Дискриминация борьба

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Дискриминация борьба

Индекс: EUR 01/003/2009

Сентябрь 2009 года

Введение

Дискриминация — одно из наиболее грубых и повсеместных нарушений прав человека в современной Европе. Миллионы людей продолжают страдать от изоляции, нищеты, жестокого обращения и даже насилия лишь из-за того, во что они верят, или кем они являются, или кем их считают. Равное обращение для всех — не просто вопрос здравого смысла или обычной вежливости. Это нечто большее, чем мудрая или щедрая уступка, на которую, руководствуясь расчётом или благими намерениями, идут сильные в отношении слабых или большинство в отношении меньшинства. Это право. И все правительства обязаны обеспечивать соблюдение этого основополагающего принципа.

Дискриминация может принимать разные формы: от оскорблений и нападений до лишения элементарных благ, услуг и прочих прав. Жертв дискриминации могут ущемлять при устройстве на работу или ограничивать им доступ к образованию, жилью и необходимой медицинской помощи. Дискриминируемые группы также могут лишаться права участвовать в общественной жизни, свободно создавать объединения, исповедовать свою веру или сохранять свои культурные особенности. Дискриминация в системе уголовного правосудия проявляется в том, что определённые группы не могут рассчитывать на соблюдение процессуальных норм и чаще подвергаются пыткам и другим видам жестокого обращения. Все эти виды дискриминации встречаются повсюду в Европе.

Какие бы формы ни принимала дискриминация, в её основе всегда лежит неприятие и очернение различий. Она проистекает из нежелания уважать присущее каждому достоинство и равноценность всех людей. Поэтому права человека не способны процветать там, где их могут частично или полностью отнять у человека из-за его происхождения, цвета кожи, вероисповедания, пола, половой самоидентификации, сексуальной ориентации, возраста, ограниченных возможностей или других обстоятельств.

Дискриминация может присутствовать как в частном, так и в государственном секторе. Как правило, она представляет собой всепроникающее явление, которое охватывает общественные структуры, институты, социальные отношения и взгляды. В результате жертвы дискриминации часто попадают в замкнутый круг изоляции, неравноправия и предубеждений, порождающих новую дискриминацию.

Повсеместное лишение представителей определённых групп экономических и социальных прав быстро приводит к их фактической сегрегации. Даже в отсутствие официальной поддержки массовые предрассудки имеют опасное свойство проникать в государственные структуры, что оборачивается закреплением дискриминации на уровне общественных институтов. поднявшись до уровня гоaсударственной политики, дискриминация приводит к сегрегации на законодательном уровне и — в своей крайней форме — к апартеиду.

Именно постепенное превращение предрассудков в дискриминацию, дискриминации — в сегрегацию, сегрегации — в истребление было первопричиной такой катастрофы в области прав человека, как холокост. Ответом на этот кошмар стала разработка международной системы правозащитных механизмов, и они создавались с глубочайшей убеждённостью, что подобное не должно повториться. Центральное место в данной системе отводится борьбе с дискриминацией. Это отражено в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что «[в]се люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах» (статья 1), и что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» (статья 2).

За последние 60 лет международные антидискриминационные стандарты претерпели существенное развитие. Европейские страны всегда были в авангарде этого движения. Антидискриминационные стандарты Европы — одни из наиболее развитых в мире. Настоящий доклад представляет собой простое и в то же время достаточно полное введение в эти стандарты с пояснением их практического смысла. В нём содержатся общие сведения по основным вопросам, связанным с дискриминацией в современной Европе, и предлагаются методы выявления отдельных случаев дискриминации. Наконец, в справочном пособии описан широкий спектр мер, которые позволят государствам гарантировать свободу от дискриминации и создать условия для подлинного равенства.

С 1945 года Европа прошла долгий путь. За последние два десятилетия народы и страны Европы стали ещё ближе друг к другу из-за поднятия железного занавеса, появления новых технологий, большей мобильности населения. Права человека завоёвывают всё новые территории. Однако дискриминация до сих пор не ликвидирована, а различия и сегодня остаются объектом неприятия и очернения.

60 лет назад была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой права человека провозглашались всеобщими и неделимыми, — принцип, согласно которому каждый человек должен обладать всеми правами. Этот принцип лежит в основе миссии Amnesty International, а вместе с ним — и борьба с дискриминацией.

