368 статья ук украины

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Уголовный кодекс Украины
Статья 368. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом

1. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение такой должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

наказывается штрафом от одной тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в крупном размере или совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Деяние, предусмотренное частями первой, второй или третьей настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в особо крупном размере, или совершенное должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Примечание. 1. неправомерной выгоды в значительном размере считается выгода, в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — такая, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере — такая, что в п «пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, в статьях 368, 368-2, 369 и 382 настоящего Кодекса являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364 настоящего Кодекса, должности которых согласно статье 6 Закона Украины «О государственной службе» относятся к категории «Б», судьи, прокуроры и следователи, а также другие, кроме указанных в пункте 3 примечания к этой статье, руководители и заместители руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.

3. Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, в статьях 368, 368-2, 369 и 382 настоящего Кодекса являются:

1) Президент Украины, Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины, первые заместители и заместители министров, члены Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины, Председатель государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Председатель Фонда государственного имущества Украины, его первый заместитель и заместители, члены Центральной избирательной ой комиссии, народные депутаты Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, директор Национального антикоррупционного бюро Украины, Генеральный прокурор, его первый заместитель и заместители, Председатель Конституционного Суда Украины, его заместители и судьи Конституционного Суда Украины, Председатель Верховного Суда Украины, его первый заместитель, заместители и судьи Верховного Суда Украины, председатели высших специализированных судов, их заместители и судьи высших специализированных судов, Председатель Национального банка Украины, его первый заступни и заместители, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первый заместитель и заместители, Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, его первый заместитель и заместители, советники и помощники Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины;

2) лица, должности которых согласно статье 6 Закона Украины «О государственной службе» относятся к категории «А»;

3) лица, должности которых согласно статье 14 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» отнесены к первой и второй категориям должностей в органах местного самоуправления.

Статья 368. Получение взятки

1. Получение должностным лицом в каком бы то ни

было виде взятки за выполнение или невыполнение в

интересах того, кто дает взятку, либо в интересах третьего

лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти либо служебного положения, наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот не облагаемых налогом минимумов

доходов граждан или лишением свободы на срок от двух

до пяти лет, с лишением права занимать определенные

должности либо заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере или должностным лицом, занимающим ответственное положение,

или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или сопряженное с вымогательством взятки, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет с лишением занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особо крупном размере или

должностным лицом, занимающим особо ответственное

положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до

двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание: 1. Взяткой в крупном размере считается такая, которая в двести и более раз превышает не

облагаемый налогом минимум доходов граждан, в особо

крупном — такая, которая в пятисот и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1

примечания к статье 364, должности которых согласно

статье 25 Закона Украины -О государственной службеотнесены к третей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.

Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой

статьи 9 Закона Украины -О государственной службе-,

и лица, должности которых согласно со статьей 25 этого

Закона отнесены к первой и второй категориям.

3. Повторным в статьях 368 и 369 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее

совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымогательством взятки признается вымогательство должностным лицом взятки с угрозой совершения

или несовершения с использованием власти либо служебного положения действий, которые могут причинить

вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении

своих прав и законных интересов.

1. Взяточничество подрывает авторитет государственного аппарата, предприятий, учреждений или организаций,

дискредитирует их деятельность.

Взяточничество представляет собой родовое понятие, которое охватывает: а) получение взятки; б) дачу взятки.

В УК 1960 г. посредничество во взяточничестве было

вынесено в отдельную статью. В действующем УК статьи с

таким названием нет, но это не означает декриминализации посредничества. В настоящее время действия посредника следует квалифицировать как пособничество по ч. 2

ст. 368 либо ст. 369 в зависимости от того, с кем был более

тесно связан и в чьих интересах действовал посредник.

Получение взятки — это принятие должностным лицом от другого лица материальных ценностей, имущественных выгод, а также пользование услугами имущественного характера за действие, которое оно должно было

совершить (могло совершить) или совершило в пользу дающего такую взятку, или третьих лиц, вплоть до лица, никак

не связанного со взяткодателем.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 368, заключается в получении взятки в каком бы

то ни было виде.

