Что такое ввод в эксплуатацию транспортного средства

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов)

Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов) — дата готовности к фактическому использованию основных средств, нематериальных активов.

Комментарий

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) использует понятие «ввод в эксплуатацию» (в главе 25 «Налог на прибыль организаций»), но не дает ему определения.

Так, по амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Аналитический учет должен содержать информацию о дате передачи имущества в эксплуатацию (ст. 323 НК РФ).

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д., включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Исходя из буквального смысла выражения «ввод в эксплуатацию» и сложившегося понимания, под вводом в эксплуатацию следует понимать дату, на которую объект полностью готов к использованию по своему назначению.

Организация приобрела компьютер 15 января и разместила его в упакованном виде на складе.

10 февраля компьютер был установлен на рабочий стол сотруднику, на него было установлено программное обеспечение – компьютер был полностью готов к работе.

Дата ввода в эксплуатацию – 10 февраля.

Оформление ввода в эксплуатацию

Приобретение основных средств может оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:

Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». В них предусмотрена графа – дата ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным, но многие налогоплательщики ими пользуются.

Объекты основных средств, которые принимаются к учету в результате капитального строительства, оформляются документами:

Значение термина «ввод в эксплуатацию»

Статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ).

Иными словами, если НК РФ не устанавливает свое определение термину, то нужно брать значение этого термина из соответствующих отраслей права.

Термин «ввод в эксплуатацию» раньше применялся в бухгалтерском учете и «родом» из этой отрасли законодательства (см. в Историческая справка). Но сейчас вместо него в бухгалтерском учете, применяется близкий по смыслу термин «принятие к бухгалтерскому учету». С датой принятия к учету основного средства или нематериального актива связывается начало амортизации объекта.

Так, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″, утв. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н).

Такие же правила установлены для нематериальных активов (Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н).

Следует отметить, что критерий определения даты принятия к бухгалтерскому учету объекту хорошо сформулирован в МСФО.

Так, для основных средств указывается — амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства (п. 55 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства»).

Для нематериальных активов установлено такое же правило — амортизация должна начинаться с того момента, когда этот актив становится доступным для использования, т.е. когда его местоположение и состояние обеспечивают возможность его использования в соответствии с намерениями руководства (п. 97 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»).

По моему мнению, указанные в стандартах МСФО критерии даты начала амортизации в целом подходят и для определения даты ввода в эксплуатацию для налогового учета.

Организация приобрела станок.

Станок размещен на складе — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок со склада передан в цех для его подключения и наладки — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок подключен и готов к использованию — на эту дату станок принимается к учету в качестве объекта основных средств.

Ввод в эксплуатацию в строительстве

В строительстве термин «ввод объекта в эксплуатацию» определен. Так, статья 55 Градостроительного кодекса России определяет «Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»: » Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации». Далее, в этой статье указываются требуемые документы, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Отсутствия определение в законодательстве термина «ввод в эксплуатацию» приводит к возникновению спорных ситуаций.

Так, спорным является вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам до их государственной регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора?

Так, с одной стороны «ввод в эксплуатацию», как мы установили – это дата готовности объекта к работе и она не зависит от регистрации. С другой стороны, если транспортное средство запрещено эксплуатировать без государственной регистрации, то до такой регистрации оно не может быть использовано по назначению (введено в эксплуатацию).

Есть судебные решения в пользу налогоплательщика, когда суды говорят, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не запрещает ввести в эксплуатацию объект и начислять амортизацию (например, Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010).

Однако встречаются и противоположные решения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Интересно, что в дореволюционной России термин «Эксплуатация» также широко применялся, но не был определен в законодательстве, что влекло возникновение трудностей на практике. Так, знаменитый юрист Кони Анатолий Федорович описывает, как он устанавливал в правоприменительной практике значение термина «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества («СУД — НАУКА — ИСКУССТВО, Собрание сочинений в восьми томах». Том 1 «Из записок судебного деятеля» (Издательство «Юридическая литература», Москва, 1966 г.), IV):

