклиста в оставлении места ДТП, хотя единственным виновником происшествия все же признали женщину за рулем внедорожника.

Даже если другие участники аварии скрылись, все равно оставайтесь на месте происшествия и вызывайте полицию. Как минимум вы избавите себя от обвинений в оставлении места ДТП. А если ГИБДД признает виновником того, кто скрылся, то компенсацию (в случаях, когда виновник неизвестен или его страховка недейст­вительна) выплачивает Российский союз автостраховщиков

Не важно, было ли оставлено место аварии случайно или намеренно! В вину вменяется лишь нарушение предписанного Правилами дорожного движения порядка действий при ДТП: немедленно остановиться (не трогаться с места), включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, позаботиться о пострадавших, сообщить в полицию.

А вот исчерпывающий список обстоятельств, допускающих перемещения транспортных средств после ДТП.

Первое. Если есть пострадавшие, которым невозможно оказать помощь, иначе как отвезя в больницу на своей машине. Перед отъездом — зафиксировать в присутствии свидетелей положение всех транспортных средств, следов и предметов, относящихся к ДТП, и принять меры к их сохранению. Доставив пострадавших в больницу, участник обязан вернуться на место и дожидаться полиции.

Второе. Если движение других транспортных средств невозможно, то разрешено переместить машины и освободить проезжую часть, приняв такие же меры, как перед доставкой пострадавших в больницу.

Третье. Если в ДТП участвовало только два транспортных средства (к слову, полуприцеп или прицеп считаются отдельными транспортными средствами) и водители каждого имеют действующие полисы ОСАГО, то они могут оформить происшествие по так называемому европротоколу (пункт 2.6.1 ПДД), не вызывая полицию. Для этого нужно заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к страховому полису. В извещении перечисляются все обстоятельства (место, время, участники), составляется подробная схема, а участники пишут объяснения. Оба водителя должны быть согласны в оценке обстоятельств ДТП (один виновен, другой невиновен) и объемов ущерба, который не может превышать 25 тысяч рублей. Но если хотя бы одно из условий вызывает сомнение, вызывайте ГИБДД.

Четвертое. Если пострадавших нет, а участников более одного и все согласны в оценке обстоятельств, то можно составить схему происшествия, подписать ее — и всем вместе прибыть на ближайший пост ДПС для оформления (пункт 2.6 ПДД). Эта бумага должна быть похожа на извещение о ДТП и включать те же подробности: место, время, расписки участников о том, что они подтверждают единую версию случившегося, а виновник признает себя таковым.

Иных возможностей уехать или «ненадолго отойти» от места аварии закон не предоставляет. В противном случае обратиться в полицию может кто угодно — и участник событий, который претензий поначалу не предъявлял, и сторонний наблюдатель, который в ДТП вообще не участвовал.

На дороге злоумышленники устраивают «подставы» — и, угрожая обратиться в ГИБДД, вымогают у «виновника» деньги. Еще вариант — получить деньги уже от страховой компании по каско, инсценировав ДТП, когда срок действия полиса истекает, а на машине есть не подтвержденные документами повреждения. Прикинуться свидетелем ничего не стоит: достаточно вызвать полицию, предъявить битую машину и заявить, что из окна был слышен удар и виден удаляющийся автомобиль с таким-то госномером. «Виновника» вызовут на осмотр, зафиксируют повреждения его машины (царапины найдутся на любом бампере, если машина куплена не вчера) и предъявят обвинение в нарушении все той же части 2 статьи 12.27 КоАП — за оставление места ДТП.

Если дошло до суда, то защищаться! Но шансов мало. Разве что отмахнуться от обвинений в ДТП, подтвердив свое пребывание в другом месте. Из полусотни дел об оставлении места ДТП, рассмотренных мировыми судьями Москвы в начале этого года, прекращено было только одно!

Казалось бы, решение суда первой инстанции можно обжаловать в течение десяти суток со дня получения копии постановления, тем более что в интернете полно объявлений на тему «вернем права с гарантией». Не исключено, что эти «решальщики» работают в связке с «дружественными» судами — так или иначе, в редких случаях «спастись» все же удается. Например, в текущем году Мосгорсуд отменил чуть менее десяти процентов решений судов низшей инстанции.

Если хоть один участник ДТП застраховал машину по каско и х­очет использовать страховку, то всем участникам придется ждать прибытия полиции. По правилам страхования каско оформлять ДТП может только ГИБДД- никаких европротоколов или расписок не предусмотрено. Обратиться же за возмещением без документов, как правило, можно только один раз в году и при повреждении, устранение которого не превысит определенную сумму (как правило, до 15000 рублей для иномарок)

Еще один вариант — прекратить административное дело, для чего юристы-защитники пускают в ход любые уловки. Например, указывают на неточности в протоколе, на неправильно составленную схему ДТП, выявляют фиктивных понятых, ссылаются на отсутствие в материалах дела справки о повреждениях транспортного средства, доказательств обращения пострадавшего в страховую компанию. Неплохим аргументом является и отсутствие фактического уведомления обвиняемого о дате рассмотрения дела. Некоторые дела из-за постоянных переносов и неявок прекращаются «за истечением срока давности» (в нашем случае это три месяца).