Содержание

  • Список используемых сокращений
  • Введение
  • Дискриминация в Европе: общие сведения
  • Расизм, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость
  • Гендерное равенство
  • Сексуальная ориентация, половая самоидентиФикация и их выражение
  • Ограниченные возможности (инвалидность)
  • Дискриминация по прочим признакам
  • Что такое дискриминация
  • Элементы дискриминации
  • Типы дискриминации
  • Запрет на дискриминацию в международных стандартах и механизмы мониторинга
  • Организация объединённых наций
  • Совет Европы
  • Европейский Союз
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • Запрет на дискриминацию в других международных стандартах
  • Как гарантировать равенство: система правозащитных механизмов
  • Соблюдение права на свободу от дискриминации
  • Защита права на свободу от дискриминации
  • Осуществление права на свободу от дискриминации
  • Ликвидация дискриминации
  • Рекомендации
  • Примечания

Дискриминация борьба

«В первую очередь не хватает законов, связанных с запретом и наказанием за дискриминацию по разным аспектам. У нас такой сферы законодательства вообще нет, кроме одной общей статьи в уголовном кодексе», — считает директор Института прав человека Валентин Гефтер.

На его взгляд, Россия сильно отстает в этой сфере от других стран, и нам нужен комплекс нормативных актов, «которые были бы посвящены этой теме – и запрету, и позитивной дискриминации, если это необходимо, там, где нужно давать какие-то преференции каким-то уязвимым группам».

Выходной для мусульманина

Член Общественной палаты, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Ярослав Терновский полагает, что нам нужны поправки к трудовому законодательству, не допускающие ущемлений по конфессиональному признаку.

«У нас есть мусульманские праздники, христианские праздники – они иногда не совпадают. Надо поправить наше законодательство, чтобы дать возможность работодателю включать в контракт подобные вещи, чтобы можно было регулировать именно трудовым законодательством, когда человек не хочет работать по религиозным убеждениям, и у него это будет прописано в контракте», — пояснил Я.Терновский.

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть 282-я статья — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Согласно ей дискриминация по признакам расы, пола, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к социальной группе карается значительным штрафом, лишением права занимать определенные должности, исправительными работами или даже лишением свободы.

Однако не все позитивно относятся к наличию этой статьи, призванной дать всем равные права. Так, в предвыборной программе партии ЛДПР предлагается «отменить антирусскую статью 282 Уголовного кодекса РФ, которая применяется только против русских, когда они защищают свое достоинство как представителей единой русской нации».

Борьбу с дискриминацией ведут многие международные организации, в том числе и ООН. Были даже провозглашены специальные международные дни: Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Законодательная база относительно дискриминации лучше всего развита в США. Соблюдение антидискриминационных законов здесь контролируется государственной Комиссией по равным рабочим правам. В одной только сфере трудоустройства в США работает целый спектр законодательных актов. С 1967г. действует закон, запрещающий предпринимателям дискриминацию по признаку расы, вероисповедания, национальной принадлежности или пола.

Каждый работодатель обязан иметь план продвижения по службе специалистов из числа нацменьшинств и женщин. При этом босс не имеет права платить женщине меньше, чем мужчине, или устанавливать отдельную шкалу оплаты мужского и женского труда и не вправе уволить или отказать в продвижении по службе, например, из-за беременности сотрудницы.

Немало любопытных инициатив по борьбе с дискриминацией принимается в Европе. Например, Франция, Швеция, Финляндия и Дания приняли законы, запрещающие дискриминацию по результатам генетического теста, которые в случае выявления предрасположенности к какому-либо заболеванию зачастую использовались предпринимателями для отказа в приеме на работу. А в Австрии, Греции и Италии запрещен либо ограничен сбор данных о наследственности работников без их согласия.

Дискриминация. Против дискриминации

Согласно традиционному определению, под дискриминацией понимается ограничение прав и свобод людей по определенному признаку. Возникнув еще во времена античности, дискриминация остается весьма распространенным явлением и в

современном обществе. Наиболее распространенной в мире была и остается расовая дискриминация, когда ограничиваются права национальных меньшинств и утверждается превосходство одной нации над другой. Дискриминация по гендерному и возрастному признаку наиболее распространена в отношении приема на работу женщин и детей. Религиозная дискриминация означает ограничение в правах представителей той или иной религии (не являющейся основной на территории той или иной страны).

Дискриминация по какому бы то ни было признаку противоречит системе ценностей современного общества, сдерживая стремление к более высокому уровню развития и лишая защиты отдельные слои населения без законных оснований. В ряде случаев дискриминация (в особенности расовая) может привести к вооруженным конфликтам, подрывающим основы безопасности. Рост дискриминации в разных странах, а также политика ряда стран, основанная на дискриминации, поставила перед мировым сообществом задачу – преодолеть это негативное явление, применяя все возможные меры против дискриминации.

