Что такое конфискация оружия

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Комментарии к СТ 3.7 КоАП РФ

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Комментарий к статье 3.7 КоАП РФ:

1. Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Необходимо отметить, что в КоАП РФ отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П и Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О).

2. В соответствии с Кодексом конфискация признается как основным, так и дополнительным административным наказанием (ч. 2 ст. 3.3).

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В то же время установлен порядок исполнения постановления о конфискации как меры, примененной к виновному в совершении административного правонарушения (ст. 32.4).

3. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей. Вопрос о недопустимости внесудебного порядка конфискации после принятия Конституции РФ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление от 11 марта 1998 г. N 8-П; Определения от 6 июля 2001 г. N 144-О и от 10 января 2002 г. N 3-О).

4. Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей данного Кодекса она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

5. Конфискация может устанавливаться исключительно Кодексом и назначаться лишь в случаях, прямо указанных в норме об ответственности за конкретное административное правонарушение. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другим законодательством РФ, например Сводным законом о реквизиции и конфискации имущества (утв. 28 марта 1927 г.), который продолжает действовать до принятия нового федерального закона.

6. Конфискация отличается от таких мер, как изъятие вещей и документов, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5), производимые в порядке, предусмотренном ст. ст. 27.10, 27.11 и 27.14 Кодекса. Изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

7. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 (с изм. и доп.).

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона «Об оружии» реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе (подробнее см. комментарий к ст. 32.4).

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

8. Часть 2 данной статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

9. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ). Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусмотрена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 — 14.18 КоАП РФ.

10. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (ст. 29.10).

Конфискация охотничьего оружия

Чем конфискация охотничьего ружья отличается от его изъятия?

И. КРАЮШКИН, г. Вологда

Согласно статье 3.7. Кодекса об административных правонарушениях:

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

– подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Охотничье оружие может быть конфисковано при привлечении лица к административной ответственности за нарушение правил охоты, за его пересылку и за стрельбу в не отведенном для этого местах (ст.ст. 8.37, 20. 12, 20.13 КоАП).

По административному законодательству конфискация назначается в виде дополнительного наказания к штрафу.

Обычно судья выносит постановление о конфискации охотничьего оружия в случае совершения административного правонарушения при отягчающих обстоятельствах. По сути совершенный административный проступок граничит с преступлением.

Должностное лицо или орган, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не имеют право принимать решение о конфискации оружия.

Охотничье оружие подлежит конфискации при совершении его владельцем уголовного преступления. Причем преступление совершено с применением этого охотничьего оружия.

Например, лицу вынесен приговор за совершенное преступление по ст. 258 «Незаконная охота». Охотничье оружие признано вещественным доказательством и конфисковано.

Таким образом, конфискация охотничьего оружия назначается судом при совершении административного правонарушения.

Конфисковать можно лишь оружие, принадлежащее гражданину на законных основаниях. Оружие, находящееся в противоправном владении, подлежит изъятию и судебного решения для изъятия не требуется. Такое изъятие не является конфискацией.

Что такое конфискация оружия

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 3.7 КоАП РФ , судебная практика применения

В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Когда изъятие имущества не является конфискацией

..необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности. См. подробнее п. 23.2. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства

..Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение (См. п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5)

Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
См. подробнее п. 23.2. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5

Конфискация орудия

Вернуться назад на Конфискация

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

При этом согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

– подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии со ст. 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных Главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом. Например, п. 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они производятся без лицензии маркировки, а также с нарушением других условий данного Закона.

Арест имущества
Арест на автомобиль
Взыскание задолженности
Административное взыскание

Назад | | Вверх

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Юрисдикционный статус орудия совершения и предмета административного правонарушения

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается судьей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП), может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация предмета представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение конфискации влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Пунктом 2 ст. 235 ГК определена возможность принудительного изъятия у собственника имущества, в том числе в форме его реквизиции или конфискации (ст. 242, 243 ГК).

Правила, установленные ГК и цивилистическим законодательством в целом, не предназначены для регламентации публичных имущественных отношений, в том числе при применении имущественных санкций либо изъятия имущества в общегосударственных целях (см. п. 3 ст. 2 ГК).

