Дети спб усыновление

05.09.2018 Выкл. Автор admin

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Таблица 1. Региональные нормативно-правовые акты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержки замещающих семей

Название, номер, дата

Ссылка на документ или приложение копии документа

Закон Санкт-Петербурга от 31.10.2007 № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1666 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»

Закон Санкт-Петербурга от 17.02.2010 № 93-31 «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2010 № 1194 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга»

Закон Санкт-Петербурга 09.11.2011 №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 № 561 «О реализации главы 4 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 № 1044 «О реализации главы 3 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2015 № 560 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481».

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1249 «О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации»

Закон Санкт-Петербурга от 19.09.2012 № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 № 95 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О бесплатной юридической помощи в
Санкт-Петербурге»

Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 № 596 «О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1290 «О Порядке межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 № 242 «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в Санкт-Петербурге» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

* Нормативный правовой акт Санкт-Петербурга размещен в программах «Кодекс», «Консультантлюс».

Таблица 2. Региональный сайт по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специализированные сайты для замещающих родителей

Ссылка в сети Интернет

Сайт СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям» (подведомственное учреждение Комитету по социальной политике Санкт-Петербургу

Таблица 3. Региональные некоммерческие организации, занимающиеся съемкой видеосюжетов о детях-сиротах, работающие в сфере семейного устройства детей-сирот, оказывающие методическую помощь приемным семьям и детям-сиротам, занимающиеся сопровождением и постинтернатной адаптацией детей-сирот.

Название некоммерческой организации

Направления деятельности / проекты

Адрес сайта в сети Интернет

Санкт-Петербургский Общественный Благотворительный фонд «Родительский мост»

1. Подбор и подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

2. Организация деятельности по распространению и внедрения опыта по работе с принимающими семьями группы риска по вторичным отказам, в том числе опекунов пожилого возраста, что является актуальным, а также проведение социально-психологическое консультирование семей и приемных детей на этапе адаптации ребенка в семье. Сопровождение замещающих семей. Психологическая, юридическая, педагогическая, социальная помощь замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Санкт-Петербургское региональное общественное движение помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Петербургские родители»

1. Подбор и подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

2. Сопровождение и поддержка приемных семей, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов. Консультирование по вопросам семейного, жилищного, гражданского законодательства Российской Федерации, а также оказание помощи приемной семье (социальный патронаж, психологический патронаж и консультирование, работа по урегулированию конфликта, связанного с воспитанием детей, а также конфликтных отношения между членами семьи путем поиска компромисса.

Северо-Западный Благотворительный Фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут»

Сопровождение замещающих семей.

Психологическая, юридическая, педагогическая, социальная помощь замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»

Программа «День Ангела»

Программа «День ангела» обеспечивает организацию праздника для конкретного ребенка – воспитанника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включает в себя интервьюирование несовершеннолетнего с целью узнать о его мечтах и желаниях, а также сами сюрпризы, исполняющие эти желания. В этом им помогают знаменитые артисты, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь»

Создана база видеоанкет детей-сирот в России. Видео-рассказы о детях дают шанс быстрее найти родителей.

Таблица 4. Инновационные проекты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Территория реализации проекта, контакты, сайт

Описание проекта, результаты

ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»

Программа «День Ангела»

Программа «День ангела» обеспечивает организацию праздника для конкретного ребенка – воспитанника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включает в себя интервьюирование несовершеннолетнего с целью узнать о его мечтах и желаниях, а также сами сюрпризы, исполняющие эти желания. В этом им помогают знаменитые артисты, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.

Благотворительный фонд «Измени одну жизнь»

125009, Москва, ул. Тверская, д.9, стр.7 (здание бизнес-центра «Эко-офис»), офис 604

+7 (499) 277 07 29

+7 (925) 314 84 19

Создана база видео анкет детей-сирот в России. Видео-рассказы о детях дают им шанс быстрее найти родителей.

В Санкт-Петербурге с целью устройства сложной категории детей, оставшихся без попечения родителей (дети-инвалиды; дети старшего возраста; дети, имеющие братьев и сестер, которые устраиваются в семью совместно) работа Фонда направлена на создание видео-сюжетом именно о таких детях.

Таблица 5. Мероприятия и информационные проекты по популяризации и развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие сообщества замещающих семей (проведение информационных/рекламных кампаний, форумов, организация клубов приемных семей, развитие ассоциаций и других объединений приемных семей и др.).

