221 фз ст 22

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

Положения части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

1) утратил силу с 1 марта 2010 г.;

Информация об изменениях:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) — копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

12) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13, вступающим в силу с 1 октября 2013 г.

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

Положения части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.

2. Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктами 2, 3, 6-10, 13 части 1 настоящей статьи, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

3. Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ ст 22 (ред. от 03.08.2018)

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

1) утратил силу с 1 марта 2010 года. — Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) — копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

9.1) уведомление о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанное таким гражданином и органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

12) копии проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

14) заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

15) карта-план территории, утвержденная в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке (в случае, предусмотренном главой 4.1 настоящего Федерального закона);

16) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в случае постановки на кадастровый учет земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1.1. В случае осуществления государственного кадастрового учета на основании схемы размещения земельного участка, предусмотренной пунктом 16 части 1 настоящей статьи, представление документов, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не требуется.

2. Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктами 2, 3, 6 — 10, 13 части 1 настоящей статьи, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.

3. Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 07.06.2013) «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 24.07.2007 — «Российская газета», N 165, 01.08.2007
  • «Собрание законодательства РФ», N 31, 2007, ст. 4017)

Статья 22 Состав необходимых для кадастрового учета документов

1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

Пункт 1) — Утратил силу.

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) — копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

12) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

2. Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктами 2, 3, 6 — 10 части 1 настоящей статьи, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.

3. Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием сетей связи общего пользования, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.20007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закона).

В частности, ч. 2 ст. 7 Закона (перечень дополнительных сведений, вносимых в государственный кадастр недвижимости), дополнена пунктом 14.1 следующего содержания:

«14.1) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, или отметка о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;»;

Статья 15 Закона, предусматривающая порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, дополнена частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт или заключившие договор, указанный в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не позднее чем в течение одного месяца с даты принятия данного акта или заключения данного договора направляют в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.»;

Статья 16 Закона, определяющая основания осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, дополнена частью 4.1 следующего содержания:

«4.1. Заявление о кадастровом учете в связи с принятием решения и (или) заключением договора, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, с приложением нотариально удостоверенной копии данного решения, данного договора подается не позднее чем в течение одного месяца со дня принятия данного решения или заключения данного договора.»;

и частью 8 следующего содержания:

«8. Отметка, предусмотренная пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, исключается органом кадастрового учета из государственного кадастра недвижимости без заявлений и документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в случае государственной регистрации прекращения в отношении права собственности на все помещения в здании или жилой дом, расположенные на земельном участке, в отношении которого была внесена эта отметка, установленного в соответствии с жилищным законодательством ограничения (обременения) права собственности на все помещения в наемном доме или являющийся наемным домом жилой дом.».

Часть 1 ст. 22 Закона, устанавливающая перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, дополнена пунктом 14 следующего содержания:

«14) заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.».

Изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 217 –ФЗ, положения его вступили в силу со дня официального опубликования – с 22.07.23014.

221 фз ст 22

Изменения в закон о госрегистрации

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ И КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ

Николай Андрианов, партнер, Адвокатское бюро «Эксиора», г. Москва

За исключением некоторых положений, 1 января 2017 года вступают в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Что необходимо знать о грядущих изменениях?

Единый реестр

В настоящее время сведения об объектах недвижимого имущества аккумулированы в двух информационных массивах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (утрачивает силу с 1 января 2020 года), и Государственном кадастре недвижимости (ГКН), который ведется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года будет называться законом «О кадастровой деятельности»).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает объединение этих сведений в одном информационном массиве – Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В соответствии со ст. 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН будет содержать сведения как об объектах недвижимости (реестр объектов недвижимости или кадастр недвижимости), так и о правах на них (реестр прав на недвижимость).

Кроме того, ЕГРН будет содержать сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и т. п. (реестр границ).

Как и сейчас, каждый объект недвижимости будет иметь уникальный кадастровый номер (ч. 1 ст. 5 Закона № 218-ФЗ), а каждая запись о праве, ограничении права или обременении – уникальный номер регистрации (ч. 2 ст. 5 Закона № 218-ФЗ). Границы зон с особыми условиями использования территории и иных подобных зон будут идентифицироваться посредством уникального идентификационного реестрового номера – реестрового номера границ.

