Бухгалтерская отчетность малых предприятий в 2014 году при усн

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Отчетность малых предприятий

Организации, которые применяют льготные режимы налогообложения и относятся к категории малого бизнеса, один раз в год обязаны предоставлять в органы статистики и налоговой службы бухгалтерскую отчетность. Баланс и отчет о финансовых результатах имеют сокращенную форму, но их очень важно заполнить правильно.

Составить и сдать бухгалтерскую отчетность за 2015 год все экономические субъекты обязаны до 31 марта 2016 года. В равной степени эта обязанность относится и к субъектам малого бизнеса. В частности, о том ООО на УСН какие отчеты сдавать. Однако для таких организаций в законодательстве предусмотрен целый ряд особенностей составления бухгалтерской отчетности, на которых необходимо остановиться подробнее.

Кто относится к малому бизнесу

В российском праве существует целый ряд критериев, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектами малого бизнеса. По нормам Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям относятся те хозяйствующие субъекты, у которых:

Средняя численность работников за год, предшествующий отчетному, не превышает 100 человек, включительно. О том, как посчитать работников, можно узнать из приказа Росстата от 30.12.2014 г. N 739 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». На микропредприятии, при этом, не может работать более 15 человек. Исчисление показателя средней численности сотрудников происходит с учетом всех граждан, которые фактически работали в отчетный период, включая тех, кто работал по гражданско-правовым договорам или по совместительству. С 1 января 2016 года данный показатель изменился, но это не влияет на сдачу отчетности за 2015 год.

Размер выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий, и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Это определено в статье 4 Закона N 209-ФЗ и установлено постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычислить этот показатель возможно только на основании данных бухгалтерского учета. А размер годовой выручки определяется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.

В письме от 10.09.2015 г. N Д05и-1163 Минэкономразвития России разъяснило, что категория хозяйствующего субъекта может быть изменена только при условии, когда предельные значения средней численности работников и выручки от реализации оказываются ниже или выше предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Этот порядок не относится к первоначальному определению категории предприятия.

  • Доля участия в уставном капитале других лиц не превышает предельно разрешенных значений. Изменения в этом критерии произошли с 30 июня 2015 года, когда вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 156-ФЗ. Начиная с этой даты, к субъектам малого предпринимательства могут быть отнесены только те организации, у которых в уставном капитале суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов не превышает 25%, а доля участия юридических лиц, включая иностранных, — 49%. Однако из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», и другие компании, включенных в «Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 1459-р.
  • Поэтому, чтобы решить какие отчеты нужно сдавать ООО при УСН, а также других льготных режимах налогообложения, необходимо проверить соответствие этим критериям.

    Упрощенная отчетность

    Если организация удовлетворяет всем критериям, то она являлась в 2015 году субъектом малого предпринимательства и может пользоваться всеми привилегиями, установленными для данной категории юридических лиц. В частности, вести упрощенный бухучет, как это определено в статье 7 закона N 209-ФЗ. А упрощенные способы ведения бухгалтерского учета автоматически предполагают, что будут сданы упрощенные бухгалтерские (финансовые) отчеты.

    Как и остальные вопросы, связанные с учетом и документооборотом, порядок того, ООО на УСН какие отчеты сдавать регулирует Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье 20 этого документа говорится, что право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, а также на упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность является одним из принципов регулирования бухгалтерского учета в России.

    Однако в силу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, не у всех малых предприятий (МП) есть право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Существует закрытый перечень организаций, которые обязаны вести полный учет. Это касается:

  • всех организаций, у которых в силу закона годовая отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • жилищных и жилищно-строительныхкооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • кредитных потребительских кооперативов;
  • нотариальных палат;
  • юридических консультаций;
  • коллегий адвокатов;
  • адвокатских бюро;
  • организаций государственного сектора;
  • политических партий, их региональных отделений ;
  • некоммерческих организаций, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в качестве иностранных агентов.
  • Поэтому, если ООО на УСН является ЖСК или адвокатским бюро, ему придется сдавать все отчеты в полном варианте.

    Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса, согласно пункту 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ, законодатели должны были разработать специальный федеральный стандарт. Однако такого стандарта до сих пор нет, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов. В их число входят:

    • Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н;
    • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н;
    • Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
    • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

    Для того, чтобы вести упрощенный бухучет, необходимо согласовать этот вопрос с учредителями и прописать его порядок в учетной политике организации. В статье 14 Закона N 402-ФЗ определен состав упрощенной бухгалтерской отчетности, а формы годовых отчетов (баланса и отчета о финансовых результатах) утверждены приказом N 66н. Отдельно в законе отмечается, что малые предприятия не должны подавать вместе с отчетом пояснительную записку. Однако в силу пункта 39 ПБУ 4/99, МП могут представить контролирующим органам любую дополнительную информацию о всей годовой бухгалтерской отчетности. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.

    Порядок оформления упрощенной отчетности малых предприятий изложен в информации Минфина N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». В документе дано право самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП может самостоятельно разработать форму отчета, используя упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

    Как правильно заполнить отчетные формы

    Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, а также указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а также субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99.

    В отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных восемнадцати, а также полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организация может не указывать данные о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности и не представлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 Информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектом малого бизнеса, необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности должно быть дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год.

    Непредоставление или несвоевременное предоставление в органы статистики и ФНС бухгалтерской отчетности малым предприятием является правонарушением. За каждый непредставленный документ организацию оштрафуют на 200 рублей, а ее руководителя или главного бухгалтера — на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того, в 2016 году значительно выросли санкции статьи 19.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременную сдачу статистической отчетности. Штраф для должностного лица теперь составляет до 5 тысяч рублей.

    Срок сдачи бухгалтерского отчета за 2015 год для ООО на УСН и других малых предприятий отчета — 31 марта 2016 года. Не нужно также забывать, что у органов статистики есть право отправить отчет на доработку при выявления несоответствий. В этом случае исправленный отчет должен быть повторно направлен в Росстат в течение двух дней. Не ошибиться со сроками сдачи годовых отчетов в 2016 году поможет календарь бухгалтера на ППТ.

    Бухгалтерского учет для малых предприятий 2018-2019

    Упрощенный баланс и отчет о прибылях и убытках

    С 2017 года нужно указывать новый ОКВЭД(ОКВЭД2 (ОК 029-2014)) в декларации.

    N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Ст. 20 п.3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства(бизнеса) и отдельных форм некоммерческих организаций (с 2013 года вступает в силу)

    По упрощенной отчетности могут отчитываться Организации(не ИП) на любом налоговом режиме относящиеся к субъектам малого предпринимательства(численность работников до 100 человек, выручки от реализации товаров — не более 400 млн. руб/год, с 2015 года — 800 млн.)

    С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).

    У малого бизнеса будет выбор: использовать упрощенные бланки или же заполнять традиционный(большой) баланс и отчет о прибылях и убытках.

    Отчитаться по упрощенным формам для малых предприятий можно уже за 2012 год.

    Скачать бесплатно бланк упрощенный баланс и отчет о прибылях и убытках для малого бизнеса(с 2013 года)(за 2014 тоже подходит) pdf, 1075 кб.

    Скачать бесплатно бланк упрощенный баланс и отчет о прибылях и убытках для малого бизнеса(с 2016 года)(за 2018-2019 год подходит) pdf, 793 кб.

    Состав баланса

    Как следует из проекта приказа, бухгалтерский баланс для малых предприятий сократится до пяти строк актива и шести строк пассива. Показатель строки «Материальные внеоборотные активы» должен включать в себя основные средства, незавершенные капитальные вложения в основные средства. По строке «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» кроме прочего отражаются результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы. Показатель строки «Финансовые и другие оборотные активы» предполагает также включение дебиторской задолженности. В двух других строках актива упрощенного баланса отражаются «Запасы» и «Денежные средства и денежные эквиваленты».