Борьба против дискриминации, которую проводили и проводят крупные международные организации, выражается в принятии ряда нормативных документов. С 1951 по 1995 годы был принят целый ряд конвенций и соглашений, регулирующих вопросы расовой дискриминации, дискриминации женщин, дискриминации в сфере образования и т.д.

Совет Европы, одна из старейших политических организаций на территории Европы, активно выступает против дискриминации. Это выражается в ряде активных мер. Вопросы борьбы против дискриминации в любых ее формах отражаются в Европейской конвенции по правам человека. Протокол № 12 к Европейской конвенции по правам человека связан с неприятием любых форм дискриминации. Вопросы расовой дискриминации также регулируются Европейской комиссией против расизма и нетерпимости, созданной при Совете Европы. Кроме того, во всех сорока семи странах-членах Совета Европы и в Беларуси была развернута кампания «Скажи «НЕТ!» дискриминации», направленная на решение этой актуальной проблемы. Во многих странах Европы кампанию публично поддержали многие деятели искусства и известные спортсмены.

Что Такое Расовая Дискриминация и Борьба Против Неё

Что Такое Расовая Дискриминация и Борьба Против Неё

Дискриминация на основе признаков расы, цвета кожи или этнической принадлежности (“расовая дискриминация”) – это практически всегда нарушение прав человека. В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая является основным норма-тивным актом, запрещающим расовую дискриминацию, говорится: “… термин “расовая дискриминация” означает любое различие, исклю-чение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни”. Фундаментальным принципом недискриминации являются равенство прав расовых, этни-ческих и национальных меньшинств перед законом и право на равную защиту закона. Международное право запрещает расовую дискри-минацию в следующих областях (но не ограничивается только ими): образовании, здравоохранении, обеспечении жильём, трудоустройстве, а также в доступе к общественным услугам. Государства несут прямые обязательства за предотвращение, наказание и способы борьбы с дискриминацией.

Современное европейское право разъясняет, что такое “прямая” и “косвенная” дискриминация. В недавно принятой Директиве Европейского Союза о расовом равенстве (2000/43/EC), “внедряющей принцип равного обращения независимо от расовой или этнической принадлежности человека”, говорится, что “прямая дискриминация” возникает, если к одному человеку относятся с меньшим предпочтением, чем к другому, а также относились или будут относиться в аналогичной ситуации на основании расового или этнического происхождения”.

Примером тому может быть отдел по приёму на работу, который отказывается принимать заявления о приеме на работу от цыган,1 или же учреждение по распределению жилья, которое намеренно выделяет цыганам квартиры с плохими условиями для проживания.

“Косвенная дискриминация” имеет место, когда “внешне нейтраль-ная норма, критерий или практика ставит представителей какого-то меньшинства в особенно невыгодное положение по сравнению с другими лицами, кроме случаев, когда данная норма, критерий или практика обьективно оправданы легитимной целью, и способ достижения этой цели является подходящим и необходимым”. В качестве примера можно привести магазины, куда запрещено входить в длинных юбках, или запрет входить в государственное учреждение с покрытой головой.

Эти правила, хотя и являются нейтральными в отношении этнич-ности, фактически могут избирательно поставить в невыгодное поло-жение те определенные группы меньшинств, которые предпочитают носить длинные юбки или головные уборы.

В некоторых странах, в которых работает Европейский центр по правам цыган, многие считают, что цыгане не подвергаются дискри-минации, так как конституция или какой-либо другой закон объявляют дискриминацию незаконной, или прямо признает цыган как меньшинство данной страны.Такое непонимание самой идеи дискриминации нередко встречается в сегодняшней Европе. То, что в вашей стране существуют конституционные или другие законодательные положения, запрещающие дискриминацию, еще не означает того, что в вашей стране нет дис-криминации. Закон, запрещающий дискриминацию – это лишь инструмент в борьбе с дискриминацией. В действительности же вы можете в течение дня неоднократно подвергаться дискриминации.