В соответствии с Конституцией РФ рассматриваемое административное наказание может быть назначено только судьей.

Объектом конфискации всегда является конкретная вещь или иные имущественные объекты, относимые к орудиям совершения или предметам административного правонарушения.

Орудием совершения административного правонарушения является вещь, посредством которой причинен имущественный ущерб правоохраняемым публичным или частноправовым интересам. При квалификации проступка необходимо установить, что ущерб был причинен вещью, находящейся у нарушителя в собственности или на иных законных основаниях. К орудиям совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1-3 ст. 8.17, ч. 1, 2 ст. 8.18, ст. 8.19, 8.20 КоАП, относятся движимые имущественные объекты — морские суда, а применительно к ч. 1, 2 ст. 8.18, ст. 8.19, 8.20 КоАП — также и летательные аппараты.

Орудия совершения административного правонарушения могут быть только конфискованы, за исключением оружия и патронов к нему, которые в зависимости от вида посягательства могут относиться как к орудиям совершения административного правонарушения (ст. 20.13 КоАП), так и к предметам совершения административного правонарушения (ч. 6 ст. 20.8 КоАП).

К предметам административного правонарушения относится конкретная вещь, либо совокупность имущественных объектов, приобретаемых нарушителем в собственность и участвующих в незаконном обороте, либо вещь, в отношении которой нарушитель осуществляет правомочия владения, пользования или распоряжения, причем нарушитель своими противоправными действиями стремится использовать полезные свойства вещи. К таким вещам относятся незаконно добытые водные биологические ресурсы, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящаяся в незаконном обороте (ч. 1-2, 3 ст. 14.16, ч. 1, 3,4 ст. 14.17, ст. 14.18 КоАП).

Вещи, относимые к предметам административного правонарушения, идентифицируются с конкретным имущественным объектом (например, охотничье оружие) либо представляют собой их совокупность, например незаконно добытые водные биологические ресурсы (ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП), а применительно к ст. 8.20 также и минеральные ресурсы континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ, находящиеся в незаконном обороте, биологические коллекции (ст. 8.34), животные или растения (ст. 8.35), продукция незаконного природопользования (ст. 8.39), товары и (или) транспортные средства, владение, распоряжение, пользование которыми осуществляются с нарушением таможенных правил (см. ч. 1-3 ст. 16.1, ч. 1-3 ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.16, ч. 1-3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП). Предметы административного правонарушения всегда объективированы и не могут быть представлены какой-либо нематериальной субстанцией. Полезные свойства таких вещей можно использовать, в частности реализовать, однако в редких случаях к ним относятся вещи, не имеющие потенциальной коммерческой значимости, например предметы, конфискуемые при нарушении правил дорожного движения (ч. 2 ст. 12.4 КоАП).

Орудия совершения или предметы административного правонарушения могут быть конфискованы у правонарушителя либо временно изъяты у лица, подозреваемого в совершении проступка, при применении к нему мер административного пресечения, а также при осуществлении экспертизы и иных процессуальных действий.

Рассматриваемое административное наказание заключается в принудительном безвозмездном изъятии имущественного объекта у нарушителя — физического или юридического лица независимо от волеизъявления бывшего собственника, который в этом случае утрачивает право собственности на изъятую вещь.

Лицо, совершившее проступок, может быть собственником изымаемого предмета, обладать применительно к нему отдельными имущественными правомочиями, либо владеть этим предметом на незаконных основаниях.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения.

Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему

Изъятие оружия и патронов к нему производится:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:

грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;

смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия;

1.1) органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части;

2) органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в пределах их компетенции с передачей оружия и патронов к нему в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел;

3) таможенными органами в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.

Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.

Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.

Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 27 Закона об Оружии

1. Изъятие есть «принудительное отобрание оружия, которое в результате действий уполномоченных органов перестает находиться во владении собственника».

В комментируемой статье предусмотрены основания для изъятия оружия и патронов к нему. Названы органы, уполномоченные изымать оружие. К ним относятся: органы внутренних дел; органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов; таможенные органы.