    Пассив упрощенного баланса содержит строки: «Капитал и резервы», «Долгосрочные заемные средства» и «Краткосрочные заемные средства», «Кредиторская задолженность», а также «Другие долгосрочные обязательства» и «Другие краткосрочные обязательства».

    При этом бухгалтерский баланс не предусматривает пояснений, но сохраняет обязанность по указанию сравнительных показателей за другие отчетные периоды.

    Строки в балансе и отчете о финансовых результатах нельзя убирать.

    Вести бухучет можно также онлайн в интернете а также отправлять баланс и отчет о прибылях-убытках через интернет от 250 р./месяц(30 дней бесплатно). Этот сервис особенно хорош для тех кто мало разбирается в бухучете.

    Укрупненные показатели

    Установлено также, что в случае если в бухгалтерскую отчетность включаются укрупненные показатели (без их детализации), то код строки необходимо указывать по показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе такого укрупненного показателя.

    В формы бухотчетности для малых предприятий нельзя вносить изменений. Тогда её не примут. Если нужно указывать какие-то дополнительные сведения организации а в этой форме для этого нет возможности то нужно использовать общеустановленную большую форму.

    До 31 марта года следующего за отчетным.

    C 4 июля 2016 года малые и средние предприятия и их должностных лиц при первом нарушении штрафовать не будут. Будет только предупреждение. (статья 4.1.1 КоАП РФ).

    Штраф за не сданный баланс — 200 р. Отчет о прибылях и убытках — 200 рублей. Итого — 400 рублей. Также главному бухгалтеру грозит административный штраф на сумму от 300 до 500 руб.

    Для малых предприятий все ошибки — несущественные и они всегда их исправляют в текущем периоде

    Еще способы

    Организации малых предприятий, некоммерческих организаций и участников проекта в Сколково могут также отказаться от двойной записи. Но если двойная запись и применяется компанией, то можно отказаться от многих счетов(от большинства). Также можно не применять некоторые ПБУ. Например, отказаться от ПБУ 18/02, по которому компании определяют разницы между бухгалтерским и налоговым учетами.

    С помощью этого онлайн-сервиса можно вести бухгалтерию на ОСНО(НДС и налог на прибыль), УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, РСВ-1, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. При первой оплате(по этой ссылке) три месяца в подарок.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2016

    Упрощенная бухгалтерская отчетность

    Похожие публикации

    По нашему законодательству, регулирующему деятельность в области бухучета, может составляться упрощенная бухгалтерская отчетность за 2016 год определенными юридическими лицами, являющимися малыми. Данная льгота очень облегчает жизнь бухгалтерам, ведь значительно упрощается объем подготавливаемой документации, полная отчетность включает в себя сразу несколько форм — бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств. Хотя раньше было еще проще – «малышам» на спецрежимах не надо было сдавать отчетность вовсе. Но теперь она нужна, пусть и в усеченном виде.

    Бухгалтерская отчетность малого предприятия состоит всего из двух форм. Также упрощенная финансовая отчетность состоит из гораздо меньшего количества строк, чем привычная отчетность, так как информация выводится более укрупнено.

    Упрощенную форму отчетности ввели сравнительно недавно в наше законодательство, уже отчетность за 2013 год можно было сдавать по новой облегченной форме.

    Состав бухгалтерской отчетности 2016 для малых предприятий

    Напомним, какую бух. отчетность сдают малые предприятия – это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. Фирмы, которые занимаются предпринимательской деятельностью, сдают две формы — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Компании, которые занимаются некоммерческой деятельностью, представляют бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. Но если требуется предоставить дополнительную информацию, для оценки финансового состояния компании, то фирма вправе сдать большее количество форм, которые раскрывают недостающие сведения.