Ведение ЕГРН будет осуществлять Росреестр.

Новые объекты

В пункте 1 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ предусматривается открытый перечень объектов недвижимости, сведения о которых подлежат включению в ЕГРН в составе кадастра недвижимости. Помимо тех объектов, в отношении которых уже сейчас осуществляется государственный кадастровый учет (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), учету будут подлежать такие объекты, как машино-место, единый недвижимый комплекс, а также предприятие как имущественный комплекс.

Права на предприятие как единый имущественный комплекс (а также ограничения прав и обременения) подлежат государственной регистрации и в настоящее время, однако государственный кадастровый учет предприятий действующим законодательством не предусмотрен.

Машино-места сегодня, как правило, регистрируются в качестве долей в праве общей собственности на помещения, в которых они расположены, что серьезно осложняет их оборот (продажа доли в праве общей собственности производится с соблюдением установленных ст. 250 ГК РФ правил о преимущественном праве покупки). Одновременно с Законом № 218-ФЗ с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в ст. 130 ГК РФ, согласно которым машино-места будут являться самостоятельными объектами недвижимости (Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Конструкция единого недвижимого комплекса, под которым понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, была введена в ГК РФ (ст. 133.1) Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений…».

В статье 46 Закона № 218-ФЗ уточняются основания для кадастрового учета и регистрации прав на подобного рода объекты. В частности, единый недвижимый комплекс может быть образован из уже учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости по заявлению собственника таких объектов. Вторым основанием для учета и регистрации прав на несколько объектов недвижимости как на единый недвижимый комплекс является завершение строительства таких объектов, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена их эксплуатация как единого недвижимого комплекса.

В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ к единым недвижимым комплексам применяются правила гражданского законодательства о неделимых вещах.

Одновременно или отдельно?

В настоящее время государственная регистрация прав на объект недвижимости по общему правилу не допускается, если не осуществлен его государственный кадастровый учет (ч. 1.2 ст. 20 Закона № 122-ФЗ). Это же правило будет действовать и со вступлением в силу Закона № 218-ФЗ. При этом, если действующее законодательство вообще не предусматривает возможности одновременного кадастрового учета объекта недвижимости и регистрации прав на него, то Закон № 218-ФЗ устанавливает это в качестве общего правила, исключения из которого предусмотрены ст. 14 данного Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ кадастровый учет и регистрация прав на объект недвижимости будут осуществляться одновременно:

– при создании объекта недвижимости (за некоторыми исключениями, когда кадастровый учет объектов осуществляется в порядке межведомственного взаимодействия согласно ст. 19 Закона № 218-ФЗ);

– образовании объекта недвижимости (за некоторыми исключениями образования земельных участков путем перераспределения, на основании решения об изъятии, а также из участков или земель, государственная собственность на которые не разграничена);

– прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

– образовании или прекращении существования части объекта недвижимости, на которую распространяются подлежащие государственной регистрации ограничения прав и обременения (исключение составляют части земельного участка из состава государственных или муниципальных земель, образуемые в целях установления применительно к ним сервитута).

В части 4 ст. 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрены случаи, когда государственная регистрация прав допускается без одновременного государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а ч. 5 той же статьи – случаи, когда государственный кадастровый учет объекта недвижимости допускается без одновременной государственной регистрации прав на него.

Кто может обратиться с заявлением?

В соответствии с ч. 2 ст. 20 действующего Закона № 221-ФЗ с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости может обратиться любое лицо. В части 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в качестве общего правила предусмотрено, что заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав может подать собственник объекта недвижимости или лицо, в пользу которого устанавливаются ограничения прав или обременения объекта. Иные лица вправе обратиться с таким заявлением только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Аналогичным образом ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ устанавливают круг лиц, которые вправе обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав в случаях, когда кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся не одновременно.