Название проекта / мероприятия

Описание проекта, результаты

ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»

Программа «День Ангела»

В целях устройства на воспитание в семьи российских граждан детей, оставшихся без попечения родителей, Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в 2013 году подписано соглашение с телекомпанией «Петербург – 5 канал» о создании телевизионных программ с участием несовершеннолетних. Программа «День ангела» представляет собой праздник для конкретного несовершеннолетнего и состоит из двух частей: интервьюирование ребенка с целью узнать о его мечтах и желаниях, а также сами сюрпризы, исполняющие эти желания.

На сайте дважды в месяц размещаются фотографии и производная информация о детях из регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и проживающих на территории Санкт-Петербурга.

Таблица 6. Инновационные проекты и технологии сопровождения замещающих семей и профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей.

Кем и где реализуется

В целях оказания социально-психологической помощи замещающим семьям используются современные методики (кинотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия), игровые тренинги и программы развития творческого мышления, коммуникативных навыков для успешной социализации детей и подростков.

Не реже одного раза в квартал на заседании социального консилиума в ЦСПСД проводится оценка качества и эффективности, предоставленных в соответствии с ИП социальных услуг, при необходимости ИП корректируется.

Наиболее востребованными среди указанной категории семей являются социально-психологические услуги (индивидуальное консультирование и групповые занятия с психологом, диагностика причин нарушения поведения ребенка и трудностей в обучении, психологическая коррекция с использованием различных методов терапии, содействие в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, помощь в снятии психотравмирующих ситуаций).

В целях организации работы по социальному сопровождению замещающих семей в каждом районе Санкт-Петербурга организовано межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и учреждений, организаций, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На заседаниях межведомственных групп, в состав которых входят представители ЦСПСД, КЦСОН, органов опеки и попечительства, общественных организаций, обсуждаются проблемы, выявленные в процессе сопровождения замещающих семей и детей, принятых на воспитание, для решения которых привлекаются ресурсы организаций и учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения, правоохранительных органов, а также общественных организаций.

В Санкт-Петербурге функционирует 16 районных центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСД);

3 отделения для детей с ограниченными возможностями здоровья и отделения по работе с семьей и детьми в Комплексных центрах социального обслуживания населения (КЦСОН);

7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦ).

— уменьшение числа «вторичных отказов»;

— увеличилось количество детей, устроенных в семьи;

— улучшилось качество жизни семей, принявших детей на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей

В СПБ ГБУ «Центр помощи семье и детям» организованы и проводятся групповые и индивидуальные занятия по сопровождению семей, принявших на воспитание детей, а также регулярные встречи в «Родительском клубе», направленные на психологическую поддержку и обмен опытом между семьями, уже принявшими детей на воспитание.

Тематический план встреч составляется специалистами Центра, которые являются ведущими таких встреч, и учитывает пожелания и интересы участников Клуба.

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр помощи семье и детям»

— уменьшение числа «вторичных отказов»;

— увеличилось количество детей, устроенных в семьи;

— улучшилось качество жизни семей, принявших детей на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей

Таблица 7. Проекты наставничества для замещающих семей

Краткое описание проекта, результаты

Сайт в сети Интернет

Районные Центры социального обслуживания семьи и детей (ЦСОСД)

В районных ЦСОСД Санкт-Петербурга созданы специализированные отделения, службы сопровождения замещающих семей по месту их жительства. Основными задачами указанных подразделений являются защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан, профилактика вторичных отказов от детей, переданных под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также оказание замещающим семьям социально-экономической, социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи. На базе отделений и служб функционируют различные клубы для опекунов и приемных родителей («Семья» и «Приемный родитель» в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, «Доверие» в Калининском районе Санкт-Петербурга, «Счастливая семья» в Московском районе Санкт-Петербурга, «Самые близкие» во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга и другие).

Реализация права на образование детей-сирот.

Право на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот), в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Детям-сиротам предоставляется бесплатное дошкольное образование, начальное, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование в государственных образовательных организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

6 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга со структурным подразделением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и 5 профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Услуга по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в том числе адаптированных образовательных программ, а также среднего профессионального образования является основным видом деятельности указанных учреждений.

В отношении детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях для детей-сирот, в том числе в государственных бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии», образовательный процесс осуществляется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, приближенных к их месту проживания.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Санкт-Петербурга. Усилия Правительства Санкт-Петербурга направлены на создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих доступность качественного образования для всех детей, независимо от состояния их здоровья. Сеть образовательных учреждений, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, сохранена и развивается с учетом запросов детей и родителей.