    Отчетность субъектов малого предпринимательства 2016 (кнд 0710096) используется для сдачи информации о деятельности за 2015 и 2016 годы, до этого времени использовались другие формы.

    Бухгалтерская отчетность малых предприятий в 2017 году сдается до 31 марта, отчетным является 2016 год. Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства сдается в два органа в обязательном порядке – это налоговая инспекция и органы государственной статистики.

    Обязательно нужно соблюдать установленный законодательством срок для сдачи отчетности, когда он нарушается, то налагаются штрафы, как на саму компанию, так и на сотрудников, которые несут ответственность за сдачу отчетности, в том числе на директора. Даже если компания не ведет пока своей деятельности, то все равно требуется сдавать нулевую отчетность.

    Когда идет просрочка сдачи в налоговую инспекцию, то компания должна уплатить 200 рублей за каждый несданный документ. При задержке сдачи в органы статистики, штрафы гораздо значительнее – от 3 до 5 тысяч рублей. А на должностных лиц штрафы одинаковые – от 300 до 500 рублей.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность. Кто сдает

    Какие предприятия сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность? К ним относятся малые предприятия, участники проекта «Сколково», компании, являющиеся некоммерческими. Основными критериями отнесения компаний к малым предприятиям является: численность (среднесписочная должна быть до 100 человек) и прибыль не должна быть больше 800 млн за год. Есть другие критерии, они перечислены в нормативно-правовом акте, регулирующем развитие малого и среднего бизнеса в России (ст. 4 закона №209-ФЗ). Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий в 2017 году не может сдаваться компаниями, где имеется обязательный аудит, кооперативы жилищные и строительные, микрофинансовые фирмы, госпредприятия, нотариусы, адвокаты, партии и т.д. Поэтому акционерные общества не могут прибегнуть к данной форме отчетности, так как у них обязательный аудит.

    Бухгалтерская отчетность при УСН за 2015 год

    Статьи по теме

    Бухгалтерская отчетность УСН 2015 — это баланс и отчет о финансовых результатах за прошлый год по упрощенной форме. Смотрите образцы.

    Большинство компаний на УСН относятся к малым предприятиям. А значит, они вправе сдавать бухгалтерскую отчетность за 2015 год по упрощенным формам.

    В 2016 году возникла путаница с упрощенной отчетностью. По новым правилам к малым относятся компании, выручка которых за 2015 год меньше 800 млн рублей, доля участия иностранных и крупных российских организаций не превышает 49%, а среднесписочная численность за прошлый год — не более 100 человек. Но сдавать упрощенный баланс вправе не все компании, которые подходят под эти критерии.

    Сдать упрощенную бухгалтерскую отчетность вправе только те малые компании, для которых не обязателен аудит (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). А в этом году аудит должны пройти все АО, а также компании, выручка которых за 2014 год больше 400 млн рублей или активы баланса на 31 декабря 2014 года выше 60 млн рублей. Кроме того, сдавать упрощенную отчетность не вправе жилищные кооперативы, микрофинансовые организации, адвокатские бюро и др.

    Бухгалтерская отчетность УСН 2015

    Малые предприятия на УСН сдают баланс и отчет о финансовых результатах за 2015 год. Смотрите, как составить упрощенный баланс и краткий отчет о финансовых результатах ниже.

    Бухгалтерская отчетность УСН 2015. Упрощенный баланс.

    Финансовые и другие активы. Малые компании вправе переоценивать финансовые вложения (например, ценные бумаги) и каждый год показывать их по первоначальной стоимости. А дебиторку надо показывать за вычетом сомнительных долгов. От этого резерва малые компании не освобождены.

    Капитал и резервы. Уставный, добавочный, резервный капиталы и нераспределенную прибыль малые компании показывают в одной строке. Если в течение года уставный или другой капитал не менялся, разница между этой строкой за 2015-й и 2014 год должна быть равна чистой прибыли за 2015 год в отчете о финансовых результатах.