Лишь в очень немногих случаях дискриминация может быть закон-ной. Прямая дискриминация возникает тогда, когда при принятии на работу учитывается “подлинная профессиональная квалификация”. Например, может и не являться незаконным ограничение приёма заяв-лений на работу в качестве раввина только от людей иудейского веро-исповедания, или же принять цыгана, который будет отвечать за работу с цыганами. Таким образом, в особых случаях, закон допускает кос-венную дискриминацию. Заявитель может утверждать о практике диспропорционально невыгодных положений, испытываемых той или иной расовой или этнической группой, но ответственное лицо обладает правом, закрепленным в законе, доказать то, что действие преследует легитимную цель, и что оно затрагивает всех без исключения, и оно разумно. В пример можно привести здание, где все рабочие обязаны носить каски для безопасности. Эта политика может косвенно дискри-минировать определенные группы людей, которым запрещено ношение подобных головных уборов. Работодатель может, однако, оправдаться необходимостью соблюдения этого правила, и заявить, что в данном случае, легитимная цель обеспечивает безопасность рабочих, что эта необходимость пропорциональна риску, и что ношение касок – разумное требование для охраны труда.

Как распознать то, что меня незаконно дискрими-нируют? Как я могу показать, что испытал незаконную дискриминацию?

Большинство из нас знает, как распознать явные дискриминационные действия. К сожалению, они часты в Европе. Может быть, вас отказались обслужить в баре или ресторане, или у вас есть знакомый, которому официант или владелец заявил, что он “не обслуживает цыган”? Знаете ли вы кого-то, кому было отказано в работе, квартире или медицинском обслуживании, только потому, что он/она – цыгане? Видели ли вы когда-нибудь знак запрета “цыгане” или “ромы”? Все это является очевидными дискриминационными действиями. И в таких случаях ERRC может доказать, что произошла дискриминация, используя документы или знаки запрета, подтверждающие это, а также принимая во внимание заявления очевидцев дискриминационного действия.

Прямая дискриминация может происходить и тогда, когда слова “ром” или “цыган” не использовались в явном виде, но при этом можно доказать, что произошла дискриминация. Например, сегодня многие бары и рестораны отказывают на входе цыганам и другим людям с тёмным цветом кожи под предлогом того, что посетителям необходимо иметь “членство в клубе”, или же говорят, что здесь проходит частная вечеринка. Часто происходит так, что цыгане, подающие заявления о приеме на работу, получают отказ, несмотря на то, что по телефону их согласились принять, но при встрече говорят, что вакантных мест уже нет, и на интересующее цыгана вакантное место уже кого-то приняли.

Как может человек доказать, что в данном случае произошло дис-криминационное действие? Некоторые организации в Центральной и Восточной Европе пользовались методом “проверка”. Например, цыгане и нецыгане (причем их квалификация, одежда и т.д., были практически одинаковыми) подавали заявления о приеме на работу, о найме квартиры, или же отправлялись в ресторан или на дискотеку, где, по подозрениям, регулярно происходила дискриминация цыган. И если же к нецыганам отнесутся по-другому, нежели к цыганам (например, цыган попросят предъявить членский билет при входе на дискотеку, а затем откажут, а другим разрешат пройти на дискотеку, не спрашивая о членских билетах), то тщательные и детальные показания “испы-тателей” должны быть записаны. Эти показания формируют доказа-тельство свершившегося дискриминационного действия, и во многих странах они могут быть использованы в суде. Подробную информацию об этом методе вы можете получить, посетив сайт ERRC: www.errc.org, или, связавшись непо-средственно с офисом ERRC.

Статистика поможет при расследовании как прямой, так и кос-венной дискриминации. Например, в некоторых странах Центральной и Восточной Европы цыганских детей регулярно отправляют в специ-альные школы для умственно отсталых.

Исследование, проведенное ERRC в городе Острава на востоке Чехии в 1999 году, выявило и то, что больше половины цыган школьного возраста посещает такие школы, и также то, что больше половины посещавших подобные школы были цыганами, и, что в 27 раз вероятнее то, что скорее цыганского ребенка поместят в подобную школу, чем ребенка не из цыганской семьи. Многие цыганские дети, которые не посещали школы для умственно отсталых, были сконцентрированы в начальных школах в определенных районах Остравы. Исследование выявило, что более 30 из 70 нормальных начальных школ были “для белых”, то есть ни один цыган не посещал эти школы.

Тщательно проведенное ERRC исследование в г. Острава пока-зывает неравенство: мы подсчитали количество цыганских и нецыган-ских детей во всех начальных школах Остравы. Результаты на карте подтвердили слова многих – город оказался драматически разде-ленным так называемыми этническими линиями. Большинство цыганских детей заканчивают школы без необходимых навыков быть конкурентоспособным на рынке труда, получать хорошие зарплаты и жить с чувством собственного достоинства.

