Договор государственного займа является

05.01.2019 Выкл. Автор admin

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА

— особая разновидность гражданско-правового договора займа. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем — гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпушенного в обращение займа не допускается. Правила о Д.г.з. соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Глава I. Общие положения

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация

Глава III. Бухгалтерская отчетность

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА» в других словарях:

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — договор займа, заемщиком по которому выступает государство РФ или субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Правила законодательства о Д.г.з. применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (муниципальным займам) … Энциклопедия юриста

Договор государственного займа — в РФ договор займа, в котором заемщиком выступает Российская Федерация или субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем государственных ценных бумаг,… … Финансовый словарь

Договор государственного займа — Договор государственного займа в гражданском праве России договор займа, в котором заемщиком выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а заимодавцем физическое или юридическое лицо. Основные сведения… … Википедия

Договор государственного займа — (англ government contract of loan) в РФ гражданско правовой договор займа, в котором заемщиком выступает РФ или субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Согласно ст. 817 ГК РФ* государственные … Энциклопедия права

договор государственного займа — Особая разновидность гражданско правового договора займа. По Д.г.з. заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Д.г.з.… … Справочник технического переводчика

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — разновидность гражданско правового договора займа, предусмотренная ст. 817 ГК РФ. По Д.г.з. заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются… … Юридическая энциклопедия

Договор Государственного Займа — договор между государством и физическим или юридическим лицом о приобретении выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право покупателя (заемщика) на получение от государства (заемщика)… … Словарь бизнес-терминов

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — в соответствии со ст. 769 ГК заемщиком по договору государственного займа выступает Республика Беларусь или административно территориальная единица. Заимодавцем могут быть как юридические, так и физические лица. В силу положений Закона от 27 мая… … Юридический словарь современного гражданского права

Договор государственного займа — 1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем гражданин или юридическое лицо. 2. Государственные займы являются добровольными. 3. Договор государственного займа… … Официальная терминология

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — договор, по которому заемщиком выступает Российская Федерация или ее субъект, а заимодавцем – гражданин или юридическое лицо. Заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг,… … Большой экономический словарь

Договор государственного займа

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Договор государственного займа» в других словарях:

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — договор займа, заемщиком по которому выступает государство РФ или субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Правила законодательства о Д.г.з. применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (муниципальным займам) … Энциклопедия юриста

Договор государственного займа — Договор государственного займа в гражданском праве России договор займа, в котором заемщиком выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а заимодавцем физическое или юридическое лицо. Основные сведения… … Википедия

Договор государственного займа — (англ government contract of loan) в РФ гражданско правовой договор займа, в котором заемщиком выступает РФ или субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Согласно ст. 817 ГК РФ* государственные … Энциклопедия права

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — особая разновидность договора займа, предусмотренная ст. 817 ГК РФ. По Д.г.з. заемщиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Д.г.з. заключается… … Юридический словарь

договор государственного займа — Особая разновидность гражданско правового договора займа. По Д.г.з. заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными. Д.г.з.… … Справочник технического переводчика

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — разновидность гражданско правового договора займа, предусмотренная ст. 817 ГК РФ. По Д.г.з. заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются… … Юридическая энциклопедия

Договор Государственного Займа — договор между государством и физическим или юридическим лицом о приобретении выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право покупателя (заемщика) на получение от государства (заемщика)… … Словарь бизнес-терминов

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — в соответствии со ст. 769 ГК заемщиком по договору государственного займа выступает Республика Беларусь или административно территориальная единица. Заимодавцем могут быть как юридические, так и физические лица. В силу положений Закона от 27 мая… … Юридический словарь современного гражданского права

Договор государственного займа — 1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем гражданин или юридическое лицо. 2. Государственные займы являются добровольными. 3. Договор государственного займа… … Официальная терминология

ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА — договор, по которому заемщиком выступает Российская Федерация или ее субъект, а заимодавцем – гражданин или юридическое лицо. Заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг,… … Большой экономический словарь

§ 1. Договор займа

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст.

Предметом займа обычно являются денежные средства, однако заем может предоставляться и иными вещами, определенными родовыми признаками (например, зерном, топливом). Договор займа является реальным и односторонним договором и считается заключенным с момента передачи займодавцем заемщику денег или других вещей. У займодавца отсутствует обязанность предоставить заем. С момента фактической передачи предмета займа у займодавца появляется право требования к заемщику возврата переданных денежных сумм или иных вещей и оговоренных процентов.