Опыт образовательных учреждений города, обучающих детей с ОВЗ, имеет многолетние традиции, а некоторые из них и вековую историю. Так, школе-интернату № 1 Выборгского района для глухих детей более 200 лет, школе-интернату № 1 Красногвардейского района им. К. Грота для слепых и слабовидящих детей 135 лет.

Вместе с тем школы развиваются, разрабатывают и внедряют инновационный опыт.

Школа-интернат № 1 им. К. Грота одна из первых не только в Санкт-Петербурге, но и в России начала заниматься подготовкой учащихся с нарушением зрения, в том числе тотально слепых детей, к сдаче ЕГЭ. Опыт уникальный и очень успешный. Результаты сдачи ЕГЭ выпускниками школы на уровне средних результатов по Санкт-Петербургу.

В городских конкурсах и олимпиадах по предметам принимают участие свыше 30% учащихся школы-интерната.

Педагоги школы № 616 Адмиралтейского района «Динамика» занимаются внедрением дистанционного образования. Ими разработаны многочисленные программы, опыт позиционируется не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах.

В ГБОУ СОШ № 355 Московского района осуществляется опытно-экспериментальная работа по теме: «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения». Эксперимент предполагает формирование системы дистанционного обучения, соответствующей образовательной программе школы и обеспечивающей непрерывный доступ учащихся к образовательным услугам в соответствии с их потребностями и индивидуальными особенностями и создание на её основе методики проектирования индивидуальной образовательной траектории.

В рамках работы ресурсного центра школа № 25 Петроградского района предлагает профессиональному сообществу города сформированную и апробированную модель сопровождения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития в различных организационно-педагогических условиях. Актуальность содержательного направления работы школы обусловлена необходимостью повышения квалификации у педагогов, подготовкой волонтеров и тьютеров для включения в образовательное пространство детей указанной категории.

Важным и значимым направлением работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии стала организация работы по созданию методического комплекса для альтернативной коммуникации. В этой области несомненными лидерами являются начальная школа-детский сад № 687 Центрального района и школа № 46 Калининского района.

Опыт инклюзивного образования представлен в дошкольных образовательных учреждениях города. В группы общеразвивающей направленности включены дети с нарушением речи, с синдромом Дауна, с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации, аутистическими расстройствами, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Особый интерес заслуживают такие образовательные учреждения, как ГБДОУ № 41 Центрального района, они первыми стали заниматься проблемой ранней помощи детям с ОВЗ, инклюзивным образованием. ГБДОУ 60 Невского района включает в среду говорящих детей дошкольников после кохлеарной имплантации. В ГБДОУ № 83 Фрунзенского района в группы общеразвивающей направленности включены дети с синдромом Дауна. Редким, в своем роде, является детский сад «Кудесница», в котором эффективно внедряются интерактивные технологии, способствующие более качественному развитию речи глухих детей.

Помимо непосредственно образовательной деятельности учащихся с ОВЗ значимым для социализации данной категории детей, безусловно, является освоение культурно-образовательной среды города. Дети с особыми образовательными потребностями осваивают как экстернальное (культурно-просветительские комплексы, культурно-досуговые и физкультурно-оздоровительные учреждения), так и интернальное (школьный музей, школьный театр, физкультурно-оздоровительные комплексы, специально созданная предметно-развивающая среда) социокультурное пространство.

В Эрмитаже для «особых» детей проводятся систематические занятия по программе «Наш Эрмитаж». Программа охватывает почти все экспозиции музея, рассчитана на регулярные посещения в течение нескольких лет и учитывает характер заболевания, возрастные особенности и уровень развития детей. Методика занятий направлена на развитие восприятия и творческих потенций ребенка, строится на активной диалоговой форме. Вводятся игровые моменты, используется изобразительная деятельность самих детей. Итогом годового посещения становится праздник-концерт по темам занятий в музее, который проводиться силами детей в Эрмитажном театре.

Научно-методический отдел «Школьный центр» Государственного Эрмитажа проводит программу для слепых и слабовидящих «Прошлое на кончиках пальцев». Для незрячих детей в Фондохранилище Эрмитажа разработаны специальные маршруты по залам музея, музейные педагоги стараются адаптировать экскурсионный материал, сделав его максимально доступным для детей со зрительной недостаточностью, изготавливают рельефно-графические наглядные пособия, создают комфортные условия для незрячих посетителей.