Другие организации провели важные исследования, используя такие методы, как “индивидуального” или “парного” выборочного наблюдения, когда изучают не все население, а только тщательно отобранные группы людей. Компетентное статистическое исследование чрезвычайно ценно, и подобные исследования нужно проводить во всех странах и во многих областях жизни: в образовании, в жилищной сфере, трудоустройстве, здравоохранении, социальной сфере и др. Данные исследования можно использовать при доказательстве дискриминации в суде, при оказании давления на правительства и влияния на правительственную политику с тем, чтобы на цыган выделяли больше финансовых средств, также при информировании о проблемах цыган различных международных организаций, как ООН или Совет Европы. Местные организации больше других подходят для этой роли. И если вы заинтересовались проведением подобных исследований, то вам необходимо знать следующее:

  • неверно то, что “каждому известна проблема, и теперь нам нужно лишь действие”, как полагают некоторые активисты. В боль-шинстве стран статистические данные по важным вопросам, касающимся жизни цыган, недоступны, так, например, бывают сложности с получением информации:
  • о проценте цыганских детей, посещающих школы или классы для умственно отсталых, или же школы с низким качеством обучения;
  • о числе цыган (и нецыган), которые проживают в незарегист-рированных местными властями домах, или в домах с харак-терными плохими условиями для жизни;
  • о числе цыган (и нецыган), ежегодно выселяемых из своих квартир;
  • о числе цыганских (и нецыганских) детей, которых ежегодно забирают из семей и помещают в приюты и др.

В некоторых странах государственные власти пытаются закрыть доступ к такой информации. Например, когда ERRC проводил исследование в Чехии, власти школ часто говорили, что у них не хранятся данные об этническом составе, или что это хранение вообще является незаконным. Люди, которые говорят Вам, что они не могут предоставить Вам такую информацию, вероятнее всего пытаются скрыть от Вас факт систематичной дискриминации цыганского насе-ления. Даже в тех странах, где база данных по этнической информации о личности считается “чувствительной”, а потому доступ к ней для большинства подвергается ряду ограничений, общие данные по группе такому запрету не подвергаются. Есть страны, в которых действия по сбору статистики на основе расы, признаются незаконными. Местный юрист поможет Вам узнать, какие существуют правовые ограничения в Вашей стране.

Для того, чтобы подобную информацию можно было эффективно использовать, исследование нужно проводить качественно. И перед тем, как начать какое-либо исследование, рекомендуется несколько раз сходить в библиотеку, получить совет от социолога или специалиста по демографии, или же связаться с ERRC и получить более подробную информацию о методах исследования.

. но я всё ещё не уверен в том, что это дискриминация…

Создается впечатление, что эксперты в области дискриминации есть везде. И многие скажут вам, что если вы чувствуете, что испы-тываете дискриминацию, то так оно и есть на самом деле. Но это необя-зательно означает, что вы стали жертвой дискриминационного действия. И это несомненно правда, что не все действия, несущие вред – дискри-минационны. Важно при этом помнить следующее:

  • Прежде всего, очень немногие люди, не являющиеся экспертами, в реальности знают достаточно о том, что можно, а что нельзя рассматривать как расовую дискриминацию по закону. Если вы думаете, что подверглись дискриминации, то это необходимо проверить по описаниям прямой и косвенной дискриминации, представленной выше. Попадает ли это под одну из категорий? Рекомендуется также связаться с ERRC либо с одной из местных организаций, занимающейся антидискриминационной деятель-ностью и узнать, можно ли предпринять какое-либо действие.
  • Фактически, международное право в антидискриминационной области очень сильное. Многие эксперты сходятся во мнении, что запрет на расовую дискриминацию имеет силу обычного международного права, что расовая дискриминация запрещена везде, даже если ваша страна никогда не принимала законов против дискриминации и не ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Ваши ощущения являются также хорошим индикатором в том, подверглись ли вы расовой дискриминации или нет, поэтому, если же вы вдруг почувствуете, что подвергаетесь дискриминации, тогда существует реальная возможность того, что так оно и есть на самом деле.

Как я могу бороться против расовой дискриминации?

Существует ряд способов борьбы против расовой дискриминации, как то:

  • местные антидискриминационные законы,
  • другие законы, прямо не связанные с дискриминацией, однако их можно грамотно использовать в дискриминационных делах, например, законы, защищающие достоинство человека.