    Прошлые периоды. Малые компании вправе не пересчитывать показатели прошлых периодов, если обнаружили ошибку. Даже из-за существенной ошибки не надо исправлять данные за предыдущие годы. Их можно перенести из предыдущих балансов.

    Другие обязательства. В этой строке компания показывает прочие долги. В частности, оценочные обязательства. Малые компании вправе не применять ПБУ 8/2010. А значит, не создавать резервы на гарантийный ремонт, отпуска и выплату премий сотрудникам.

    Бухгалтерская отчетность УСН 2015. Отчет о финансовых результатах

    Выручка. Компания не вправе заполнять сокращенный баланс, если выручка от реализации за 2014 год превышает 400 млн рублей. В этот лимит не входят прочие доходы. Компании часто относятся к прочим все доходы от вспомогательного бизнеса. Например, от аренды. Но если компания постоянно сдает офисы в аренду, то доходы надо показать в составе выручки от реализации.

    Расходы. В расходах по обычным видам деятельности компания записывает себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Считать доходы и расходы можно кассовым методом, то есть по мере погашения задолженности.

    Проценты к уплате. Малые компании вправе не включать проценты по кредитам и займам в первоначальную стоимость инвестиционного актива. Если компания воспользовалась этим правилом, все проценты нужно показать в данной строке.

    Налоги на прибыль. В сроке надо отразить все налоги, которые компания заплатила с прибыли, доходов или вмененного бизнеса. Если компания работает на разных режимах, нужно сложить налоги по всем декларациям. Малые компании вправе не отражать отложенные налоговые активы и обязательства. Если компания платит налог на прибыль, можно взять показатель прямо из декларации.

    Чистая прибыль. В строке надо показать прибыль за вычетом налогов. Для этого рассчитанный по данным бухучета финансовый результат надо уменьшить на сумму из предыдущей строки.

    Отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств и пояснения можно не сдавать. Их можно составить только по желанию и только если без них невозможно оценить финансовое положение компании (п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, информация Минфина России № ПЗ-3/2015). Например, можно составить отчет о движении денежных средств, если у компании были нестандартные крупные траты. Кроме того, часто развернутую бухгалтерскую отчетность требуют банки при выдаче кредита.

    Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Самойленко Татьяна Борисовна, Романова Светлана Валентиновна

    В статье отражены изменения в формах бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, работающих на общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения.

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Самойленко Татьяна Борисовна, Романова Светлана Валентиновна,

    Текст научной работы на тему «Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства»

    _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

    Проведение такой политики приведет к росту благосостояния общества, улучшению экологических показателей, способствует энергетической безопасности государства. Проводимые научные исследования и опытно-конструкторские разработки отечественных компаний в данной области, являются, по нашему мнению, основным рычагом способным разрешить данную инновационную задачу. Список использованной литературы:

    1. Global EV Outlook: Understanding the Electric Vehicle Landscape to 2020/EVI//Clean Energy Ministerial, International Energy Agency. — 2013. — 41p.;

    2. U.S. Energy Information Administration: International Energy Sratistics. — Available from:https://www.eia.gov/cfapps/ipdbproject/iedindex3.cfm?tid= 5&pid=53&aid=1&cid=RS,&syid=1992&eyid=2015&unit=TBPD;

    3. Russian Gas Stations Order — 2015. — Available from: http://www.themoscowtimes.com/business/article/russian-gas-stations-ordered-to-provide-chargers-for-electric-cars/529411.htmled to Provide Chargers for Electric Cars;

    4. The Global Economy: Russian Oil Reserves — 2015. — Available from: http://www.theglobaleconomy.com/Russia/oil_reserves/;

    5. Petter Haugneland, Norwegian electric car user experiences 2014/European EV Congress Brussels, Belgium, 3rd-5th December 2014/EEVC European EV Congress. — 2014. — 8 p.;

    6. MITSUBISHI I-MIEV. — Available from: http://www.mitsubishi-motors.ru/auto/imiev/price/#technical;

    7. Строительство сети зарядных станций в рамках реализации Всероссийской Программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта под эгидой электросетевого комплекса Российской Федерации / Круглый стол «Перспективы развития электротранспорта в России: технологические особенности создания зарядной инфраструктуры» //ТЭК России, Revolta Motors. — 2015. — Режим доступа: http://www.moesk.ru/press/events/Doc/Osorin.pdf.