«По этим делам возникал весьма важный вопрос о том, как толковать слово «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества. Это иностранное слово чуждо русскому языку и имеет несколько значений, причем главное из них, состоящее в понятии извлечения выгод, в разговорном языке одинаково применяется к разработке или пусканию в ход какого-либо изобретения, к пользованию своим имуществом, к корыстному или психическому насилию над чувствами близких и любящих и, наконец, к преступному вымогательству путем угроз разоблачениями, именуемому шантажом. Практика кассационного суда была и остается, по-видимому, до сих пор крайне неустойчивой: в ней эксплуатация железных дорог и пароходных предприятий то толкуется как деятельность, направленная к извлечению дохода из всего предприятия, т. е. и из принадлежащих железной дороге заводов, мастерских и других имуществ, то как деятельность, направленная к перевозке пассажиров, багажа, почты и грузов, то как деятельность, состоящая не в извлечении выгод, а в тесной связи с перевозкой, то как осуществление хозяйственной стороны предприятия и т. д. Поэтому к эксплуатации железной дороги то относились заводы и мастерские, то исключались из нее здания и помещения для рабочих, служащих на дороге и железнодорожные больницы, а также каменоломни, хотя бы камень из них добывался для нужд дороги. Очевидно, что при этой путанице понятий представлялось необходимым установить определенную точку зрения на значение слова эксплуатация, тем более, что от этого зависело признание в каждом деле, на ком должна лежать тяжесть доказывания. Мы остановились на том соображении, что извлечение выгод из заводов, мастерских и всех подобного рода учреждений совершенно одинаково по своим свойствам и условиям для всякого владельца этих учреждений и что не представляется никаких разумных оснований к тому, чтобы хозяин паровозного завода или мастерской для железнодорожных принадлежностей вообще отвечал и защищался иначе, чем железная дорога, имеющая такую мастерскую или такой завод, и чтобы рабочий, потерпевший увечья от упавшей тяжести на частном заводе, обязан был доказывать, что это произошло по вине заведующих заводом, а на заводе, принадлежащем железной дороге, иногда отстоящем на несколько верст от рельсового пути, этой обязанности на нем не лежало. Справедливость и последовательность требуют, чтобы в обоих случаях применялась одинаковая обязанность доказывать, возлагаемая или на истца, или на ответчика. Нам казалось несомненным, что исключительно выгодное положение, в которое поставлен потерпевший увечье или родные лишившегося жизни, вызваны той особой опасностью, которая обусловливается движением по рельсам и действиями, сопровождающими нагрузку, выгрузку, сцепку, смазку и т. п., а также входом в вагоны и выходом из них при быстроте и срочности движений и т. д. и что поэтому под эксплуатацией надо понимать исключительно пользование рельсовым путем и тесно связанными с движением по нему местами остановок, хранения кладей и переездов. В этом смысле у нас состоялся целый ряд решений, не встретивших отмены со стороны Сената, одно время признававшего наше толкование правильным.»

Историческая справка

Термин применяется со времен СССР. Так, он встречается в п. 71 «Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций» (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30) — «По незаконченным или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но находящимся в эксплуатации у тех организаций, которым они будут переданы в основные средства (фонды), амортизация начисляется в общем порядке — с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, без соответствующего отражения в учете суммы износа по этим основным средствам (фондам).»

Термин применялся в первых редакция Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10. Например, в п. 37 «Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.»

Термин введен в налоговый кодекс России с 1 января 2002 года в связи с принятием главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ст. 13).

Оформление акта ввода в эксплуатацию грузового автомобиля

Добрый день!
У меня оптовая компания по продаже мебели (ИП, налогообложение: доходы минус расходы).
Т.к. предприниматель я начинающий, обращаюсь за профессиональной помощью.

Суть вопроса:
я приобрела грузовое авто у физического лица как юридическое лицо, произведя продавцу оплату по б/н.
Каким образом необходимо оформить акт ввода в эксплуатацию приобретенного грузового автомобиля?

Заранее благодарна за помощь.

Ольга, добрый вечер!
Поясняю суть:
Продавец ТС — физическое лицо;
Покупатель ТС — юридическое лицо (ИП).
Автомобиль пока не оформлен, поэтому обращаюсь за помощью по грамотной проводке.

Я правильно понимаю: это акт ОС-1, составленный в одностороннем порядке?

Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)

Ввод в эксплуатацию основных средств — это документальное подтверждение готовности имущества к использованию по назначению. Чтобы правильно оформить этот процесс на счетах бухгалтерского учета, необходимо знать некоторые нюансы, о которых пойдет речь в данной статье.

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».

Отдельного внимания заслуживает проводка — введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
  • характеристика основного средства и т. п.

Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».

Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.
  • Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
  • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».

Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.

Оформление приказа на ввод в эксплуатацию ОС

Добрый день
подскажите достаточно ли этих сведений в приказе на ввод ОС, или что то лишнее?

В связи с приобретением «» 2015 года, поставщик: ООО «», договор купли-продажи № от., товарная накладная № от ,
следующее транспортное средство (далее по тексту – ТС):
и оформлением его регистрации «» 2015 года, государственный регистрационный знак

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести ТС в эксплуатацию с «»2015г.
2. Принять ТС к бухгалтерскому учету в составе объекта основных средств с первоначальной стоимостью с учетом стоимости регистрационных действий в сумме
3. Присвоить объекту инвентарный номер
4. Отнести в бухгалтерском и налоговом учете объект основного средства к группе по «Классификатору основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1)
Установить срок полезного использования основного средства мес., способ начисления амортизации — линейный.
Начисление амортизации начать с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на главного бухгалтера

Что такое ввод в эксплуатацию транспортного средства

Смотрите, что нашла.

От регистрации в ГИБДД учет не зависит

От того, когда бухгалтер включит приобретенный автотранспорт в состав основных средств, зависит правильность исчисления налога на прибыль, налога на имущество и вычет НДС. Когда правильно оприходовать автомобиль на счет 01, если дата его покупки и дата регистрации в ГИБДД приходятся на разные отчетные или даже налоговые периоды?