Теоретически обвиняемый может даже спрятаться перед первым заседанием: согласно статье 25.1 КоАП, суд не вправе рассматривать дело, влекущее арест, в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство. Впрочем, лишить прав вас могут и без вашего присутствия: по другой статье.

Удачный исход для водителя, неумышленно сдвинувшего после ДТП свой автомобиль, — переквалифицировать дело с части 2 статьи 12.27 на ее первую часть: невыполнение водителем иных обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является, за исключением оставления места происшествия. Наказание по такой статье — штраф 1000 рублей. Кстати, мотоциклисту из упомянутой выше истории повезло: мировой судья констатировал, что у байкера не было умысла скрываться с места ДТП, в котором он оказался потерпевшим, и назначил штраф. И на том спасибо.

Покинувшие место аварии водители часто оправдываются тем, что действовали в состоянии крайней необходимости (пункт 3 статьи 24.5 КоАП) — мол, спешили на самолет или в роддом и даже оставили свои контакты другим участникам ДТП. Административное дело действительно может быть прекращено, если причиненный правонарушением вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Но на практике эта норма применяется крайне редко.

По сути, оставить место ДТП возможно только в том случае, если. самого ДТП не было! Полиция склонна трактовать понятие широко, считая дорожно-транспортным происшествием любое соприкосновение автомобилей. Но если участники аварии хотят разъехаться полюбовно, они могут написать расписки о том, что претензий друг к другу не имеют, пострадавших людей нет, материальный ущерб полностью возмещен или отсутствует вовсе, а потому они приняли совместное решение покинуть место «встречи». Нет ущерба — нет и ДТП, помните? На бумаге должны быть перечислены: место, время события, транспортные средства, имена водителей. Разумеется, о страховых возмещениях не может быть и речи (ущерба ведь нет).

Но кто из нас готов сразу на месте письменно признать отсутствие претензий? Редки у нас даже оформления ДТП по европротоколу. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2013 году, не оформляя аварий в ГИБДД, в страховые компании обратились 79 тысяч россиян — 9,1% от числа страховых случаев по ОСАГО. И у тех водителей, что опасаются оформлять ДТП самостоятельно, есть резон: почти каждому десятому заявителю в выплате отказали, причем каждый второй отказ мотивирован неверным оформлением извещения о ДТП. Юридически ничтожным (недействительным) это извещение может сделать любая ошибка! Исправления не допускаются, все поля в бланке должны быть заполнены, а описания ДТП не могут противоречить друг другу.

Сотрудник ГИБДД вправе потребовать документы, объясняющие происхождение повреждений автомобиля. Лучший документ — извещение о ДТП. Его оригинал сдается в страховую компанию, поэтому советуем сделать копию извещения и заверить ее у страховщика

Так что же делать тем, кто попал в пус­тяковую аварию, а ГИБДД ждать некогда? Самый верный вариант — все же вызывать полицию: «на круг» будет и быстрее, и себе же дешевле.

Второй вариант. Если хозяин машины доступен для беседы, то можно попытаться договориться. Причем нужна гарантия, что он не передумает и не заявит в ГИБДД, будто вы ударили его машину и скрылись, чтобы замести следы. Требуйте расписку об отсутствии претензий и повреждений, чтобы у полиции не было оснований считать инцидент дорожно-транспортным происшествием.

Третий вариант — договариваться с инспектором полиции при составлении протокола, чтобы вам вменили не вторую, а первую часть статьи 12.27 — напирайте на отсутствие умысла. Потому что когда протокол составлен и дело передано в суд, лишение прав становится практически неизбежным, а успехом можно считать альтернативу в виде нескольких дней ареста.

А забаву «парковка по-французски», когда, чтобы освободить пространство, водитель расталкивает бампером соседние машины, оставьте французам. Потому что у нас это сродни «русской рулетке».

Автор благодарит за помощь в подготовке материала адвоката Владимира Рубанова, руководителя «Службы европротокола» Анну Медведеву, координатора «Службы европротокола» Глеба Виленского.

А как у них?

