17 12 коап рф

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Статья 17.12 КоАП РФ. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (действующая редакция)

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 17.12 КоАП РФ

1. Под государственными военизированными организациями понимаются организации, находящиеся в системе федеральных органов исполнительной власти, действующих в сферах обороны, внутренних дел, безопасности, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ, ФСЖВ, ФСО, Спецстроя России и других федеральных органов исполнительной власти, подчиненных согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» и Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 (в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311) Президенту РФ.

Ношение форменной одежды со знаками различия и с соответствующей символикой предусмотрено при осуществлении военной службы в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках, пограничных войсках, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны.

2. О статусе правоохранительных и контролирующих органов см. п. 2 комментария к ст. 17.13.

3. К государственным контролирующим органам в соответствии с настоящей статьей относятся органы, осуществляющие не только контрольные, но и надзорные функции, в частности Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России. При осуществлении своих обязанностей должностные лица органов государственного контроля и надзора должны иметь форменную одежду.

4. Согласно ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставлять следующие виды услуг:

— сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

— изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

— установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

— выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

— поиск без вести пропавших граждан;

— поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

— сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление таких видов услуг, как:

— защита жизни и здоровья граждан;

— охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

— проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

— консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

— обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать указанные услуги.

5. Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий указанные услуги.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятий частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

6. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частную охранную деятельность и частную сыскную деятельность вправе осуществлять только лицензиаты.

В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МВД России. Соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность, сыскную деятельность, отнесено к лицензионным требованиям и условиям (см. подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600).

7. Согласно ст. 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным детективам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, тем самым по смыслу Закона частные детективы не вправе носить форменную одежду сотрудников указанных органов.

При квалификации данного административного правонарушения необходимо учитывать, что лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, может быть только юридическое лицо, учрежденное специально для оказания охранных услуг, а применительно к негосударственной (частной) сыскной деятельности — юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, для которых сыскная деятельность является основным видом деятельности.

Совершение работником лицензиата — юридического лица, осуществляющего негосударственную (частную) охранную деятельность, негосударственную (частную) сыскную деятельность, либо индивидуальным предпринимателем — лицензиатом, осуществляющим негосударственную (частную) сыскную деятельность, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» влечет применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя — физического лица к мерам административной ответственности, установленным ч. 2 рассматриваемой статьи (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

8. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 8 комментария к ст. 17.1.

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Статья 17.12 КоАП РФ.

Административные правонарушения против порядка управления. Статьи 19.4, 19.5, 19.20 КоАП РФ.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.8, 20.9, 20.12, 20.13, 20.16, 20.17, 20.19, 20.23, 20.24 КоАП РФ.

3.3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Изучение положений статьи 17.12 КоАП РФ.

3.4. Административные правонарушения против порядка управления. Изучение положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьи 19.20 КоАП РФ.

— строка 118 «Незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов 17.11; 17.12»,

— строка 119 «Иные правонарушения, посягающие на институты государственной власти иные статьи главы 17»,

12) у участника ВЭД отсутствуют вступившие в законную силу и не исполненные в установленные сроки постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.12, 14.10 КоАП России;

5.2. Положений статей 16, 17 и 18 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» , статьи 203 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статей 14.2, 17.12, 20.16, 20.17, 20.19 и 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (у частных охранников).

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Статья 17.12 КоАП РФ.

Административные правонарушения против порядка управления. Статьи 19.4, 19.5, 19.20 КоАП РФ.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.8, 20.9, 20.12, 20.13, 20.16, 20.17, 20.19, 20.23, 20.24 КоАП РФ.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Статья 17.12 КоАП.

Административные правонарушения против порядка управления. Статьи 19.4, 19.5, 19.20 КоАП.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.8, 20.9, 20.12, 20.13, 20.16, 20.17, 20.19, 20.23, 20.24 КоАП.

Статья 12.17 КоАП РФ. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (действующая редакция)

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

1.1. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 12.15 настоящего Кодекса, и случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

1.2. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.17 КоАП РФ

1. Проблесковый маячок синего цвета и специальные звуковые сигналы относятся к специальным сигналам (см. комментарий к ст. 12.4).

2. Согласно п. 3.1, 3.2 Правил дорожного движения водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разд. 6 (кроме сигналов регулировщика) и п. 8 — 18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных п. 3 Правил. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Госавтоинспекции, ФСО России и военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства и сопровождаемых им других транспортных средств.

3. Согласно Правилам дорожного движения под маршрутным транспортным средством понимается транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

О понятии транспортного средства применительно к данной статье см. п. 1 комментария к ст. 12.2.

В соответствии с п. 18.1 — 18.3 Правил дорожного движения вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.9, 5.10.1 — 5.10.3, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе. Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

4. Право на внеочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения имеют транспортные средства со специальными цветографическими схемами, с включенными специальными сигналами. Специальные цветографические схемы, соответствующие государственным стандартам, наносятся на наружные поверхности автомобилей оперативных служб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 января 2000 г. N 2 специальные сигналы могут устанавливаться независимо от наличия специальных цветографических схем.

5. Водитель движущегося, возобновившего движение, осуществляющего какой-либо маневр транспортного средства, вынудивший водителя маршрутного транспортного средства, транспортного средства с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным сигналом изменить направление или скорость, совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств. Обязанности пешеходов при переходе проезжей части в случае движения по ней транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом предусмотрены п. 4.7 Правил дорожного движения.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем — согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

б) сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, — применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 указанные должностные лица вправе передать рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Должностные лица, указанные в подп. «а» данного пункта настоящего комментария, вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).

8. Применительно к лицензируемым видам деятельности в области дорожного движения о правовых последствиях совершения лицензиатом — индивидуальным предпринимателем административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 4 комментария к ст. 12.5.