Взятка — это незаконное вознаграждение материального характера, поэтому предмет взятки характеризуется

исключительно материальными свойствами. Им может

быть любое имущество (деньги, материальные ценности),

право на имущество (документы, предоставляющие право

на получение имущества, право на использование имущества и т.п.) или действия имущественного характера

(предоставление санаторных или туристических путевок,

производство строительных или ремонтных работ).

Не может признаваться предметом взятки предоставление должностному лицу услуг неимущественного характера (например, лестная характеристика, интимная связь,

-защита- такого лица от критики и т.п.).

Существуют два самых распространенных способа передачи-получения взятки: простая и завуалированная.

Простая форма представляет собой непосредственное вручение должностному лицу предмета взятки (непосредственно взяткодателем, через посредника).

Завуалированная форма заключается в том, что факт

передачи-получения взятки внешне маскируется под законное соглашение, договор и представляет собой вполне

законную операцию: разного рода выплаты, премии, кредиты, договоры купли-продажи и т.п. Вознаграждение такого рода квалифицируется как взяточничество в случаях, когда передача-получение является незаконной (выплата средств была безосновательной, ценные вещи или

недвижимость продавались по явно низкой цене в сравнении с реальной, оплата услуг была неэквивалентной и т.п.).

Нередки случаи, когда предмет взятки передается родственникам или близким должностного лица.

свое согласие или было проинформировано о передаче материальных ценностей указанным лицам, то его следует

Получение должностным лицом подарков и иных преподношений не за определенные действия по службе, а с

целью подхалимства, для поддержания с ним -хорошихотношений не признается уголовно наказуемым.

Взятка может быть получена должностным лицом как

за правомерные, так и за противоправные действия. В том

случае, если получение взятки должностным лицом связано с совершением противоправного действия, которое

образует состав самостоятельного преступления, то ответственность наступает не только за получение взятки, но и

за другое преступление, по правилу совокупности преступлений.

Получение взятки признается оконченным преступлением с момента получения должностным лицом хотя бы

части материальных ценностей или имущественных выгод независимо от того, были ли совершены какие-либо

действия в интересах взяткодателя. Квалифицируются как

получение взятки и такие случаи, когда должностное лицо, приняв материальное вознаграждение, отказалось вы(полнить ранее обусловленные действия по службе или вовсе не имело намерения их выполнять.

Под интересами -дающего взятку- следует понимать

не только интересы взяткодателя, но и близких ему лиц, а

|гакже ложно понятые интересы того предприятия, учреждения или организации, с которой он связан по службе.

Новая редакция статьи допускает и интересы третьих

лиц, совершенно не связанных со взяткодателем.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Особенностью субъективной стороны данного преступления является наличие

тесной связи между умыслом взяткополучателя и умыслом взяткодателя. Содержанием умысла первого должно

охватываться также сознание того, что взяткодатель понимает сущность происходящего и осведомляет факт незаконного получения должностным лицом вознаграждения.

4. Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

Незаконное получение работником государственного

учреждения или организации, не являющегося должностным лицом, в каком-либо виде материальных благ или

преимуществ имущественного характера в значительных

размерах за выполнение или невыполнение каких бы то

ни было действий с использованием служебного положения следует квалифицировать по ст. 354.

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц представляет собой совершение такого преступления при участии двух и более лиц, которые предварительно договорились о совместном его совершении. Соглашение при совершении этого преступления — это

соглашение на совместное с другими должностными лицами использование служебного положения для получения одной или нескольких взяток.

О должностных лицах, занимающих ответственное и особо ответственное положение, см. примечание к ст. 386 УК.

Повторность получения взятки предусматривает совершение этого преступления лицом, которое ранее совершило какое-либо из преступлений, предусмотренных ст. 368

или 369 УК, если при этом не истекли сроки давности

привлечения к уголовной ответственности.

Одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц следует квалифицировать как повторное тогда, когда взятка передается за совершение действий в интересах каждого взяткодателя, и при этом должностное лицо сознает, что оно получает взятку от

нескольких лиц. Вместе с тем действия взяткополучателя, получившего в несколько приемов обусловленную сумму взятки от одного и того же лица за выполнение или

невыполнение действий, обеспечивающих наступление желательного для взяткодателя результата, не могут рассматриваться как повторные.

Вымогательство взятки представляет собой требование

должностным лицом взятки под угрозой совершения или

несовершения действий с использованием служебного положения, которые могут причинить ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо

вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных

последствий в отношении своих прав и законных интересов.

Получение взятки путем вымогательства имеет ряд специфических особенностей, характерных лишь этому способу совершения преступления, предусмотренного ст. 368.

Во-первых, в таких случаях инициатором совершения

этого преступления выступает лицо, получившее взятку.

Во-вторых, получение взятки путем вымогательства непосредственно влияет на ответственность взяткодателя, который в соответствии с ч.З ст. 369 в таком случае должен

быть освобожден от уголовной ответственности.

Однако установление факта наличия в действиях должностного лица требования взятки не может признаваться

достаточным основанием для квалификации получения

взятки по признаку вымогательства. Согласно закону такой признак может быть поставлен в вину лишь в том

случае, если виновный с целью получения взятки угрожает совершением или не совершением действий, которые

могут нанести ущерб правам и законным интересам взяткодателя, или умышленно создает такие условия, из-за которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав или законных

Что надо знать о взятке

2015 — 2016 годы знаменуются борьбой с коррупцией и взяточничеством. Cоздано немало органов государственной власти, которые показательно борются с коррупцией, а следственные действия в отношении взяточников осуществляют с участием камер и представителей СМИ.

Первое, и главное, что нужно знать — вопрос получения взятки регулируется статьей 368 Уголовного кодекса Украины «принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом».

То есть, называть взятку взяткой не совсем корректно, правильнее будет — получение неправомерного вознаграждения.

Теперь давайте определимся с ответственностью за такое преступление.

Так, согласно ч. 1 ст. 368 УК Украины, принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение таким должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения, — наказывается штрафом от 17 000 до 25 500 гривен, или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно п. 1 Примечания ст. 368 УК Украины, неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, большая от 1700 грн., неправомерным вознаграждением в крупном размере считается выгода, большая от 3400 грн., неправомерным вознаграждением в особо крупном размере считается выгода, большая от 8500 грн .

Так, за получение взятки в сумме от 1700 грн. до 3400 грн. вы можете быть лишены свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение неправомерного вознаграждения, согласно ч. 3 ст. 368 УК Украины, в крупном размере, то есть на сумму от 3400 до 8500 гривен, или если такое вознаграждение получило служебное лицо, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или если получение такого неправомерного вознаграждения сопряжено с ее вымогательством, — влечет за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

И, соответственно, если взяточник получает неправомерное вознаграждение в размере превышающем 8500 гривен, то есть в особо крупном размере и такое лицо занимает особо ответственное служебное положение, — может наступить наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

По особо ответственному служебному положению — здесь все просто, лица, занимающие такое особо ответственное служебное положение перечисленны в примечании к статье 368 УК Украины с соответствующими ссылками на различные законы.

Самыми распространенными на практике являются уголовные преступления, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 статьи 368 Уголовного кодекса Украины и очень часто стоит вопрос, как правильно квалифицировать такое правонарушение. Принципиальная разница в санкциях между ч.2 и ч.3 данной статьи заключается в конфискации имущества по части 3.

Чаще всего приходится доказывать факт того, что лицо, получившее неправомерное вознаграждение, не требовала ее от лица, которое давало взятки. Ведь в 80% дел, именно этот момент является краеугольным камнем в квалификациях.

Факт вымогательства очень сложный с точки зрения доказывания и документирования. Такое доказывания зачастую ложится на плечи стороны защиты. С одной стороны, лицо, дававшее служащему взятку, никогда не признается, что давало его по собственной воле и даст показания о том, что с него стали требовать взятку. С другой стороны, следователи, получив показания взяткодателя сразу же меняют предварительную квалификацию ч.2 на ч.3 и считают протокол допроса взяткодателя достаточным основанием для этого.