    © Руденко И.В., 2016

    Самойленко Татьяна Борисовна,

    магистрант кафедры «Экономика и менеджмент» ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты группа БУ-Эgz11 Е-mail: samoilenko.tatj [email protected] Романова Светлана Валентиновна, к.э.н. доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ

    В статье отражены изменения в формах бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, работающих на общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения.

    In the article changes in the forms of the accounting reporting of subjects of the small business working on the common system of the taxation and simplified system of the taxation are reflected.

    Малые предприятия, бухгалтерская отчетность, нормативная база, формы отчетности.

    _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

    Small enterprises, the accounting reporting, normative base, forms of the reporting.

    Малый бизнес большое влияние оказывает на экономику, создает экономические условия для высокой эффективности рынка. О гибкости экономики судят по степени его развитости. Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, улучшению качества продукции, научно-техническому прогрессу. Кроме того, оно создает значительное количество рабочих мест, снижает безработицу. Малые предприятия дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные. Они обладают значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.

    Перечень субъектов малого предпринимательства определяет Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция 29.06.2015) (рисунок 1). Статус малого предприятия зависит только от этих показателей законодательства.

    Рисунок 1 -Критерий отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства

    В Ростовской области количество малых предприятий по данным статистики за период 2011-2014 год сохраняется, и составляет около 60% от общего количества организаций [1] (Таблица 1).

    Динамика количества предприятий Ростовской области за период 2011-2014 год

    Показатели Отчетный период

    2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

    Всего зарегистрировано предприятий, ед. 90702 91802 87457 88144

    Количество крупных предприятий, ед. 36083 35467 32713 33752

    Удельный вес крупных предприятий, %. 39,8 % 38,7% 37,4% 38,3%

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

    Продолжение таблицы 1

    Количество малых предприятий, ед. 54619 56335 54744 54392

    Удельный вес малых предприятий, %. 60,2% 61,3% 62,6% 61,7%

    Из данных таблицы видно, что общее количество всех предприятий за рассматриваемый период имело тенденцию незначительного роста в 2012 году и спада их количества в 2014 году на 3% по сравнению с 2011 годом. Малые предприятия сохраняют наибольший удельный вес в этом временном интервале и являются самой распространенной формой организации предприятий.

    Субъекты малого бизнеса применяют разные системы налогообложения. Охарактеризуем различные налоговые режимы, применяемые малыми предприятиями [2]. (Таблица 2)

    Количество малых предприятий Ростовской области, применяющих разные налоговые режимы за период

    2013 год 2014 год Изменение

    Система налогообложения удельного веса, %

    Количество организаций, ед. Удельный вес, % Количество организаций, ед. Удельный вес, %

    Упрощенная система 23037 42% 24720 46% +4%

    Основная система 17799 33% 16424 30% -3%

    Единый налог на 12092 22% 11562 21% -1%

    Единый 1816 3% 1686 3% —

    Итого 54744 100% 54392 100% —

    Как правило, при осуществлении своей деятельности малые предприятия, применяют УСН и ОСНО, что подтверждено статистическими данными, представленными в таблице 2. Так, на УСН в 2014 году находилось 46% предприятий малого бизнеса, а на ОСНО — 30%. При этом в 2014 году прослеживается тенденции роста количества субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН на 4% и уменьшения количества предприятий, применяющих ОСНО на 3%.