Статья 17.12. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

СТ 17.12 КоАП РФ

1. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

2. Те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Комментарий к Ст. 17.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объект: правоотношения, охраняющие право ношения форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Предметом правонарушения является форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

2. Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Как правило, форма одежды и знаки различия устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами РФ, которые регламентируют порядок прохождения службы в различных органах и организациях.

Так, в силу ст. 39 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ.

Приложением N 1 к Указу Президента РФ от 11.03.2010 N 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» установлено, что военная форма одежды — это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими.

К существенным внешним признакам военной формы одежды относятся в совокупности:

— конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения;

— декоративно-различительные элементы установленных цветов — канты, лампасы, околыши фуражек, поля и просветы на погонах;

— фурнитура установленных образцов;

— погоны (погончики) установленных видов.

Погоны (погончики) — специальные элементы военной одежды, предназначенные для размещения знаков различия по воинским званиям и знаков различия по функциональному предназначению.

Существенными признаками знаков различия и ведомственных знаков отличия являются: сочетание расцветки и конфигурации, наличие официальных эмблем и геральдических элементов, утвержденных в установленном порядке руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О судебных приставах» судебные приставы и иные должностные лица ФССП России при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством РФ. Порядок ношения форменной одежды утверждается главным судебным приставом РФ.

В силу Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 540 «О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов» форменной одеждой судебных приставов и иных должностных лиц ФССП России является комплект предметов одежды и обуви, предназначенный для ношения судебными приставами и иными должностными лицами ФССП России, имеющими классные чины.

На форменной одежде носятся государственные награды, ведомственные знаки отличия и другие геральдические знаки, учрежденные в установленном порядке.

В силу ст. 24 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудники Следственного комитета РФ обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, форменная одежда и знаки различия военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов подробно регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами.

Как правило, ношение форменной одежды и знаков различия лицами, не имеющими на это права, осуществляется с целю получения материальной или иной личной выгоды.

Так, например, согласно Постановлению о назначении административного наказания по делу 5-23/2013, вынесенному мировым судьей судебного участка N 2 в Моркинском районе, К. 17 января 2013 г. около 13:20 в форменной одежде сотрудника органа внутренних дел, в зимней куртке ДПС ГИБДД со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации правоохранительных органов ДПС ГИБДД, погонами в звании капитана, меховой шапке (ушанке) с кокардой, управлял транспортным средством, не имея права ношения форменной одежды.

В судебном заседании К. пояснил, что с протоколом ознакомлен, согласен, вину признает, в 2012 году в Нижегородской области купил форменную одежду сотрудника ГИБДД в звании капитана полиции, 17 января 2013 г. одел на себя форменную одежду и поехал домой, ранее в органах полиции никогда не работал, одел форму, чтобы в пути его не остановили сотрудники полиции.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, совершенное лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности.

Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

В частности, согласно ст. 7 указанного Закона частным детективам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, на охранную деятельность распространяются аналогичные ограничения.

Данный состав выделен законодателем, поскольку существует прямой запрет для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.

При квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ следует помнить, что ношение частным детективом или охранником формы со знаками различия и соответствующей символикой должно быть связано с осуществлением им частной детективной или охранной деятельности, в противном случае следует привлекать к административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъекты: физические лица, достигшие 16 лет.

5. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

Комментарии к СТ 17.12 КоАП РФ

Статья 17.12 КоАП РФ. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

Комментарий к статье 17.12 КоАП РФ:

1. Данной статьей устанавливаются меры административного наказания за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов. Право ношения форменной одежды военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов определяется законодательством РФ, регламентирующим порядок прохождения службы в названных органах и организациях.

Статьей 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. При этом военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ, а знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форменное обмундирование в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривается для прокурорских работников. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет, что для сотрудников таможенных органов предусматривается ношение форменной одежды, форма которой и знаки различия устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные нормы установлены для судебных приставов, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для должностных лиц органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и некоторых других федеральных служб. Статья 25 (ч. 5) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой, образцы которой утверждаются Правительством РФ.

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере институтов государственной власти. Ношение форменной одежды со знаками различия, а также с соответствующей символикой свидетельствует о наличии определенных властных полномочий у военнослужащего, сотрудника (работника) государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Предметом правонарушения является незаконно носимая форменная одежда со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет появление физического лица в общественном месте (например, в организации, предприятии, учреждении, в общественном транспорте, на улице, парке, сквере, стадионе и т.п.) в форменной одежде со знаками различия, с символикой государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа без наличия у данного лица права на ношение формы со знаками различия, с соответствующей символикой.

Как представляется, из диспозиции данной статьи не следует, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, использующее элементы указанной форменной одежды. Налицо должно быть видимое соответствие незаконно носимой форменной одежды со знаками различия, с символикой образцу, установленному нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа.

Действие данной статьи не распространяется также на находящихся в отставке с правом ношения форменной одежды военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля за использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды» значительно увеличена административная ответственность за нарушение норм комментируемой статьи.

4. Субъект административного правонарушения по ч. 1 данной статьи — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

5. Частью 2 данной статьи определен специальный состав правонарушения, предусматривающий повышенную меру административного наказания для лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности и незаконно носящего форму государственной военизированной организации, правоохранительного или контролирующего органа в связи с осуществлением этой деятельности. Такая ответственность обусловлена прямым запретом для частных детективов и охранников выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов (см. ст. ст. 7 и 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.)). Если ношение частным детективом или охранником названной формы со знаками различия, с соответствующей символикой не связано с осуществлением частной детективной или охранной деятельности, последние должны привлекаться к административной ответственности в соответствии с ч. 1 данной статьи.

6. Дела о правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).