Итак, из опыта и практики следует, что такой признак, как «вымогательство взятки», может быть поставлен ​​в вину при наличии трех основных факторов:

  1. инициатором дачи (получения) взятки является должностное лицо — взяткополучатель;
  2. предложение о даче (получении) взятки имеет характер требования (принуждения), что подкрепляется: или
    • а) открытой угрозой, или
    • б) созданием таких условий, которые убеждают взяткодателя в наличии реальной опасности (скрытая угроза) его правам и законным интересам, что заставляет его согласиться с требованием взяткополучателя;
  3. действия, исполнением (неисполнением) которых угрожает вымогатель, обусловленные его служебным положением и, главное, имеют противоправный характер и направлены на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Правильное определение границ вымогательства взятки пролегает через содержание прав и интересов лица (их законности или незаконности), возможность реализации (защиты) этих прав и интересов с помощью взятки, законность или незаконность действий должностного лица, которыми оно угрожает, в случае отказа от дачи взятки, а также через направленность угроз должностного лица на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Так, Верховный Суд Украины в одном из своих постановлений констатировал, что вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества, избежать заслуженной ответственности. В отличие от этого, в случае, если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред, что является определяющим, правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего.

То есть законность прав и интересов, которые взяткодатель защищает путем дачи взятки, является одним из основных и обязательных признаков вымогательства.

В контексте написанного выше, можно сделать следующий вывод:

Если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего. В отличие от этого, вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества и тому подобное.

Видео путеводитель

Простоправо ТВ рассказывает о том, что такое преступление, какие виды преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Украины. Кроме того, главный редактор канала объясняет, что является уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 368. Одержання хабара

1. Одержання службовою особою в будь-якому виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

наказывается штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью срок до трех лет.

2. Получение взятки в крупном размере —

наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Получение взятки в крупном размере или служебным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством взятки, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

4. Получение взятки в особо крупном размере или служебным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Взяткой в раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — такой, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере — такой, которая в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе «отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, являются лица, указанные в части первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к первой и второй категорий.

3. Повторным в статье 368 настоящего Кодекса признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим любой из преступлений, предусмотренных настоящей статьей, или преступлений, предусмотренных статьями 368 3 , 368 4 , 369 настоящего Кодекса.

4. Вымогательством взятки признается вымогательство должностным лицом взятки с угрозой совершения или несовершения с использованием власти или служебного положения действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или умышленное создание должностным лицом условий, при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предотвращения вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов.

Статья 368. Получение взятки

1. Получение служебным лицом в любом виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах того, кто дает взятки, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ей власти или служебного положения —

наказывается штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение взятки в большом размере или служебным лицом, которое занимает ответственное положение, или за предыдущим заговором группой лиц, или повторно, или объединенное с вымоганием взятки, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

3. Получение взятки в особенно большом размере или служебным лицом, которое занимает особенно ответственное положение, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Взяткой в большом размере считается такой, что в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особенно большому- такой, что в пятьсот и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Служебными лицами, которые занимают ответственное положение, есть лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управление, органов местного самоуправления, их структурных подразделов и единиц. Служебными лицами, которые занимают особенно ответственное положение, есть лица, указанные в части первой статье 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 этого Закона отнесены первой и второй категорий.

3. Повторным в статьях 368 и 369 этого Кодекса признается преступление, содеянное лицом, которое раньше совершило любой из преступлений, предусмотренных этими статьями.

4. Вымоганием взятки признается вымогание служебным лицом взятки с угрозой совершения или несовершение с использованием власти или служебного положения действий, которые могут причинить вред правам или законным интересам того, кто дает взятки, или умышленное создание служебным лицом условий, за которые лицо вынуждено дать взятки с целью предотвращения вредных следствий относительно своих прав и законных интересов.