Международное законодательство, в том числе:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD), в частности, ее 14-ая статья, дающая Комитету по ликвидации расовой дискриминации право рассмат-ривать сообщения от индивидуумов и групп, касающиеся нару-шения обязательств по данной конвенции;
  • Европейская конвенция по правам человека (ECHR): статья 14 запрещает дискриминацию в отношении прав, гарантированных Конвенцией. Протокол №12 к Конвенции, открытый для под-писания в 2000 году, добавит всесторонний запрет на дискри-минацию во всех областях, при условии ратификации Конвенции десятью государствами Совета Европы. Активисты играют важную роль в оказании давления на правительства для безотла-гательной ратификации Протокола №12;
  • Директива Европейского Союза о расовом равенстве: эта дирек-тива обязывает государства принять всесторонние антидискри-минационные законы и основать эффективные структуры, выпол-няющие эти законы. Это формирует часть законодательства Европейского Союза, которой и члены ЕС и страны-кандидаты одинаково должны соответствовать. Активисты играют важную роль в обеспечении того, чтобы государства вносили поправки и исправления в законодательство, следуя требованиям этого важного инструмента.

ERRC борется с дискриминацией против цыган посредством ряда действий:

  • публикует информацию о ситуации с правами цыган;
  • защищает права цыган на международном уровне;
  • учит цыган действовать в своих собственных интересах посред-ством образовательных программ по правам человека;
  • направляет дела в национальные и международные суды от имени цыган-жертв дискриминации и по поводу других форм нарушения прав человека.

Если вы считаете, что подверглись или подвергаетесь дискри-минации, вы можете обратиться к местному адвокату, и затем, сотруд-ничая с ним, подать заявку в ERRC для получения гранта на юри-дическое представительство. Критерии для заявки на грант на юридическое представительство доступны на сайте ERRC на английс-ком и цыганском языках: www.errc.org, либо Вы сами можете обратиться в офис ERRC.

Судебные иски являются решающим моментом в борьбе против дискриминации. Однако, для достижения справедливости одного судебного иска недостаточно. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы.В действительности же, важно обдумать те стратегии, в которых любые влиятельные парт-нёры – журналисты, международные общественные организации, межправительственные органы – будут вашими союзниками. Напри-мер, в остравском деле, описанном выше, после того, как ERRC задоку-ментировал случай расовой сегрегации в школьной системе Остравы, не только рассматривалось дело в местном и международном судах от лица родителей 15 цыганских детей, сегрегированных в школах Остравы, но также:

  • была проведена пресс-конференция для местных и между-народных СМИ, на которой объявили о начале рассмотрения этого дела;
  • был опубликован всесторонний доклад по вопросу сегрегации цыганских детей в чешской школьной системе (на чешском и английском языках);
  • была проведена работа с местными группами до, а также и после начала рассмотрения судебного дела, по информированию о возможном эффекте подобной акции;
  • ERRC предоставил материалы о сегрегации в чешской школьной системе международным организациям, таким как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и Европейской комиссии против расизма и нетерпимости;
  • продолжается работа с журналистами и после начала рассмот-рения дела, чтобы привлекать их к дальнейшему его освещению.

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации (International Day for the Elimination of Racial Discrimination) проводится по решению XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 1966 года и ежегодно отмечается 21 марта.

В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила 69 человек в ходе проводившейся в Шарпевиле (Южная Африка) мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев в ЮАР.

Провозглашая этот День в 1966 году, Генеральная Ассамблея ООН призвала международное сообщество удвоить усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации. Тем самым подтверждая, что расовую дискриминацию можно считать отрицанием прав человека, основных свобод и справедливости, и она является преступлением против человеческого достоинства.

Также ООН признает, что дискриминация — серьезное препятствие к экономическому и социальному развитию, а также к международному сотрудничеству и миру.

Организацией Объединенных Наций расовая дискриминация решительно осуждается и любая политика, связанная с ней, не только неприемлема, но и несовместима с обязательствами, принятыми государствами-членами организации согласно Уставу ООН.

ООН вновь и вновь призывает все государства соблюдать Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Всеобщую декларацию прав человека и принимать действенные меры, в том числе и законодательные, по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью, и продвигать идеи толерантности, инклюзивности, единства и уважения.

Среди программ, способных помочь в борьбе с расовой дискриминацией, ООН рассматривает, в частности, содействие в предоставлении равных возможностей общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также гарантий в отношении пользования (без дискриминации по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения) основными правами человека, такими как право голоса, право на равный доступ к пользованию социальным обслуживанием.