Такое основание, как совершение юридическими лицами грубого нарушения оборота оружия, требует своего уточнения. Термин «грубое нарушение» является оценочным. Его определение должно быть максимально конкретизировано для любого лицензируемого вида деятельности. В настоящее время только Положением о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также Положением о лицензировании торговли патронами к оружию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 482, установлен перечень грубых нарушений.

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, осуществляют контролирующие функции в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В настоящее время таможенные органы осуществляют свою деятельность на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В п. 8 ч. 1 ст. 12 последнего отмечается, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), осуществляют противодействие незаконному обороту оружия и боеприпасов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ.

К другим случаям изъятия оружия, предусмотренным законодательством РФ, следует отнести, к примеру, положение п. «д» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», допускающего в исключительных случаях в виде временного ограничения в период чрезвычайного положения изъятие у граждан оружия и боеприпасов.

2. При выявлении нарушения правил оборота оружия выданные лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются полицией до принятия окончательного решения в соответствии со ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, за отдельные административные правонарушения, установленные в гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве дополнительных видов административного наказания может применяться конфискация оружия.

Об аннулировании лицензий и разрешений на оружие см. комментарий к ст. 26.

Основания и порядок ликвидации юридического лица прописаны в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (часть 1).

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны к нему подлежат передаче в органы внутренних дел и хранятся в дежурной части. Согласно Инструкции от 18 октября 1989 г. N 34/15 «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами» оружие, признанное вещественным доказательством, после разрешения уголовного дела должно направляться в соответствующий орган внутренних дел, который в соответствии со ст. 28 комментируемого Закона осуществляет контроль за оборотом оружия.

При изъятии оружия и патронов у работника юридического лица по фактам допущенных нарушений выносится письменное предписание (предупреждение) руководителю юридического лица, а у работника юридического лица в случаях грубых нарушений аннулируется разрешение на хранение и ношение оружия. Изъятые у работника оружие и патроны после устранения недостатков возвращаются руководителю юридического лица или лицу, ответственному за сохранность оружия в организации.

Изъятое оружие, ранее переданное юридическим лицам, занимающимся испытанием изделий на пулестойкость, либо выданное во временное пользование в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, при вынесении решения об аннулировании разрешения на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия возвращается довольствующему органу соответствующей государственной военизированной организации.

При изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол об изъятии оружия и патронов в случае нарушений законодательства в сфере оборота оружия составляется в соответствии со ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Изъятие оружия осуществляется в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В протоколе об изъятии оружия указываются сведения о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Протокол в течение суток вместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина — владельца оружия докладывается руководству органа полиции для принятия решения в установленном порядке. В случае изъятия оружия и патронов по иным основаниям (напр., смерть собственника оружия) составляется акт. Изъятые оружие и патроны передаются в дежурную часть органов внутренних дел. Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту в России, подлежат уничтожению полицией.

3. Серьезную проблему в настоящее время составляет большое скопление изъятого оружия в местах его хранения в органах внутренних дел, что отрицательно сказывается не только на действенном контроле за его сохранностью, но в первую очередь на возможности наиболее полно использовать такие меры воздействия на правонарушителя, предусмотренные законодательством, как аннулирование лицензий или разрешений на оружие. После аннулирования разрешения подвергнутый наказанию владелец остается собственником оружия, т.е. сам решает вопрос о его дальнейшей судьбе. Он может выставить оружие на продажу в специализированном магазине, самостоятельно найти покупателя, подарить или вообще не предпринимать никаких действий. Изъятое оружие органы внутренних дел не вправе уничтожить без письменного заявления собственника.

Существуют, по меньшей мере, три выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, восстановить содержавшуюся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях норму, предусматривавшую административную ответственность за уклонение от реализации оружия. Во-вторых, возможно, выдавать разумную компенсацию собственнику за его изъятое имущество посредством выплаты из специального фонда, формируемого субъектом Российской Федерации, определенной суммы денежных средств по примеру возмездного изъятия находящегося в незаконном обороте оружия. Данный положительный опыт используется в Красноярском крае, где за 2009 г. около 200 невостребованных единиц огнестрельного оружия таким образом были выведены из-под «охраны» органов внутренних дел.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Оружие относится к числу объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (часть 1)).