А.Б. Погребс, аудитор-консультант

Дата принятия на учет транспортного средства важна для трех налогов: налога на имущество, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Для налога на имущество и НДС нам нужно определить момент постановки автотранспорта на счет 01 «Основные средства», а для налога на прибыль — момент включения объекта в состав амортизируемого имущества. Зависит ли этот момент от факта регистрации транспортного средства в ГИБДД?

Сначала найдем ответ на этот вопрос в нормативных документах по бухгалтерскому учету.

Оформил акт, получи основное средство

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не привязывает постановку на учет основного средства к конкретной дате. Для бухгалтерского учета важен факт использования объекта в производстве продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд, длительность использования имущества и способность в будущем приносить экономические выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

Указание на зависимость принятия к учету основного средства от его государственной регистрации содержится в пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств*. Однако он относится исключительно к объектам недвижимости и на автотранспортную технику не распространяется.

По Плану счетов бухгалтерского учета сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» первоначальная стоимость основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства». Следовательно, основными критериями, определяющими момент принятия имущества к бухгалтерскому учету по счету 01, являются принятие в эксплуатацию и оформление соответствующих документов. Основное средство начинает амортизироваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Не требующие монтажа машины и оборудование, в том числе и транспортные передвижные средства, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств (п. 39 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию предназначен Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (постановление Госкомстата России от 21.01.03 № 7).

Мы пришли к выводу, что наличие акта является достаточным условием для постановки транспортного средства на счет 01 «Основные средства». Требование, чтобы автотранспорт принимался в эксплуатацию только после регистрации его в органах ГИБДД, в нормативных документах по бухгалтерскому учету отсутствует.

Эксплуатация без регистрации

Есть мнение, что отсутствие регистрации в ГИБДД делает невозможным использование транспортного средства и, следовательно, ввод его в эксплуатацию со всеми вытекающими последствиями возможен только после такой регистрации. В некоторых случаях эксплуатация транспортного средства действительно напрямую зависит от регистрации в органах ГИБДД. Так, например, без регистрации нельзя получить лицензию на перевозку грузов или пассажиров. Но это совсем не означает, что это основное средство нельзя ввести в эксплуатацию.

А вот ситуация, когда вообще невозможно определить дату ввода в эксплуатацию — например, если лизингополучатель выкупает автотранспорт после окончания договора лизинга и перерегистрирует его на свое имя. Право собственности переходит к нему в момент подписания акта по форме № ОС-1, а сам автотранспорт в этот момент как эксплуатировался, так и продолжает эксплуатироваться. То есть момент ввода в эксплуатацию в данном случае никак не зависит от регистрации (перерегистрации) автотранспорта в ГИБДД. На практике возможны и другие ситуации, когда автотранспорт начинает эксплуатироваться до его регистрации в органах ГИБДД.

Вместе с тем отсутствие регистрации на момент принятия к учету автомобиля как основного средства может стать формальным поводом для споров с налоговым органом. Поэтому налогоплательщик сам должен определить, сможет ли он доказать, что фактический ввод в эксплуатацию автомобиля произошел раньше, чем регистрация в ГИБДД.

После того как организация оформит акт по форме № ОС-1 и оприходует автомобиль на счет 01, его остаточная стоимость будет включена в налоговую базу по налогу на имущество. Если автомобиль еще не зарегистрирован в ГИБДД, значит, обязанность по уплате налога на имущество возникнет до регистрации. Зато организация сможет раньше поставить к вычету НДС.

Уплаченную при покупке автотранспорта сумму НДС организация предъявит к вычету после того, как оприходует объект на счет 01. Такое условие предусмотрено пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Теперь посмотрим, как обстоят дела с налоговым учетом.

В пункте 8 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Отсюда некоторые бухгалтеры делают ошибочный вывод — раз автотранспорт нужно регистрировать в органах ГИБДД, значит, на него распространяется это требование. Но это не так.

Требование о госрегистрации относится только к тем случаям, когда должно быть зарегистрировано право собственности на основное средство, а не само основное средство. На сегодняшний день обязанность по регистрации права собственности установлена только в отношении объектов недвижимости (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Что касается транспортных средств, то регистрации подлежит само транспортное средство, а не связанные с ним права (постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 938). Например, органы ГИБДД могут временно (на срок договора лизинга) зарегистрировать транспортное средство на лизингополучателя, тогда как право собственности на это транспортное средство все это время будет принадлежать лизингодателю. Таким образом, право собственности на автомобиль будет принадлежать одному лицу, а в ГИБДД этот автомобиль будет зарегистрирован на другое лицо.

Следовательно, транспортные средства должны включаться в налоговом учете в состав амортизируемого имущества в общем порядке на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Значит, как и в бухгалтерском учете, в налоговом учете основное условие — ввод автомобиля в эксплуатацию. Вот мы и подошли к главному — начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД (или даты подачи документов на регистрацию), а зависит от даты начала эксплуатации.

* — Утверждены приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н.