Административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Виды ответственности за противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков — Прокуратура разъясняет

Breadcrumbs

Виды ответственности за противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков

Виды ответственности за противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков

Ответственность за потребление и иные незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами установлена Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств размещена в главе 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность» и главе 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

Статьей 6.8. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статьей 6.9. КоАП РФ установлена административная ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Частью 2 ст. 20.20 КоАП РФ установлена административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

За совершение указанных выше правонарушений установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Необходимо отменить, что действие указанных статей распространяет ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 6.8, 6.9, 20.20 КоАП РФ на иностранных граждан и лиц без гражданства, для которых помимо указанных выше в видов наказания предусмотрено также административное выдворение за пределы Российской Федерации.

В уголовном кодекса РФ, ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств размещена в главе 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», что свидетельствует о повышенной общественной опасности указанных преступлений для общества.

Статьей 228 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере.

Статьей 228.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

За совершение указанных преступлений предусмотрен несколько видов наказания: штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Особенно хотелось бы отметить, что наказание в виде лишением свободы может быть назначено вплоть до пожизненного, что в свою очередь свидетельствует об особой тяжести указанного вида преступлений.

Вид и размер наказание за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств зависит от тяжести совершенного преступления, а также данных о личности конкретного лица его совершившего с учетом смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.8, 6.9 и за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ для лиц при соблюдении следующих условий:

— добровольная сдача запрещенных к обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

— активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов;

— активное способствование изобличение лиц, их совершивших;

— активное способствование обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Административная ответственность в сфере незаконного оборота наркотических средств

Разъясняет прокурор Нижнегорского района Терешков Иван Иванович.

Наркомания является социально значимой проблемой современного общества.

В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» их потребление запрещено на всей территории Российской Федерации.

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

В соответствии Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» незаконным потреблением наркотических средств или психотропных веществ является их потребление без назначения врача.

За незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение и перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Основания привлечения к административной ответственности за совершения правонарушения в сфере незаконного обращения с наркотическими средствами определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 6.8 Ко АП РФ незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Следует обратить внимание на такой признак субъективной стороны правонарушения как цель его совершения. Наличие у лица, совершающего деяние, цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов исключает возможность привлечения его к административной ответственности и указывает на наличие в его действиях признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае признания лица виновным в совершении данного административного правонарушения, ему может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Данное наказание применяется к лицу, совершившему административное правонарушение и являющемуся гражданином России.

Эти же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, будут квалифицироваться по ч.2 ст.6.8 КоАП РФ и повлекут за собой наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем законодатель предусмотрел основания освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.8 КоАП РФ.

Так, в соответствии с примечанием к данной статье лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Кроме того, ст. 6.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сам факт употребления наркотических средств либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства.

Привлечение лица к административной ответственности за указанное административное правонарушение является предупредительной мерой, направленной на сохранение его здоровья путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращение употребления наркотических средств и психотропных веществ.

При этом законодатель предусмотрел освобождение от административной ответственности для отдельной категории лиц.

В соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Информационный листок

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Информационный листок
(по состоянию законодательства на 20.09.2012 г.)

Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ приобрела сегодня широкий общественный резонанс. Связано это с увеличением числа как наркоманов, так и самих наркоторговцев. Об этом говорят статистические данные. По данным Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области «Средне-областной показатель распространенности наркомании на 100 тыс. населения в Нижегородской области в 2011 году составил 177,6 (2010 год – 168; РФ 2010 год – 247,3)» 1 . «В 2011 году в области зарегистрировано 137 летальных исходов от передозировки наркотиками, что на 10,5 процента больше, чем в 2010 году. В городе Нижнем Новгороде зарегистрировано 106 летальных исходов, что на 9,3 процента больше, чем в 2010 году» 2 .

Правоохранительные органы делают все возможное для пресечения незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. За хранение, потребление, оборот и другие правонарушения, которые так или иначе связаны с наркотиками, предусмотрена юридическая ответственность. Различают два вида ответственности, к которой можно привлечь виновное лицо – административная и уголовная 3 .