Договор займа в большинстве случаев является возмездным, однако может быть безвозмездным. Безвозмездные договоры часто встречаются при предоставлении займов предприятиями своим сотрудникам, а также в бытовых операциях. Займодавец получает по договору займа проценты в размере и порядке, предусмотренных в договоре. В том случае если стороны специально не оговорили в договоре условие о выплате процентов, то согласно ст. 809 ГК заемщик должен уплачивать проценты ежемесячно по ставке банковского процента, существующей в месте жительства займодавца — физического лица или в месте нахождения займодавца — юридического лица, или по ставке рефинансирования, устанавливаемой Банком России. В законодательстве нет четкого определения, в каких случаях следует использовать ставку банковского процента, а в каких — ставку рефинансирования. По займам, выраженным в рублях, применяется ставка рефинансирования, как это разъяснено в п. 51 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. Для займов, предоставленных в иностранной валюте, применяется ставка банковского процента, так как ставка рефинансирования устанавливается Банком России только применительно к рублевым денежным средствам.

Стороны могут указать в договоре, что проценты по займу не выплачиваются. В этом случае договор будет являться безвозмездным. Договор займа будет также считаться беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в следующих случаях: договор заключается гражданами в сумме, не превышающей 50 МРОТ и заем не связан с предпринимательской деятельностью; заем выдается не деньгами, а иными вещами, определенными родовыми признаками.

Лицо, предоставляющее заем, называется займодавцем, а лицо, получающее заем, именуется заемщик. Сторонами договора могут быть юридические и физические лица, для выдачи займа не требуется наличия лицензии и обладание специальной правоспособностью, что необходимо, например, для кредитора в кредитном договоре. В тех случаях, когда заемщиком выступает Российская Федерация или субъект РФ, заем называется государственным займом.

Договор займа заключается в простой письменной форме. Несоблюдение сторонами письменной формы влечет за собой утрату для сторон возможности его оспаривания по безденежности путем свидетельских показаний. Исключением из этого правила являются случаи заключения договора под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств, когда допускаются свидетельские показания. В устной форме договор может быть заключен при одновременном соблюдении двух условий: его сторонами являются граждане и сумма договора займа не превышает 10 МРОТ.

В подтверждение договора займа и его условий заемщик может составить расписку или другой документ, удостоверяющий получение от займодавца определенной денежной суммы или определенного количества вещей. В качестве таких документов ГК называет облигации и векселя. В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Одним из таких случаев является договор государственного займа, который заключается путем приобретения выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Заемщиком может быть выдан вексель займодавцу, который удостоверяет ничем не обусловленное обязательство плательщика выплатить по наступлении определенного срока полученные взаймы денежные суммы.

Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности ему не переданы либо получены в меньшем количестве, чем это предусмотрено в договоре. Если заемщиком будет доказано, что заем им не получен, договор займа признается незаключенным. При получении заемщиком займа в меньшем размере, чем указано в договоре, договор будет считаться заключенным на фактически полученные заемщиком суммы денежных средств или иные вещи.

Предоставляя заем, займодавец имеет право оговорить использование заемщиком полученных средств на определенные цели, и заемщик обязан соблюдать целевое использование таких заемных средств. Займодавец имеет право в любой момент контролировать выполнение этого условия. Контроль может выражаться в обязанности заемщика предоставить документы, из которых можно сделать вывод о характере использования денежных средств. Например, при займе на покупку квартиры займодавец может потребовать предоставления договора купли-продажи, акта приема-передачи имущества, а также платежных документов. Контроль может заключаться в предоставлении займодавцу права беспрепятственно входить в помещения заемщика (например, для контроля за использованием денежных средств, предоставленных на ремонт помещения). Если заемщик не выполняет условие о целевом использовании займа либо нарушает права займодавца на осуществление контроля за целевым расходованием средств, займодавец вправе требовать досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов. В договоре могут быть предусмотрены санкции за нарушение целевого характера займа, например повышен размер процентов за пользование средствами, сокращен срок возврата займа.

Займодавец имеет право требовать от заемщика предоставления обеспечения исполнения им своих обязательств по возврату суммы займа и процентов. В качестве обеспечения часто используется поручительство и залог. При невыполнении заемщиком обязанностей по обеспечению возврата суммы займа и процентов, утрате обеспечения или ухудшении его условий, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе требовать досрочного возврата суммы займа и процентов. Вместе с тем стороны могут предусмотреть в договоре и иной порядок урегулирования такой ситуации. Так, заемщик может иметь возможность предоставить дополнительное обеспечение займодавцу в оговоренный срок при утрате либо снижении стоимости обеспечения или, например, в договоре может быть предусмотрено повышение размера процентов при отсутствии или ухудшении обеспечения. Однако если обеспечение было передано займодавцу во владение, например заложенный товар помещен на склад займодавца, и его утрата или ухудшение произошли по вине займодавца, он утрачивает возможность требовать досрочного возврата суммы займа и процентов, ссылаясь на это обстоятельство.