К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации (уничтожения) невостребованного оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения. Приказ МВД СССР от 19 марта 1986 г. N 63дсп «О мерах по совершенствованию порядка обеспечения сохранности в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов», который детальным образом определял порядок работы органов внутренних дел по данному направлению, отменен Приказом МВД России от 31 января 2009 г. N 71.

В настоящее время принудительное изъятие оружия у собственника, в соответствии с ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (часть 1), может быть произведено в случае конфискации оружия. Так, в ст. 243 Гражданского кодекса РФ (часть 1) установлено, что:

1) в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация);

2) в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

На сегодняшний день конфискация как мера административного наказания за совершенное административное правонарушение может назначаться только судьей (ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Акт суда является итогом решения вопроса о конфискации имущества в качестве меры юридической ответственности. Имущество, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о конфискации, обращается в собственность государства лишь по истечении срока обжалования в суд.

По мнению И.В. Максимова, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения имеет место при наличии следующих критериев ее реализации:

1) конфискуемое или подлежащее конфискации имущество является собственностью, т.е. имеет законного собственника;

2) такое имущество не могут составлять вещи, которые по закону изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении, пользовании или распоряжении;

3) субъектом административного правонарушения, влекущего в случае его совершения конфискацию, может быть собственник, но не любое иное лицо, в чьем владении, пользовании или распоряжении оказалось это имущество, хотя бы и на законном основании;

4) лишение собственника его имущества производится принудительно, т.е. вопреки его воле и согласию;

5) лишение имущества означает безвозмездный переход права собственности на него к государству;

6) переход права собственности при конфискации (момент лишения собственника права на имущество) считается допустимым лишь с вынесением соответствующего судебного решения.

Аннулирование специального разрешения на оружие не влечет за собой его автоматического изъятия из собственности владельца.

Как справедливо отмечает Р.В. Волянская, при изъятии оружия вопрос о собственности или о применении иных последствий решаться не может, поскольку любое изъятие может длиться только до момента принятия по делу окончательного решения. Прекращение права собственности может последовать либо как выкуп бесхозяйственно содержимого оружия, имеющего культурную ценность (подп. 4 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ), либо при конфискации (ст. 243 Гражданского кодекса РФ). Если гражданин не вправе обладать оружием (например, при отсутствии лицензии), то здесь возможны два различных варианта, но в обоих случаях принудительного лишения права собственности по решению органов внутренних дел произойти не может. Если покупка оружия состоялась, но лицензия просто не приобретена, то здесь имеет место незаконная сделка (ст. 168 Гражданского кодекса РФ), в том числе не возникает и права собственности. Другой вариант возможен, например, в случае, если наследник получает в наследство оружие, но лицензии (разрешения) не имеет. В таком случае он может обратиться за получением лицензии (разрешения), а если не сделает этого или же ему будет отказано в лицензии, то наступают последствия, предусмотренные ст. 238 Гражданского кодекса РФ. Однако и в этом случае в течение года прекращение права собственности зависит от его собственных действий, а не решений органов внутренних дел.

Особое внимание необходимо обратить на ст. 238 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) «Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать», предусмотревшую основания для принудительного изъятия у собственника оружия, если по основаниям, допускаемым законом, оно в силу закона не может ему принадлежать. Оружие должно быть самостоятельно отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Если эта обязанность осталось невыполненной, по решению суда, вынесенному по заявлению органа внутренних дел, оружие подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Срок в один год является пресекательным и продлению не подлежит.

Дело о принудительном прекращении права собственности на оружие, инициированное органом внутренних дел, относится к числу дел, возникающих из публичных отношений, и рассматривается по правилам, предусмотренным гл. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Принятию решения об обращении в суд с заявлением о принудительном прекращении права собственности на оружие должно предшествовать письменное предписание органа внутренних дел о необходимости совершения собственником оружия активных действий, направленных на разрешение возникшей проблемной ситуации с обязательным указанием возможных неблагоприятных последствий в случае бездействия.