Программа предусматривает занятия в специально созданном классе, где все отвечает запросам и возможностям восприятия детей с нарушением зрения. Занятия со специалистами: искусствоведами, археологами, возможность воспринимать на полисенсорной основе, в том числе и с помощью осязания, подлинные памятники мировой и отечественной культуры (или их точные копии), знакомство с археологией и историей развития человеческой цивилизации.

Одним из самых крупных является Российский центр музейной педагогики и детского творчества при Русском музее. Он был образован в 1990 году и стал первой в России музейно-педагогической службой. Деятельность Российского центра музейной педагогики и детского творчества способствует формированию и развитию художественного восприятия и творческой сферы личности; является активным средством введения ребенка с проблемами в развитии в окружающий мир.

В работе Центра задействованы такие специалисты как: музейные педагоги, искусствоведы, психологи, преподаватели высшей школы, специалисты в области компьютерных технологий, театральные деятели и др.

В течение нескольких лет сотрудниками Центра ведется апробация первой отечественной музейно-педагогической программы «Здравствуй музей!». Эта программа выстаивает непрерывный образовательный процесс от детского сада до вуза. Многоуровневая музейно-педагогическая программа разработана сотрудниками Центра с целью создания такой системы взаимодействия музея, детского сада, школы и вуза, которая позволяет объединить усилия музейного педагога, воспитателя дошкольного учреждения, школьного учителя, преподавателя высшей школы в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности. В ходе реализации программы дети осваивают историю изобразительного искусства, получают представление о специфике его языка; у учащихся развиваются способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой.

В Музее политической истории России с 1994 года организован Детский исторический музей. Музей является эффективным средством исторической и культурной адаптации ребенка в современном мире. В его основе лежит оригинальная музейно-педагогическая методика работы с посетителем в специально организованной пространственной среде. Погружение в историческую эпоху дает возможность личного переживания и осмысления культурно-исторического процесса.

При обращении музея к «особому» ребенку» он приобретает новые функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только расширяя границы своей деятельности, но и повышая свой общественный престиж.

Большое внимание педагоги уделяют и таким формам знакомства с городом, его культурными ценностями – это автобусные и пешие экскурсии.

Включение детей в городское культурное пространство дает ребенку возможность расширить свой социальный опыт, увидеть и услышать «культуру своего города», прикоснуться к Истории.

Организация отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена мера социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 № 242 «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в Санкт-Петербурге» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», осуществляется предоставление мер социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, обеспечиваются бесплатными путевками в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в период летних, осенних, весенних и зимних школьных каникул.

С 01.01.2018 на основании статьи 11 «Меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки в сфере отдыха и медицинского обслуживания» главы 3 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» установлена мера социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей в виде денежной компенсации стоимости путевки в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в случае самостоятельного приобретения путевок в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по фактическим расходам, но не более чем в размере 30 093 рубля.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Дети спб усыновление

Желающим усыновить ребенка в России придется ездить в Москву

Получить информацию из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также направления на знакомство с ними можно будет только в министерстве образования и науки РФ. Такой порядок предусмотрен административным регламентом, подписанным министром Дмитрием Ливановым.

Россиянину, желающему найти ребенка в целях его усыновления, предлагается написать заявление, заполнить анкету и получить в региональной службе опеки и попечительства заключение о возможности быть усыновителем или опекуном. Все услуги предоставляются бесплатно. Так, в десятидневный срок по указанным гражданином критериям (пожеланиям) чиновники подберут данные о детях и представят общую информацию с фотографией. Желающие познакомиться с ребенком могут получить соответствующее направление.

Вместе с тем, предоставлять государственные услуги будет исключительно само министерство образования и науки РФ, единственный офис которого расположен в Москве. Участие в процессе Многофункциональных центров (МФЦ), равно как и возможность отправки и получения информации через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), по почте и даже через представителей, регламентом не предусматривается.

А вот иностранцам в принципе не предоставляется право самостоятельно запрашивать информацию о надеющихся на усыновление российских детях. Если оставшийся без попечения ребенок уже находится за границей, иностранный гражданин может получить предварительное разрешение на его усыновление. Для этого требуется предоставить в Минобрнауки целый пакет документов, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья, справку с работы, подтверждение наличия жилья, разрешение на въезд ребенка, свидетельство о прохождении подготовки кандидатов в усыновители и другие. Кроме того, одинокий иностранец обязан доказать российским чиновникам, что законодательство его страны не признает однополые браки.

В то же время данные о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи, размещаются на специальном интернет-сайте и могут передаваться для публикации в СМИ. Гласности должна придаваться так называемая производная информация, в том числе фотография, имя и начальная буква фамилии, пол, возраст, цвет волос и глаз, наличие братьев и сестер, особенности характера, возможные формы устройства на воспитание.