    Все предприятия, в том числе и малые, должны предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую финансовую отчетность. Бухгалтерская отчетность как совокупность данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за определенный отчетный период, используется внутренними и внешними пользователями, для оценки работы организации субъектов малого предпринимательства. Информация предоставляется по установленным формам в виде таблиц. Бухгалтерская отчетность интегрирует информацию всех видов учета и является завершающим этапом в бухгалтерском учете. Отчетность должна обеспечивать сопоставимость текущих показателей с данными за прошлые периоды. Бухгалтерская отчетность за последний календарный год нужна для оперативного управления хозяйственной деятельностью и служит основанием для последующего планирования.

    В связи с обновлением нормативной базы, произошедшими изменениями за 2015 год, считаем целесообразным рассмотреть формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства, таких как бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к годовой бухгалтерской отчетности, в соответствии с установленными законодательными и нормативными актами.

    Согласно нормативной базе, применяемой в России и базирующейся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов, при составлении отчетности субъект малого предпринимательства должен руководствуется определенными нормами (Таблица 3).

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

    Нормативная база для составления бухгалтерской отчетности

    Уровень Нормативная база

    1 Законодательные акты РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями на 4 ноября 2014 года), федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (с изменениями на 29.12.2015) и приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями на 6 апреля 2015 года), приказ от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями на 24 декабря 2010 года).

    2 Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. ПБУ 4/99 приказ от 06.07.99 №43 об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (с изменениями от 08.11.2010 года), приказ от 06.10.08 № 106н положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, приказ от 06.10.08 № 107н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам «ПБУ 15/2008 Приказ от 09.06.01 № 44н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, приказ от 25 ноября 1998 г. № 56н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (с изменениями от 06.04.2015 г.).

    3 Методические рекомендации (указания), письма Минфина, инструкции, комментарии и других ведомств. Минфин Информация «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства», Приложение к письму Минфина России от 09.01.2013. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012год».

    4 Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия: документ по учетной политике предприятия; формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем; графики документооборота; утвержденных руководителем План счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

    Малые предприятия до 2013 года, применяющие упрощенную систему налогообложения, были освобождены от бухгалтерского учета. Но со вступлением в силу закона 402-ФЗ от 06.12.11 № «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 года, установлены единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности для всех организаций, в том числе и субъектов малого предпринимательства.

    Малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения, обязаны формировать в полном объеме бухгалтерскую отчетность: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств; пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах [3].

    Субъекты малого предпринимательства, работающие на режиме УСН, вправе формировать и представлять в полном объеме бухгалтерскую отчетность или представлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах; отчета о целевом использовании средств (при их наличии). В эти формы были внесены изменения с 17.05.2015 года [4]. Показатели включаются только по группам статей (без детализации показателей по статьям), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя. В приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [5].

    Безусловный интерес отводится пояснениям, которые могут иметь как табличную, так и текстовую форму исходя из желания конкретной организации.

    В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев отступления от этих правил. В этом случае существенные отступления

    _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

    раскрывают с указанием их причин и результата влияющего на понимание состояние финансового положения организации.

    В пояснениях целесообразно отразить: наименование, юридический и фактический адрес организации; основные виды деятельности; систему налогообложения; принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства; среднегодовую численность работников за отчетный период или численность работников на отчетную дату [6]; положения учетной политики, необходимые для разъяснения формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах; факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при составлении существенных ошибок [7]; информацию о существенных операциях с собственниками, на пример вклады в уставный капитал начисления и выплаты дивидендов и т.п.[8]; информацию о сроках погашения займов (кредитов) [9]; информацию о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей. [10]; данные о наличии на начало и на конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, финансовых вложений; информацию о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам); информацию о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов; информацию о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог; данные о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации; информацию об аффилированных лицах; данные о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности; информацию после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.