Административная ответственность является более мягкой мерой, которую можно применить к виновному. Лицо подлежит административной ответственности в тех случаях, когда размер наркотического или психотропного вещества составляет меньше крупного размера, установленного Правительством Российской Федерации индивидуально для каждого наркотического вещества.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено несколько составов правонарушений, связанных с наркотическими и психотропными веществами, а также их прекурсорами 4 :

  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ);
  • потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ);
  • пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ);
  • нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);
  • нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.16 КоАП РФ);
  • незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.16.1 КоАП РФ);
  • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.4 КоАП РФ);
  • непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5 КоАП РФ);
  • незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5.1 КоАП РФ);
  • распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ);
  • появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14, кандидат юридических наук Рожкова, Элина Владимировна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Рожкова, Элина Владимировна

Глава 1. Основания административной ответственности в сфере оборота наркотиков.

1.1. Законодательство об административной ответственности в сфере оборота наркотиков.

1.2. Административные правонарушения в сфере оборота наркотиков.

1.2.1. Понятие и виды административных правонарушений.

1.2.2. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

1.2.3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

1.2.4. Пропаганда наркотических средств , психотропных веществ или их прекурсоров .

1.2.5. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Глава 2. Административные наказания за правонарушения в сфере оборота наркотиков.

2.1. Установление мер ответственности за административные правонарушения в сфере оборота наркотиков: историкоправовой анализ.

2.2. Понятие и виды административных наказаний . Освобождение от ответственности.

Глава 3. Основные особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков 132 3.1. Возбуждение дел об административных правонарушениях .

3.2. Доказательства .и доказывание по делам об административных правонарушениях.

3.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Актуальность темы исследования. Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот оказывают пагубное воздействие на здоровье людей, ломают их жизнь, разрушают семьи и общины, подрывают устойчивое развитие человека, порождают преступность и коррупцию. Особый ущерб злоупотребление наркотиками наносит свободе и развитию молодежи — наиболее ценного мирового достояния1. Проблема роста наркомании и развития наркобизнеса в нашей стране, как неоднократно указывали Президент России и директор ФСКН России, является одновременно проблемой политической, криминальной , экономической и социальной. Все это вывело проблему на уровень национальной угрозы. В России период 1991-2003 гг. характеризовался устойчивым ростом числа больных наркоманией — показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился за это время в 11 раз. Современная-ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в рассматриваемой сфере. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, на 1 января 2005 г. составила 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек — это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений , связанных с незаконным оборотом наркотиков,

Г) увеличилось в 15 раз». Особо тревожат следующие цифры: минимальный возраст начинающих употреблять наркотические средства в настоящее время составляет 14 лет, а в отдельных регионах — 11-12 лет. В качестве новых проблем следует отметить резкий рост незаконного оборота прекурсоров НС и ПВ — веществ, часто используемых при производстве, изготовлении и

1 См.: Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года (приняты на заседании Совета Безопасности РФ 29 июня 1999г., утв. Президентом РФ 6 июля 1999 г.) / Правовые основы деятельности органов госнаркоконтроля . Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский . М.: ИНФРА-М, 2004. С. 307-315.

2 См.: Паспорт федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005г. № 561 // СЗ РФ. 2005. № 38. Ст. 3820. переработке НС и ПВ, а также увеличение количества случаев пропаганды и рекламы НС и ПВ в сети Интернет, в отдельных СМИ и в книгопечатной продукции. Изменения, происходящие в российской экономике и в обществе в целом, а также в структуре наркопреступности 1, влекут необходимость совершенствования законодательства Росси о наркотиках, устранения имеющихся пробелов , приведения его в полное соответствие с нормами международного права. На острие борьбы с проблемами наркомании и наркопреступности продолжают оставаться реализуемые государством меры противодействия незаконному обороту НС, ПВ и их прекурсоров. Основные из них — это меры уголовной ответственности за преступления и административной ответственности за административные правонарушения в сфере оборота наркотиков. Административная ответственность в рассматриваемой сфере является важной мерой противодействия незаконному обороту наркотиков, так как «.в общем объеме всех регистрируемых правонарушений административные проступки составляют девять десятых и лишь одна десятая часть приходится на преступные проявления»». В связи с этим исследование проблемных вопросов правового регулирования административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков является актуальным и своевременным в целях повышения эффективности и наступательности противодействия наркоугрозе и профилактике правонарушений.

Следует обратить внимание и на значительные изменения, которые произошли в последние годы в законодательной регламентации оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту. Внесены изменения и дополнения в следующие законодательные акты: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»3 — основной федеральный закон, устанавливающий правовые

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Рожкова, Элина Владимировна

Существующие тенденции роста в России и в других странах мирового сообщества незаконного производства, спроса и оборота НС и ПВ представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества, разлагают и подрывают их1.

В целях борьбы с указанными явлениями, охраны здоровья граждан , государственной и общественной безопасности в Российской Федерации разрабатывается и проводится государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Задачами такой политики являются2:

1) установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

2) постепенное сокращение числа больных наркоманией;

3) сокращение количества правонарушений , связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Законодательство России о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах является правовой основой проводимой государством антинаркотической политики. Поэтому в целях эффективности такой политики и скорейшего решения ее задач указанное законодательство должно в полной мере соответствовать нормам международного права, экономической и социально-политической обстановке в стране, и в мире в целом, быстро реагировать на происходящие изменения, в том числе в структуре наркопреступности . Законодательство об административной ответственности в сфере оборота наркотиков является частью законодательства России о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. Административная ответственность в рассматриваемой сфере

1 См.: Преамбула к Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

2 См.: п.1 ст. 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных- веществах». является важной мерой противодействия незаконному обороту наркотиков. В целом действующим законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за основные правонарушения , которые совершаются в сфере оборота наркотиков.

Следует отметить продолжающийся рост совершаемых в сфере оборота наркотиков административных правонарушений и согласиться с тем, что современная административная деликтность , в том числе и в данной сфере, характеризуется такими чертами, как масштабность, дифференциация субъектного состава, повышение степени общественной опасности, тенденция к интегрированию с преступностью , которые в целом выделяют ее как одну из угроз общественной безопасности1. Современная государственная антинаркотическая политика продолжает делать основной упор на меры уголовной ответственности. И хотя несостоятельность такого одностороннего подхода к решению проблем наркомании и наркопреступности уже признана государством2, организационная и превентивная роль административной ответственности в системе мер противодействия незаконному обороту наркотиков остается недооцененной. Такая недооценка профилактической роли административной ответственности негативно сказывается на состоянии правопорядка в стране, отрицательно влияет на формирование правоприменительной практики. Автор поддерживает точку зрения А.С. Дугенца о необходимости формирования, закрепления и реализации административной политики Российской Федерации — основных направлений противодействия государства административным правонарушениям3. При наличии государственной административной политики с четко сформулированными целями, задачами и направлениями ее реализации появится возможность разработки и эффективного планомерного осуществления конкретных мероприятий такой политики в целях

1 См.: Дугенец А.С. Указ. соч. С. 8.

2 См.: Паспорт федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 561 // СЗ РФ. 2005. № 38. Ст. 3820.

3 См.: Дугенец А.С. Указ. соч. С. 8 противодействия административным правонарушениям , посягающим на охраняемые нормами права однородные общественные отношения, в том числе и в сфере оборота наркотиков.

Одним из основных и важных результатов настоящего диссертационного исследования является вывод о том, что законодательство России о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, регламентирующее правовые основы государственной антинаркотической политики и устанавливающее административную ответственность в сфере оборота наркотиков, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Выявлены недостатки правового регулирования, во-первых, по общим вопросам государственной политики в сфере оборота наркотиков, которые затрагивают ст. 1, 30, 44 Федерального закона « О наркотических средствах и психотропных веществах », ст. 24 Федерального закона « О рекламе », п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и, во-вторых, по вопросам установления административной ответственности в сфере оборота наркотиков и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в данной сфере, которые имеются в ст. 2.5 (ч.2), 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 17.7, 23.1 (ч. 2), 27.12, 28.3 (п.1 и п. 62 ч.2) КоАП РФ.

В целях приведения указанного законодательства в соответствие с нормами международного права, складывающейся наркоситуацией в стране и устранения имеющихся пробелов автором разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части регулирования деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту» (далее — проект Федерального закона), который представлен в приложении. Следует особо отметить большое значение для повышения эффективности выявления административных правонарушений, связанных с незаконным потреблением НС и ПВ, предложения о введении медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях , предусмотренных ст. 6.9, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, и установлении административной ответственности за отказ от прохождения такого медицинского освидетельствования.

Теоретическое значение имеют исследования по вопросам содержания законодательства России о наркотиках; особенностей административной ответственности в сфере оборота наркотиков и ее правовом основании; полномочий субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности в рассматриваемой сфере; признаков всех административных правонарушений и особенностей, характерных для правонарушений в сфере оборота наркотиков; определения перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться для установления объективной стороны составов административных правонарушений в сфере оборота наркотиков; установления элементов составов административных правонарушений, по которым их необходимо разграничивать с составами смежных правонарушений и преступлений .

Другим основным результатом выполненной работы являются разработанные на основе анализа соответствующих норм КоАП РФ и обобщения опыта правоприменительной юрисдикционной деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ практические рекомендации по вопросам осуществления производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.13 и 6.15 КоАП РФ. Указанные рекомендации касаются вопросов специфики возбуждения дел об административных правонарушениях; необходимости принятия мер для выявления фактов всех совершенных преступлений или административных правонарушений; установления вины юридических лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст. 6.13 и 6.15 КоАП РФ; определения перечня общих и специальных источников доказательств , необходимых для доказывания факта совершения конкретных правонарушений; выявления процессуальных особенностей рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков, посягающих на здоровье населения.

Полученные по окончанию исследования результаты свидетельствуют о достижении целей и выполнении задач диссертации, поставленных во введении. Совокупным итогом работы является разработка предложений по совершенствованию законодательства России о наркотиках, регламентирующего правовые основы государственной антинаркотической политики и устанавливающего административную ответственность в сфере оборота НС и ПВ, а также выработка рекомендаций, необходимых для правильного применения норм об административной ответственности, которые будут способствовать решению задач государственной антинаркотической политики и повышению ее эффективности.

Разработанные автором предложения по совершенствованию законодательства направлены в ФСКН России для использования в законопроектной деятельности. Практические рекомендации по вопросам осуществления производства по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.13 и 6.15 КоАП РФ, применяются в деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и могут быть использованы в деятельности иных органов, должностных лиц и судей, уполномоченных осуществлять производство по делам об указанных правонарушениях, а также при подготовке и проведении учебно-методических занятий, преподавании учебных дисциплин и курсов.

На основе результатов работы может быть продолжено исследование вопросов административной ответственности в сфере оборота наркотиков. По предложенной автором схеме возможен анализ административных правонарушений в указанной сфере, посягающих на правила ведения сельского хозяйства (ст. 10.4 и 10.5 КоАП РФ) и на общественный порядок (ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП РФ), специфики осуществления производства по делам о данных правонарушениях и особенностей доказывания по ним.

К сожалению, в рамках настоящего исследования отсутствует возможность рассмотрения таких важных для теории административного права и правоприменительной практики вопросов, как социально-правовая характеристика административной ответственности в сфере оборота наркотиков, деликтологическая характеристика правонарушений в рассматриваемой сфере, юрисдикционные полномочия субъектов, уполномоченных осуществлять производство по делам об указанных административных правонарушениях. Вызывает интерес проблема эффективности административных наказаний за правонарушения в сфере оборота НС и ПВ, так как «для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны эти наказания , какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей, ибо без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности»1. Однако эта тема остается практически неизученной в юридической литературе.

Перечисленные и иные аспекты административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков могут стать предметом отдельного исследования.

1 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. С. 371.

Список принятых сокращений 1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации Закон № З-ФЗ — Федеральный закон « О наркотических средствах и психотропных веществах » от 8 января 1998 г. № З-ФЗ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об .административных правонарушениях

КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 — постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 -Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях , связанных с наркотическими средствами, психотропными , сильнодействующими и ядовитыми веществами»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 -Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

2. Официальные издания

БНА РФ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС (РСФСР, РФ) — Бюллетень Верховного Суда (РСФСР, РФ)

Ведомости ВС (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Верховного Совета ( СССР , РСФСР, РФ)

Ведомости СНД и ВС (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Съезда народных депутатов (СССР, РСФСР, РФ) и Верховного совета (СССР, РСФСР, РФ)

САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СПС — Справочная правовая система

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации РГ — « Российская газета »

3. Прочие сокращения абз. — абзац бюл. — бюллетень вып. — выпуск гл. — глава (-ы)

ГОУ ВПО «СГАП» — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Саратовская государственная академия права » др. — другой (-ая, -ое, -ие) законодательство России о наркотиках — законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах

Минздравсоцразвития России — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации наркотики или НС и ПВ — наркотические средства и психотропные вещества органы по контролю за оборотом НС и ПВ — Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальные органы прекурсоры НС и ПВ — прекурсоры наркотических срендств и психотропных веществ п., пп. — пункт, пункты подп. — подпункт

РФ — Российская Федерация с. — страница (-ы)

Сб. — сборник ст. — статья (-и) т. — том (-а)

ФСКН России — Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

УФСКН России по Саратовской области — Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области ч. — часть (-и)

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Рожкова, Элина Владимировна, 2009 год

1. Нормативные правовые акты и другие официальные документыа) международные акты

2. Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961г. // Бюл. международных договоров. 2000. № 8.

3. Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971г. // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981., вып. XXXV. С. 416.

4. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988г. // Сб. международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М, 1994. С.133.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // РГ. 1993. 25 декабря.

6. Постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 5494-1 «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1265.

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 « О средствах массовой информации » ( статья 4) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст.300.

8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

11. Федеральный закон от 8 января 1998г. № З-ФЗ « О наркотических средствах и психотропных веществах » // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3430.

14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » // СЗ РФ 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.

15. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля ( надзора )» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3436.

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (чЛ) Ст.1.

17. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 « О рекламе » // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

18. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации » // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст.3448.в) акты Президента Российской Федерации

19. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 « Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации » // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

20. Указ Президента РФ от 11 марта 2003г. № 306 « Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации » // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

21. Указ Президента РФ от 28 июля 2004г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.

22. Указ Президента РФ от 18 октября 2007г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // СЗ РФ. 2007. №43. Ст. 5167.г) акты Правительства Российской Федерации

23. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998г. №591 «Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2908.

24. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998г. №681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2908.

25. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998г. №892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4009.

26. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» // СЗ РФ. 2005. № 38. Ст. 3820.

27. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006г. №648 «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4798.

28. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007г. № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»» // СЗ РФ. 2007. №35. Ст. 4310.

29. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения , утвержденная заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988г. / СПС « ГАРАНТ ».

30. Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков, утвержденное Минздравом РФ 25 декабря 1992 г. / СПС « ГАРАНТ ».

31. Приказ Минздрава России от 12 ноября 1997г. №330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» // Здравоохранение. 1998. № 3.

32. Приказ МВД России от 2 июня 2005г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» // БНА РФ. 2005. №31.

33. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005г. № 785 « О порядке отпуска лекарственных средств ». Зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006 № 7353 // БНА РФ. 2006. № 5.

34. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. Издание 3-е, перераб. и доп. / А.Б. Агапов. М.: Эксмо. 2007. 400 е.; Постатейныйкомментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях . М.: Статут. 2004. т. 1-2.

35. Андреева J1.A. Уголовно-правовые противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие. Спб, 1998. 189с.

36. Антонян Ю.М. Личность преступника //Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева , В.Е. Эминова. М., 1999. 613 с.

37. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. М., 1987. 336 с.

38. Батлер Уильям Э. Наркотики и ВИЧ/СПИД в России: правовое положение программ снижения вреда в России. М.: «Центр ЮрИнфоР ». 2006. 565 с.

39. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. 528 е.; Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский , Ю.Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. 816 с.

40. Боголюбова Т.А. Актуальные проблемы наркомании. Вопросы борьбы с преступностью . М., 1988.

41. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». 2003. 368 с.

42. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. 2009. 688 с.

43. Галлиган Д.Дж. и др. Административное право: история развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский , Ю.Н. Старилов. М.: Юристъ. 2002. 410 с.

44. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Юр- фирма « Контракт », Изд. дом «Инфра-М». 2002. 967 с.

45. Дженнингс В., Рапп А. Подготовка образцов для хроматографического анализа. М. Мир, 1986.

46. Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М.: « Юрид . лит. 1973. 192.С.; Доказывание и доказательства в правоприменительной деятельности органов советского государственного управления. Киев-Одесса: Виша школа. 1976. 232 с.

47. Драган Г.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. М., 1998.

48. Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес : Выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. М., 1998. 25 с

49. Еремин С.К., Изотов Б.Н., Веселовская Н.В. Анализ наркотических средств. Руководство по химико-токсикологическому анализу наркотических и других одурманивающих веществ. М. Мысль, 1991. 178 С.

50. Кирхнер Ю. Тонкослойная хроматография. М. Мир,1981. 1-2 т.

51. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юристь . 2002. 237 с.

52. Колбаев Р. Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. М.: Книга-сервис. 2003. 48 с.

53. Коряковцев В.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / В.В. Коряковцев , К.В. Питулько. СПб.: Питер. 2004. 816 с.

54. Котельникова Е.А. Административное право: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс. 2003. 320 с.

55. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и уголовно-процессуальные аспекты. СПб.: Издательство Юридический центр пресс. 2003. 427 с.

56. Ламанов Е.В. Деятельность судьи районного (городского) суда в производстве по делам об административных правонарушениях / Науч. ред. Ю.Н. Старилов . Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. 2002. 208 с.

57. Макарейко Н.В., Никифоров М.В., Скляров И.А. Административное принуждение в России: Учебное пособие / Под ред. И.А. Склярова. Ниж. Новгород: Изд-во ННГУ . 2002.

58. Маселенников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях. Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ. 1994. 120 с.

59. Меретуков Г.М. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. М., 1992. 236 с.

60. Микеш О. Лабораторное руководство по хрономатографическим методам. М. Мир, 1982. 1-2 ч.

61. Мирошниченко Н.А. Классификация незаконных действий с наркотическими средствами. Одесса: ОГУ . 1990.

62. Мирошниченко Н.А., Музыка А.А. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. Одесса, 1988. 217с.

63. Мурзинов А.И. Преступление и административное правонарушение : учебное пособие. М.: 1985. 71 с.

64. Панова И.В. Производство по делам об административных правонарушениях. Саратов.: Светопись. 1999. 192 с.

65. Прохорова M.JI. Наркотизм : социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Саратов, 2001; Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр пресс. 2002. 287 с.

66. Ратинов А.Р. Когда не стесняются в выражениях. Цена слова. М.2002.

67. Рогачева О.С. Административная ответственность: учебное пособие / О.С. Рогачева (науч. ред. Ю.Н. Старилов ). Воронеж. Изд-во Воронежского гос. ун-та. 2005. 192 с.

68. Российская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М. 2002.

69. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (вводный). М., 2002.

70. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М. 1963. 228 с.

71. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. М. 1988. С. 16-19.

72. Солдатов А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников . Изд. 2-е, перераб. и дополн. Ростов н/Д: Феникс. 2006. 352 с.

73. Соловьев А.В. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: Учебное пособие. Саратов. СГАП , 1998.- 92 с.

74. Сидоренко Е.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002. 944 с.

75. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М.: Сов. Россия. 1990. 128 с.

76. Танцоров Л.П., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Сергеева. М. 2000.

77. Ткаченко В.И. Преступления против здоровья населения. М., 1983.

78. Фролова Я.А., Зазулин Г.В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт. М,- СПб. Академия проблем безопасности, защиты и правового порядка; Межд. центр по антинаркотической политике при Санкт-Пет. гос. ун-те. 2003.

79. Хоменкер M.JI. Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления , связанные с наркотиками. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений. Ташкент. 1978. 127.С.

80. Шабанова Т.В., Гуккаев В.Б. Как правильно рекламировать свою продукцию? М.: ООО « Вершина ». 2003.

81. Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М.,1948. 97 с.

82. Шергин А.И. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.

83. Шумилов А.Ю. Закон о наркотиках в системе противодействия наркобизнесу . Учебно-практическое пособие. М.: Издатель Шумилова И.И. 2002. 64с.

84. Шумилов А.Ю., Ивасенко В.Б. Новый закон о наркотиках и терминология противодействия наркобизнесу. М.: Издатель Шумилова И.И. 1999. 72 с.

85. Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н.Ю. Хаманова. М. 2004. 286 с.

86. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ . 2004. 697 с.

87. Административное право России: учебник / Под ред. Н.М. Конина , Ю.Н. Старилова. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «СГАП». 2006. 596 с.

88. Административное право: учебное пособие / Е.М. Аникин и др. СПб: Питер. 2004. 252 с.

89. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ( постатейный ) / В.К. Дуюнов и др./ Отв. Ред. Л.Л. Кругликов . Волтерс Клувер, 2005.

90. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Чекалина А.А. 2-е изд. М.: Юрайт-Издат. 2004. 1038 с.

91. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат. 2003. 760 с.

92. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Расширенный уголовно-процессуальный анализ с материалами судебно-следственной практики / Под общ. ред. В.В. Мозякова . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен. 2003. 880 с.

93. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. Ю.М. Козлова. М. Юрист . 2002.

94. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. /под общ. ред. Е.Н Сидоренко. ТК Велби . Изд-во Проспект. 2006.

95. КоАП РСФСР: Комментарий / Отв. ред М.А. Шапкин. М.: Юридическая литература. 1989. 446 с.

96. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях /Под ред. И.И. Веремеенко , Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., « Проспект ». 2000. 944 с.

97. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. И.В. Веремеенко , Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. М., 2002.

98. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. М., 2002.

99. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова , Ю.П. Соловия. 2-е изд. М.: Юрайт-Издат. 2003. 774 с.

100. Криминалистика : Учебник /Под ред. А.Г. Филиппова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2000. С.559-575.

101. Криминология : Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой , Г.М. Миньковского. М., 1998. 566 с.

102. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сб. документов / Сост. B.C. Овчинский , А.В. Федоров. -М.: ИНФРА М, 2005. 624 с.

103. Научный комментарий к Уголовному Кодексу РСФСР. Свердловск, 1964. С.431.

104. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: Учебное пособие / Ю.М. Ермаков , С.А. Исаков, А.В. Симоненко, В.П. Новиков / Под ред. С .Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006. 304 с.

105. Правовые основы деятельности органов госнаркоконтроля . Сборник документов / Сост. B.C. Овчинский. М.: ИНФРА М, 2004. 1048 с.

106. Постатейный комментарий к КоАП РФ / А.А. Голубев , Д.П. Звоненко, И.С. Кривова и др. М. Бератор-Пресс. 2002.

107. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Чучаева А.И. М.: Издательский дом «Инфра-М / Юридическая фирма « Контракт ». 2004. 819 с.

108. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Сергеева. М.: УБНОН

109. МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «ЩИТ-М». 2000. 580с.

110. Советское уголовное право. Часть особенная /Под ред. Н.И. Загородникова, М.И.Якубовича, В.А. Владимирова . М., 1965.б) научные статьи из журналов, газет и справочно-правовых систем

111. Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика // Советское государство и право. 1987. № 1.С. 79-81.

112. Водопьянов А., Целинский В. Незаконный оборот наркотиков //Российская юстиция . 1998. № 1 С. 17-19, № 2. С. 12-14, № 3 С. 12-13.

113. Губаева Т., Муратов М. и др. Экспертиза по делам о защите чести , достоинства и деловой репутации» // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 64.

114. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц //Российская юстиция. 2001. №3.

115. Клочкова А.В. Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. № 1.

116. Комочков А.А. Административная ответственность в области оборота наркотических средств и психотропных веществ // Законодательство. 2004. № 2.

117. Кухарук В.В. Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность // Журнал российского права. 2003. №5.

118. Назарук М.В. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ // Российская юстиция. 2003. № 5.

119. Найдеров Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе // Российская юстиция. 2002. № 9.

120. Российская Е.Р., Россинский Б.В. Статус эксперта и специалиста, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении //Журнал российского права. 2000. № 9.

121. Россинский Б.В. Правовые аспекты использования специальных познаний при производстве по делам об административных правонарушениях //Закон и право. 1998. № 10.в) энциклопедии и словари

122. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. // Толковый словарь русского языка. -4-е изд., дополненное. М., 1997. 944 с.г) материалы семинаров, конференций, методические рекомендации

123. Галяшина Е.И. Понятийные основы судебной лингвистической экспертизы . Сб. мат. Научно-практ. Семинара. Москва. 7-8 дек. 2002г. / Под ред. М.В. Горбалевского. М.: Галерия. Ч. 2. 2003.

124. Кириллова JI.E. Дискурс лингвистической экспертизы и постановка экспертных задач: Сб. мат. Научно-практич. Семинара. Москва. 7-8 дек. 2002г. / Под ред. М.В. Горбалевского. М.: Галерия. Ч. 2. 2003.

125. Матвеева О.Н. Юрислингвистическое экспертное исследование: проблемы и пути совершенствования: Сб. мат. Научно-практич. Семинара. Москва. 7-8 дек. 2002г. / Под ред. М.В. Горбалевского. М.: Галерия. Ч. 2. 2003.

126. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М. 2005. 34 с.

127. I. Материалы правоприменительной практики2114. Материалы правоприменительной практики УФСКН России по Саратовской области: Дела «Материалы (акты, справки, протоколы и переписка) об административных правонарушениях» за 2003-2007 гг.