Отметим, что в настоящее время в федеральный банк данных внесены сведения о 84 тысячах детей, оставшихся без попечения родителей. Около 2,7 тысячи из них находятся в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Тогда как по данным Судебного департамента, в 2014 году в России было принято 15,7 тысячи решений об усыновлении, в том числе 938– иностранцами. В Санкт-Петербурге в минувшем году новую семью обрели 555 детей, почти каждый пятый уехал за границу.

Напомним, что российское законодательство запрещает усыновление детей гражданами США и других стран, легализовавших однополые браки.

Инструкция по усыновлению: как правильно искать ребенка с помощью интернета

Среди более чем 50 тыс. анкет в российских детдомах трудно найти именно того ребенка, которого семья хочет усыновить. В помощь таким семьям работают специализированные сайты.

С чего начать поиск тем, кто хочет стать усыновителями?

1. Определиться, где искать

Обычно, когда от детей официально отказываются кровные родители или родителей лишают прав, ребенок получает статус «подлежит устройству в семью». С этого момента начинается поиск новой семьи. Заводится личное дело, его «прикрепляют» к районной опеке детского дома или дома ребенка (в зависимости от возраста). Если в течение месяца ребенок так и не был устроен в семью, данные о нем передаются в областной каталог.

Так, из опеки района любого подмосковного города данные анкеты попадают в банк Московской области. В Москве и Санкт-Петербурге есть свои базы данных. И практически каждый субъект Федерации имеет свои сайты с каталогами детских анкет. В пределах домашнего региона найти ребенка можно быстрее, чем на федеральном уровне — помимо размещения на сайтах, объявления о малышах, нуждающихся в семейном устройстве, регулярно печатаются в местных изданиях, на региональных телеканалах показывают специальные социальные ролики, проводятся всевозможные мероприятия и акции, привлекающие внимание к детям-сиротам.

Объединяет же всех малышей и подростков, ищущих приемных родителей или усыновителей, федеральный банк данных «Усыновите.ру». Здесь собрано 51 072 анкеты детей-сирот, нуждающихся в семье. В анкетах, помимо фото (видео) ребенка, обычно указывают имя без отчества и фамилии, месяц и год рождения (не прописывают полностью дату). Также дают краткую характеристику: интересы, увлечения, темперамент, особенности здоровья. В анкете даются контакты органов опеки и попечительства, в ведении которых находится ребенок, и указываются возможные виды семейного устройства — усыновление, опека. Поясняются и причины отсутствия родительского попечения матери и отца. Более подробную информацию можно получить лишь при личной встрече с ребенком и сотрудниками органов опеки.

Региональный или федеральный банк данных выдает направление для посещения ребенка, но прежде согласовывает встречу с районным органом опеки: возможно, что ребенка уже кто-то начал навещать, обратившись в район напрямую, или появились родственники, которые решили его забрать в семью.

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

NB: во многих случаях усыновителям очень трудно выбрать ребенка по фото, так как в большинстве каталогов представлены некачественные фотографии, многие снимки сделаны самими сотрудниками органов опеки. Для полноценной анкеты федеральной базы такие фотографии явно не подходят, считают эксперты.

«Изучаю сайт «Усыновите.ру». Хорошо, что такой ресурс есть, и он помогает найти детей-сирот, которых можно взять в семью. Но как детей снимают на фото — нет слов. Как перед расстрелом или после отсидки в зоне, — выразил свое возмущение на странице в Facebook Александр Гезалов, публицист, общественный деятель, эксперт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, член Совета Министерства образования и науки РФ по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — В ряде регионов фотографии сделаны будто специально — «не берите этих детей». Когда же фонды и НКО начнут помогать снимать детей-сирот так, чтобы выявить реальные и плюсы и минусы?»

К сожалению, в России не так много НКО, занимающихся проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут создавать качественные видео и делать презентабельные фотографии.

Одно из приятных исключений — благотворительный фонд «Измени одну жизнь». На сайте фонда собрана самая большая база видеоанкет детей, мечтающих обрести любящую семью. Сейчас в списке ожидания находятся 19 724 ребенка. Каждый ролик — мини-история о ребенке, его увлечениях, мечтах и желаниях. Именно такие видеорассказы дают шанс ребенку быстрее найти родителей. Сотрудники фонда также помогают семье подготовиться к приему ребенка в семью: консультируют по вопросам семейного устройства, регулярно проводят вебинары, предоставляют бесплатные билеты для родителей, которые едут за ребенком в другой регион.