    Пояснения должны раскрывать информацию в виде отдельных отчетных форм, должны быть пронумерованы. Статья бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, по которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

    Минфином России рекомендовано при применении малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, раскрывать в пояснениях только наиболее важную информацию для оценки финансового положения и финансовых результатов их деятельности. На наш взгляд, более детальное раскрытие в приложениях информацию, позволит минимизировать риски и избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов. Об этом говорила в одном из своих выступлений и руководитель Отдела аутсорсинга бухгалтерского учета Меньшикова Е. [11]

    В любом случае при составлении бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Поэтому, на местах, рядовым бухгалтерам, важно следить за всеми изменениями в законодательстве, за продолжающимися процессами оптимизации отчетных форм в свете их реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и помнить, что от степени информативности изложенной информации в бухгалтерской отчетности, в том числе и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, безусловно, зависит эффективность принимаемых управленческих решений в условиях непростой экономической ситуации в стране.

    Список использованной литературы

    1. Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс] Статистический ежегодник Ростовская область в цифрах 2014 /Электронные версии публикаций::Ростовстат URL. http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/resources/c58d98004ac4367c9dadddfe74ed4289/Binder1.p df/ (дата обращения 15.12.2015).

    2. Мусаелян А.К. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса на территории Ростовской области[Электронный ресурс] /А.К. Мусаелян к.э.н. Южный Университет (ИУБиП) Россия URL. http://nshf.sfedu.ru/science/Material_II_mezdu_konferenciya_2015/Musaelian.pdf / (дата обращения 15.12.2015).

    3. Минфин. Приказ от 2 июля 2010 года № 66н приложения. [Электронный ресурс] Консультант плюс URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179211;fld=134;from=123561-6;rnd=189271.6413987723644823;;ts=018927123306984500959516 (дата обращения 20.11.2015).

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

    4. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.12.2014) «О бухгалтерском учете» п. 4 ст. 6. [Электронный ресурс] Консультант плюс URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 20.11.2015).

    5. Минфин. Информация Минфина России, Рекомендации по проведению аудита за 2012 год [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140747;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.257 4206527788192 (дата обращения 21.11.2015).

    6. Минфин. Приказ от 06.07.1999 .№43 об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 п. 31. п.25. п.27. 28. [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107971;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.307 1937880013138 (дата обращения 25.11.2015).

    7. Минфин. Приказ от 06.10.08 № 106н положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. П. 15.1. . [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179205;fld=134;from=81164-6;rnd=189271.874742925632745;;ts=01892718019169874023646 (дата обращения 04.12.2015).

    8. Минфин Информация «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства». [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL http://base .consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=145719&req=doc (дата обращения 04.12.2015).

    9. Минфин. ПРИКАЗ от 06.10.08 № 107н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам «ПБУ 15/2008 п. 17 . [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL http://base .consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179204;fld= 134;from=81165-6;md=189271.014300569891929626;;ts=01892718779087509028614 (дата обращения 04.12.2015).

    10. Минфин. Приказ от 09.06.01 № 44н об утверждении положения по бухгалтерскому учету «учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 п. 27. [Электронный ресурс] Консультант плюс/ URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107302;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.856 7596152424812 (дата обращения 05.12.2015).

    11. Меньшикова Е. UCMS GROP [Электронный ресурс] URL http://blog.ucmsgroup.ru/annual-report-what-to-write-in-the-notes/(дата обращения 05.11.2015).

    © Самойленко Т. Б., Романова С. В., 2016

    Саченок Людмила Ивановна

    К.э.н., доцент , доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Севастопольский государственный университет Никитина Алина Петровна К.ю.н., доцент кафедры «Правоведение» Севастопольский экономико-гуманитарный институт Крымского федерального университета им. Вернадского

    ЭКОНОМИКО — ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ УЧЕТА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    В работе проведено исследование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности и систем зарубежных стран. Изучение систем бухгалтерского учета и отчетности зарубежных стран предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого