67 статья закона об образовании

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Статья 67. Закона РФ Об образовании в Российской Федерации
Организация приема на обучениепо основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательныхорганизацияхможет начинаться по достижении детьми возраста двухмесяцев.Получение начального общего образования в образовательныхорганизацияхначинается по достижении детьми возраста шести лет ишести месяцев при отсутствии противопоказаний по состояниюздоровья,но не позже достижения ими возраста восьми лет. Позаявлению родителей (законных представителей) детей учредительобразовательной организации вправе разрешить прием детей вобразовательную организацию на обучение по образовательнымпрограммамначального общего образования в более раннем или болеепозднемвозрасте.

2. Правила приема на обучение поосновным общеобразовательнымпрограммамдолжны обеспечивать прием всех граждан, которые имеютправона получение общего образования соответствующего уровня, еслииноене предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Правила приема в государственные и муниципальныеобразовательные организации на обучение по основнымобщеобразовательнымпрограммам должны обеспечивать также прием вобразовательнуюорганизацию граждан, имеющих право на получениеобщего образования соответствующего уровня и проживающих натерритории, за которой закреплена указанная образовательнаяорганизация.

4. В приеме в государственную или муниципальнуюобразовательнуюорганизацию может быть отказано только по причинеотсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев,предусмотренныхчастями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест вгосударственной или муниципальной образовательной организацииродители(законные представители) ребенка для решения вопроса о егоустройстве в другую общеобразовательную организацию обращаютсянепосредственнов орган исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, осуществляющий государственное управление в сфереобразования, или орган местного самоуправления, осуществляющийуправлениев сфере образования.

5. Организация индивидуального отбора приприеме либо переводевгосударственные и муниципальные образовательные организации дляполучения основного общего и среднего общего образования суглубленным изучением отдельных учебных предметов или дляпрофильногообучения допускается в случаях и в порядке, которыепредусмотренызаконодательством субъекта Российской Федерации.

6. Организация конкурса илииндивидуального отбора при приемелибо переводе граждан для получения общего образования вобразовательныхорганизациях, реализующих образовательные программыосновногообщего и среднего общего образования, интегрированные сдополнительнымипредпрофессиональными образовательными программамив области физической культуры и спорта, или образовательныепрограммы среднего профессионального образования в областиискусств,интегрированные с образовательными программами основногообщегои среднего общего образования, осуществляется на основанииоценкиспособностей к занятию отдельным видом искусства или спорта,атакже при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующимвидомспорта.

В школе исчерпана предельная наполняемость двух открытых первых классов. Однако на закрепленной за школой территории остались дети, подлежащие зачислению в первый класс. Может ли школа отказать в приеме данным обучающимся со ссылкой на отсутствие свободны

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением.

Каков порядок приема детей на обучение по интегрированным общеобразовательным программам в кадетские школы, находящиеся в ведении субъектов РФ?

Обучение детей в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «кадетская школа» осуществляется по образовательным программам основного общего.

Вправе ли общеобразовательный физико-математический лицей (муниципальное общеобразовательное учреждение) отказать в приеме обучающемуся, если по итогам освоения образовательной программы основного общего образования он имеет одни «тройки» по профильным дл

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные.

Можно ли проводить отбор в 1 класс?

Нет, нельзя. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право.

Ребенок в возрасте 6,5 лет зачислен в первый класс, проучился первую четверть, родители настаивают на отчислении, т.к. ребенок в силу возраста не справляется со школьной программой, хотят пойти в первый класс в следующем учебном году (по возрасту это возм

В данном случае возможно отчисление учащегося по инициативе его родителей согласно п. 1 части 2 статьи 61 Федерального.

Возможно ли проводить индивидуальный отбор при приеме на обучение на уровень среднего общего образования, если нормативный правовой акт по данному вопросу в нашем регионе не принят?

Согласно ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация индивидуального отбора при приеме.

Устанавливается ли по новому Закону максимальный возраст получения дошкольного образования?

Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее.

В каком порядке принимаются в школу экстерны для прохождения промежуточной и итоговой аттестации? Действует ли тут территориальный принцип приема?

Если в данном вопросе речь идет о промежуточной и итоговой аттестации экстернов в муниципальных общеобразовательных организациях, то территориальный принцип.

По старому Закону РФ «Об образовании» к компетенции школы относилось формирование контингента обучающихся. В новом законе аналогичной нормы нет. Означает ли это, что муниципалитет может обязать принять в школу детей по утвержденному им самим списку?

Действительно, в подпункте 14 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» было установлено, что к компетенции образовательного учреждения относится.

Будет ли распространяться принцип территориальной приоритетности приема детей, как это установлено для школ, на детские сады?

Да, будет, так как дошкольное образование является гарантированным, а образовательные программы дошкольного образования относятся.

Дело NАКПИ17-265.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 15 июня 2017 г. N АКПИ17-265

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Я. в интересах несовершеннолетней дочери К.П. о признании не действующим в части абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32,

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32 утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г., регистрационный номер 31800, опубликован в «Российской газете» 11 апреля 2014 г. N 83.

Согласно взаимосвязанным положениям абзацев десятого и одиннадцатого пункта 9 Порядка для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

Прием заявлений в первый класс организации, осуществляющей образовательную деятельность, для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года ( абзац первый пункта 14 Порядка).

К.Я., действуя в интересах несовершеннолетней дочери К.П., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка в части, допускающей представление свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории, в качестве документов, необходимых для поступления в первый класс в период не позднее 1 февраля по 30 июня календарного года. Требование мотивировано тем, что оспариваемое нормативное положение противоречит статье 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктам 3 и 15 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, и нарушает права его несовершеннолетней дочери на обучение в школе, находящейся в непосредственной близости от регистрации ребенка по месту жительства.

По мнению административного истца, федеральный законодатель четко различает понятия «место жительства» и «место пребывания», документ, содержащий сведения о регистрации гражданина по месту пребывания на закрепленной к образовательному учреждению территории, свидетельствует о его нахождении на этой территории ограниченный срок и не является документом, подтверждающим место жительства данного гражданина. Абзац одиннадцатый пункта 9 Порядка в оспариваемой части необоснованно предоставляет дополнительное право выбора учебного заведения детям, имеющим помимо регистрации по месту жительства регистрацию по месту пребывания, и ущемляет права детей, у которых имеется только регистрация по месту жительства.

Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что Порядок принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В судебном заседании административный истец К.Я., согласно поданному заявлению об уточнении исковых требований, просил признать не действующим (незаконным) абзац одиннадцатый пункта 9 Порядка со дня вступления его в силу, то есть с 22 апреля 2014 г., в части, допускающей представление свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории, дополнительно ссылаясь на его противоречие части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации Ф. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. не признали административный иск.

Выслушав объяснения административного истца К.Я., возражения представителей Министерства образования и науки Российской Федерации — Ф., Министерства юстиции Российской Федерации — Ч., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ( части 1 , 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 8 статьи 55 названного федерального закона порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования ( пункт 1 , подпункт 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466).

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Минобрнауки России во исполнение требований федерального закона.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 г. N АКПИ15-694 по административному делу по заявлению Н., К.Н., региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» о признании частично недействующими абзацев одиннадцатого и тринадцатого пункта 9 Порядка установлено, что административным ответчиком соблюдены требования, предъявляемые к форме, субъекту, порядку принятия, регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение права каждого на образование, включая его общедоступность и бесплатность, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с этим федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 67 ) .

Частью 3 статьи 67 приведенного федерального закона установлено, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Данный федеральный закон , вопреки утверждениям административного истца, не указывает в качестве условия предоставления особого права (преимущества) при приеме на обучение регистрацию места жительства гражданина.

Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713», указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 2) .

Доводы административного истца о несоответствии действующему законодательству абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка в части, допускающей дополнительное предъявление для зачисления ребенка в первый класс его родителями (законными представителями) в период с 1 февраля по 30 июня текущего года ( абзац первый пункта 14 Порядка) не только свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории или иного документа, содержащего сведения о такой регистрации, но и свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории, являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном толковании норм права.

Как следует из части 3 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», юридически значимым обстоятельством для обеспечения приема в образовательную организацию указанных в этой норме граждан является факт их проживания на определенной территории.

Гражданский кодекс Российской Федерации местом жительства гражданина признает место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, — место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) . При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей ( пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Статья 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» относит к месту пребывания, кроме прочего, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно.

Однако содержательные различия определенных в указанном законе понятий «место жительства» и «место пребывания» используются лишь для целей данного закона (абзац первый статьи 2) , который не регулирует общественные отношения в сфере образования.

В свою очередь, не регулируют правоотношения, связанные с приемом на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и упоминаемые административным истцом пункты 3 и 15 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Оспариваемый в части пункт Порядка нельзя признать противоречащим части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, поскольку не предусматривает каких-либо ограничений в реализации гражданами права на получение начального и основного общего образования, общедоступность и бесплатность которых гарантируется.

Положения абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка , применяемые во взаимосвязи с его абзацем первым пункта 14 , направлены на реализацию указанных выше требований федерального закона и относятся к числу норм, обеспечивающих прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Нельзя согласиться с доводом административного истца, что абзац одиннадцатый пункта 9 Порядка в оспариваемой части необоснованно предоставляет дополнительное право выбора учебного заведения детям, имеющим помимо регистрации по месту жительства регистрацию по месту пребывания, и ущемляет права детей, у которых имеется только регистрация по месту жительства.

Для целей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и по содержанию оспариваемого Порядка ребенок не может считаться проживающим одновременно (на одну и ту же дату) на двух территориях, закрепленных за различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

По смыслу названного федерального закона прием граждан в образовательную организацию должен осуществляться в том числе при соблюдении участниками соответствующих правоотношений общеотраслевого принципа недопустимости злоупотребления правом ( статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оспариваемый Порядок не исключает, что в случае установления упоминаемых административным истцом фактов фиктивной регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства, не проживающего по конкретному адресу, последствием этого может являться соответствующее правоприменительное решение, обеспечивающее прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Доводы административного истца фактически мотивированы его несогласием с отказом в приеме в муниципальную образовательную организацию его несовершеннолетней дочери на обучение по основным общеобразовательным программам, а именно зачислением ребенка в первый класс. Проверка таких доводов означала бы необходимость установления фактических обстоятельств подобного отказа, оценку принятого решения применительно к требованиям законности и обоснованности, что не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу. Упоминаемое решение муниципальной образовательной организации административный истец вправе оспорить в общем порядке.

Абзац одиннадцатый пункта 9 Порядка в оспариваемой части не нарушает прав несовершеннолетнего ребенка административного истца в указанных им аспектах, соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 — 180 , 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления К.Я. в интересах несовершеннолетней дочери К.П. о признании не действующим в части абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

67 статья закона об образовании

1. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона, согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно частям 2 и 3 статьи 67 Федерльного закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам, к которым относятся образовательные программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона), должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Частью 1 статьи 67 Федерального закона определен возраст, по достижению которого начинается получение дошкольного образования и начального общего образования в образовательных организациях. При этом, учредитель образовательной организации вправе по заявлению родителей (законных представителей) детей разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Порядок выдачи разрешения на обучение по образовательным программам начального общего образования устанавливается учредителем образовательной организации.

В зависимости от установленного учредителем порядка заявление родителей (законных представителей) о выдаче разрешения о приеме в первый класс на обучение по образовательным программам начального общего образования в образовательную организацию ребенка, не достигшего к 1 сентября текущего года возраста 6 лет 6 месяцев или достигшего возраста 8 лет, может подаваться руководителю образовательной организации, который вместе со своим отношением передает заявление в орган, осуществляющий управление в сфере образования, или непосредственно в орган, осуществляющий управление в сфере образования, который готовит заключение о возможности (невозможности) выдачи разрешения родителям (законным представителям) ребенка на прием в образовательную организацию и представляет его со всеми необходимыми документами учредителю.

К заявлению в обязательном порядке прилагается медицинская справка (заключение) лечебного учреждения об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательной организации или заключение психолого-медико- педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению в образовательной организации (т.е. о необходимом и достаточном уровне развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается на основании представленных документов, а в случае, установленном учредителем, с учетом рекомендаций комиссии, созданной учредителем для рассмотрения документов о выдаче разрешения на прием в первый класс образовательных организаций детей, не достигших на 1 сентября текущего года возраста 6 лет 6 месяцев или достигших возраста 8 лет.

При этом обучение детей, не достигших возраста 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, возможно только в образовательной организации, в которой соблюдены все гигиенические требования к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста (Порядок выдачи разрешения учредителя родителям (законным представителям) на прием в муниципальное общеобразовательное учреждение на обучение ребенка по программам начального общего образования в возрасте ранее шести лет и шести месяцев и позже восьми лет, утвержден постановлением администрации
г. Сосновоборска (Красноярский край) от 2 апреля 2014 г. № 646- «Сосновоборская газета», № 13, 04.04.2014; Положение о порядке приема детей, не достигших возраста шести лет и шести месяцев, в общеобразовательные учреждения муниципального образования «Ленинский муниципальный район», утвержден постановлением администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 30 июня 2014 г. № 440 — «Амурская нива», № 47, 04.07.2014; Порядок выдачи разрешения о приеме на обучение по образовательным программам начального общего образования в муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения Корсаковского городского округа детей, не достигших на 1 сентября текущего года возраста 6 лет 6 месяцев или достигших возраста 8 лет, утвержден приказом Департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа (Сахалинская обл.) от 12 мая 2014 г. № 85 — «Восход», № 37 (11038), 17.05.2014).

2. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона, согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования, в том числе дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено Федеральным законом (пункты 1,2,3 и 4 части 4, статьи 10, часть 8 статьи 55 Федерального закона). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 9 статьи 55 Федерального закона).

При этом согласно части 2 статьи 67 Федерльного закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам, к которым относятся образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона), должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 Федерального закона). Аналогичное положение закреплено в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 (зарегистрировано Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800)(далее — Порядок приема).

Такое правовое регулирование призвано обеспечить равные для всех права и возможность получения образования, что предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям (постановление Конституционного Суда Российской Федерации 15 мая 2006 г. N 5-П – «Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 22, ст. 2375).

Прием в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — «Собрание законодательства Российской Федерации», 2002, № 30, ст. 3032). Необходимо отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение кроме прочего начального общего, основного общего и среднего общего образования, являющихся уровнями общего образования (часть 4 статьи 10, части 1 и 2 статьи 78 Федерального закона).

Положения абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка приема направлены на реализацию требований Федерального закона и относятся к числу норм, обеспечивающих прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация. Предъявление документов, указанных в этом абзаце имеет своей целью обязательное определение круга детей для зачисления в первый класс, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация.

Предписания абзаца одиннадцатого пункта 9 Порядка приема о дополнительном предъявлении документов, в частности свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (для зачисления ребенка в первый класс), не регламентируют основания отказа в приеме в образовательную организацию.

Таким образом, отсутствие перечисленных документов, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест.

По аналогичным мотивам не могут служить основанием для такого отказа и положения абзаца тринадцатого пункта 9 Порядка приема, предписывающие предъявление родителями (законными представителями) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Данное нормативное положение по своему смыслу также не предполагает отказа в приеме ребенка в образовательную организацию, законно находящегося с одним из родителей (законных представителей) в Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015г. № АКПИ 15-694 – «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 6, июнь, 2016 (извлечение)).

Для приема в образовательную организацию:

— родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования и для зачисления в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства пли по месту пребывания;

— родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка;

— родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Прием детей, впервые поступающих в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования, осуществляется на основании медицинского заключения (пункт 11.1 СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, зарегистрировано Минюстом России 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564 — «Российская газета», № 157, 19.07.2013).

При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца. (Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293, зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2014 г., регистрационный № 32220 – «Российская газета», № 109, 16.05.2014; Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800 – «Российская газета», № 83, 11.04.2014).

При приеме в образовательные организации на обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо учитывать, что отношение в сфере образования регулируются помимо Конституции Российской Федерации и Федерального закона также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (часть 1 статьи 4 Федерального закона), которыми установлены льготы отдельным категориям лиц при предоставлении их детям мест в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и общеобразовательных организациях, имеющих интернат.

Во внеочередном порядке предоставляются места в указанных образовательных организациях детям:

граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»- Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 21, ст. 699);

граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан ( Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1);

прокуроров (Статья 44 Федерального закон а от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1992, № 8, ст. 366);

судей (Статья 19 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»- «Российская газета», № 170, 29.07.1992);

сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (Статья 35 Федерального закон а от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 15).

В первоочередном порядке предоставляются места в указанных образовательных организациях детям:

из многодетных семей ( Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» — «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1992, № 19, ст. 1044);

детям-инвалидам и детям, один из родителей которых является инвалидом ( Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» – «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», 1992, № 14, ст. 1098);

военнослужащих, по месту жительства их семей (Статья 19 Федерального закон а от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» — «Собрание законодательства Российской Федерации», 1998, № 22, ст. 2331);

сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1-5 части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Статья 46 Федерального закон а от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» – «Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, № 7, ст. 900);

сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации;

сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;

гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;

гражданина Российской Федерации, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;

находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1-5 части 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Статья 3 Федерального закон а от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – «Собрание законодательства Российской Федерации», 2012, № 53, ст. 7608);

одиноких матерей (в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или предоставлена справка из органа записи актов гражданского состояния о том, что запись об отце внесена по указанию матери) (Поручение Президента Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N Пр-1227).

Внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное предоставление мест в образовательных организациях) заявления родителей (законных представителей) рекомендуется выстраивать по дате подачи заявления.

При комплектовании дошкольных образовательных организаций рекомендуется соблюдать норму, при которой количество мест в образовательной организации, предоставленных для льготных категорий детей, не превышает количество мест, предоставленных для детей не льготных категорий. (Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 8 августа 2013 г. № 08-1063, «Вестник образования», № 2, январь, 2014).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона).

Образовательная организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения (часть 2 статьи 55 Федерального закона).

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка. Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» — «Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 31, ст. 3451; пункт 13 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от
22 января 2014 г. № 32, зарегистрировано Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800 – «Российская газета», № 83, 11.04.2014).

При приеме детей, прибывающих с территории Украины, имеющих статус беженца, вынужденного или временно находящихся на территории Российской Федерации в целях обеспечения их права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Российской Федерации можно использовать рекомендации Минобрнауки России (письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 9 июля 2014 г. № 08-859 – «Вестник образования», № 15, август, 2014 и от 14 августа 2014 г. № 08-1081 – «Вестник образования», № 18, сентябрь, 2014). Кроме того, учитывая, что в средних школах Украины используется десятибалльная система оценок, при установлении соответствия украинских оценок российским предлагается руководствоваться письмом Международного департамента Минобрнауки России от 4 сентября 2013 г. № 16-11204 «О соответствии оценок» («Вестник образования России», № 17, сентябрь, 2014; «Вестник образования», № 17, сентябрь, 2014).

Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт образовательной организации о приеме ребенка на обучение в эту организацию, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, изданию распорядительного акта о приеме ребенка на обучение в образовательную организацию предшествует заключение договора об образовании (части 1 и 2 статьи 53 Федерального закона).

Договор об образовании заключается между образовательной организацией и лицом, зачисленным на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка) в простой письменной форме (пункт 1 часть 1 статьи 54 Федерального закона), Примерные формы договоров об образовании:

по образовательным программкам дошкольного образования, утверждена приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (зарегистрировано Минюстом России 27 марта 2014 г., регистрационный № 31757 — «Российская газета», № 83, 11.04.2014);

по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждена приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2013 г. № 1315 (зарегистрировано Минюстом России 27 марта 2014 г., регистрационный № 31756 – «Российская газета», № 83, 11.04.2014).

3. В целях учета детей, имеющих право на получение дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, формирование банка данных органов местного самоуправления о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, не посещающих по уважительным причинам образовательные организации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа (пункт 6 части 1 статьи 9, часть 5 статьи 63 Федерального закона; постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» — «Собрание законодательства Российской Федерации», 2002, № 11, ст.1057).

За образовательными организациями закрепляются жилые дома на соответствующих улицах, чтобы обеспечить доступную близость организации к месту жительства детей (распоряжение администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 30 июля 2015 г. № 2011-р – «Майкопские новости», № 271-276, 01.08. 2015; распоряжение администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 10 марта 2016 г. № 165-р — «Астраханский вестник», № 10, 17.03.2016; постановление Исполнительного комитета города Альметьевска от 23 января 2015 г. № 04 – «Альметьевский вестник», № 5, 12.02.2015; постановление администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 5 марта 2015 г. № 251 — «Новая жизнь» (специальный выпуск), № 9, 10.06.2015).

Кроме того, отдельно ведется учет несовершеннолетних обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях. Целями и задачами такого учета являются:

предупреждение, снижение и устранение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;

обеспечение гарантий получения несовершеннолетними общего образования.

Сведения об указанной категории обучающихся предоставляются образовательными организациями ежемесячно в орган, осуществляющий управление в сфере образования, на который возложены полномочия по ведению данного учета (Положение о порядке учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории Вольского муниципального района, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, утвержденное постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23 января 2014 г. № 108 – «Вольский деловой вестник», № 3 (514), 24.01.2014; Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Милославского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской области от 18 июля 2014 г. № 680 – «Вестник Милославского муниципального района», № 8, 25.08.2014; Положение об учете несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях, утвержденное постановлением администрации Козловского района Чувашской Республики от 5 февраля 2015 г. № 77).

4. Правила приема в конкретную образовательную организацию на обучение по общеобразовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно (часть 9 статьи 55 Федерального закона). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (части 2 и 3 статьи 67 Федерального закона). В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

При этом отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательной организацией территории, не может служить основанием для отказа в приеме в образовательную организацию (определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 5-АПГ14-61).

Образовательные организации обеспечивают размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информации о количестве свободных мест для приема (перевода) по каждому классу каждой параллели. Информацию о наличии свободных мест в образовательных организациях родители (законные представители) ребенка могут получать также в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее – органы, осуществляющие управление в сфере образования).

В случае отказа в приеме ребенка в общеобразовательную организацию из-за отсутствия в ней свободных мест, руководитель общеобразовательной организации выдает родителям (законным представителям) документ, содержащий мотивированный отказ в приеме ребенка в общеобразовательную организацию.

Для решения вопроса об обустройстве ребенка в общеобразовательную организацию в случае отказа в предоставлении места из-за его отсутствия, родители (законные представители) обращаются в соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования, который предлагает родителям (законным представителям) общеобразовательные организации, где имеются свободные места на момент обращения.

При этом родители (законные представители) вправе выбрать конкретную общеобразовательную организацию, в которой на момент обращения имеются свободные места, для устройства ребенка и подать заявление с указанием общеобразовательной организации, в которую намерены получить направление для устройства ребенка на обучение.

Для получения направления в общеобразовательную организацию родители (законные представители) представляют в орган, осуществляющий управление в сфере образования, следующие документы:

— заявление о предоставлении места в общеобразовательную организацию по установленной форме;

— оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя);

— оригинал свидетельства о рождении ребенка либо документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

— документ об отказе в предоставлении места в общеобразовательной организации, закрепленной за территорией, на которой проживает ребо6енок.

На основании представленных документов орган, осуществляющий управление в сфере образования, выдает родителям (законным представителям) направление в общеобразовательную организацию. Зачисление ребенка в общеобразовательную организацию осуществляется на основании направления и документов, предусмотренных Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800 — «Российская газета», № 83, 11.04.2014).

(Порядок устройства ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия свободных мест в муниципальной общеобразовательной организации по месту регистрации жительства (пребывания) ребенка, утвержден постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 27 октября 2014 г. № 1861, «Официальное Усолье», № 38, 31.10. 2014; Порядок принятия мер по устройству ребенка в муниципальное общеобразовательное учреждение в связи с отсутствием свободных мест в учреждении, куда было подано заявление о приеме, утвержден постановлением администрации Краснинского муниципального района от
21 февраля 2014 г. № 86, «Заря Красного», № 25, 01.03.2014 (официальный отдел); Порядок устройства ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия свободных мест в муниципальной образовательной организации, закрепленной за территорией, на которой проживает ребенок, утвержден постановлением Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 21 ноября 2014 г. № 1506).

5. Индивидуальный отбор обучающихся в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения осуществляется в соответствии с установленным субъектами Российской Федерации порядке в следующих случаях:

прием в образовательную организацию для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения;

перевод в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения в образовательные организации;

создание образовательной организацией класса (классов) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения.

Образовательная организация самостоятельно определяет форму, содержание и систему оценивания индивидуального отбора для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, а также устанавливает требования к оценке способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта. Информация о сроках, времени, месте подачи заявлений, форме, содержании и системе оценивания индивидуального отбора размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах образовательной организации в установленные сроки.

Организация индивидуального отбора осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) обучающихся или совершеннолетнего обучающегося, получившего основное общее образование, на имя руководителя образовательной организации. К заявлению прилагаются: ведомость успеваемости (или аттестат об основном общем образовании установленного образца); документы, подтверждающие достижения обучающегося в мероприятиях различных уровней (международного, всероссийского, регионального, муниципального, школьного), соответствующих выбранному профилю обучения; результаты промежуточной и (или) итоговой аттестации (для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов начиная с пятого класса).

Представление иных сведений и документов осуществляется в случаях и порядке, установленных правилами приема граждан в образовательную организацию в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации.

Преимущественным правом при приеме либо переводе в образовательную организацию (класс) с углубленным изучением отдельных предметов или образовательную организацию (класс) профильного обучения пользуются следующие обучающиеся:

Победители и призеры муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, региональных школьных олимпиад, а также олимпиад, включенных в перечень, утвержденный Минобрнауки России, по соответствующей образовательной области или профилю;

победители и призеры муниципальных, региональных, всероссийских и международных конференций и конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по соответствующей образовательной области или профилю;

обучающиеся, зачисляемые в порядке перевода из другой образовательной организации (класса) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения в образовательную организацию (класс) с углубленным изучением соответствующих отдельных учебных предметов либо соответствующего профиля обучения.

Критериями индивидуального отбора обучающихся могут быть следующие:

наличие четвертных, полугодовых, годовых отметок «хорошо» и «отлично» по соответствующему (им) учебному (ым) предмету (ам) за предшествующий (или текущий) период обучения;

наличие отметок «хорошо» и «отлично» по учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам профильного обучения на государственной итоговой аттестации по образовательным программ основного общего образования.

Образовательные организации могут дополнительно предусмотреть механизмы выявления склонностей детей к углубленной или профильной подготовке по соответствующим учебным предметам (например, тестирование, собеседование, творческий конкурс и другие).

При рассмотрении апелляции вправе присутствовать обучающиеся и (или) их родители (законные представители). Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), подавших апелляцию.

Зачисление обучающихся в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс (классы) профильного обучения по результатам индивидуального отбора осуществляется на основании решения комиссии по индивидуальному отбору обучающихся и оформляется приказом руководителя образовательной организации. При этом комплектование классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов, классов профильного обучения производится независимо от места проживания обучающихся.

За обучающимися классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов и классов профильного обучения сохраняется право перевода в классы без углубленного изучения отдельных учебных предметов (при их наличии) либо классы непрофильного обучения (при их наличии). Перевод осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

Отказ по результатам индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в класс (классы) профильного обучения не является основанием отчисления обучающегося из образовательной организации или отказа в приеме в образовательную организацию для обучения по основным общеобразовательным программам.

При осуществлении индивидуального отбора обучающихся образовательные организации обязаны обеспечить соблюдение прав граждан на получение образования, установленных законодательством Российской Федерации, создавать условия гласности и открытости в работе приемных комиссий, обеспечить объективность оценки способностей и склонностей обучающихся.

(Положение о случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Республике Мордовия, утверждено постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 г. № 135 – «Известия Мордовии»,
№ 63-23, 06.05.2014; Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 21 июля 2014 г. № 286-п — «Ставропольская правда»,
№ 204-205, 05.08.2014; Случаи и порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Астраханской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 5 июня 2014 г. № 205-П — «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 26, 12.06.2014; Порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в областные государственные образовательные организации и муниципальные образовательные организации на территории Еврейской автономной области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержден постановлением правительства Еврейской автономной области от
8 июля 2014 г. № 316-пп — «Биробиджанская звезда», № 50, 11.07.2014; Порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержден приказом Минобрнауки Калужской области от 28 марта 2014 г. № 619 – «Весть документы», № 14, 18.04.2014; Порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Курской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержден постановлением Администрации Курской области от
2 октября 2014 г. № 627- па-официальный сайт Администрации Курской области http: //adm.rkursk.ru, 02.10.2014).

6. Индивидуальный отбор граждан в образовательные организации производится в следующих случаях:

прием либо перевод в образовательную организацию для обучения по программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее – интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта).

В области физической культуры и спорта реализуются также дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, которые включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки (пункт 3 части 2; часть 3 статьи 84 Федерального закона).

Индивидуальный отбор обучающихся для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, осуществляется на основании оценки их способностей к занятию отдельным видом спорта, а также при отсутствии медицинских противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется в соответствии с личным заявлением родителей (законных представителей) обучающихся на участие в индивидуальном отборе обучающихся. Образовательная организация не позднее 30 календарных дней до даты начала проведения индивидуального отбора обучающихся информирует обучающихся, их родителей (законных представителей) о сроках, времени, месте подачи заявления и о процедуре проведения индивидуального отбора обучающихся путем размещения соответствующей информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных стендах и доведения информации на родительских собраниях.

К заявлению родителей (законных представителей) обучающихся в обязательном порядке прилагается справка медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Для организации и проведения индивидуального отбора образовательной организацией создается приемная комиссия, а для объективного рассмотрения апелляций на результаты индивидуального отбора и разрешения спорных вопросов – создается конфликтная комиссия. При этом лица, входящие в состав приемной комиссии, не могу входить в состав конфликтной комиссии.

Результаты индивидуального отбора оформляются протоколами приемной комиссии и доводятся до сведения обучающихся и родителей (законных представителей) через официальный сайт образовательной организации в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» и информационные стенды образовательной организации.

Разработка интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется образовательными организациями самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ соответствующего уровня и направленности.

Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным

процессом с учетом следующих особенностей:

возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день, совмещая образовательную и тренировочную деятельность;

организации питания обучающихся;

возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях.

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. При этом, за содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается.

Прием на обучение по дополнительным профессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок индивидуального отбора для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта устанавливается Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России.

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта, дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, и спортивной подготовки обучающихся, образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы, указанные выше, образовательной организацией осуществляется обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций (части 5,6,7 и 8 статьи 84 Федерального закона).

Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее интегрированные образовательные программы в области искусств) направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными (части 1,8,9 и 13 статьи 83 Федерального закона).

Для организации проведения отбора лиц в образовательной организации и (или) ее филиалы для каждой интегрированной образовательной программы в области искусств отдельно формируется комиссия по отбору лиц. При этом одна комиссия по отбору лиц вправе проводить отбор лиц по нескольким формам отбора лиц – предварительное прослушивание, предварительные просмотры, консультации. Состав комиссии по отбору лиц, порядок формирования и деятельности комиссии по отбору лиц определяются образовательной организацией.

Отбор лиц проводится с 25 апреля по 25 июля текущего года (за исключением дополнительного отбора лиц, проводимого в сроки, установленные порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждаемым Минобрнауки России). Сроки проведения отбора лиц в соответствующем году в рамках данного периода устанавливает образовательная организация самостоятельно.

Лицам, не проходившим отбор по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), предоставляется возможность пройти отбор в иное время, но не позднее окончания срока проведения отбора лиц, установленного образовательной организацией.

Не позднее, чем за 14 календарных дней до начала приема документов образовательная организация размещает на своем официальном сайте и на информационном стенде комиссии по отбору лиц локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса по интегрированным образовательным программам в области искусств, сведения о работе комиссии по отбору лиц и апелляционной комиссии.

До проведения отбора лиц образовательная организация вправе проводить предварительные прослушивания, предварительные просмотры, консультации в порядке, установленном образовательной организацией самостоятельно. Отбор лиц проводиться в формах исполнения программы, просмотров, показов, письменных или устных ответов. Формы отбора лиц по конкретной образовательной программе и количество этапов проведения отбора лиц в рамках одной формы отбора лиц устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом примерной основной интегрированной образовательной программы в области искусств.

С учетом примерной основной интегрированной образовательной программы в области искусств образовательная организация самостоятельно устанавливает:

требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих (по каждой из форм проведения отбора лиц и каждому этапу в рамках одной формы отбора лиц);

систему оценок, применяемую при проведении отбора лиц в данной образовательной организации.

При этом, соблюдение установленных образовательной организацией требований, предъявляемых к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих, а также система оценок, применяемая при проведении отбора лиц, должны гарантировать зачисление в образовательную организацию лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ в области искусств.

Присутствие посторонних лиц при проведении отбора лиц не допускается.

Решение о результатах отбора лиц принимается комиссией по отбору лиц на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя.

На каждом заседании комиссии по отбору лиц ведется протокол, в котором отражается мнение всех членов комиссии по отбору лиц о творческих способностях и физических качествах поступающих, необходимых для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ в области искусств, а также сведения о репертуаре исполняемых произведений (в случае, если отбор лиц предполагает исполнение произведений), перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них.

Результаты по каждой из форм проведения отбора лиц (в случае, если отбор лиц в рамках одной формы отбора лиц проводился в несколько этапов, — по каждому этапу каждой из форм отбора лиц) объявляются не позднее следующего рабочего дня после проведения отбора лиц. Объявление указанных результатов осуществляется путем размещения пофамильного списка – рейтинга с указанием оценок, полученных каждым поступающим на информационном стенде комиссии по отбору лиц, а также на официальном сайте образовательной организации.

Сведения об указанных результатах передаются комиссией по отбору лиц в приемную комиссию образовательной организации не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о результатах отбора лиц.

Родители (законные представители) поступающих вправе подать апелляцию по процедуре проведения отбора лиц. Апелляция подается в апелляционную комиссию в письменном виде не позднее следующего рабочего дня после проведения отбора лиц. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации.

Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи. На заседание апелляционной комиссии приглашаются поступающие или их родители (законные представители).

Повторное проведение отбора лиц осуществляется в присутствии одного из членов апелляционной комиссии в течение трех рабочих дней со дня принятия апелляционной комиссией решения о целесообразности такого отбора лиц.

Дополнительный отбор лиц осуществляется в сроки, установленные образовательной организацией (но не позднее 29 августа), в том же порядке, что

отбор лиц, проводившийся в первоначальные сроки.

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.

На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования (части 10,12,14 и 15 статьи 83 Федерального закона).

(Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800 – «Российская газета», № 83, 11.04.2014; Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утверждены приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125, зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2014 г., регистрационный № 31522 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 15, 14.04.2014; Порядок отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. № 1950, зарегистрирован Минюстом России от 5 марта 2014 г., регистрационный № 31518 – «Российская газета», № 62, 19.03.2014; Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 21 июля 2014 г. № 286-п — «Ставропольская правда», № 204-205, 05.08.2014).

Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.

По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.