Основной обязанностью заемщика является возврат полученного займа и уплата процентов. Если заем предоставлялся не в виде денежных средств, а путем передачи иных вещей, определенных родовыми признаками, заемщик обязан возвратить не те вещи, которые он получил, а вещи того же рода и качества. Заемщик считается исполнившим свои обязанности по возврату суммы займа, если им соблюдены срок и порядок возврата, предусмотренные в договоре. Если срок возврата не установлен или определен моментом востребования, тогда заемщик обязан возвратить сумму займа в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем такого требования. Сумму беспроцентного займа заемщик имеет право возвратить досрочно, но если заем предоставлен под проценты, досрочный возврат допускается исключительно с согласия займодавца. Заем считается возвращенным с момента передачи денежных средств или иных вещей займодавцу либо зачисления денежных средств на его банковский счет.

Заемщик несет ответственность за несвоевременный возврат суммы займа. В этом случае он обязан уплатить проценты в размере, предусмотренном ст. 395 ГК, т.е. исходя из существующей в месте жительства займодавца, а если займодавец является юридическим лицом — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день возврата займа. При рассмотрении спора в судебном порядке может быть применена учетная ставка банковского процента на день предъявления иска или день вынесения решения. В отношении займов в рублях применяется ставка рефинансирования ЦБР (ставка, по которой ЦБР предоставляет кредиты банкам), по валютным займам — средняя ставка банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения (жительства) клиента, которая определяется на основании публикаций в официальных источниках информации. Проценты подлежат уплате со дня, когда сумма займа должна была быть возвращена, до дня ее возврата. Стороны в договоре могут оговорить иной размер ответственности.

Заемщик несет ответственность за нарушение срока возврата очередной части займа, если договором предусмотрено возвращение займа частями. В этом случае займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей суммы займа и причитающихся процентов. Помимо причитающихся процентов могут взыскиваться понесенные займодавцем убытки в части, не покрываемой суммой процентов.

§ 5. Договор государственного займа

Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора. Легальное определение. Юридическая характеристика. Источники правового регулирования.

1. История становления. Организация и проведение облигационных займов практиковалась отечественными публичными субъектами и в дореволюционный, и в советский период. По подсчетам специалистов (С.Г. Еремин) с 1922 г. по 1957 г. в нашей стране было выпущено примерно 60 облигационных займов. С 1957 г. по 1990 г. — 5 облигационных займов.

2. Экономическая потребность. Оборот на финансовом рынке государственных долговых обязательств затрагивает интересы всех участников такого рынка.

Само государство посредством облигационного займа, во-первых, получает необходимые финансовые ресурсы. Эти ресурсы позволяют закрыть временную недостаточность в деньгах до их поступления в бюджет от налогоплательщиков. То есть это один из способов преодоления кассового разрыва. Во-вторых, выпуск государством облигационного займа временно выводит с финансового рынка денежные средства. А это один из способов воздействия на инфляционные процессы.

Потенциальные займодавцы заинтересованы в существовании и приобретении государственных облигаций по следующим причинам. Государство принято рассматривать в качестве самого надежного заемщика. Доходность по гособлигациям — ключевая составляющая для оценки инвестиционной привлекательности большинства экономических проектов. Отдельные хозяйственные субъекты в силу законодательных ограничений вынуждены вкладывать денежные средства (в большем или меньшем объеме) в гособлигации.

3. Родовая принадлежность. Договор государственного займа представляет собой отдельный вид договора займа (наряду с такими специальными видами заемных обязательств, как целевой заем, выдача векселя, выпуск и продажа облигаций) (ст. 817 ГК РФ). Договор государственного займа направлен на переход права собственности на денежные средства от займодавца к заемщику.

Близость иных договорных конструкций. В настоящее время в юридической науке имеется несколько точек зрения о месте договора государственного займа в системе заемных обязательств. Первая точка зрения, разделяемая авторами настоящего учебника, сводится к характеристике этого договора в качестве самостоятельного вида договора займа. Вторая точка зрения характеризует договор государственного займа как вид договора облигационного займа.

4. Легальное определение. Нормативное определение договора государственного займа содержит механизм заключения этого договора.

Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (п. 3 ст. 817 ГК РФ).

5. Юридическая характеристика. Договор государственного займа как вид договора займа воспринимает юридические характеристики последнего. А именно договор государственного займа является:

В литературе (А.В. Майфат, Ж. Рун) приводятся признаки облигационных отношений в целом. А именно: (1) долгосрочность; (2) массовость (облигация подтверждает часть общего долга); (3) периодичность выплаты платежей; (4) обеспеченность обязательства (гарантии и т.д.). Кроме того, отмечается следующая специфика отношений по договору государственного займа. Во-первых, нормативное закрепление предельного соотношения размера инвестиций от размещения ценных бумаг и размера иных обязательств. Во-вторых, особый режим использования средств от размещения ценных бумаг.