В Германии за оставление места аварии можно получить до трех лет заключения. Однако наказываются лишь действия, которые делают невозможным установление причин ДТП. Чтобы обезопасить себя, достаточно сообщить полиции, что вы стали участником аварии. Смягчение и освобождение от ответственности (замена тюремного срока штрафом) допустимы, если имущественный вред был небольшим, и участник ДТП сообщил о нем в полицию в течение 24 часов, добровольно сделав возможным установление всех фактов.

В Литве попавший в ДТП водитель обязан сообщить в полицию и ждать ее. При необходимости — отвезти пострадавших в больницу и вернуться на место аварии. Вызывать полицию необязательно, если участники происшествия договорились об обстоятельствах и заполнили бланк декларации о происшествии (европротокол) или изложили их на обычном листе бумаги. Лимитов возмещения по европротоколу не существует.

В Белоруссии оставление водителем места ДТП влечет штраф (2400-12000 российских рублей в пересчете) или лишение водительских прав на срок до двух лет. Для велосипедистов и пешеходов — только штраф. Оформление ДТП без вызова милиции по европротоколу возможно примерно на тех же условиях, что в России, однако лимит ущерба не должен превышать 200 евро. А вот трактовка понятия «оставление места ДТП» уже принципиально отличается от российской: это действия, которые направлены на сокрытие факта происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и транспортного средства. Иными словами, в Белоруссии узаконена практика записок, которые виновники ДТП оставляют пострадавшей стороне под дворниками машин. Если вы задели чужой автомобиль и очень торопитесь, нужно лишь позвонить в милицию и сообщить, что совершили ДТП, которое экипаж ГАИ может оформлять самостоятельно, а вы приедете в такое-то время.

Авария без следствия

Итак, водитель поздно вечером ехал на дачу. Не доехав до дома, не справился с управлением — и машина улетела в кювет. Она не врезалась ни в один автомобиль, не повредила никаких строений и даже деревьев, потому как их не было. Пассажиров в машине также не было. Пострадал только водитель. Причем не физически, а материально.

Посчитав, что никаким образом он никому не навредил, водитель решил не вызывать ГИБДД. Дошел до дачи, переночевал, а с утра вызвал эвакуатор и отправился извлекать машину.

На месте происшествия, он увидел сотрудников ГИБДД, которые оформляли аварию. Они тут же составили протокол и в отношении этого водителя как скрывшегося с места ДТП.

Дело было отправлено мировому судье, и тот лишил водителя прав на один год за оставление места ДТП, вменив ему в вину нарушение пункта 2.5 правил.

Похоже, мировой судья запутался в Правилах дорожного движения. Ведь согласно пункту 2.6.1 Правил дорожного движения водители могут не оформлять документы о ДТП, если в нем повреждены транспортные средства или иное имущество только участников аварии и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

В правилах речь идет о двух участниках ДТП. На этот счет есть разъяснения Госавтоинспекции от прошлого года, что этот пункт правил распространяется и на ДТП с одним участником. Это разъяснение сотрудники ГИБДД обязаны знать.

Судья же обязан следить за судебной практикой Верховного суда. А похожее дело высшая судебная инстанция уже рассматривала. Дело происходило до появления пункта 2.6.1. Однако ВС посчитал водителя невиновным в оставлении места ДТП.

По сути, пункт 2.6.1 появился в правилах дорожного движения для того, чтобы привести их в соответствие с решениями Конституционного и Верховного суда.

Напомним, некто Погосян С.В. в ноябре 2014 года, двигаясь на своем автомобиле по дороге «Ноябрьск — Вынгапуровский», совершил наезд на лежащий на дороге металлический предмет и повредил свою машину. Он не стал вызывать ГИБДД и уехал. В ГИБДД, однако, сочли это нарушением пункта 2.5 правил (тогда пункта 2.6.1 еще не было) и завели на водителя дело за оставление места ДТП. Мировой судья лишил Погосяна прав на год. Остальные суды согласились с этим решением и оставили его в силе. Однако Верховный суд посчитал иначе.

Ссылаясь на Определение Конституционного Суда от 07.12.2010 N 1702-О-О и принимая во внимание, что совершенное Погосяном С.В. деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб никому не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений нет, он решил, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.

А поэтому отменил решения нижестоящих судов и прекратил административное дело.

Напомним случаи, когда можно обойтись без вызова ГИБДД на место аварии.

Если пострадали только две машины, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, можно зафиксировать место происшествия и оформить европротокол.

Если в такой ситуации водители не согласны с обстоятельствами происшествия, они обязаны позвонить в ГИБДД и следовать указаниям дежурного. Возможно, их попросят подъехать на ближайший пост ДПС и оформить происшествие там. Водители обязаны убрать с проезжей части машины, если пострадало только имущество, предварительно зафиксировав расположение машин и деталей.

Если нет пострадавших, водителям не требуется оформление аварии сотрудниками ДПС, они могут оставить место ДТП.