Так, согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав может осуществляться по заявлению сторон договора, на основании которого возникают права, ограничения прав или обременения объекта недвижимости, или по заявлению нотариуса, когда права на объект недвижимости возникают на основании нотариально удостоверенной сделки.

Отказ в приеме документов и их возврат без рассмотрения

В соответствии с ч. 4 ст. 13 действующего Закона № 122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается. Возможность отказа в приеме документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, действующим Законом № 221-ФЗ также не предусмотрена.

С 1 января 2017 года в приеме документов о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть отказано непосредственно в момент их представления, если не установлена личность лица, обратившегося с заявлением (в том числе если не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность).

Как и сейчас, заявление и документы будут возвращаться заявителям без рассмотрения при отсутствии у регистрирующего органа информации об уплате госпошлины или при наличии в реестре записи о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя. К числу дополнительных оснований для возврата заявления и документов Закон № 218-ФЗ относит наличие в заявлении или представленных документах подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, а также несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату.

Основания для приостановления

В части 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень из 55 оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

К числу таких оснований относятся, в частности:

– недостоверность содержащихся в представленных документах сведений (п. 6);

– ничтожность сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости (п. 13);

– превышение пределов компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, издавшего акт, являющийся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 18);

– создание объекта недвижимости на земельном участке, который был предоставлен не для целей строительства (размещения) такого объекта (п. 23) и др.

Увеличиваются по сравнению с существующими и сроки приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению регистрирующего органа приостанавливается на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ), а по инициативе заявителя – на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 30 Закона № 218-ФЗ).

Если в течение установленного срока причины, послужившие основанием для приостановления, не будут устранены, государственный регистратор на основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

О сроках

В настоящее время общий срок осуществления государственного учета объекта недвижимости составляет 10 рабочих дней (ч. 1 ст.17 Закона № 221-ФЗ). Аналогичный общий срок установлен для государственной регистрации прав (ч. 2 ст. 6 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ общий срок государственной регистрации прав сокращается до 7 рабочих дней, а общий срок осуществления государственного кадастрового учета – до 5 рабочих дней. Если документы подаются в регистрирующий орган через многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), сроки государственной регистрации прав и осуществления государственного кадастрового учета увеличиваются до 9 и 7 рабочих дней соответственно.

Одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав будет производиться в срок 10 рабочих дней (и 12 рабочих дней при подаче документов через МФЦ.)

Сокращенные сроки установлены для регистрации ареста или запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом на основании судебного акта или акта уполномоченного органа (3 рабочих дня), для регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (3 рабочих дня и 5 рабочих дней при подаче документов через МФЦ, а при предоставлении документов в электронной форме – 1 рабочий день), для регистрации ипотеки жилого помещения (5 рабочих дней и 7 рабочих дней при подаче документов через МФЦ).

Новые правила

В настоящее время государственная кадастровая оценка объектов недвижимости производится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». С 1 января 2017 года такая оценка будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

По новым правилам государственная кадастровая оценка объектов недвижимости будет проводиться специально созданными в субъектах РФ бюджетными учреждениями (в настоящее время для этих целей на конкурсной основе привлекаются независимые оценщики) на основании единой методики (единство методологии определения кадастровой стоимости провозглашено в качестве принципа государственной кадастровой оценки).

Убытки, причиненные в связи с нарушениями, допущенными бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, будут в полном объеме возмещаться за счет этого бюджетного учреждения, а при недостаточности у него средств – за счет бюджета субъекта РФ.

Статья 22 Закона № 237-ФЗ сохраняет существующий порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии при Росреестре или в суде. В случаях, когда по заявлению собственника объекта недвижимости его кадастровая стоимость была существенно снижена (чем могут быть затронуты права и законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет), кадастровая стоимость на основании Постановления КС РФ от 05.07.2016 № 15-П может быть оспорена органом местного самоуправления.

В статье 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений…» и ст. 24 Закона № 237-ФЗ был установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости на период до 1 января 2020 года (в течение этого времени должна была применяться кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2014 года). Однако Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ введение этого моратория оставлено на усмотрение субъектов РФ.