6. Источники правового регулирования. Субъектный состав и специфика использования заемных денежных средств предопределяют и особенности регламентации облигационных отношений, заключающиеся в значительном объеме подзаконного регулирования.

Гражданский кодекс РФ (определение статуса государства как участника гражданского оборота, регулирование оборота облигаций, общие положения о договоре государственного займа);

Бюджетный кодекс РФ (определение государственного долга, регулирование предельных объемов выпуска государственных ценных бумаг, установление сроков погашения государственного долга и т.д.);

федеральные законы, в частности «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Подзаконный уровень составляют многочисленные нормативные акты Правительства РФ, Минфина России, Банка России, ФСФР и т.д., регулирующие отношения по эмиссии гособлигаций и по договору государственного займа.

Существенное наличие публично-правовых норм, регулирующих выпуск гособлигаций, не изменяет частноправовой природы отношений госзаемщика и займодавца.

Абз. 15 Постановления ФАС Уральского округа от 17.07.2001 N Ф09-1152/01-ГК.

В известном решении Верховного Суда США, связанном с взысканием долга по гособлигациям Аргентины, также приводится четкое различие статуса государства как участника частных и публичных отношений. А именно «. когда власти иностранного государства действуют не в качестве регулятора рынка, а как его частный игрок, действия иностранного государства признаются «коммерческими». (Republic of Arg. v. Weltover, Inc. (91-763), 504 U. S. 607 (1992).

7. Требования к субъектному составу. В соответствии с ГК РФ в отношениях по договору государственного займа заемщиком является:

— субъект Российской Федерации.

Займодавцем может быть гражданин или юридическое лицо (п. 1 ст. 817 ГК РФ).

В отношениях по договору муниципального займа заемщиком выступает муниципальное образование.

8. Заключение договора. От имени Российской Федерации в отношениях по договору государственного займа действует уполномоченный орган. Правительство РФ назначает эмитентом гособлигаций федеральный орган исполнительной власти, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Минфин России).

Назначение эмитента для эмиссии облигаций субъектом Российской Федерации производится на основании законодательства соответствующего уровня. В ситуации с муниципальным образованием действует и федеральное, и муниципальное законодательство.

Процесс формирования госзайма. Долговые обязательства России по государственным ценным бумагам являются структурным элементом государственного долга России (подп. 2 п. 2 ст. 98 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ). Такие долговые обязательства могут быть выражены в рублях или в иностранной валюте. Соответственно указанные долговые обязательства включаются в государственный внутренний или внешний долг (п. 4, 5 ст. 98 БК РФ).

Одно из оснований возникновения долговых обязательств России — осуществление государственных заимствований. Если заимствования осуществляются в рублях, то они внутренние. Если заимствования производятся в иностранной валюте — внешние (п. 3, 4 ст. 103 БК РФ).

Внутренние и внешние заимствования выполняются на основании программ — приложений к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 ст. 108, п. 3 ст. 110 БК РФ). Следовательно, принятие (1) программ внутренних (внешних) заимствований, (2) закона о федеральном бюджете — ключевые моменты формирования госзайма. Указанные программы — составная часть закона о федеральном бюджете.

На подзаконном уровне процесс государственного заимствования предельно детально регламентируется многочисленными постановлениями и актами Правительства, бюджетных и финансовых ведомств, Центрального банка России.

9. Страхование ответственности. Эмитент вправе осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по государственному облигационному займу. Для этого условие о страховании должно быть предусмотрено в Генеральных условиях или условиях эмиссии. А информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.

Страхование риска ответственности за нарушение договора должно быть предусмотрено исключительно законом, но не иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 932 ГК РФ). Генеральные условия или условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг являются нормативными правовыми актами, но не законом. Поэтому установление в них, а не прямо в законе страхования ответственности за неисполнение обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам нельзя считать корректным.

10. Изменение условий договора. Участие публичного субъекта в частноправовых отношениях осложнено стремлением такого субъекта использовать властные рычаги воздействия на контрагентов. Поэтому ГК РФ содержит прямой запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного облигационного займа (п. 4 ст. 817 ГК РФ).

Абз. 11 Постановления ФАС Уральского округа от 17.07.2001 N Ф09-1152/01-ГК.

Абз. 32 Решение ВС РФ от 4.02.2002 N ГКПИ2001-1803.

11. Основания и порядок прекращения договора. Займодавец заинтересован в своевременном обратном получении денежных средств, процентов или иного имущества.

Погашение облигаций (выплата купонного дохода, погашение части номинальной стоимости; далее — погашение облигаций) производится Банком России. Последний предварительно получает деньги от эмитента — Минфина России. При неполном перечислении денежных средств эмитентом погашение облигаций не производится.