Есть примеры и в регионах. Например, благотворительный фонд «Счастливые дети» из Красноярска также делает качественные фото и видео, специально собирая на это пожертвования. Приглашаются профессиональные фотографы и видеооператоры, создается красочное портфолио ребенка, которое в дальнейшем публикуется в Сети.

2. Научиться читать объявления. В том числе между строк

На что нужно обратить внимание в объявлениях и анкетах?

1) Здоровье ребенка. Про особенности здоровья в анкетах подробно писать не принято. Поэтому важно при общении с представителями региональной опеки узнать подробную историю жизни и развития ребенка. Часто соцработники знают директоров детских домов лично, поэтому при посещении органов опеки можно попросить их позвонить в тот детский дом, откуда собираетесь забрать малыша. Важно спросить, как растет ребенок: постоянно ли изолируется от сверстников или, наоборот, старается быть в центре внимания и т.п. Но нужно иметь в виду, что подопечным детских домов иногда беспричинно ставят диагноз «задержка в развитии», — это отмечают многие семьи, усыновившие детей. Все потому, что в большинстве случаев внимания персонала не хватает на всех малышей, а развитие ребенка без постоянной помощи взрослого может задержаться.

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

2) Наличие братьев и сестер. По мнению Александра Гезалова, необходимо не просто указывать, есть ли они у ребенка, но и давать ссылку на их анкеты. Ведь согласно статье 124 Семейного кодекса РФ, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Вполне возможно, что органы опеки не разрешат разлучить детей, и тогда усыновители должны решить, смогут ли они взять в семью сразу нескольких, да еще и разных возрастов. Благотворительный фонд из Санкт-Петербурга «Дети ждут» в анкете каждого подопечного указывает ссылки на портфолио братьев и сестер, что дает возможность будущим родителям обдумать дальнейшие действия.

3) Актуальность информации. Данные о детях поступают в федеральные базы с задержками и обновляются достаточно редко. Например, информация о детях, не достигших годовалого возраста, обновляется раз в год, а в отношении малышей старше одного года обновление производится раз в три года. Поэтому нужно перепроверить, не появилась ли семья у этого ребенка. Сделать это быстрее всего можно на региональном уровне.

Обновление от 01.02.2018 г. Уточнение: согласно п. 23 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, направляет федеральному оператору актуализированную информацию об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год; фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ребенком 3 лет — каждые 4 месяца; в отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет — каждые 6 месяцев; в отношении детей в возрасте старше 7 лет — каждые 2 года.

3. Помнить о крайних сроках

Если будущие родители уже определились, с каким ребенком хотят познакомиться лично, то им выдадут (в местных или региональных органах опеки) направление на знакомство с ним. Действительно оно в течение месяца, после чего нужно принять решение и сообщить об этом в органы опеки. Стоит помнить, что, пока одна семья думает, другим потенциальным усыновителям встречаться с этим ребенком не разрешено.

Обновление от 01.02.2018 г. Исправление ошибки: направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, действует не месяц, а 10 рабочих дней. Приносим извинения читателям.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Добро пожаловать!

Этот проект родился из нашего совместного желания найти детям-сиротам (оставшимся без попечения родителей) новые, хорошие семьи.

Конечно, специалисты Комитета и так постоянно работают над семейным устройством детей. Но для того, чтобы сделать эту работу более эффективной, нужна хорошая, оперативно обновляющаяся база данных детей, находящихся в Детских домах и Домах ребенка Ленинградской области.

Поэтому мы решили сделать свою, региональную базу данных, основанную на активном сборе информации о детях. В детские дома Ленинградской области выезжают профессиональные фотографы и интервьюеры, которые подготавливают информацию для нашего портала. Поэтому мы часто обновляем фотографии, и вы имеете возможность читать развернутые рассказы о детях.

Мы очень надеемся, что этот проект поможет родителям найти своих детей, а детям – скорее дождаться родителей.

01.11.2018. Обновления базы данных

Обновлен региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, Ленинградской области: в банк добавлены анкеты 9 новых детей, пополнены актуальной информацией анкеты 24 детей. Все эти дети нуждаются в родителях!

Вы можете сделать пожертвование!

Теперь на главном сайте нашего проекта появилась возможность сделать пожертвование! Собранные за счет пожертвований средства пойдут на нужды программы по содействию в усыновлении детей-сирот Северо-Западного региона в рамках проекта «Дети-ждут»!